РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Культура добрососедства» 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Марфовская средняя общеобразовательная школа"
Ленинского районного совета Республики Крым
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
МО учителей начальных
классов Заместитель директора школы по УВР Директор МБОУ Марфовская СОШ
_____________ М.С.Болотова ____________ А.В.Сайкина ______________ В.Г.Пукало
Протокол № ____ от 25.082015г. 25.08.2015г. Приказ №____ от 25.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса
«Культура добрососедства»
2 класс
Всего часов на изучение программы: 34
Количество часов в неделю: 1

Составитель Болотова Марина Сергеевна учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Учебный курс «Культура добрососедства» является интегрированным и систематизирует уже имеющиеся у обучающихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми обучающиеся должны в ходе изучения данного курса.
Структура и содержание курса соответствуют требованиям «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Республики Крым», утвержденных решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2 – 1».
Учебный курс «Культура добрососедства» состоит из взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-4-х классов (по 34 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет своё название, отображающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:
1 класс: «Я, моя семья и мои соседи»;
2 класс: «Место, где мы живем»;
3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;
4 класс: «Гордимся Крымом».
Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и России, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения находить новые конструктивные идеи;
выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам родного края, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.

Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в РК;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения Крыма как субъекта Российской Федерации;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни республики, своего, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину».
Общая характеристика курса
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран.
На современном этапе развития общества в России особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
•воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
•формирование чувства принадлежности к многонациональному русскому народу;
•формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
•приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Составлена программа с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма.
Учебно-воспитательные цели курса:.
•воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
•формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
•воспитание толерантности как основного принципа демократии;
•развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
•формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
•знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
•формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
•приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
•формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.

Место курса в учебном плане
На изучение курса «Культура добрососедства» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Весь курс рассчитан на 135ч.
Вовтором классе программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия:
•Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
•Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
•Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Республики Крым, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
•Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
•Симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
•Принимать и сохранять учебную задачу;
•Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
•Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
•Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•Оценивать правильность выполнения действия;
•Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
•Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
•Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
•Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
•Формулировать собственное мнение и позицию;
•Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;•Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
•Задавать вопросы;
•Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание курса
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, концессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Реализация содержания разделов курса «Культура добрососедства» может проводиться в форме классных и внеклассных занятий, включающих экскурсии, проведение выставок, встреч с интересными людьми, утренников. При изучении каждого раздела предполагается поисково-исследовательская работа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№ раздела и тем Наименование разделов
и тем Учебные часы Практическая часть Примечание
1. Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Крым – край, в котором мы живем. 1 2. Раздел «Географическая среда» 5 3. Раздел «История» 6 4. Раздел «Традиционная и современная культура» 12 5. Раздел «Язык соседа» 4 6. Раздел «Аксиология» 2 7. Раздел «Конфликтология» 4 Итого: 34 Содержание учебного материала Требования к уровню подготовки учащихся
Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Крым - край, в котором мы живем. Знать цели и задачи курса
Раздел «Географическая среда» (5 часов)
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте. Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека.
Крымский лес – многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека.
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе. Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях нашего региона (Ленинский район). Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать.
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями.
Раздел «История» (6 часов)
«Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения).
Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Знать 3-5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур.
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки. Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители.
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, имена самых известных ее учеников. Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы.
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее. Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев.
Раздел «Традиционная и современная культура» (11 часов)
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых знаний в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии.
Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека. Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека.
Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями. Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом.
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища. Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища.
Новоселье – праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов. Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья.
Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье. Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях.
Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. Уметь лепить из глины (теста, пластилина и т.д.) предметы домашней утвари. Иметь представление о различных видах керамики.
Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, День Защитника Отечества, День Победы, Новый год и др.). Памятные даты Крыма (День воссоединения с Россией, День Конституции и др.). Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников.
Раздел «Язык соседа» (4 часа)
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе. Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе.
Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье – праздник моей семьи и моих соседей». Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством.
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях.Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о Родине, о доме и о соседях.
Раздел «Аксиология» (2 часа)
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства. Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства.
Памятники и святые места, которые нас объединяют. Иметь представление о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий.
Раздел «Конфликтология» (4 часа)
Каждый из нас особенный, но у нас много общего. Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом.
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе. Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими; стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций.
Резервные уроки 1 час Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Марфовская средняя общеобразовательная школа"
Ленинского районного совета Республики Крым
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_______________ А.В.Сайкина

« ____» ________ 2015 год
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Марфовская СОШ
____________ В.Г.Пукало

« ____» ________ 2015 год
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
курса
«Культура добрососедства»
2 класс


