Практическая работа по окружающему миру на тему Горы и равнины ( 4 класс )


Тема урока : Равнины и горы России
Тема практической работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов местности
Цели практической работы:
ознакомить с равнинами и горами на территории России;
сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;
учить делать выводы, обобщать , доказывать, ориентироваться по карте;
развивать познавательную активность детей, умение работать по карте,
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным в учебнике или учителем; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (таблицы, рисунки);
коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении; работать в паре и группе; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: формировать элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; адекватную оценку результатов своей учёбы, понимание причин успеха и неуспеха; положительное отношение к учёбе в школе, к предмету окр. мир и краеведению; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.
Вид практической работы: работа с планами, картами и др.
Основные термины и понятия: холмистая и плоская равнины, плоскогорье, гора, низменность, возвышенность.
Оборудование: физическая карта России; мультимедийный проектор, слайды с изображением изучаемых объектов; атласы, цветные карандаши, шаблоны шкалы высот, макет холмистого рельефа.
Ход практической работы:
1. Организационное начало
Запись на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».
2. Актуализация ЗУН
- повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)
-  Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)
- Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (Главная линия на диаграмме - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные.)
-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)
-  Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)

-Главная линия – это уровень моря, она из всех линий сплошная, а остальные пунктирные.
-Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зелёную окраску.
-Возвышенности и горы, у них жёлтая окраска и коричневая.
3. Мотивация учебной деятельности и сообщение темы
Постановка учебной проблемы.
- По формам земной поверхности мы выделили два вида – равнины и горы, а в диаграмме по высоте над уровнем моря мы видим пять цветов.
- Что можно сказать о высоте равнин, гор?
Какие есть разновидности равнин и гор в России?
-Есть горы очень высокие и не очень высокие.
-На равнинах есть холмы, возвышенности.
- Какой возникает вопрос ?- А только ли высотой над уровнем моря отличаются эти земные поверхности?
– О чём сегодня пойдёт разговор? (Мы думаем, что мы будем говорить о горах и равнинах.)
4.Усвоение ЗУН
1) работа с физической картой
- Перед вами раскрылась Восточно – Европейская или Русская равнина России. Это одна из самых крупных равнин мира. Её площадь превышает 5 миллионов квадратных километров. Она имеет очень холмистый рельеф, здесь растут леса, есть степи, где растят хлеба, и даже есть полупустыни.
- Какая же поверхность данной равнины? ( равнина холмистая)
2)проведение опытов
Опыт № 1( модельный )
– На нашем макете мы видим холмистые участки суши.
- Давайте аккуратно польём на макет.
– Что будет происходить с водой на таких территориях?
(В углублениях собирается вода.)
Вывод:
– Что образуется на таких равнинах? (Это болото. Здесь, наверное, очень сыро.)– Найдите на карте и сравните две равнины : Западно-Сибирскую и Восточно-Европейскую.- Западно-Сибирская равнина — это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)
-Опыт № 2.( модельный)
Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли.
Вывод: Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.
(Слайд) Западно – Сибирская равнина
Равнина расположена сразу за Уралом. Это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Много болот и озёр. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли.
(Слайд) Средне – Сибирское плоскогорье
А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье – это плоская гора)
Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. (Слайд)
- Какую поверхность имеет эта равнина?
- Когда- то, миллионы лет назад, здесь были горы, которые устарели и разрушились. Лишь только возвышенности сейчас напоминают о них.
опыт № 3( модельный)
_ мы знаем, что горы образовались в результате давления и сжатия земной поверхности во время тектонического движения земной коры. Они и выглядят, как гигантские складки слоёв горных пород. Примером складочных гор являются Альпы.
_ возьмем небольшое количество песка и будем насыпать . Что образовалось ? ( небольшая гора).
Представим, что это гора образовалась при помощи тектонического движения земли, но подвергаясь ветрам( слегка подуть на вершину), дождям ( направить небольшую струю воды ) , новым сейсмическим толчкам- это гора постепенно разрушалась, превратившись в плоскогорье.
-вывод: Средне – Сибирское плоскогорье - возвышенное пространство, напоминающее горную местность.
