Конспект урока Время космических полётов


Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
Конспект пробного урока «Окружающий мир», проведенного в 3 Г классе на тему:
«Время космических полётов»
Выполнила
студентка 3 А группы
_______ Кравченко Ю.С.
Учитель:
_________ Елисеева Н.Р.
Методист:
_______ Ванюшина Е.Е.
Оценка за урок:___________
Астрахань,2016
Урок: Окружающий мир
УМК: «Начальная школа XXI века»
Класс: 3 Г
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема урока: «Время космических полётов»
Цели:
1.Сформировать представление о космосе, о первых летательных аппаратах, о первом космонавте.
2.Узнать об изобретателях первых космических кораблей и спутников.
3.Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием космос, искусственный спутник. - Формировать умение анализировать, делать выводы, формулировать мысли.
- Развивать устную речь, память, внимание, воображение. Развивать навыки работы в парах, в группах.
- Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её. - Воспитывать чувство гордости за свою Родину. 
Оборудование:
1.  Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
2. Мультимедийная презентация.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент Прозвенел звонок.
Начался урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Юлия Сергеевна!
-Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось.
-Повернитесь лицом к соседу и улыбнитесь друг другу. - Здороваются с учителем, садятся на свои места. Регулятивные:
-проявляют способность регулировать свои действия.
Личностные:
-развиваются этические чувства, доброжелательность.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Актуализация знаний -Давайте вспомним с вами, о чем вы говорили на прошлом уроке.
- Как звучала тема?
- С кем сравнивают самолёт? И почему?
- Как назывался первый самолёт?
-Летательный аппарат, которым управляла Баба-Яга?
-Что нового вы узнали?
Теперь выполним небольшой тест.
1) Имя мифического героя, спалившего крылья о солнце.
А) Икор Б) Икар В) Икир2) В каком году был испытан самолет, работающий на бензиновом двигателе?
А) 1903 Б) 1905 В)1906
3)Кто был изобретателем самолёта на бензиновом двигателе?
А)Братья Райт Б)Братья Гримм
В)Ефим и Мирон Черепановы
4) На борту какого летательного аппарата при первом полете находился 10-летний мальчик?
А)Воздушный шар Б)Самолёт В)Планер
5) Имя мальчика, прыгнувшего с церковной звонницы.
А)Ванька Б)Никитка В)Илюша
-А теперь обменяйтесь своими работами с соседом и проверьте правильность выполнения с помощью эталона на доске.
-Прочитайте пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда » (на слайде)
-Как вы понимаете данную пословицу?
-Кто догадался, почему эти слова сейчас прозвучали?
-С какими открытиями мы уже знакомы?
-Хотели бы узнать, какие еще открытия были сделаны в 19-20 вв.? - Самолётостроение
- С птицей. Потому что схожее строение.
-Планер
-Ступа
-Ответы детей
Выполняют тест
Обмениваются и сверяют с эталоном
Читают
- Ничто не может быть достигнуто без усилий 
-Мы изучаем раздел «Открытия человека в 19-20вв.»
- Изобретение паровоза, парохода, автомобиля и самолёта.
-Да Познавательные:
-общеучебные умения структурировать знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Логические:
-анализ, сравнение, синтез
Регулятивные:
-контроль и оценка прогнозирования
Подведение к теме урока -Ребята отгадайте загадку.
Он не лётчик, не пилот,Он ведёт не самолёт,А огромную ракету.Дети, кто, скажите это?
-Верно!
-Рассмотрите рисунки на слайде. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены самолёт, вертолёт, ракета).
-Какой из них самый быстрый?
Океан бездонный, океан бескрайний,Безвоздушный, темный и необычайный,В нем живут Вселенные, звезды и кометы,Есть и обитаемые, может быть, планеты.
По порядку все планеты,Назовёт любой из нас:Раз — Меркурий,Два — Венера,Три — Земля,Четыре — Марс.Пять — Юпитер,Шесть — Сатурн,Семь — Уран,За ним — Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планета,Под названием Плутон.
-Где живут эти планеты?
-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
-А какая цель урока?
