Методическая разработка открытого занятия по теме Изготовление кухонной разделочной доски


Муниципальное образовательное учреждение
Сельская образовательная школа
с. ПодымахиноУсть-Кутского муниципального образования
Иркутской обл.


Методическая разработка открытого занятия
по теме: «Изготовление кухонной разделочной доски»

Вечерин Александр Павлович,
Учитель технологии
Усть-Кут
2015
Введение
Направленность открытого занятия: « Изготовление разделочной доски
по содержанию является – художественно-эстетическая;
по функциональному предназначению — прикладная;
по форме организации — индивидуальная, групповая;
Актуальность открытого занятия обусловлена тем, что в настоящее время огромное количество молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и проводит много времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем всестороннем развитии. Они становятся более замкнутыми, им тяжело находить общий язык со своими сверстниками, они более раздражительны. Дети живут в каком-то своем выдуманном мире, не зная как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать своими руками. Другая категория современных детей предоставлена сама себе, уходит на улицы, в подъезды и основное их занятие направлено на разрушение, а не на созидание.
На занятии я пытаюсь расширить интересы детей, переключить их внимание на другие сферы деятельности, создаю условия для развития, увлекая различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Тем самым появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в современном обществе.
Тема программы: « Художественная обработка древесины».
Тема занятия: изготовление кухонной разделочной доски.
Тип занятия: изучение трудовых приемов и операций.
Цель занятия:
Научить самостоятельно изготавливать разделочные доски.
Углубить знания по обработке древесины. Решить проблему свободного времени детей, пробудить у них интерес к новым видам деятельности, расширить их жизненный кругозор.
Занятие проводится в группах в зависимости от возраста и возможностей детей.
Задачи занятия
Обучающие:
ознакомить учащихся с приемами пиления электро лобзика.
научить учащихся правильным приемам выпиливания из фанеры,
доски с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.
Развивающие:
развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на
чертежах,
развивать умения в оперативности мышления, находить пути
совершенствования своего труда.
развивать навыки производительного труда, разбираться в практических
ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения Воспитательные:
формировать у учащихся стремление к постоянному развитию
профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю;
формировать самостоятельность и уверенность в своих силах;
развивать интерес к профессии;
воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.
Материально-техническое оснащение занятия:
деревянная заготовка,
разметочный инструмент,
шаблон, наждачная бумага,
электролобзик,
эталоны изделий,
плакаты, и
нструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.
Место проведения: столярная мастерская.