Вывод: Равнины делятся на 3 группы: плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье . При помощи каких цветов на карте показаны равнины, ведь они разные? (дети дают объяснения)
- В начале занятия вы получили шаблоны шкалы высот, мы сделали выводы о равнинных территориях, закрасьте в нужные цвета шкалы высот равнин. (Дети закрашивают полученные в начале урока шаблоны шкалы высот)
- Равнины составляют большую часть территории .
3) Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
4) Исследовательская работа
Дальнейшее наше знакомство будет с горами России. Внимательно исследуйте карту, определите местоположение горных территорий, назовите их. (Дети называют, показ у карты, слайд ).
- Ребята, скажите, в природе чаще мы видим одиноко стоящую гору или целую горную цепь?
-Цепь из гор называется горной системой.
-Первое знакомство с самой высокой горной системой – Кавказскими горами. (слайд)
Самые высокие горы России – Кавказские, до 5000 м и даже больше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом.
- Исследуйте указанные странички учебника
- Что можете сказать о Кавказских горах?
- Вывод: горы высокие, более 5000 метров, вершины покрыты льдом и снегом, горы остроконечные, молодые, продолжают расти. Высочайшая точка России г. Эльбрус имеет 2 вершины. ( 5642м., 5621м.) (слайд)
Там у подножия гор очень красивая природа. В горах течет большое количество быстрых рек.
- Уральские горы. ( слайд)
Исследуйте материал о них на стр учебника
- Что можно рассказать об этих горах?
- Вывод: горы низкие, до 2000 метров, называют каменным поясом русской земли, так как делят Россию на европейскую часть и азиатскую (показ учителя), старые горы с тупыми вершинами.
Наивысшая точка – гора Народная, её высота 1895 метров (слайд).
- Урал – это кладезь полезных ископаемых. Чего здесь только нет! Есть железо и медь, алюминий и цинк, золото и платина, а ещё есть драгоценные камни: изумруды, рубины, сапфиры и еще много других.
- Алтайские горы (слайд).
- Вспомните, куда включены горы Алтай, как переводится это слово. Чем привлекает Алтай? Какова же высота гор? Высшая точка? (слайд) гора Белуха (4506 м )-Как вы думаете, а почему гору назвали Белухой?
- г. Белуха, как и г.Эльбрус тоже имеет 2 вершины: восточную и западную. Восточная -4506 м., а западная – 4460 м. ребята, когда горы растут, то случаются землетрясения. Так в алтайских горах было сильное землетрясение. Это говорит о чем? Да, горы растут, они молодые.
5)Поисковая работа
- Исследуйте атлас и найдите горную систему, расположенную рядом с Алтайскими горами. (Саяны)
Это небольшая горная система средней высоты, с тупоконечными вершинами. Высота гор - до 4000 м. Наивысшая точка 3956 метров.
- Нам предстоит еще одно знакомство с очень интересной горной системой, о которой мы уже говорили. Я загадаю вам, а вы узнайте о каких горах идет речь.
- Есть гора, а на её вершине огнедышащая яма, называем гору мы (вулканом)
- Где в России много вулканов?
- Конечно, это горы полуострова Камчатка. Найдите их на своих картах.
(Слайд)
- Исследуйте учебник на стр. и карту. Что интересного узнали о горах Камчатки ? ( там 28 действующих вулканов, самый высокий – Ключевская Сопка - 4750 м) Интересное зрелище извержение вулкана. (слайд)
- Извержение вулкана на Камчатке зрелище достаточно частое. Вулканы могут долго –долго спать, но для каждого действующего вулкана наступает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб дыма, газов, шлака, освещенный багровым пламенем. (слайд)
- Еще раз взгляните на карту.
Какой вывод сформулируем о горах, глядя на карту?
(Есть молодые горы, они высокие, остроконечные. Есть старые, тупоконечные, средние или низкие по высоте.) (Горы показаны при помощи коричневых оттенков цвета. Чем выше, тем темнее цвет). 5. Фронтальное обсуждение выводов
а) фронтальный опрос
- Закончим практическую работу, закрасив последние клетки в графе «горы».
- Мы прошагали с запада на восток по равнинам и горам России.
Какой же общий вывод о рельефе нашей страны мы можем сделать?(ответы детей)
- Вернемся к карте. При помощи чего на карте мы показываем неровности? ( При помощи цвета)
- Какими цветами изображаем равнины?( от темно – зеленого до светло – желтого)
-На какие виды делятся равнины? (холмистая, плоская, плоскогорье)
- Какими цветами изображаем горы?( от светло- коричневого до темно – коричневого).
б) географическая игра " Соедини"
Каждый получает карточку, где нужно верно соединить географический объект с видом его рельефа
в) Проверь себя ( вопросы на слайдах к презентации)
Приложение
шкала высот


шаблон шкалы высот

Карточка к географической игре " Соедини"
«Каменный пояс земли Русской»
г.ЭльбрусРавнина, раскинувшаяся от западных границ до Уральских гор
Уральские горы
Самая высокая гора России. Западно-Сибирская равнина
Равнина, расположенная к востоку отУральских гор Восточно Европейская равнина
Список использованных источников:
1) Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир Учеб. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2015.;
2) http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/ravniny-i-gory-rossii