Методическая разработка по биологии на тему Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6» (ГБПОУ ДЗМ «МК №6»)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Методическая разработка по теме

Генетическое определение пола


Учебная дисциплина: Биология
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело














Москва 2015 г. Содержание
Введение ......................3- 4
1.Методический блок
Цели6
Мотивация.7
План занятия8 - 9

2.Информационный блок
Опорный конспект11 -18
3.Блок самостоятельной работы студентов
Таблица «Пол животных»20
Задачи..20 - 22
4.Блок контроля
Тестовые задания24 - 25
Эталоны ответов26

5. Приложения
Терминологический словарь28 - 30


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Введение
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Генетическое определение пола» предназначена для преподавателей и составлена в соответствии с примерной программой среднего общего образования по биологии (профильный уровень), а также в соответствии с рабочей программой дисциплины «Биология».
Тема, представленная в методической разработке, подробно изучается в курсе биологии и имеет большое значение для формирования более широких представлений студентов по теме «Генетическое определение пола», а также способствует формированию знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности студентов.
Цели занятия представлены в соответствии с содержанием рабочей программы. Определены пути интеграции с другими дисциплинами – анатомией, физиологией, терапией.
Хронологическая структура занятия представлена в виде технологической карты, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе учебного занятия.
Методическая разработка содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части рассматриваются вопросы, связанные с определением пола у различных организмов, а также заболевания, сцепленные с полом. В практической части предусматривается решение задач по теме «Генетическое определение пола».
Для обобщения и закрепления знаний по теме в сценарии занятия предусмотрены задачи и тестовые задания.
В ходе занятия предусмотрены проблемные вопросы, связанные с изучаемой темой, что повышает интерес студентов к занятию, позволяет студентам продемонстрировать свой кругозор и знания по изучаемой дисциплине.
Методическая разработка содержит следующие разделы:
Введение с мотивацией темы;
Методический и контрольный блоки;
Блок самостоятельной работы;
Информационно-справочный блок;
Рекомендуемая литература;
Приложения.
Методическое пособие содержит ряд блоков для последовательного усвоения материала:
В методическом блоке представлены цели занятия, мотивация, план занятия, междисциплинарные связи, методы обучения, перечень основной и дополнительной литературы;
Информационный блок содержит информацию по теме занятия и состоит из опорного конспекта в текстовом варианте для более активного восприятия материала;
Блок самостоятельной работы включает задачи, таблицу по теме;
Блок контроля представлен тестовыми заданиями. Для оценки качества решения тестовых заданий имеются эталоны ответов.
Изучаемый на занятии материал позволяет студентам продолжить формирование общих компетенций, а также познакомиться с особенностями наследования заболеваний, сцепленных с полом.
Представленная методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении занятия по теме «Генетическое определение пола» при изучении нового материала, а также при обобщении и закреплении темы.
Методические материалы составлены в соответствии с современными психолого-педагогическими требованиями и требованиями Государственного образовательного стандарта и могут быть использованы преподавателями в практической деятельности.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






Методический блок









Цели занятия

Образовательная:
Знать:
особенности строения аутосом и половых хромосом;
причины развития определённого пола у различных животных и человека;
причины возникновения заболеваний, сцепленных с полом.
Уметь:
решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом;
применять имеющиеся знания для изучения нового материала;
использовать новые понятия.
Развивающая:
формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы;
развивать культуру речи, логическое мышление,
развивать навыки работы в группе, совершенствовать навыки самостоятельной работы студентов.
Воспитательная:
воспитывать понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность, а также в связи с будущей профессиональной деятельностью;
формировать основы здорового образа жизни;
способствовать формированию коммуникативных навыков.
Мотивация

Как определяется пол у животных и человека? Очень интересный вопрос. Почему рождаются мальчики или девочки? Чем отличаются мужские половые клетки от женских? Почему мужчины чаще страдают таким опасным заболеванием как гемофилия. Почему среди дальтоников тоже чаще встречаются мужчины? Сегодня мы с вами ответим на эти интересные вопросы.
Знания о сцепленном с полом наследовании необходимы медицинским работникам в их профессиональной деятельности.














ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ
№ специальности 34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина биология
Количество часов 2
Тема занятия Генетическое определение пола
Вид занятия Урок комбинированный
Тип занятия
Курс 0
Специальность сестринское дело
Место проведения занятия кабинет №24
Цели занятия:
Образовательная:
Знать:
особенности строения аутосом и половых хромосом;
причины развития определённого пола у различных животных и человека;
причины возникновения заболеваний, сцепленных с полом.
Уметь:
решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом;
применять имеющиеся знания для изучения нового материала;
использовать новые понятия.
Развивающая:
формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы;
развивать культуру речи, логическое мышление,
развивать навыки работы в группе, совершенствовать навыки самостоятельной работы студентов.
Воспитательная:
воспитывать понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность, а также в связи с будущей профессиональной деятельностью;
формировать основы здорового образа жизни;
способствовать формированию коммуникативных навыков.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: математика, биология.
Обеспечиваемые: анатомия и физиология человека, фармакология, гигиена, физиология, патология.
Методы обучения: репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения:
Наглядные пособия: мультимедийная презентация, таблицы: «Количество хромосом различных организмов», «Определение пола», «Родословная семьи Николая II».
Раздаточный материал: задачи, тестовые задания;
Технические средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Литература:
-основная: Биология, Чебышев Н. В., М, Академия, 2009
-дополнительная: Биология, Пасечник В. В., Дрофа, 2007
Домашнее задание:
Биология, под ред. Чебышева Н. В., стр. 186 - 193.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия
Время
(хронометраж)
Деятельность студентов
Деятельность преподавателя

1
Оргмомент
2 мин
Приготовление к началу занятия
Организация группы для проведения занятия. Д/З.

2
Мотивация
2 мин
Выслушивают сообщение преподавателя
Постановка целей и задач занятия

3
Актуализация опорных знаний
12 мин
Отвечают на вопросы
Активизация студентов на изучение материала, коррекция ответов, уточняющие вопросы.

4
Изучение нового материала
40 мин
Слушают объяснение преподавателя, доклады студентов, заполняют таблицу. Решают задачи.
Объяснение материала, коррекция ответов, уточняющие вопросы.

5
Закрепление и обобщение изученного материала
20 мин
Выполнение тестовых заданий, заполнение таблицы, решение задач.
Проверка правильности выполнения заданий

6
Дискуссия «Профилактика заболеваний. Сцепленное с полом наследование»
7 мин
Выступления студентов
Комментарии преподавателя

7
Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок.
7 мин
Обсуждение итогов занятия.
Комментарии преподавателя. Подведение итогов.