Ход занятия
1. Организационная   часть
Педагог   приветствует   учащихся,   проводит осмотр внешнего вида, организацию рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий. По журналу проверяет явку учащихся на занятие. Также проверяются знания по Технике Безопасности.
Сегодня на занятии мы будем изготавливать кухонную разделочную доску, научитесь работать лобзиком, эти умения пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Давайте вместе попробуем сформулировать цели урока.
2. Актуализация прежних знаний
Начинается с обобщающей беседы педагога с учащимися. Учащимся задаются вопросы:
- Чтобы изготовить кухонную разделочную доску, мы заранее определили последовательность операций, на отдельных листах: 1). Выбрать заготовку; 2). Разметить  контур изделия; 3). Выпилить контур изделия; 4). Наколоть центр отверстия; 5). Высверлить отверстие; 6). Зачистить изделие.
По ходу педагог уточняет и дополняет ответы учащихся, подводит итог беседы:
 - Молодцы, хорошо все вспомнили. А теперь кто ответит:
1. Как мы можем ускорить разметку большого количества деталей?
(Для разметки нескольких одинаковых деталей применяют шаблоны).
2. Перед вами лежат образцы древесных материалов. Выберите и назовите те, которые вы уже знаете.
 (Фанера, ДВП, ДСП).3. Где используется фанера?
(В строительстве, изготовлении мебели, машиностроении и даже в самолетостроении).
4. Как вы думаете, из каких древесных материалов можно изготовить разделочную доску?
(Из фанеры.)
Хорошо!
5. А почему нельзя сделать разделочную доску из ДВП или из ДСП?
(Так как они состоят из опилок с клеем, который вреден для здоровья человека и от влаги они разрушаются).
6. Как располагаются слои шпона в фанере?
(Листы шпона укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было взаимоперпендикулярно).
6. Почему фанера и доска одинаковой толщины имеют различную прочность?
(Фанера прочнее древесины, так как шпон спрессован взаимоперпендикулярно).
3. Изучение новых понятий и способов действия
У вас на столах лежат буклеты  «Пропильная резьба», почитайте их.  А теперь давайте сделаем вывод.  
Педагог:
- Из всего разнообразия видов резьбы по дереву мы начнем знакомиться и осваивать именно пропильную резьбу — самую распространенную и доступную. Она имеет несколько наименований: ажурная, сквозная, накладная. При этом способе удаляют, вернее, выпиливают фон.
Перед вами образцы выпиленных изделий, скажите, пожалуйста, сможем ли мы с вами обработать их, не встретив при этом значительных затруднений?
(Обработать такие изделия мы не сможем, так как мы еще не  знаем  технологии  выпиливания).
- Совершенно верно. Вам надо еще научиться выполнять некоторые операции по изготовлению изделия.
Много красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика: абажур, подставки для карандашей, конфетницы, салфетницы и др. Для этого рекомендуется использовать фанеру толщиной 3—5 мм высокого качества. Перед нанесением рисунка следует рассмотреть ребра взятого куска фанеры: если имеется даже небольшой участок, где средний слой или слои имеют пустоту, то такой кусок фанеры использовать нельзя. Следует обратить внимание на неровности фанеры, скрытые пустоты и наличие в верхних слоях сучков — при выпиливании они могут отскочить.
Основными инструментами для выпиливания древесины является электрический или ручной лобзик.  Ло́бзик (от нем. Laubsäge) — инструмент для криволинейного распиливания материалов.  Он представляет собой рамку, напоминающую букву П, на свободных концах которой помешены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилочку. Сначала ее прочно закрепляют в нижний винтовой зажим около ручки, причем зубья пилочки должны быть наклонены в сторону ручки. (Учитель демонстрирует приемы заправки пилок в лобзик). Перед закреплением на втором зажиме следует сдавить свободные концы лобзика и прочно закрепить пилочку в этом зажиме . Хорошее натяжение пилочки обеспечивает нормальную работу лобзика. При выпиливании лобзиком к верстаку струбциной крепят специальный выпиловочный столик .Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги или обводят детали по шаблону.
Для зачистки краев выпиленных контуров заготовки применяют  шлифовальную шкурку или надфили. Надфили - это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и другие. Работу выполняют аккуратно, чтобы не поломать изделия.  
Выпиленные изделия из древесины легко обрабатываются, долговечны, красивы, гигиеничны, но обладают существенным недостатком — без соответствующей обработки они подвержены вредному воздействию прямого солнечного света и влаги.
Чтобы защитить древесину от всех этих воздействий и придать изделиям декоративный вид, их покрывают лаками, морилками, красками, оклеивают декоративной пленкой, фанеруют или пропитывают специальными составами, предохраняющими древесину от загнивания, вредителей и микробов.  При работе с лаками и красками необходимо соблюдать правила безопасной работы с лаками и красками
Работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении.
Внимание! Лак и краски пожароопасны. Не работай вблизи включенных электрических приборов!
При длительной работе с лаком применяй марлевую повязку или выполняй работу на свежем воздухе.
