Конспект занятия Выпиливание лобзиком. Изготовление деревянной утвари



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Станция Юных техников






«Выпиливание лобзиком. Изготовление деревянной утвари»










Педагог дополнительного образования
Супрун Ирина Викторовна






г. Приморско-Ахтарск
2014


Тема занятия: «Выпиливание лобзиком и изготовление декоративного крючка на кухню»

Цель : 1. Совершенствовать умения и навыки работы лобзиком; научиться выпиливать по шаблону криволинейные поверхности; бережно относиться к инструментам.
Оборудование: Лобзики, выпиловочные столики, шаблоны, карандаши,
магнитофон, компьютер, проектор, поощрительные
призы.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребятишки!
Слышу, прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Как в народе говорится-
Дело мастера боится.
И сейчас всего за час
Научу всему я вас.
Как выпиливать, строгать,
Место за собой убрать,
Инструмент хитро держать, чтоб пилу не поломать.
Меня зовут Сергей Алексеевич.
Сейчас я проверю, готовы ли вы к уроку. На верстаках не должно быть ничего лишнего. Для работы потребуются: линейка, карандаш, ластик, а также спецодежда. У всех есть? Молодцы, к уроку готовы.
(Тема урока на экране) Тема нашего сегодняшнего урока «Выпиливание лобзиком и изготовление декоративного крючка на кухню». До этого вы уже выпиливали лобзиками по прямым линиям. (Цели урока на экране) Цели этого урока: совершенствовать умения и навыки работы лобзиком, научиться выпиливать по шаблону криволинейные поверхности.

2. Актуализация знаний.
А сейчас мы поиграем. Я вас разделил на две команды. У каждой команды на верстаке лежит разрезанная открытка. Ваша задача по моей команде её правильно собрать. Итак начали. Молодцы, ребята. Переверните открытку. Каким инструментом мы будем сегодня работать? Лобзиком. (На экране лобзик) Из каких частей состоит лобзик? Смотрите на открытку. Правильно: рамка, ручка, верхний и нижний зажимы.
Займите свои места.
А теперь давайте посмотрим, какие изделия можно изготовить с помощью лобзика. (На экране работы) Очень много красивых вещей можно изготовить с помощью лобзика. Это и различные варианты шкатулок, рамки для фотографий, игрушки, салфетницы и многое другое. Даже мебель изготавливают с помощью лобзика.
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешит колья,
На слова медлителен и скуп.

По стене, как зарнь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе – молодке в красной шубке
Явь и сон мерещились – легки.

Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа, как письмена:
Запоёт резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.

И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок-
Сказ пойдет о красном древоделе
По лесам, на запад и восток.
Кроме этого лобзик используется при выполнении прорезной резьбы, но с ней вы познакомитесь в 7 классе. Кто из вас был в деревне? Вы, наверное, видели резные наличники на окнах. Это и есть прорезная резьба.
Как я уже говорил, сегодня на уроке вы будете изготавливать декоративный крючок на кухню. Посмотрите на макет. Как вы думаете, для чего нужен декоративный крючок? Правильно, он используется для того, чтобы повесить полотенца, прихватки, фартуки и т. д. Вы видите, сколько различных вариантов формы крючков мы можем изготовить. Это - клубника, груша, лошадь, рыбка, цветочек, ёлочка, и т. д. Вариантов очень много.
Но перед тем, как мы выберем какой-то из них, я хочу у вас спросить. Вы любите дарить мамам подарки? А какой подарок будет приятней получить маме: сделанный вашими руками или купленный в магазине? А кто мне может сказать, какой сегодня праздник? Правильно, сегодня День святого Валентина. А вы знаете, какие подарки дарят в этот день? Да, в этот день дарят валентинки. А какую форму имеет валентинка? Правильно, она имеет форму сердечка. (На экране)
День сегодня очень яркий.
Ждут друзья от нас подарки.
Чтобы добр был Валентин,
Мы сердечки смастерим.
Я думаю, это будет замечательный подарок. И даже если не у всех хватит времени закончить изделие сегодня, то его можно доделать на следующем уроке и подарить маме на 8 Марта.
Вспомним технику безопасности. (На экране)
Работать лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.
Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
Не делать резких движений лобзиком, не наклоняться низко над заготовкой.
И самое главное, чтобы хорошо и качественно работать, мы должны помнить японскую пословицу «Торопись не спеша». А какие похожие русские пословицы вы знаете?
«Тише едешь – дальше будешь»
«Поспешишь – людей насмешишь»

3. Практическая работа по выполнению изделия.
А сейчас приступаем к работе. Давайте ознакомимся с порядком выполнения работы. (На экране)
1. Нанести рисунок по шаблону на заготовку.
2. Выпилить изделие по линиям разметки.
3. Провести ось симметрии.
4. Просверлить отверстие диаметром 3 мм на расстоянии 10 мм.
5. Отшлифовать изделие.
6. Покрасить изделие маркером (2-3 раза).
7. Приклеить крючок.

Кто мне мастерство покажет,
Делом все слова докажет.
Я того отблагодарю,
Щедро оценю!
А чтобы получить хорошую оценку, вы должны знать требования к качеству изделия.
1. Не залезать за линию разметки.
2. Произвести качественную отделку изделия.
3. Сверлить отверстие на указанном расстоянии.
4. Приклеить крючок по оси симметрии.
Чтобы работа спорилась, я вам включу музыку.
(Если кто-нибудь закончил работу раньше, то у него есть шанс получить еще одну хорошую оценку. Для этого вы должны разгадать кроссворд.)
Ребята до окончания работы осталось 5 минут. Но не торопитесь. «Не доделаешь сейчас – не испортишь».
Внимание: закончили работу. Сдаём инструменты и приспособления и приступаем к уборке рабочих мест.