Информационный
блок Опорный конспект
Предварительная подготовка к занятию: в процессе подготовки к занятию студентам предлагается найти материал и подготовить таблицы или презентации для изучения новой темы.
Вопросы: Как определяется пол у животных. Что такое гемофилия.
Проверка знаний обучающихся.
Фронтальная беседа по вопросам:
Моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Доминантный признак.
Рецессивный признак.
Что такое фенотип?
Что такое генотип.
Гомозиготная особь.
Гетерозиготная особь.
Первый закон Менделя.
Второй закон Менделя.
Третий закон Менделя.
Полное и неполное доминирование. Промежуточное наследование.
Анализирующее скрещивание.
Гомологичные хромосомы.
Аллельные гены.
Приведите примеры соматических клеток. Набор хромосом в соматических клетках.
Назовите женские и мужские половые клетки. Где они образуются? Набор хромосом в половых клетках.
Развивающее задание: определить взаимосвязь между понятиями.
Ген – ДНК – признак.
Решите задачи:
Задача 1. При скрещивании белого кролик с чёрной крольчихой получено пять чёрных и четыре белых крольчонка. Определите генотипы упомянутых животных. Чёрный цвет доминантный.
Дано:
А – ген чёрной окраски
а – ген белой окраски.
F1 – чёрные :белые = 1:1
P - ? F1 - ?
Если бы крольчиха была гомозиготной по доминантному признаку, то всё поколение, согласно первому закону Г. Менделя было бы единообразным и фенотипически бы проявило признаки доминантной особи. Следовательно, крольчиха гетерозиготна. Записываем ход скрещивания, гаметы и генотипы потомства.
Решение:
P
· Аа Ч
· аа
G А а а
F1: Аа; аа
Аа – пять чёрных крольчат, гетерозиготных по генотипу; аа – четыре белых крольчонка, гомозиготных по рецессивному признаку.
Ответ: чёрная крольчиха гетерозиготна Аа, крольчата чёрные гетерозиготны Аа, белые – гомозиготны по рецессивному признаку аа. В F1 соотношение по фенотипу 1:1.
Задача 2. При скрещивании чёрной доминантной норки с белой всё поколение оказалось кохинуровым (белая окраска шерсти с тёмным крестообразным рисунком на спине). Определите тип наследования и генотипы упомянутых животных.
Задача на промежуточное наследование. Записываем условие и решение.
Дано:
А – ген чёрной окраски
а – ген белой окраски
F1 – кохинуровые
F1 - ?
Решение:
P
· АА Ч
· аа
G А а
F1 - Аа – кохинуровое потомство гетерозиготно по генотипу.
Ответ: гетерозиготное поколение, полученное от скрещивания двух особей с противоположными признаками (доминантный и рецессивный), проявляет промежуточный характер окраски шерсти. По генотипу Аа.
Задача 3. При скрещивании красных округлых помидоров с жёлтыми грушевидными получено 25% красных округлых, 25% красных грушевидных, 25% жёлтых округлых, 25% жёлтых грушевидных. Определите генотипы родителей и потомства, если красный цвет и округлая форма – доминантные признаки.
Дано:
А – ген красного цвета
а – ген жёлтого цвета
В – ген округлой формы
b – ген грушевидной формы
Р: А-В- красный круглый и ааbb - жёлтый грушевидный
F1: 25% красные округлые
25% красные грушевидные
25% жёлтые округлыхе
25% жёлтые грушевидные.
Р - ?
F1 - ?
Если одно из растений имеет красные круглые плоды, то оно дигетерозиготно. Если гомозиготно, то, согласно первому закону Г. Менделя всё первое поколение единообразно и фенотипически проявляет признаки доминантной особи, что противоречит условию задачи. Следовательно, одна особь дигетерозиготная, вторая - дигомозиготная рецессивная.
Решение:
P
· АаВb Ч
· ааbb
G: АВ Аb ab
aB ab
АаВb – красные круглые томаты 25%
Ааbb- красные грушевидные томаты 25%
ааВb – жёлтые круглые томаты 25%
ааbb – жёлтые грушевидные томаты 25%
Изучение нового материала.
Преподаватель:
Каждый организм – растения, животные, человек – обладают определённым набором хромосом, у которых форма, размеры строго постоянны для определённого вида. При исследовании, сравнении хромосом животных было определено, что хромосомный набор самцов и самок отличается по одной паре. Эти хромосомы называются половыми. Все остальные хромосомы одинаковы у обоих полов – аутосомы. Аутосомы – неполовые хромосомы.
Половые хромосомы у разных полов имеют морфологические и физиологические отличия. X – хромосома представлена в двойном числе, а Y- хромосома - в одном экземпляре.
Хромосомный набор самцов и самок у большинства раздельнополых организмов неодинаков. Тем не менее, к примеру, половые хромосомы человека похожи на половые хромосомы дрозофилы. Но у человека 23 пары хромосом, а у дрозофилы – 4. Из них 22 пары одинаковые (аутосомы), а одна пара – половые. Половая хромосома мужчины, Y-хромосома, мала по сравнению с X-хромосомой женщины.
Женскими половыми хромосомами являются XX- хромосомы, поэтому женский пол у человека называют гомогаметным. Мужскими половыми хромосомами являются XY – хромосомы. Они образуют разные гаметы, поэтому мужской пол человека называют гетерогаметным.
Как определяется пол у животных? Прослушайте об этом сообщение.
Докладчик 1.
Всех животных по особенностям половых хромосом можно разделить на четыре группы.
Название животных
Женская особь
Мужская особь





