Правовая викторина Юные знатоки права

Классный час в игровой форме
«Юные знатоки права»
(8-9 классы)
Цели: способствовать формированию правовой культуры; развивать активную гражданскую позицию; воспитывать чувство ответственности.
Форма проведения: командная игра.
Оборудование: бумага, фломастеры, раздаточный материал, тексты Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, мультимедийная презентация с заданиями конкурса.
Ход мероприятия
Во вступительном слове учитель акцентирует внимание учащихся на актуальности правовых знаний в современной жизни. Затем представляются жюри, команды и начинается игра.
Конкурс «Разминка»
Команды по очереди вытягивают карточки и объясняют понятия:
1) право; 2) правовая норма;3) демократия; 4) гражданин; 5) правовой статус; 6) Конституция;
7) декларация;8) конвенция; 9) ценз.
Конкурс «Ценности демократии»
Необходимо построить пирамиду. Она состоит из ценностей демократии. Из предложенного набора понятий нужно выбрать те, которые относятся к ценностям демократии, и вписать их на плакат в виде пирамиды.
Предлагаемые понятия:
толерантность, консенсус, анархия, компромисс, свобода, политика, личностная ориентация, индивидуальность, ясность правил, монархия, условия для реализации.
Конкурс «Права человека»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев.
Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на ...
Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на...
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на ...
Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ...
Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на ...
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на ...
Приведите примеры из тех сказок, где речь идет о правах героев или их нарушениях («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и т.д.).
Конкурс «Правовые заморочки»
Ответьте на вопросы.
Нецензурная брань учащегося в школе - это издержки воспитания или противоправное деяние?
Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?
Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?
До какого возраста человек является ребенком?
С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства?
Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - мать или отец?
Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения?
Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка?
Конкурс «Преступление и наказание»
Командам предлагаются карточки, в которых перечислены разные формы наказаний. Необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным Кодексом: лишение свободы, ссылка, высылка, предание публичному позору, штраф, четвертование, избиение плетьми, смертная казнь, бессрочная каторга, конфискация имущества.
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории (12 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет), и карточки с перечислением преступлений. Задание: установить соотношение между возрастом и преступлением, за совершение которого наступает уголовная ответственность.
Преступления: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, вымогательство, заведомо ложное сообщение о террористическом акте, бандитизм, кража, мелкое хулиганство, оскорбление личности.
Конкурс «Ответственность»
Команды получают карточки с описанием различных правовых ситуаций:
1) работник опоздал на работу;
2) пассажир автобуса не оплатил проезд;
3) ученик разбил стекло в школе;
гражданин купил вещь, заведомо зная, что она ворованная;
школьник случайно попал из рогатки в глаз однокласснику. Задание: определить, какой вид юридической ответственности
наступает в каждом из этих случаев. Задание выполняется на скорость.
Конкурс «Всякая всячина»
Команды должны ответить на вопросы в отведенные на конкурс 5 минут.
Вопросы первой команде
1. Правовой институт, не входящий в систему гражданского права: наследственное право, интеллектуальная собственность, гражданство, право собственности.
Форма высшего непосредственного выражения власти народа, Предусмотренная Конституцией России.
Кто является главой Российской Федерации?
4. Что такое презумпция невиновности?
5. Какие органы из перечня не входят в систему органов государственной власти: Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы?
Вопросы второй команде
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?
2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка считается ребёнком?
3. Кто является гарантом конституции РФ?
4. Из перечисленных ниже субъектов РФ свои Конституции могут принимать: а) области, б) края, в) республики, г) автономные округа.
5. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России.
Конкурс «Документ»
Задание. Команды должны назвать правовые акты, в которых находятся данные статьи.
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
«Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
«Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния».
Ответы:
1. Всеобщая декларация прав, человека. 2. Конвенция о правах ребёнка. 3. Конституция РФ. 4. Семейный кодекс РФ.
Подведение итогов
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, за неполный ответ - 0,5 балла, за неправильный ответ - 0 баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

15