4.Итоги урока.
Закончили уборку и заняли свои рабочие места. Сейчас мы приступаем к самому интересному – выставлению оценок. Помните наши требования к изделию? (На экране) Кто справился полностью с заданием? А кому не хватило времени?
Выставление оценок.
Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Где в жизни могут пригодиться умения и навыки работы с лобзиком? А кто мне сможет повторить устройство лобзика?
Мы с вами сегодня покрасили наше изделие маркером. А какие ещё способы отделки можно использовать, чтобы украсить наше изделие? (Залакировать, покрасить, сделать рисунок под обои, выжечь).
Домашнее задание. На чистом листе бумаги нарисуйте сердечко. Учитывая кухонный интерьер, используйте свою фантазию и придумайте, как можно украсить данное изделие.
Ребята, я видел, что вы работали с душой, и думаю, что мамам должен понравиться ваш подарок. А в память о нашей встрече я тоже хочу сделать вам подарок и подарить валентинки. Вы замечательные дружные ребята. Спасибо за урок. А сейчас убрали свои чертежные принадлежности и спецодежду. Урок закончен. До свидания



Тема занятия: Изготовление предметов деревянной утвари.

Цель занятия:

1. Познакомить с новым словом “утварь”, объяснить значение.

2. Обучить приёмам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали.

3. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.

4. Отработать навыки ручной обработки древесины.

5. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания.

6. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.

7. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, оснащение занятия:

- столики для пиления;

- лобзики;

- напильники, надфили;

- шлифовальная шкурка;

- шаблоны, карандаши.

Наглядные пособия:

- образцы готовых изделий;

- плакаты, стенды.

План занятия:
Организационная часть (2 мин.)
Повторение пройденного (5 мин.)
Объяснение нового материала (20 мин.)
Закрепление полученных знаний (3 мин.)
Практическая работа (40 мин.)
Заключительная часть (10 мин.)

Литература, использованная при подготовке к уроку:
Василенко В.М. народное искусство. – М., 1974.
Выпиливание лобзиком АЩ3Т “ACTB”, 1998.
Ларин О.И. Поклонись дереву. – М., 1985.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: кн. для учителя – М.,1985.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1989.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2001.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Отметить отсутствующих, назначить дежурных, проверить готовность к занятию, сообщить тему урока.

2. Повторение пройденного.

Предложить ученикам на выбор один из трёх тематических кроссвордов, напечатанных на листах разного цвета, с указанием на классной доске, какой теме соответствует цвет:

- на зелёном листе по теме “ Разметка”;

- на синем листе по теме “Сверление”;

- на красном листе по теме “Пиление”.

Задание для всех:

- определить название инструмента по горизонтали.
Кроссворд № 1.
Кроссворд № 2.
Кроссворд № 3.

Материалы кроссвордов, решение представлены в Приложении.

Через 5 мин. собрать листы и продолжить занятие. Анализ результатов решения кроссвордов отложить на “Заключительную часть” занятия.

3. Объяснение нового материала (сопровождается показом презентации).

Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.

На Руси дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.

И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.

Дерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделия из него служат порой несколько поколений.

К таким изделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари.

Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).

В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь – предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”.

В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.

Началом традиционного русского промысла, изготовления изделий из древесины, считают X век, об этом говорят деревянные ложки, которые были найдены археологами, в погребениях Нижегородской области.



В течение следующих столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.



Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари.
Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.



Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?

Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.

“К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.

Ещё одно интересное наблюдение.

Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:



Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и “о”.

А по определению С. И. Ожегова:

ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

ТВОРИТЬ – творчески создавать.

Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.

К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.

Снова обратиться к стенду с образцами будущих изделий.

Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.

Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм., а на этом занятии для работы будут использовать 6-ти мм. фанеру, березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали.

Особенности задания в том, что для пиления этих заготовок потребуется большая физическая сила, чем раньше, а перед выпиливанием внутреннего контура, необходимо будет просверлить отверстие рядом с разметочной линией, вставить в него пилку и, закрепив ее, выпилить по разметке.

При обработке внутреннего контура детали существует несколько приёмов работы (см. Приложение, рис.1).

Выпиливание острого угла:

I – й способ – если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать также, как и тупой, т.е. поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины (см. рис.1, а), за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол (см. рис.1, б). Затем выравнивают смежную сторону угла.

II – й способ – плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла (см. рис. 1 в-г; 1-6-очередность нахождения лобзика на разных участках).

Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия.

В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь - наружный контур. Это связано с безопасностью при работе.

После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.

4. Закрепление полученных знаний.

Задать вопросы на повторение:
что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари;
в какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур?
в каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?

5. Практическая работа.

Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:
Разметить заготовку по шаблону.
Просверлить отверстие внутри контура.
Вставить пилку, закрепить в рамке.
Выпилить внутренний контур детали.
Вынуть пилку из детали, закрепить в рамке.
Выпилить наружний контур.
Зачистить, шлифовать.

Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:
при сверлении;
при выпиливании лобзиком;
при зачистке и шлифовании.

Поставить задачу на урок.

Предложить каждому ученику индивидуальное задание.

Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.

6. Заключительная часть.
Подать команду о завершении практической работы.
Проверить собранные изделия.
Предложить учащимся самим оценить свои изделия в сравнении с образцами.
Подвести итоги повторения пройденного ( по кроссвордам) и практической работы.
Контролировать уборку рабочих мест, мастерской.





© 2014 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. адрес: festival






























15