-Сегодня на уроке мы узнаем, когда совершился космический полет и кто первооткрыватель космических пространств.
-Что поможет нам в поиске информации? -Космонавт
-Это воздушный транспорт.
-Ракета
-В космосе
-Время космических полётов
- Узнать больше о космосе, о его освоении жителями планеты Земля
-Учебник Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Познавательные:
-умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Общеучебные:
-моделирование, выбор наиболее эффективных способ решения задач
Знакомство с новым материалом.
Усвоение новых знаний и способов действия
Работа в группах
Физкультминутка
-Первыми животными в космосе были (мыши), беспородные собаки Дезик и Цыган: в 1951 году они совершили полет на геофизической ракете в верхние слои атмосферы. Видео, включающее редкие архивные кадры, рассказывает, как это было. (Показываю видео)
-Более знаменитые Белка и Стрелка покорили космическое пространство лишь спустя 9 лет; их достижением является орбитальный космический полет. А Дезик и Цыган стали первыми в истории животными, осуществившими полет на ракете и благополучно вернувшимися обратно. Ракета поднялась на высоту около 100 км, достигнув линии Кармана (условной границы атмосферы Земли и космоса). Полет продолжался около 20 минут; контейнер с собаками благополучно приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки.
-Так же в космос в 1957г. отправили собаку по кличке Лайка. Которая совершила четыре витка вокруг земли и, к сожалению, умерла из-за неисправности в системе терморегуляции. Однако Лайка все равно должна была погибнуть, поскольку запуск рассчитывался лишь в один конец.
- А как вы думаете, почему первыми в космос отправили животных? 
- И, конечно же, известным первооткрывателем космоса стал Алексей Юрьевич Гагарин.
-А сейчас я предлагаю поработать в группах, 1ряд-1 группа, 2ряд-вторая группа и 3ряд-третья группа.
У каждой группы будет свое задание.
- Работать мы будем с учебником. Открываем учебник на с. 144.
-Первая группа читает текст и готовит ответ на следующее задание: Как назывался первый искусственный спутник земли? Когда он был запущен? Сколько весил? Что посылал из космоса? Что можно было разглядеть в ночном небе?
-Вторая группа читает текст и готовит ответ на задание: Кто преподавал в школе физику и математику и мечтал…о космических полётах? Что он создал и для чего? Чему учили книги? Что писал Циолковский?
- Третья группа читает текст и готовит ответ на задание: Кто рос в крестьянской семье? Как этого человека звали друзья? Чем интересовался и о чём мечтал? В каком году совершил полёт в космос, какое было стартовое слово, сколько он пробыл в космосе? Как страна встретила известие о полете человека в космос? (Всё это расскажите)
-Перед тем как вы начнете работать, давайте повторим правила работы в группе.
-Какие правила знаете вы?
1)Вежливо обращайтесь друг с другом.
2)Выслушивайте мнение каждого.
3)Не перебивайте говорящего.
4)Доказывайте свои версии.
5)В группе ответы даёт каждый.
6)Умеешь сам-научи другого.
- Ребята, после того, как вы обсудите и обдумаете в группе свой ответ, выберите капитана, который будет представлять вашу группу.
- Представление групп
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
-У первой группы на стр. 144 представлены 2 картинки. Мы уже с вами узнали, что такое первый искусственный спутник. А что такое Луноход? Кто мне скажет?
-Луноход— любая наземная самоходная платформа, предназначенная для передвижений по поверхности Луны.
-А теперь я предлагаю посмотреть небольшой ролик о полёте А.Ю.Гагарина.
-Но не только Россия покоряла космос. Космонавты США тоже совершали космические полеты.
-Полёт космического корабля «Меркурий-Редстоун 3» стал вторым полётом человека в космос и первым — для США. В течение трёх дней перед полётом пилот Алан Шепард жил в отдельной квартире на мысе Канаверал. У него было всё необходимое для жизни: удобная кровать, телевизор, радио, газеты и, конечно, личное пространство. Космонавт был защищён от внимания любопытствующей публики, также квартира обладала определённой степенью защиты от переносчиков инфекционных заболеваний.
