Урок русскогоязыка во 2 классе


Открытый урок по русскому языку 2 класс. Разработала и провела учитель начальных классов Лаенко Лидия Ивановна
Тема: Звонкие и глухие согласные
Цели: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные, развивать умение анализировать звуковой состав.
Оборудование: таблица, сюжетные картинки, карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
- Всем красиво подравняться,
Начинаем заниматься.
На меня все посмотрели,
И красиво тихо сели.
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, потому что пришли учителя нашей школы на наш открытый урок.
Повторение
- Ребята, с какими звуками познакомились на прошлом уроке?
(Звонкие и согласные звуки. Ыыткыр болгаш дулей ажык эвес уннер)- Сегодня мы продолжим \эту тему.
1) – Послушайте грамматическую сказку. Сказка называется «Парные и непарные»
Как-то король Алфавит устроил сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Им было весело.
Согласные встали парами: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Причем буквы Б,В,Г,Д,Ж,З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие звуки.
А вот П,Ф,К,Т,Ш,С были глухи к музыке.
Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это М,Н,Р,Й,Х,Ц,Ч,Щ. Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. Согласные стали делиться на парные и непарные.
2) Работа с таблицей.
- Назовите парные звонкие и глухие согласные.
- Теперь, назовите непарные звонкие согласные звуки.
- Назовите непарные глухие согласные звуки.
3) На доске запись:
Баба-папа
Ваня-Фаня
Галя-Катя
Дам-там
Жить-шить
Зал-сам
- Прочитайте слова. Чем они похожи между собой? (все они начинаются с согласных звуков)
- Прочитайте первые звуки левого столбика. Какие это звуки? (Это звонкие согласные звуки)
- Как они произносятся? (с шумом)
- Каждый звонкий звук (привлекается внимание учащихся к записи на доске) с глухим образует пару. Поэтому их называют парными.
Работа в тетрадях
- Перед чем как писать, давайте вспомним правило.
Парта – это не кровать
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя спокойно.
- Дети сегодня какое число?
- Откройте тетради, будем писать чистописание.
- Тетради положили правильно, сели красиво, спинки прямые.
- Пишем звонкую строчную букву «б»
- Рядом пишем глухую строчную букву «х»
- Пишем очень красиво.
- Дайте мне характеристику.
«б»-звонкий согласный звук, парный
«х»-глухой согласный звук, непарный.
ФизминуткаМы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.
1,2,3,4,
Полетели, закружились.
- Молодцы, тихо сели.
4) Выполнение упражнения 4, с.58 (по заданию)
Закрепление
- Рассмотрите на картинки. Произноси пары слов. Скажите какие звуки в них разные. Какой звук звонкий, а кокой – глухой.
Коза-коса ужи-уши
Словарная работа: ужи-шакпас чыланнарИгра «парный - непарный»
Условие игры: возьмитесь за руки, если звук на конце слова парный, а если непарный, то отвернитесь друг от друга.
Сад, лук, мяч, утюг, бинт, заяц, жар.
Итог урока
- Что узнали нового?
- Назовите парные согласные.
- Назовите непарные согласные.
Домашняя работа
Упражнение 5, с.58