Урок по окружающему миру на тему Как живут животные (1 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Как живут животные?
(тема урока)
1-в класс УМК «Школа России»
Учитель: Трофименкова Наталья Викторовна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Железногорска Курской области
Тема: Как живут животные?
Базовый учебникОкружающий мир А.А. Плешаков.
Цель урока: Расширить представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.
Задачи:
– обучающие: формировать умения, необходимые для организации и проведения исследовательской работы (умение задавать вопрос, формулировать цель исследования, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы);
– развивающие: развивать речь, умение отстаивать свою точку зрения, работать в группе;
– воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Тип урока: Урок изучения нового и закрепление полученных знаний (Урок-исследование)
Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Основные понятия: животные, пища, воздух, вода, тепло, свет.
Необходимое техническое оборудование: ЖК-экран; слайдовая презентация; доска; мел; рабочие листы с заданиями №1, №2, №3; картинки животных; ключевые слова, записанные на карточках, карандаш; рабочая тетрадь «Окружающий мир» ч.1.; клей; учебник «Окружающий мир».Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: обучающихся научатся наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
- узнавать зверя по описанию (загадке).
Получат возможность научиться:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- работать в паре, группах, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;
Логические –перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.
Ход урока.
Слайд.1 I.Орг. Момент Прозвенел звонок
Начинается урок.
- Сегодняшний урок окружающего мира необычный – у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, гостям. Пусть этот урок несет нам радость общения. Тихонечко садитесь.
II. Актуализация знаний.
Слайд. 2 (звучит фрагмент песни «Я на солнышке лежу»)
Слайд. 3 1. На урок пришли наши друзья Мудрая Черепашка и Муравей Вопросик.
Слайд. 4 Муравьишка по дороге к нам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растения живые.
- Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни?
На доске карточки: Выберите нужные карточки

2. Выходит один ученик и выбирает нужные карточки.

Слайд. 5 Давайте проверим, правильно ли выполнил задание наш ученик.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Наши друзья предлагают вам отгадать загадки и тогда вы узнаете тему урока.
( на слайд выходят картинки по отгадкам)
(на доску ставятся карточки с записями отгадок)
1. 1)Утро... Весь в цветах лужочек...Но смотри: один цветочекВдруг вспорхнул – и полетел,И опять на кустик сел!Удивительный цветок:Ножки, глазки, стебелёк,Между крыльев – складочка
Слайд. 6 Да ведь это ж...Бабочка.
2) На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Слайд. 7 Кто же это? Стрекоза
3) Я весь день ловлю жуков. Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
Слайд.8 Прыг-скок! Не робей! Я бывалый … Воробей
4) Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Слайд.9 А зовут её … Лиса
5) Летом в лесу гуляет,
Слайд.10 А зимой в берлоге отдыхает … Медведь
6) «Ухвачу-ка! Проглочу-ка!»
Слайд. 11 Щёлкает зубами рыба… Щука
7) Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой, под мостом
Слайд.12 Жил в реке усатый … Сом
Слайд. 13 2. Предположите, о ком сегодня пойдёт речь на уроке? (О животных)
Распределите названия животных по группам.
Слайд. 14 После ответа детей. (Делятся на 4 группы: насекомые, птицы, рыбы, звери(на доске слова: животные - НАСЕКОМЫЕ РЫБЫ ПТИЦЫ ЗВЕРИ)
Приведите примеры животных каждой группы. Назовите отличительные признаки каждой группы животных ( НАСЕКОМЫЕ – 6 лап РЫБЫ – тело покрыто чешуёй
ПТИЦЫ – тело покрыто перьями ЗВЕРИ – тело покрыто шерстью)Слайд. 15 Физкультминутка ( муз.видео)
IV. Работа по теме урока.
Слайд.16 1. Работа по учебнику с.72.
Откройте учебник на стр.72, прочитаем, что мы узнаем о животных?