-Космонавту назначили строгую диету и предоставляли личного повара.
-5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт до высоты 187 км пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.
- 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов (корабль «Восход-2») впервые вышел в открытый космос, находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут.
Миссия была важной вехой советской лунной программы.
Для выхода в открытый космос в Научно производственное предприятие «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину. 
Через некоторое время после выхода в открытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Gemini-4», открыли люк, и Уайт вышел в космос. - В1963 году 16 июня совершила полет первая в мире женщина-космонавт  Терешкова Валентина Владимировна, где в течение 72 часов произвела около 48-ми оборотов вокруг Земли.
- Орбитальная станция (ОС) — космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околопланетной или, реже, околозвездной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений и т. п.
От искусственного спутника космическая станция отличается наличием персонала, периодически сменяемого с помощью транспортных кораблей, доставляющих на ОС сменный персонал, запасы топлива и материалов для функционирования технических систем станции, средства жизнеобеспечения экипажа, личную корреспонденцию его членов, запасные части для ремонта и модернизации самой станции, блоки оборудования для расширения её функций, материалы для проведения новых исследований и т. п. Спускаемый аппарат транспортного корабля доставляет на Землю сменённых членов экипажа и результаты проведённых исследований и наблюдений.
Ввиду высочайшей сложности и затратности создания ОС, их разрабатывали пока только СССР/Россия, США, Европа/ESA, Япония и Китай. При этом первые две страны имели полноценные ОС («Салют»-ДОС, первая в мире в 1971 г., «Алмаз»-ОПС, «Мир» в СССР и « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8D%D0%B1" \o "Скайлэб" Скайлэб» в США), а Европа и Япония — модули международной ОС (соответственно « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%81_(%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D0%9C%D0%9A%D0%A1)" \o "Коламбус (модуль МКС)" Коламбус» и « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%BE" \o "Кибо" Кибо»). Кроме того, в начале XXI века все эти, а также другие страны создали и эксплуатируют Международную космическую станция (МКС). Хотя впервые как модули в ОС «Салют» использовались тяжёлые корабли ТКС, многомодульными ОС являются «Мир» и МКС. Также, Европа и частная американская компания имели ранее ОС-модули, не отделяемые от американского « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81_%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%BB" \o "Спейс шаттл" Спейс шаттла» (соответственно « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BB%D1%8D%D0%B1" \o "Спейслэб" Спейслэб» и « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%85%D1%8D%D0%B1" \o "Спейсхэб" Спейсхэб»). Китай 
запустил первую ОС « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D1%83%D0%BD-1" \o "Тяньгун-1" Тяньгун» 29 сентября 2011 года. Также планы по созданию ОС имеют Иран и частные компании. Россия также планирует создать собственную орбитальную станцию.(показываю видео)

- Со временем полёты становились всё более длительными, а в космосе стали действовать пилотируемые орбитальные станции – своеобразные космические дома, в которых космонавты, сменяя друг друга каждые несколько месяцев, живут и работают постоянно.
- Ребята, а как вы думаете какая польза обществу от полётов в космос?
-Так же существует множество планетарий. И в нашем городе он тоже есть.
- Планетарий (Астрахань) начал свою работу 6 июня 1959 года, всего через два года после запуска первого спутника Земли, положившего начала новому витку в истории человечества.Пожалуй, это один из лучших примеров успешной популяризации науки. Здесь преподносят естественнонаучные знания в наглядной и занимательной форме. Целый ряд экскурсий и научно-познавательных программ планетария разработан специально в дополнение к тем знаниям, которые получают учащиеся в школах и университетах.
Особенным астраханский планетарий делает и его оснащение. В год открытия в числе первых его оборудовали редким для того времени аппаратом УП(универсальная палатка)–4, который удивительным образом сохранился и исправно работает до сих пор.- Располагается астраханский планетарий в здании-ротонде на живописном берегу Лебединого озера. Построено оно было в честь четырехвековой годовщины города Астрахань, в 1958-м – за год до открытия планетария. Здание-ротонда является завершающим элементом ансамбля строений площади Ленина. Сотрудники планетария и сами астраханцы из года в год кропотливо собирали космический реквизит для оформления выставочных залов. Среди активных помощников был даже бывший член отряда космонавтов Федор Востоков.
