Час патриотизма Кто-то родом из детства, а я из войны


ГБОУ школа-интернат № 1 г.о. Чапаевск
Час патриотизма
«Кто-то родом из детства,
а я из войны»
5-7 классы

Составитель: Фатина И.И.,
заведующая школьной библиотекой
Чапаевск
2015
Цель: - воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи:
обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;
вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, выставка книг на тему "Читаем книги о войне».
Атрибуты войны: фляжка, каска, кружка, планшет, пилотка, полевой телефон, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медали юбилейные.Форма проведения: час патриотизма.
Мероприятие проведено совместно с Библиотекой Семейного чтения. Рассказ ведущего сопровождается демонстрацией кадров военной кинохроники, презентацией «Кто-то родом из детства, а я из войны».
Мужеством исполнены страницы истории нашей родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле - Великая Отечественная. Всем, кто видел эту войну.… Всем, кому не было и 16, всем, чье детство опалила война, посвящаем!

Головкова Яна 5 а класс читает стихотворение «Безымянные герои».
Нам кажется легендой, что когда-то
Отечественная минула война.
И в суете за мелкими делами
Не вспоминаем павших имена.
Их вспоминает только буйный ветер,
Что по степям волнует ковыли,
Где в 41-м или в 43-м
Шли жаркие кровавые бои.
А сколько их, безвестных, безымянных,
Что заплатили жизнью, чтобы мы
Учились и зерно сажали в землю,
Чтоб никогда не видели войны.
Они ведь тоже были молодыми,
Хотелось им смеяться и любить,
Но все во имя долга позабыли,
Чтоб мы могли сегодня жить.
Ушли, но подвиг их должны мы помнить,
Их памяти достойны быть должны.
И память эту завещать потомкам,
Чтоб в мире больше не было войны. «Моя березовая Русь»
Война ворвалась в жизнь детей неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Кто-то встретил войну совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Беда застала их в городах и маленьких деревеньках, дома и в пионерском лагере, на переднем краю и в глубоком тылу. Война обрушилась на детей бомбежками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, черные похоронки, осколки мин.
Горькую, тяжелую долю вынесли дети войны на своих плечах. Рано стали они взрослыми. А до войны они были самыми обыкновенными мальчиками и девочками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришел час, и они встали в один строй с отцами и сражались с ними наравне.
1941 изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, разрушил светлые мечты 17- летних. Которые с выпускного бала ушли из детства в грязные теплушки, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дети того поколения не отделяли себя от своей страны – они жаждали пожертвовать жизнью во имя Родины. Они гордились своей страной, гордились своей ролью в борьбе за ее свободу, героями, на которых хотели быть похожими. Сыны полков, юнги, юные партизаны, разведчики… Разными путями попадали они на фронт.
Юта БондаровскаяКуда бы ни шла синеглазая Юта, ее красный галстук неизменно был с нею.
Летом 1941 года она приехала из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть : война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчиком-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись. Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказами о своем родном Ленинграде.
И как же радовались все, как поздравляли Юту партизаны, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В тот день и синие глаза Юты и красный галстук ее сияли, как никогда.
Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов_Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, не расстававшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.
Валя Котик
Валя Котик родился в 1 февраля 1930 крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.
Володя Дубинин
 Володя Дубинин погиб в 15 лет. Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи. Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку.   В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам — саперам. Они разминировали подходы к каменоломням. Произошел взрыв — подорвалась мина, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин. Мальчика похоронили в братской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.  
В честь Володи назвали город, улицы в нескольких населенных пунктах, сняли фильм и написали две книги. 
Марат Казей   Марат Казей был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, в Минске немцы повесили за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.
  Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать — девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения, и их пришлось ампутировать. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни. 
Дети блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей. В городе оставалось 2,5 миллиона жителей, в том числе 400 тысяч детей.   Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. "К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".
     Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».  К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.
Дети в концентрационных лагерях
Европа до сих пор содрогается, вспоминая об ужасах последней войны. Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. У них не было детства, но и в зрелые годы прошлое не отпускало их. Пережитые в раннем возрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствие этого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни.
Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников.
Но, например, антифашистам концлагеря Бухенвальд удалось поместить многих детей в отдельном бараке. Солидарность взрослых защищала детей от самых ужасных издевательств, чинившихся бандитами-эсэсовцами, и от отправки на ликвидацию. Благодаря этому 904 ребенка смогли выжить в концлагере Бухенвальд.
Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это, прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Великолепно отлаженная гитлеровская машина уничтожения людей перемалывала всех с одинаковой аккуратностью и беспощадностью: дряхлых стариков, цветущих женщин, новорожденных младенцев. День и ночь дымили крематории бесчисленных лагерей смерти на территории самой Германии и на территориях оккупированных государств. Словно черная сыпь, покрыла тело Европы сеть этих лагерей.
В годы второй мировой дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.
Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.
В своих играх дети подражают миру взрослых. Сегодня они играют в «дочки-матери», в «детский сад», в «школу». Дети войны тоже играли, но в их играх было то, что они видели в окружавшем их страшном мире взрослых: селекция для газовых камер или стояние на аппеле, смерть. Как только их предупреждали, что идет надзирательница, они прятали игрушки в карманы и убегали в свой угол. Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников, конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры, сшивали тетради. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели представления о самых простых вещах. При обучении нужно было проявлять большое терпение. По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредка попадали в лагерь с вновь прибывшими и отбирались у них при поступлении, объясняли им, что такое трамвай, город, горы или море. Дети были понятливы и учились с большим интересом.
Юные труженики тыла
Дети войны - это наши с тобою родители. Дети войны, не снискавшие звезд победителей.Не было им ни регалий, ни воинских почестей,Но до земли поклониться сегодня им хочется.Это они - в одночасье, в момент повзрослевшие,Дети войны, с малолетства порой поседевшие.Сколько заботы свалилось на детские плечики!Сколько работы с утра и до позднего вечера.Это они - воевавших отцов заменившие,Ночи и дни зажигалки на крышах тушившие.Это они - у станков по две нормы дававшие,Полуголодные, хрупкие, толком не спавшие.Это они- на полях урожай собиравшие,В холод и в дождь, и промокшие, и замерзавшие.Не довелось догулять, доиграть, дорезвиться.Так уж пришлось - надо было для фронта трудиться.В страшной войне, не свершив ни единого выстрела,Нашей стране помогли победить вы и выстоять.Низкий поклон вам, любимые наши родители,Дети войны, не вошедшие в ранг победителей. Наталья Смирнова

