Технологическая карта урока на тему Как составляют топографические планы и карты

Технологическая карта урока
Учитель: Мартынова Инна Владимировна МОУ Тереньгульская СОШ
Предмет: география, 6 класс,
УМК: авторская программа А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др.
Учебник: География. Начальный курс. 6 класс. А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. М: Вентана-Граф, 2010.
Рабочая тетрадь № 1 к учебнику А. А. Летяина «География. Начальный курс».
Методическое пособие. География. Начальный курс. 6 класс: Примерное поурочное планирование. А.А. Летягин. М: Вентана-Граф, 2008

Тема урока: Как составляют топографические планы и карты
Место урока в теме: 6-й урок в теме «План местности»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:
Образовательные: способствовать формированию навыков работы с топографическим планом, картой, масштабом; читать топографический план при помощи условных знаков; умение составлять простейшие планы местности.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, атласа, материалами мультимедийной презентации.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:
Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности, формирование нравственного поведения и морального сознания.
Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, умение вести самостоятельный поиск и отбор информации.
Предметные:  читать топографический план при помощи условных знаков. Использовать понятия по проведению глазомерной съёмки местности по составлению плана местности. Использовать приобретённые знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: осознавать необходимость изучения темы. 
Регулятивные:планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. 
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, работать в парах, группе, с коллективом.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.
Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Содержание и технология урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД

1. Актуализация знаний учащихся

Заполните пропуски в тексте: «Топографическим планом называют подробное плоское крупномасштабное изображение небольшого участка местности, на котором с помощью условных знаков показывают географические объекты и их расположение на земной поверхности»

Дают ответы
(2 мин.)
Познавательные:
Регулятивные:
Аргументированное оценивание ответов
Комуникативные:Излагать свое мнение

2. Целеполагание
Определение учащимися темы урока, целей и задач
Создание проблемной ситуации. a°Представьте, что нам предложили нарисовать дорогу от школы к дому, что нам для этого нужно знать?
- Давайте, определим тему урока
- Цель нашего урока?
-Задачи?

- Формулируют тему урока «Как составляют топографические планы и карты»
- Формулируют цель урока: Научиться составляют топографические планы и карты.
- Выдвигают задачи урока по аналогии с предыдущим уроком.
Находят пути решения – использование разных источников географической информации.
(3 мин)
Регулятивные:
Целеполагание, планирование
Познавательные:
Самостоятельное выделение познавательной цели, выбор оптимальных способов решения задач
Комуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли
Личностные:
Формирование личного мировоззрения

3. Проверка домашнего задания
Прочитайте рассказ (слайд)
Читают план, записывают на листочках текст. Обмениваются листочками, и проверяю записи друг друга.
(7 мин)
Познавательные:
Представлять информацию в разных формах Регулятивные:Работать по плану
Комуникативные:Сотрудничество со сверстниками.
Комуникативные:Организовывать работу.

4. Открытие новых знаний
Организация самостоятельной работы учащихся










5. Закрепление знаний и способов действий.
Ставит перед учащимися учебные задачи: Изучить виды съемок местности
1 ряд Инструментальная съемка местности
2 ряд Глазомерную съемку полярная
3 ряд План местности на маршруте


Физкультминутка
Голова чтоб не болела,  Ей вращаем вправо-влево.  А теперь плечами крутим   И для них разминка будет.  Повороты вправо-влево. Шаг на месте. Ходим строем. Хоть приятно разминаться,  Вновь пора нам заниматься. (1 мин)

Работа с топографическим планом.
Учащимся на группу раздается план местности с обозначенным маршрутом. Задание. Составить рассказ путешествия по данной территории.
Инструментальная съемка местности – используют инструменты и приборы.
1. Полярная съемка местности - способ изображения участка поверхности с одной точки, в пределах видимости объектов.
2. Полюс съемки выбирают в середине участка так, чтобы с него были видны все объекты снимаемой территории.
1. Маршрутная съемка местности – способ изображения участка поверхности из одной точки в другую.
2. На план местности наносятся объекты по обе стороны от наблюдателя в пределах видимости
3. При маршрутной съемке объекты обозначаются условными топографическими знаками.
(8 мин)

Учащиеся составляют рассказ, затем один из учеников зачитывает, что них получилось.
Участники групп проводят самооценку (выставляют оценки всем участникам группы)
(15 мин)
Выполняют задание в рабочей тетради(если осталось время)

Познавательные:
Находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию
Представлять информацию в форме устного ответа
Регулятивные:Работать по плану, сверяясь с целью
Комуникативные:Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение слушать и вступать в диалог.
Организовывать работу в паре, группе
Комуникативные:Организовывать работу в паре, группе

6.Рефлексия
Подведение итогов
Цветок знаний

- Я понял материал урока, мне было интересно (красный)
-Я не совсем понял урок, (желтый)
- Я ни чего не понял, мне было скучно (синий)
(1 мин)


7. Домашнее задание
- Всем:
- Параграф 10, ответить на вопросы 2-4 с.61 (устно), принести цветные карандаши.
По выбору:
Выполнить задание на с. 62
(3 мин)



15