Человек, пресмыкающиеся, млекопитающие, моллюски, мухи дрозофилы, амфибии
Гомогаметные XX
Гетерогаметные XY





Птицы, бабочки, некоторые рыбы
Гетерогаметные XY
Гомогаметные XX





Прямокрылые
Гомогаметные XX
Гетерогаметные XY





Моль
Гетерогаметные X0 (отсутствие Y - хромосомы)
Гомогаметные XX


Учёные давно заметили, что соотношение потомства по полу равно приблизительно 1:1. Как это достигается? Проведём скрещивание и определение пола потомства на примере млекопитающих.

Р:
· ХХ Ч
· ХY
G: Х Х Y
F: ХХ ХY
Ответ: ХХ – женская особь. ХY – мужская особь. Расщепление по полу 1:1.
Определение пола осуществляется в момент оплодотворения. Все яйцеклетки имеют только Х-хромосомы, половина сперматозоидов содержит Х-хромосомы, вторая половина Y-хромосомы. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, появится женская особь. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Y-хромосому, появится мужская особь.

Преподаватель:
В начале занятия мы решали задачи о закономерностях передачи признаков. Но гены, ответственные за формирование этих признаков были локализованы в аутосомах. Рассмотрим процесс передачи признаков, гены которых находятся в половой Х-хромосоме. Наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y- хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом.
Х-хромосома человека содержит гены, определяющие форму и объём зубов, синтез ряда ферментов, склонность к облысению и заболевание, называемое цветовой слепотой (дальтонизм), при котором люди не распознают зелёный и красный цвет.
Х-хромосома содержит также ген, определяющий свёртываемость крови (Н). Рецессивная аллель (h) вызывает тяжёлое заболевание – гемофилию, характеризующуюся пониженной свёртываемостью крови.
У кошек за окраску шерсти отвечает ген, локализованный в Х- хромосоме. Если он в доминантном состоянии, то кошка чёрная, если в рецессивном – рыжая, если в двух Х-хромосомах присутствует и тот и другой гены, то кошка будет черепаховой.
ХвХв – чёрная кошка
ХbХb- рыжая кошка
ХвХb- черепаховая кошка
У котов в генотипе присутствует только одна Х- хромосома, которая отвечает за окраску. В Y- хромосоме нет гена, отвечающего за окраску, поэтому коты могут быть только чёрными или рыжими:
ХвY- чёрный кот, ХbY – рыжий кот. Вот почему черепаховыми могут быть только кошки, а не коты.
Рассмотрим процесс передачи дальтонизма. Решим задачу. Каким будет потомство, если отец дальтоник, мать и её ближайшие родственники различают цвета нормально?
Дано:

·- ХD ХD

· - ХdY
F1 - ?
Решение:
P
· ХD ХD Ч
· ХdY
G: ХD Хd Y
F1: ХD Хd - девочка, носительница гена дальтонизма
ХD Y – здоровый мальчик
Ответ: от брака мужчины-дальтоника и здоровой женщины могут родиться девочка – носительница гена дальтонизма и здоровый мальчик.

Гемофилия – опасное заболевание. Как оно наследуется? Почему этим недугом страдают только мужчины? Послушайте сообщение об этом.