Составитель: Болотова Марина Сергеевна учитель начальных классов

2015 - 2016 учебного года
Календарно-тематическое планирование
№п/п Число Название темы занятия Раз- делы программы УУД
план факт 1 Крым – край, в котором мы живем. Цели и задачи программы. Введение Личностные УУД
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Республики Крым, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
2 Каждый из нас особенный, но у нас много общего. Конфликто-логия 3 Каждый из нас особенный, но у нас много общего. Конфликто-логия 4 Национальный фольклор различных этносов Крыма о родине, о доме, о соседях. «Язык соседа» 5 Национальный фольклор различных этносов Крыма о родине, о доме, о соседях. «Язык соседа» 6 Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе. «Язык соседа» 7 «Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. История 8 Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства. Аксиология 9 Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом и живут сегодня. История 10 Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом и живут сегодня. История 11 Памятники и святые места, которые нас объединяют. Аксиология 12 Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Традиционная и современная культура
13 Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Традиционная и современная культура Личностные УУД
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные УУД
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
14 Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека. Традиционная и современная культура 15 Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Традиционная и современная культура 16 Украшаем свой дом. Интерьер. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями. Традиционная и современная культура 17 Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Географическая среда 18 Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища. Традиционная и современная культура 19 Новоселье – праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов. Традиционная и современная культура Личностные УУД
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные УУД
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
20 Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье – праздник моей
семьи и моих соседей». «Язык соседа» 21 Традиции гостеприимства в моей семье. Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиционная и современная культура Личностные УУД
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные УУД
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
22 Общегосударственные праздники. Памятные даты Крыма. Традиционная и современная культура 23 Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конфликтология 24 Всегда ли нам легко общаться. Конструктивное взаимодействие в коллективе. Конфликтология 25 Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки,
дедушки. История 26 Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускник История 27 Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее. История 28 Ремесла, которые были развиты в регионе. Гончарное искусство в Крыму. Представление о различных видах керамики. Традиционная и современная культура 29 Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хоз. деятельности в регионе и населенном пункте. Географическая среда 30 Крымский лес – многоэтажный дом. Лес в жизни человека. Географическая среда 31 Крымский лес – многоэтажный дом. Лес в жизни человека. Географическая среда 32 Что дают растения человеку? «Зеленая аптека» в нашем регионе. Географическая среда 33 Резервный урок 34 Итоговое занятие. Строим город будущего. Современная культура КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
«Культура добрососедства», Программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым, Симферополь, «АнтиквА», 2007.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/?ПРИЛОЖЕНИЕ
«Язык соседа» - словарь для общения
Начальная школа
1-й класс
Мальчик, девочка, мама, папа, бабушка, дедушка, семья, сосед, друг, учитель, школа, школьник.Я, ты, мы, да, нет.
Фразы, выражения, диалоги:
Здравствуйте! - До свидания!
Как тебя зовут? – Меня зовут…
Давай дружить! – Хорошо!
Извини, пожалуйста! – Хорошо!
Давай мириться! – Хорошо!
Спасибо! – Пожалуйста!
Приятного аппетита! – Спасибо!
Кто это? – Это (моя бабушка, мама, мой дедушка …, мой друг, мой сосед, мой учитель)
Что это? – Это (мой дом, моя школа, моя улица).
2-й класс
Земля, водоем (море, река, озеро, ручей, источник), особенность ландшафта (побережье, горы, степь). Населенный пункт (город или поселок или село), улица, музей, памятник, храм.
Дом, дверь, окно, комната (гостиная, кухня, прихожая, столовая, спальня).
Фразы, выражения, диалоги:
Как дела? - Хорошо!
Где ты живешь? – Я живу….
Поздравляю! – Спасибо!
Поздравляю с праздником! – Спасибо!
Приходи в гости! – Хорошо. Спасибо!
Добро пожаловать! - Спасибо!
Садись! (Присаживайся!)
Угощайтесь! – Спасибо, очень вкусно! Не хочу, спасибо!
3-й класс
Лето, зима, осень, весна, утро, день, вечер, ночь, солнце, ветер, дождь, снег, тепло-холодно.Вчера, сегодня, завтра, сейчас, праздник, подарок, песня, танец, игра.
Числительные (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять).Фразы, выражения, диалоги:
Познакомься, это мой/моя (друг, одноклассник, брат, сестра, мама, бабушка, учительница и т.д.) – Очень приятно! Меня зовут……
Приходи в гости! – Спасибо, когда? – (сегодня, завтра, утром, днем, вечером)
Помоги мне, пожалуйста! – Спасибо!
Давай помогу! – Спасибо!
Ты любишь (тебе нравится).. (работать, учиться, петь, танцевать, играть)? – Я люблю, (мне нравится)…(учиться, петь, танцевать, играть)? Или – Нет, я не люблю ….
Я хочу … (есть, пить, спать, гулять, учиться, играть, дружить) – Хорошо, пожалуйста!4-й класс
Родина, мир, традиция, путешествие, интересно, хозяин, гость, сказка, стихотворение, легенда, добрый-злой, хороший-плохой, красивый, вежливый, здесь-там, близко-далеко, прямо, направо, налево.Фразы, выражения, диалоги:
Обращение к незнакомому пожилому человеку, среднего возраста, сверстнику (мужчине/женщине).
Что это? – Это (мой дом, моя школа, моя улица, музей) … - Очень красиво!
Кто это? – Это …
Добро пожаловать! - Спасибо!
Я тебя приглашаю…. (в гости, в путешествие, в театр, кино…) – Спасибо, это интересно!
Где находится … (школа, дом, музей, море…)? – Прямо, направо, налево, близко, далеко, там…
Расскажи, пожалуйста, (сказку, стихотворение, легенду…) – Хорошо, слушай! (Слушай, это интересно!)
Вам / тебе помочь? – Спасибо, ты очень добрый!