Какие задачи придумал для Вас муравьишка Вопросик на урок? (в учебнике посм.с.72)
Слайд.17 Вы знаете, что растения живые, а животные?
Докажите это. Дети высказываются, произвольно называя признаки живого (они растут, развиваются, питаются, приносят потомство, умирают)
Убедимся, что вы правы, я предлагаю поработать в группах
(класс делится на группы-3 группы)
Слайд. 18 Правила работы в группе
1. Прочитайте задание.
2. Выполните его – соедините рисунки при помощи карандаша (Проведите линию).
3.Сделайте вывод.
4.Выступление пар.
5. Проверка правильности вывода по учебнику.
Каждая группа получит своё задание:
Эти задания имеются в учебнике, но нам нужно сохранять школьные учебники, поэтому выполним эти задания на листах
Задание 1(для 1 ряда) одно на ряд
Определите, кто что ест. Найдите к каждой карточке пару.
Слайд. 19 Проверяем
Вывод: Все животные питаются.
- Так что же необходимо животным для жизни? (пища)
На доске появляется табличка:  пища
- Но для жизни взрослых животных нужна не только еда (пища).
- Подумайте, что еще нужно животным? (вода)
На доске появляется табличка: вода
Задание 2 (для 2 ряда)
Слайд.20 Определите, каким животным принадлежат части тела и для чего они служат?
Слайд. 21 Проверяем Вывод: животные передвигаются, но по-разному (бегают, прыгают, плавают, летают). И все они хорошо приспособлены к своему способу передвижения.
Задание 3(для 3 ряда)
Слайд. 22Определите, чьё жилище, соедини фото животного с записью
Для чего животным нужен дом?
Слайд. 23-24 Вывод: многие животные строят жилища для себя и своего потомства.
- Значит, что еще необходимо для жизни животных? (тепло)
На доске появляется табличка: тепло
- В чем еще нуждается каждое животное? (в воздухе и свете)
Сделаем общий вывод:что необходимо животным?
Все животные имеют детёнышей и заботятся о них.
Слайд. 25 Игра "Потерялись малыши" 
Помогите малышам:Потеряли дети мам.Без родителей, одниПопадут в беду они.Помогите малышам!Поскорей найдите мам!
Я называю животное, а вы его детёныша (хором). В это время 1 человек работает самостоятельно у доски с картинками .
1. Волк - волчонок 2. Кабан - поросёнок 3. Медведь - медвежонок 4. Белка - бельчонок 5. Ёж - ежонок 6. Лось - лосёнок 
7. Заяц - зайчонок
8. Мышь - мышонок
9. Олень - олененок
10. кошка - котенок
11. Собака - щенок
-Повторим еще раз, как живут животные? (Питаются, передвигаются, строят жилища, растут, развиваются, приносят потомство, умирают)
Слайд. 26 Самостоятельная работа в рабочей тетради с. 50.
Вырезанные изображения животных раскладывают на
странице, а затем наклеивают. Вывод
Слайд.27 Прочитаем вывод Мудрой Черепашки: У каждого животного свой природный дом: лес, река, почва.
Слайд.28 Объясни, что необходимо животным в его природном доме? ( пища, воздух, вода, тепло, свет)
Слайд. 29 Как называют животных, живущих у человека дома? Это домашние животные. У кого есть домашние животные? Расскажите о своём животном
(2 чел.)
Заключительная часть.
Слайд. 30 - Итак, давайте подведем итог для Муравья Вопросика, что необходимо животным для жизни? Я начну, а вы продолжайте:
- Пища и вода - для питания,
Воздух – для дыхания
Тепло- для того ,чтобы не замёрзнуть
Свет- для того, чтобы видеть всё вокруг.
Посмотрите на выставку. Много писателей описывали забавные истории с животными в своих книгах. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке.
Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Слайд. 31 Давай-те оценим свою работу на уроке. Кому на уроке было всё понятно и легко- покажите большое животное. А кому нужна была помощь- маленькое !