Урок по окружающему миру для 1 класса Травянистые раннецветущие растения


Травянистые раннецветущие растения. Р.к. Первоцветы Кирилловского района.
Ход урока:
 
1.    Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня у нас опять необычный урок. Необычный потому, что у нас присутствуют гости и наше весёлое Солнышко. Оно вам вновь улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
         - А теперь давайте настроимся на работу: откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
Я желаю вам успехов!
 
2.    Актуализация знаний и сообщение темы урока.
- Ребята, но в каждом деле нужна разминка. Поэтому вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке окружающего мира?
( О том, что скоро наступит весна)
Работа в четвёрках.
   - А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
вам на карточках дан тест, ваша задача выбрать правильный ответ, напротив выбранного ответа поставьте плюсик.
1. После какого времени года наступает весна?
Лето.
Зима.
Осень.
 2. Как в народе называют весну?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Дети.
Сосульки.
Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледобег.
Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Соловьи.
Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.
-Проверка .        (поднимите руку у кого все правильные ответы?
Поднимите руку у кого есть ошибки?)Таким образом, давайте не будем больше допускать ошибок, будем слушать внимательно  и всё запоминать.               
Весна как девчонка игривая,
Ручьями задорно поёт,
На лоно природы зовёт.
- Ребята, весна приглашает нас в гости на лесную полянку.
(Вывешивается картина весенней лесной поляны)(картина на которой изображены голые деревья и кустарники)
- Ребята, а какие объекты живой природы вы видите на этой прекрасной поляне? (Мы видим деревья).
Нравится ли вам эта полянка?
- А можно ли эту поляну сделать ещё более красивой? Как?
(Украсить цветами)
- Верно, украсят нашу полянку цветы , но непростые, а необычные. А какие – вы прочитаете сами в телеграмме, которую до урока принёс почтальон. Но он так торопился, что вписал туда лишние буквы: КМЛ.
Работа в парах.
Зачеркните их и прочитайте название растений: КПЛЕРЛВКОМЦКВЛЕМТКЫ
- Какое слово получилось?
ПЕРВОЦВЕТЫ.
- Как вы думаете, что это за цветы?
Тайна цветов скрывается в названии.
Кто разгадал эту тайну?
(Цветы, которые появляются первыми)
- А еще их называют раннецветущие, почему?
(Они зацветают ранней весной)
Травянистые раннецветущие растения.
Р.к. Первоцветы Кирилловского района.
-Назовите тему урока.
Раннецветущие растения. Первоцветы.
Цель. Научиться различать раннецветущие растения.
-Деформированный план.
1).Работа в парах.
2).работа в группах
3) работа с учебником
4) работа с тетрадью
Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48-49
- Представьте, что мы летим с вами на вертолёте.
Маша и Миша зовут нас в полёт,
Сядем, друзья, поскорей в вертолёт!
Мы над полями и над лесами
Быстро летим под облаками.
Будем внимательны, будем дружны,
Чтобы увидеть приметы весны!
- Можем ли мы увидеть с вертолёта, цветущие деревья и распустившиеся листочки?
( нет)
- Мы можем увидеть только изменения окраски кроны деревьев и кустарников?
(да. Ивы и орешник нам кажутся жёлтыми шарами, а у осины нежный зелёный цвет).- Лишь спустившись   на землю можно рассмотреть цветущие деревья и кустарники.
- Рассмотрите рисунок-подсказку левого разворота.
- Прочтите названия деревьев и кустарников.  
Орешник
Ива
Осина
 - Внимательно рассмотрите веточки, чем они похожи ? ( Все они цветут, но листьев нет , у них  
        есть «серёжки»)
 -Чем отличаются друг от друга? ( «Серёжки» на разных растениях разные)
 - Орешник или лещина – это кустарник цветёт в апреле, В наших лесах он не встречается.
- По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. 
А сейчас давайте послушаем сообщение которое приготовил нам ученик.
  -Когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый   род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.
Что нового узнали о иве?
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
        (А. Барто)
-Осина весну встречает рано, зацветает вслед за ольхой и лещиной, соцветия – серёжки
-После цветения созревают мелкие плоды-коробочки, наполненные крошечными лёгкими  семенами. У каждого семени парашют из тонких волосков, пух. На этих парашютах будущие осинки летят туда, куда их несёт ветер.            
 -Растут ли в наших краях ивы и осины? ( Растут)
Таким образом, нас окружают много интересных кустарников и деревьев, которые имеют свои характерные особенности.
Физкультминутка.
Мы приходим с вами в лес.Сколько здесь вокруг чудес!На опушке посидели,Всё вокруг мы посмотрели.Отправляемся вперёд –Нас дорога вдаль зовёт.Посмотрели вправо, влево,Наклонились и присели,Заниматься тихо сели.
а) знакомство с раннецветущими травянистыми растениями.
- а сейчас, Давайте прогуляемся по весеннему лесу вместе с Машей и Мишей.
- Весна – пора пробуждения природы. Солнце светит ярко и посылает наземлю много тепла. Тает снег, и появляются первые весенние цветы.
- Ребята, а кто из вас знает, как называются цветы, появляющиеся ранней
весной?
(Это подснежники).
- Верно, ребята! (выходит ученик с рисунком подснежника, читаетстихотворение и крепит рисунок на доску).
                                               
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник!
- Ребята, едва сходит снег, зацветают травянистые растения, которые назвали подснежниками. Кто-то говорит, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие утверждают, что он золотистый, как солнечный луч, а третьи твердят, что он белый, как снег, который не успел растаять. Кто же из них прав? Как ни странно все! Часто подснежниками называют любые цветы, которые первыми показываются из-под снега – порой даже прежде, чем он сойдёт. Среди всех так называемых подснежников есть один настоящий – галантус. Это многолетнее растение, выпускающее ранней весной два узких листа и стрелку с белым изящным цветком. Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шёл снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника – вестника весны.
- А какие ещё цветы часто так же называют подснежниками?
А теперь, давайте рассмотрим рисунок-подсказку правого  разворота.
- Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно
Перелеска
Первоцвет
Ветреница
Мать-и-мачеха
Хохлатка
Прострел (сон-трава)
Об одном из раннецветущих растений нам сегодня расскажет…
(подготовленные заранее дома ученик, называют растение, читают стихотворение, крепят рисунок на доску).
      Медуница.
Что случилось с медуницей,
Медуницей-небылицей?
Вроде розовой была?
Посинела… Отцвела!
 