Докладчик 2:
Свёртывание крови – это защитная реакция организма. В плазме крови человека содержится растворимый белок фибриноген, который при ранении мелких сосудов превращается в нерастворимый волокнистый белок фибрин. Для того, чтобы это произошло, необходимы вещества кровяных пластинок, воздух, соли кальция. Образовавшийся при небольшой ранке сгусток крови закрывает просвет сосуда, кровь перестаёт течь, а на поверхности около ранки появляется корочка.
У людей, страдающих гемофилией, при ранении даже маленьких сосудов кровь не свёртывается и может открыться сильное кровотечение. Для таких людей опасными являются ушибы. Если у обычного человека появляется синяк, который вскоре рассосётся, у гемофилика под кожей, между мышцами образуются скопления крови, это может привести к тяжёлым последствиям. Мутантный ген гемофилии обуславливает отсутствие антигемофилитического глобулина – одного из веществ, участвующих в механизме свёртывания крови.
Как же осуществляется передача этого заболевания? Ген гемофилии рецессивен, поэтому страдают этим недугом мужчины, так как в Y-хромосоме нет гена нормальной свёртываемости крови. Женщины являются носителями этого заболевания, совершенно не имея никаких признаков болезни, так как в их генотипе доминантный ген нормальной свёртываемости крови «поглощает» или «закрывает» ген гемофилии. Генотип женщины-носительницы - ХНХh , генотип здоровой женщины - ХНХн .
Сегодня мужчинам, больным гемофилией вводят фактор свёртывания, что позволяет им дожить до детородного возраста и оставить потомство. Известным носителем гена гемофилии была английская королева виктория. Этот ген гемофилии передавался через дочерей и внучек королевы, вызывая гемофилию только у представителей мужского пола.Он проник в Пруссию, Испанию, Россию.
Сын последнего русского царя Николай II страдал гемофилией. Он получил ген гемофилии от своей матери Александры Фёдоровны, которая являлась внучкой королевы Виктории. Среди девочек гемофилия встречается редко так как зародыш с генотипом ХhХh часто погибает на ранних стадиях эмбрионального развития.
Преподаватель: Предлагаю решить задачу, в которой мы определим передачу гемофилии царицей Александрой своему сыну Алексею.
Запишем краткое условие и ход скрещивания.
Дано:

·- XHXh

· - XHY
F1 -
· XhY
F1
· - ?
Решение:
Р:
· XHXh Ч
· XHY
G: XH Xh XH Y
F1 : XHXH – здоровая девочка
XHY – здоровый мальчик
XHXh - девочка, носительница гена гемофилии
XhY – генотип царевича Алексея, страдавшего гемофилией.
Таким образом, носителями гена гемофилии являются женщины, а страдают этим заболеванием мужчины.





















Блок
самостоятельной
работы студентов


























Заполните таблицу:
Пол животных

Название животных
Женская особь
Мужская особь





Человек, пресмыкающиеся, млекопитающие, моллюски, мухи дрозофилы, амфибии







Птицы, бабочки, некоторые рыбы







Прямокрылые







Моль




Решите задачи:

1. Гипертония у человека определяется доминантным аутосомным геном, а оптическая атрофия рецессивным геном, сцепленным с X - хромосомой. Женщина с оптической атрофией выходит замуж за мужчину с гипертонией (один из его родителей был здоров). Определить вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?
2. У человека гемофилия обусловлена рецессивным геном, сцепленным с X – хромосомой, а сахарный диабет – аутосомным рецессивным геном. У супружеской пары, нормальной по указанным признакам, родился сын гемофилик с сахарным диабетом. Какова вероятность, что у данной супружеской пары родится здоровая дочь?
3. У человека дальтонизм – рецессивный, сцепленный с X – хромосомой, а альбинизм зависит от аутосомного рецессивного гена. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын – дальтоник и альбинос. Определить вероятность рождения здорового ребенка в этой семье.
4. У человека гемофилия определяется рецессивным, сцепленным с Х – хромосомой геном. От брака здоровых и резус – положительных родителей родился резус – отрицательный ребенок с гемофилией. Какова вероятность, что в этой семье родится ребенок с генотипом матери.



Эталоны ответов:
Алгоритм заполнения таблицы:
Пол животных
Название животных
Женская особь
Мужская особь





Человек, пресмыкающиеся, млекопитающие, моллюски, мухи дрозофилы, амфибии
Гомогаметные XX
Гетерогаметные XY





Птицы, бабочки, некоторые рыбы
Гетерогаметные XY
Гомогаметные XX





Прямокрылые
Гомогаметные XX
Гетерогаметные XY





Моль
Гетерогаметные X0 (отсутствие Y - хромосомы)
Гомогаметные XX


Решение задач:
Решение задачи №1:
Дано:
А – ген гипертонии
А – ген нормального давления
Хb - ген оптической атрофии
ХВ – ген нормального зрения