Следи, чтобы лак, масла, растворители не попадали на открытые участки кожи.
Закончив работу, убери рабочее место, тщательно вымой руки с мылом
На мебельных и деревообрабатывающих предприятиях отделку изделий выполняют отделочники. Отделочник — специалист, выполняющий комплекс работ, связанных с улучшением декоративных свойств изделий из древесины.
4. Учебно-тренировочная часть
Задачей этого элемента занятия является выработка первоначальных навыков работы  лобзиком. Он осуществляется посредством показа приемов работы на рабочем месте, сопровождается комментариями учителя.
Выпиливание лобзиком выполняют сидя или стоя, применяя для этого выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столик и придерживают левой рукой, а правой выпиливают. Заготовку прижимают к выпиловочному столику и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. Старайтесь не наклонять лобзик, держите его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем пилочка должна все время находиться в круглом отверстии выпиловочного столика.
При очень крутых поворотах следует сделать несколько «холостых» движений лобзиком, не нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру. Лобзик должен быть «продолжением руки».  (Педагог демонстрирует приемы закрепления выпиловочного столика для работы с лобзиком, левой рукой держать фанерную заготовку, а правой - лобзик.).
Помните, ни одно даже очень интересное изделие не будет красиво выглядеть, если оно будет выполнена неаккуратно.
При работе следует сидеть не сгибаясь. Соблюдать правила техники безопасности: ученик читает вслух правила безопасной работы):а)  Работать лобзиком нужно с надежно закрепленными и исправными ручками.
б)  Не «заваливай» лобзик во время пиления.
в)  Надежно закрепить пилку в рамке лобзика и упорную дощечку на верстаке.
г) Не делать резких движений при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой. Д)  Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
е)  Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
ж) Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.
Надеюсь, что сегодня на уроке вы сможете выпилить доску, не допустив при этом серьезных ошибок.
5. Формирование умений и навыков (Практическая часть)
Перед вами лежат карточки - задания, последовательность подготовки лобзика к работе, основные правила при работе с лобзиком, также есть критерии оценки работ (Приложение 1).  Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними и следуйте им.
Дежурные раздают шаблоны (Приложение 5), карточки-задания, технологические карты «Изготовление кухонной разделочной доски»  (Приложение 2) и материалы.
После чего все приступают к работе.
Шаблоны учащиеся  могут использовать свои, которые подготовили дома или выбрать из предложенного. Педагог помогает выбрать шаблоны (более простого изделия) слабым ученикам, внимательно следит за работой каждого.
С помощью наводящих вопросов старается помочь избежать ошибок при работе.
Примерные вопросы педагога:
1) Какой рукой надо придерживать заготовку при выпиливании?
2) Как перемещают лобзик?
3)  В каком зажиме сначала закрепляют пилку?
4) Как наклонены зубья пилки в лобзике?
5) При выпиливании поворачиваем лобзик или заготовку?
6) Можно ли делать резкие движения при выпиливании?
7) Можно наклоняться низко над заготовкой?
При выполнении практической работы учащимся предлагается выполнить   упражнения для глаз и  физкультминутку  (Приложение 3).
Учащимся, которые выполнили практическую работу раньше,  предлагается разгадать кроссворд.  (Приложение 4)
После выполнения практической работы, учащиеся убирают свои рабочие места.
6. Заключительная часть.
Задачей заключительной части занятия является активное включение учащихся в подведение итогов урока. Учащиеся вместе с педагогом анализируют свою работу на занятии:
- Вспомните, какие цели стояли сегодня на занятии?
- Все ли цели удалось выполнить?
- Какие затруднения встретились вам во время работы?
- Над чем предстоит еще поработать?
- Выскажите свое мнение о том, что полезного, нужного вы приобрели на занятии. Где пригодятся вам приобретенные знания и практические навыки?
Педагог комментирует объективность оценивания результатов работы каждого ученика.
Затем проводится рефлексия занятия:
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научился…
меня удивило…
мне захотелось…
Вот и подошло к концу наше занятие. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы. Занятие закончено.
 
Приложение №2
Процесс изготовления изделия из древесины
В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией.
Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений. Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей. С одним из приспособлений — зажимом столярного верстака — вы уже знакомы.
В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте, в которой указана последовательность операций. Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.
 технологическая карта
                            
№ п/пПоследовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски
В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи). Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.