Библиотекарь: Фатина И.И. А сейчас я хочу вам рассказать о своем отце Мельникове Иване Кузьмиче. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 10 лет. С 1941г. по 1945 г. отец вместе с остальными детьми и подростками работал на лесосплаве. Надев высокие сапоги, они сплавляли лес по реке. Работа эта была очень сложная. Один неверный шаг - и ты в воде. Хорошо, если летом. А осенью или весной такое купание могло привести к воспалению легких и к смерти, потому что лекарств не было. Так он начал свой трудовой путь. Его вклад в дело победы был отмечен правительственной наградой-медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Есть у него и другие награды. Мой отец вырастил двух детей, вынянчал трех внучек и успел порадоваться на двух правнучек. Он привил всем нам любовь к книге, чтению. О
военных годах он нам не рассказывал, наверное, не хотел вспоминать о своем тяжелом детстве. Да и геройства в своем поведении не видел, мы, говорил он, делали то, что каждый бы сделал. Надо было работать-работал. Война сделала его человеком. Может, потому что он детства своего не видел, остался озорным до старости. В 2011 году в возрасте 80 лет мой отец ушел из жизни.
( Учащиеся знакомятся с документами, медалями и фотографиями.)

Волобаева Полина, ученица 5 а класса читает стихотворение «За ширь полей, за белый
снег…»
За ширь полей, за белый снег,
За хуторок далекий самый,
За синь небес, за детский смех,
За то, что здесь родила мама,
За землю русскую мою,
За дом, за яблони родные,
За предков, умерших в бою,
И за цветы, за полевые,
За крик печальный журавлей,
Растаявших в небесной сини,
За души добрые людей-
Люблю тебя, моя Россия!
Людмила Павлова г.Самара «Моя березовая Русь»
Минута молчания. Звук метронома.
Используемые материалы
Дети военной поры./Сост. Э, Максимова. - М.: Политиздат, 1984.-352с.
Буячева О.Ю.
Дорогами Великой Отечественной: литературно-музыкальная композиция
для старшеклассников и их родителей/Буячева О.Ю.// Читаем, учимся,
играем.-2000.- № 1.-19-26
Козел Е.И.
Последние свидетели: литературно-музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе детей на войне / Козел Е.И.// Читаем, учимся, играем. – 2014.-№7. - с.55-57
Малоед Л.Ю.
Дети трудных лет: литературно-музыкальная композиция, рассказывающая о судьбе юного поколения в годы войны/
Малоед Л.Ю.//Читаем, учимся, играем.-2011.-№ 4.-с.72-77
Моя березовая Русь .Сборник поэзи и прозы.-Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2007.-256 с.
http://www.chitalnya.ru/work/449068/http://www.vologda.kp.ru/https://ru.wikipedia.org/wik http://fishki.net/ http://www.youtube.com/watch?v=xMyva8GWUkU