· - аа Хb Хb

· - Аа ХВY
F1 - ?
Решение:
Р:
· аа Хb Хb Ч Аа ХВY
G: а Хb АХВ АY аХВ аY
F1 : Аа ХВХb Аа ХbY ааХВХb аа ХbY
Ответ: вероятность рождения здорового ребёнка 25%
Решение задачи №2:
Дано:
А – ген нормального углеводного обмена
а – ген сахарного диабета
Хh – ген гемофилии
ХH - ген нормальной свёртываемости крови

· - Аа ХH Хh

· - Аа ХHY
F1 - ?
Решение:
Р:
·Аа ХH Хh Ч Аа ХHY
G: АХH АХh аХH аХh АХH АY аХH аY

АХH
АХh
аХH
аХh

АХH
ААХНХН
ААХНХh
АаХНХН
АаХНХh

АY
ААХHY
AАХhY
AaХHY
AaХhY

аХH
AaХНХН
AaХНХh
aaХНХН
aaХНХh

аY
AaХНY
AaХhY
aaХHY
aaХhY

Ответ: вероятность рождения здоровой дочери 100%

Решение задачи №3:
Дано:
А – ген нормального пигмента кожи
а – ген альбинизма
Хd - ген дальтонизма
ХD – ген нормального цветового зрения

· - АаХDХd

· - АаХDY
F1 - ?
Решение:
Р:
·АаХDХd Ч
· АаХDY
G: АХD АХd аХD аХd АХD АY аХD аY


АХD
АХd
аХD
аХd

АХH
ААХDХD
ААХDХd
АаХDХD
АаХDХd

АY
ААХDY
AАХdY
AaХDY
AaХdY

аХD
AaХDХD
AaХDХd
aaХDХD
aaХDХd

аY
AaХDY
AaХdY
aaХDY
aaХdY

Ответ: вероятность рождения здорового ребёнка 56%
Решение задачи №4:
Дано:
R – ген резус положительной крови
r – ген резус отрицательной крови
XH - ген нормальной свёртываемости крови
Xh – ген гемофилии

· - Rr ХH Хh

· - RrХHY
F1 - ?
Решение:
Р:
·RrХHХh Ч
·RrХHY
G: RХH RХh rХH rХh RХH RY rХH rY

RХH
RХh
rХH
rХh

RХH
RRХHХH
RRХHХh
RrХHХH
RrХHХh

RY
RRХHY
RRХhY
RrХHY
RrХhY

rХH
RrХHХH
RrХHХh
rrХHХH
rrХHХh

rY
RrХHY
RrХhY
rrХHY
rrХhY


Ответ: вероятность рождения ребёнка с генотипом матери 12,5%



















Блок контроля Выполните тестовые задания:
Вариант 1.
Выберите правильный ответ.
Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака
гибридные
гомозиготные
гетерозиготные
негибридные
У человека гетерогаметным считается пол
мужской
женский
мужской и женский
в одних случаях мужской, в других случаях женский
Вероятность рождения ребенка, страдающего дальтонизмом, в браке здоровой женщины и мужчины-дальтоника составляет
0 %
25%
50%
100%
Гены, находящиеся в У-хромосоме, передаются
от отца сыновьям
от отца дочерям
от отца всем детям
от матери сыновьям
Изучаемый ген расположен только в Х-хромосоме и существует у людей в виде двух аллелей. Сколько аллелей этого гена содержится в диплоидной клетке мужчины?
1
2
3
4
Укажите генотип организма, пол которого является гетерогаметным
АаВb
АаХВХb
ааХВУ
АВ//аb
Хромосомный набор половых клеток мужчины содержит
одну Х-хромосому и одну У-хромосому
22 аутосомы, одну Х-хромосому или одну У-хромосому
44 аутосомы, одну Х-хромосому и одну У-хромосому
44 аутосомы, две Х-хромосомы
Cовокупность всех генов организма
генофонд
аллель
фенотип
г. генотип Вариант 2
Выберите правильный ответ.
Особи, в потомстве которых не обнаруживается расщепление признака
гибридные
гомозиготные
гетерозиготные
негибридные
У человека гомогаметным является пол
мужской
женский
мужской и женский
в одних случаях мужской, в других случаях женский
Организм, содержащий одинаковые половые хромосомы и дающий один тип гамет, все гаметы одинаковы по содержащейся в них половой хромосоме, называется
гомогаметный
гетерогаметный
гермафродитный
раздельнополый
Совокупность внешних и внутренних признаков организма
фенотип
генопит
генофонд
аллель
Укажите генотип голубоглазого мужчины, страдающего дальтонизмом
ааbb
ааХdУ
Аа ХDХd
АаХdУ
Хромосомный набор соматических клеток женщины содержит
44 аутосомы и две Х-хромосомы
22 аутосомы и одну У-хромосому
44 аутосомы, одну Х-хромосому и одну У-хромосому
22 аутосомы и одну Х-хромосому
Вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией, в браке женщины-носительницы гена гемофилии и здорового мужчины составляет
0 %
25%
50%
100%
Определите гомозиготный генотип
ВВ
Вb
Сс
аА