         - Ребята, медуницу ещё называют цветок-колдунья, потому что от весны до осени она четырежды меняет окраску своих лепестков. Сначала колокольчики розовые, потом становятся пурпурными, затем фиолетовые, а когда начнут отцветать, они уже синие, поблёкшие.
Спасибо, ……..
- А Какие цветущие травянистые растения видят Миша и Маша? (ветреницу, и мать- и -мачеху)
-что вы можете рассказать об этих растениях?
- Ветреница цветёт всего несколько дней. Очень любит свет и стараются закончить своё развитие раньше, чем лес оденется листвой.
Мать-и мачеха самый смелый весенний цветок.  
         - Это растение получило такое название за то, что его цветок на тонком стебельке качается даже от лёгкого ветерка. К тому же это растение ядовито. Содержащиеся в нём вещества действуют на сердце. Но листья ветреницы используют в медицине, как потогонное и усиливающее действие почек и лёгких средство.
           
Узнайте по описанию о каком знакомом цветке идёт речь:
- этот весенний цветок  называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение  украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков. (первоцвет)
- Цветки лиловые или фиолетово-розовые, собраны в кисть. У каждого цветка венчик из четырёх сросшихся лепестков, верхний со шпорцем. Растение лекарственное.(хохлатка)
- Стоит земле освободиться от снежного покрова, как в тенистых лесах зацветает маленькое растение с голубыми листами.( печёночница,)
А сейчас ,ребята давайте немного поработаем с текстом, у вас на столе у каждого лежит научный текст, который я нашла из очень интересной энциклопедии. Прочитайте его внимательно и карандашиком отметьте ,те выражения, которые относятся к нашему плану, внимание план на доске, но вам нужно не просто подчеркнуть нужные слова, но еще и рассказать нам об этом растении по нашему плану .
Расскажи по плану.
1. Внешний вид растения.
2. Где растёт.
3. Как используется в медицине.
 
 - Подснежником называют и прострел или сон-траву. Ранней весной в сосновом бору можно увидеть фиолетовые цветы на короткой ножке. Почему же прострел зовут сон-травой? Существует поверье, что люди, попавшие вечером на поляну с этими цветами, якобы засыпают от испарения растения. Однако, оно, хотя и ядовито, такого действия не оказывает.   !найти как исп. В медицине!!!!!!!
- а сейчас я предлагаю вам открыть рабочие тетради на странице 33 и раскрасить тот цветок ,который больше всех вам запомнился, больше всех вам понравился, не забудьте подписать название вашего цветка, если затрудняетесь, можно использовать рисунки правого разворота    учебника.
5.Динамический момент урока « Экскурсия в музей первоцветов»
( дети проходят по рядам друг за другом и любуются рисунками своих одноклассников), выбирают самые лучшие рисунки.
беседа с учащимися об охране первоцветов.
- Итак, ребята, вот и познакомились мы с растениями-первоцветами. Они не только радуют наш взор, но некоторые из них приносят большую пользу человеку – возвращают здоровье, помогают бороться с болезнями.
- Как называются такие растения?
(Лекарственные).
- Ребята, к сожалению, многие раннецветущие стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего лишь несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме лишь всего 1 день, а то и меньше?
- Ребята, берегите первоцвет! Ведь многое из них занесены в Красную книгу, то есть находятся под охраной нашего государства. Собирать их и продавать запрещено Законом. И если бы цветы могли говорить, они попросили бы о помощи, о пощаде! Природу легко уничтожить, труднее её сохранить для будущего. А наша с вами задача – беречь каждую былинку, каждый цветочек! Всё живое на Земле!
Чтение стихотворений детьми
Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я и ты,Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляныИ не будет красоты.Дерево, цветок, трава и птицыНе всегда умеют защититьсяЕсли будут уничтожены они,На планете мы останемся одни!
 
творческая работа учащихся
- А теперь давайте полянку делать ещё более красивой.
(со стола ученики берут рисунок цветка и украшают им полянку, называя его название, звучит весенняя мелодия).
- Ожила полянка, запестрела цветами. Посмотрите ещё раз на неё.
- Какой она была в начале урока?
- А какой стала теперь?
- Благодаря кому она так похорошела?
 
5.    Итог урока.
- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведём его итог.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
(Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение)
- Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?
- Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне!
- Какое у вас настроение?
- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей.
Спасибо вам!
- На земле должно остаться много первоцветов. Не будем губить эти растения, собирать их в букеты. Пусть наш класс будет украшать веселая цветочная поляна, сделанная своими руками.
Выберите тот цветок, который соответствует вашему ощущению от урока.
Если на уроке вам всё было понятно, не было затруднений – прикрепляете цветок синего цвета.
Если вы чувствовали себя неуверенно, были затруднения при выполнении заданий – прикрепляете цветок красного цвета.