- Планетарий назван в честь нашего земляка и героя России Валерия Токарева(заслуженный лётчик).
-Ребята, а вы были в планетарии? Что видели? Что понравилось?
- И сейчас на МКС(международной космической станции) находятся два российских космонавта Александр Скворцов и Олег Артемьев под руководством американца Стивена Свенсона.
И работы у российских космонавтов на орбите много.
Во-первых, россияне регистрируют дозы радиации в космосе, собирают данные, как она накапливается, и проводят техническое обслуживание системы обеспечения жизнедеятельности МКС.
Во-вторых, они проводят наблюдение за поверхностью Земли и ее фотосъемку. Они могут предупредить при необходимости о надвигающемся цунами. Также ведут экологическое обследование поверхности земли.
В-третьих, они проводят различные научные эксперименты. Их не то 15, не то 16. Некоторые даже назову.
а) эксперименты с невесомостью. В частности, как невесомость влияет на нервную систему человека. Да-да, эти эксперименты и не прекращались.
б) как влияет космос, микрогравитация и невесомость на различные организмы, вирусы, металлы. Даже пытаются вырастить там растения.
в) исследуют, как ведут себя в космосе (в открытом космосе) различные материалы.
г) ежедневно проводят медицинское обследование, чтобы увидеть и оценить изменения. Делают электрокардиограммы, измеряют объёма голени и массы тела. - Дети слушают и смотрят
- Читают, находят ответ на вопрос
- Читают, находят ответ на вопрос
- Читают, находят ответ на вопрос
-Варианты детей
-Выполняют вместе с учителем
-Варианты ответов детей
-Смотрят
- Полеты в космос нужны не просто для развития чистой науки и расширения познания загадок Вселенной. Такие дальние путешествия помогают создавать необходимые и важные для всех системы, обеспечивающие комфорт и жизнедеятельность человека на Земле.
- Ответы детей
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения
Контроль и самооценка знаний и способов действия
- А теперь давайте закрепим ваши знания. Отгадайте кроссворд:
1.Аппарат, который летит в космос. (Ракета)
2. Он создал проекты будущих путешествий в космос. (Циолковский)
3.Собака, полетевшая в космос в 1957г. (Лайка)
4.Первая в мире женщина космонавт. (Терешкова)
5. Мир, вселенная. (Космос)
6. Тот, кто совершает полёты в космическое пространство. (Космонавт)
7.Первый космонавт. (Гагарин) Регулятивные:
-контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным этапом
Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывание
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
-Итак, ребята, давайте подведём с вами итог урока. Над какой темой мы сегодня работали?
-Что было целью нашего урока?
-Достигли мы цели нашего урока?
-Кто создал проекты путешествий в космос?
- Кто из животных стал первооткрывателем космоса?
-Кто был первым космонавтом?
-Когда это произошло?
- Какое практическое значение имеет освоение космоса?
-Домашнее задание стр. 144-147 читать, пересказывать. -Время космических полётов
- Узнать, когда совершился космический полет и кто первооткрыватель космических пространств. Да.
- К.Э. Циолковский
Мыши, собаки
-Ю.А. Гагарин
-12апреля 1961году
Познавательные:
умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
Регулятивные:
волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Рефлексия
Ребята, а сейчас я хочу, чтобы каждый оценил свою работу на уроке, дополнив одну из следующих фраз
Я научился …
Я смогу ….
Мне было интересно …
Мне понравилось …
- А теперь, подойдите к доске и, если вам на уроке было интересно, вы поняли сегодняшний материал и сможете рассказать его своему товарищу, то прикрепите магнитик к ракете, находящейся в космосе. Если вы не до конца поняли сегодняшний материал урока и не можете рассказать его своему товарищу, то прикрепите магнитик к взлетающей ракете. А если вам урок совсем не понравился, вам было скучно и вы ничего не поняли, прикрепите магнит к стоящей ракете. Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли,
оценивание качества своей и общей учебной деятельности