Эталоны ответов

Вариант 1
1
в

2
а

3
а

4
а

5
а

6
в

7
б

8
г


Вариант 2
1
б

2
б

3
а

4
а

5
б

6
а

7
б

8
а


Терминологический словарь
1. Моногибридное скрещивание - скрещивание, при котором организмы отличаются по одному признаку, т.е. берется во внимание только один признак.
2. Дигибридное скрещивание - скрещивание, при котором организмы отличаются по двум признакам, т.е. берется во внимание два признака.
3. Доминантный признак - признак, проявляющийся у большего числа потомков и переходящий непосредственно на потомство в первом поколении гибридов.
4. Рецессивный признак - признак, проявляющийся у потомков через одно поколение и подавляющийся доминантным признаком.
Фенотип - совокупность всех признаков организма, начиная с внешних и заканчивая особенностями строения и функций клеток.
Генотип - совокупность всех генов организма.
Гомозиготные особи - особи, не дающие расщепления при скрещивании.
Гетерозиготные особи - особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление
Первый закон Менделя - при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки: расщепления по генотипу и фенотипу нет.
Второй закон Менделя. В потомстве, полученном при скрещивании гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: одна четверть гибридов второго поколения несет рецессивный признак, три четверти – доминантный признак.
Третий закон Менделя. Наследование каждого признака идет независимо от другого признака.
Полное доминирование – доминантный ген полностью подавляет рецессивный. При полном доминировании – по генотипу 1:2:1, по фенотипу – 3:1.
Неполное доминирование. Промежуточное наследование - доминантный ген не полностью подавляет рецессивный аллель, у гибридов проявляется промежуточный (средний) характер признака. Расщепление 1:2:1 по генотипу и по фенотипу. Доминантный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.
13. Анализирующее скрещивание:
Проводится с целью определить генотип особи с доминантным признаком;
Скрещивают особь с неизвестным генотипом и особь с рецессивным признаком;
Если в потомстве все особи оказались одинаковыми, то исследуемая особь была гомозиготной (АА);
Если в потомстве произошло расщепление, то исследуемая особь была гетерозиготной (Аа).
14.Гомологичные хромосомы- пара [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приблизительно равной длины, с одинаковым положением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и дающие одинаковую картину при окрашивании. Их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в соответствующих (идентичных) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] представляют собой аллельные гены  аллели, то есть кодируют одни и те же белки или РНК. При двуполом размножении одна гомологичная хромосома наследуется организмом от матери, а другая  от отца.
15.Аллельные гены - гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом (локусах).
16.Приведите примеры соматических клеток. Набор хромосом в соматических клетках. Соматические клетки – это клетки эпителиальной, мышечной, нервной и соединительной тканей. Соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом.
17.Назовите женские и мужские половые клетки. Где они образуются? Набор хромосом в половых клетках. Женские половые клетки - яйцеклетки, образуются в яичниках. Мужские половые клетки – сперматозоиды, образуются в семенниках. Яйцеклетки и семенники имеют гаплоидный набор хромосом.









13PAGE 15


13PAGE 14415













15