«Шежере — Моя родословная».

Занятие с детьми подготовительной группы
«Шежере - Моя родословная».

Воспитатель: Каштанова Наталья Николаевна.
Цель: Формировать представления о семье и родственных отношениях.
Задачи:
1.Закреплять представления о родственных связях;
2.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
3.Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;
4.Развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи;
5.Учить составлять небольшой рассказ на тему «Моя семья»;
6.Продолжить формирование речевых навыков.
Образовательные: закреплять представления о родственных связях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими качества личности человека.
Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки применения диалогической и монологической речи; развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи. Учить составлять небольшой рассказ на тему «Моя семья».
Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство гордости за свою семью.
Участники: дети подготовительной к школе группе, ведущий, Батыр – взрослый.
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья!
-Мы сегодня совершим путешествие в прошлое человека. Но любой человек это не только отдельная личность, но и его семья. Род, Родина, родня, родной – это всё слова с одним корнем. И мы не должны быть « Иванами непомнящими», надо знать и любить своих родных. А кто живет в семье?
( Ответы детей: Я, мама, папа, бабушка)
- Правильно, ребята, семья - это наши близкие люди, которые живут с нами наши родные люди. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно, мамы, бабушуки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Род, родословная, Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.
Дети:
1.Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я.
3.«Откуда родом ты?», - меня спросили.
И я ответил гордо: «Из России!
А если говорить точней с Урала я,
там Родина – Башкирия моя!
4. У наших гор – вершины до небес,
и соловьиных песен полон лес.
Богаты недра нефтью, серебром,
поляны – ягодами, а сердца – добром.

Дети садятся на стульчики по периметру зала.
Звучит грустная мелодия курая. Входит Батыр.
Ведущий: Посмотрите, ребята, на наш праздник пришел Батыр, но он почему
то грустный О чем ты грустишь, уважаемый гость?
Батыр: У меня случилась большая беда! В моей юрте погас огонь семейного очага. Пусто и холодно стало в нашем доме. Ничто не радует мою семью.
Ведущий: Да, это печально. Когда в доме не горит огонь семейного очага – в нем нет и жизни. Знаешь, Батыр, мы с ребятами очень хотим помочь тебе. Давай мы отправимся на поиски этого волшебного огня.
Батыр: Ребята, вы правда поможете мне найти огонь семейного очага? (ответы детей)
Ведущий: Батыр, давай попросим помощи у хозяйки гор и лесов. Быть может, там, в горах и лесах мы отыщем волшебный огонь?
Показ Слайда № 1 «Горы и леса Башкортостана»
Батыр: Хозяйка гор и лесов, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?
Хозяйка гор и лесов: (голос в записи) Нет, Батыр, в моих лесах, на моих горах, весна сменяет зиму, лето – весну, осень – лето, а потом вновь наступает зима. Мои леса и горы богаты зеленью весной и летом, белым снегом зимой, багряными, желтыми красками осенью Совсем недавно в моем лесном и горном царстве кружились в прощальном танце осенние листья
Хозяйка гор и лесов: (голос в записи) Но огня в моих лесах, на моих горах нет. Огонь опасен для лесов и гор. Прости, не могу тебе ничем помочь
Батыр: Как жаль Придется идти дальше по свету, огонь семейного очага нужно найти обязательно.
Ведущий: Батыр, давай попросим помощь у Хозяйки рек и озер.
Показ Слайда 2 «Реки и озера Башкортостана»
Батыр: Хозяйка рек и озер, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?
Хозяйка рек и озер: ( голос в записи) Нет, Батыр, мои реки и озера полны прозрачной водой, в них плещутся стайки рыб, на берегу круглый год веселятся взрослые и дети Какие только игры они не устраивают Посмотри сам.
Игра «Юрта» (русская народная музыка).
Хозяйка рек и озер: (голос в записи) Но огня в моих реках и озерах нет. Ведь огонь всегда гаснет в воде. Прости, не могу тебе ничем помочь
Батыр: Как жаль. Придется идти дальше по свету, огонь семейного очага нужно найти обязательно.
Ведущий: Батыр, посмотри, на нашем пути стоит небольшой город. У него красивое, необычное название – Ишимбай. Может быть, в этом городе мы найдем так нужный нам огонь семейного очага?
Батыр: И правда, давайте заглянем в город Ишимбай.
Ведущий: А в городе Ишимбай нас уже ждут и приглашают к себе в гости Ребята. Давай посмотрим и послушаем, что они нам расскажут.
Дети поочередно:
1. Шежере... Какое слово!
Бархатом ласкает слух,
Сердцем рождено, готово
Поднимать потомкам дух!
2. Кем был твой прадед,
Кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
– Давайте поговорим о семье, Что такое семья? Ответы детей.
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые родители, и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники.
– Что такое родословная? С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева. Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. И так, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. И у каждого из вас есть своя история: когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад.
– Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково.
Игра: «Назови ласково».
– Как вы ласково называете маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата, любые имена. Ответы детей. (Настенька, Настюша, Настёна, Настюшенька.)
– Мама какая? (Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)
– Папа какой? (Сильный, смелый, умный, родной, трудолюбивый.)

Батыр: Как много интересного я услышал! Как много добрых слов было сказано о всех членах семьи.
Игра: «Шкатулка с волшебными словами».
– Ребята, у вас тоже есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).
– У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья веселая, потому что мы любим, рассказывать веселые истории». (Воспитатель берёт с подноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).
– Вот и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает).
Ведущий: Посмотри, Батыр, от тепла сердец каждой семьи, у которой мы побывали в гостях, загорелась свеча Любви и Доброты. Я думаю, что она помогла зажечь огонь твоего семейного очага. Береги этот огонь
Батыр: Спасибо вам! Я поспешу к своему родному очагу
Ведущий: Мы не могли поступить иначе, ведь все мы – одна большая, дружная Семья!
Итог:
Ребята, вспомните, о чем мы говори на занятии? Ответы детей.
Кто является вашими родственниками? Ответы детей.
Как надо относиться к родителям, к бабушкам? Ответы детей.
Вам было бы интересно изучить свои корни? Ответы детей.


15