Конспект урока по окружающему миру на тему Разнообразие растений (3 класс)

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Учитель начальных классов Чижикова Вера Сергеевна
3 класс
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: урок-проект
Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений путем создания таблицы «Разнообразия растений».
Задачи:
1.Познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
2. Учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 
Планируемые результаты: Личностные: проявлять интерес к изучению темы; стремление расширить свои знания о разнообразии растений;
Метапредметные:
уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; выполнять учебные задания в соответствии с целью; формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Предметные: научатся определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.
Конечный результат: таблица
Оборудование: презентация «Разнообразие растений», ящик с растениями, схемы «Части растений», энциклопедия по биологии, атлас-определитель «От земли до неба», учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, иллюстрации., таблички с названием групп, гербарий, листики настроения, дерево настроения.

Сценарий учебного занятия
I.Организационный момент
-Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс. Я надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут вам выполнить на уроке сложные, но интересные задания.  II.Актуализация знаний
Тест по теме «Почва»
1 вариант
1. К какой природе можно отнести почву?
а) к живой
б) к неживой
в) неживая и живая природа в почве соединяются
2. Из чего состоит почва?
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве
3. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину
б) воздух, воду, соли
в) останки растений и животных
4. Что влияет на плодородие почвы?
а) наличие в почве перегноя
б) наличие в почве воды
в) наличие в почве песка и глины
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
а) благодаря животным, обитающим в почве
б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве
в) благодаря микробам, живущим в почве
2 вариант
1. К какой природе можно отнести почву?
а) к живой
б) к неживой
в) неживая и живая природа в почве соединяются
2. За сколько лет образуется 1 см почвы?
а)10 лет
б)250-300 лет
в)200000 лет
3. Что такое почва?
а) поверхностный слой земли
б) кусок земли
в) верхний плодородный слой земли
4.Какую роль выполняют дождевые черви в почве?
а) приносят вред растениям
б) рыхлят почву, снабжая её кислородом, перерабатывают перегной
в) никакой
5. Чтобы лучше на огороде росли овощи, люди?
а) поливают почву
б) поливают почву, рыхлят почву, вносят удобрения, удаляют корни сорняков
в) ничего не делают, итак всё растёт
/Ответы на слайде. Взаимопроверка/
III.Мотивирование учебной деятельности
-Я вам приготовила ящик. В нем находится несколько предметов, вы должны отгадать, что здесь:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Лист.)
-А теперь посмотрите на остальные предметы и назовите их все, одним словом. (Веточка ели, рябины, каштан, яблоко) (Растения)
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение «Растения – зеленая одежда Земли». Что оно обозначает?
(Растения образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой).
-Какая наука изучает живую природу? (Биология)
-На какие царства ученые-биологи делят все живое? (Царства: растения, животные, грибы, бактерии
IV.Постановка учебной задачи
- А может кто-нибудь из вас знает, как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника)
(Один подготовленный ученик, которому дано было задание, читает из энциклопедии понятие ботаника.)
- Растения делятся на разные группы. А на какие мы сейчас попробуем догадаться. Посмотрите внимательно на слайд. Это представители каждой группы. Попробуйте узнать, сколько этих групп?
-Я задала один вопрос, а ответов получила много.
-Предположите, какую задачу поставим сегодня на уроке?
(Узнаем, на какие группы делят ученые растения?)
Деление учащихся на группы
- Вам нужно вспомнить части растений и, отгадав загадки, распределиться на группы и выбрать руководителя группы:
1)В высоту, к теплу и свету,
Без усилий лезут ветки,
И настойчивей, упорней
Прорастают в землю (Корни)
2)Вот сидит на ветке
Маленькая почка,
Ждет тепла и света,
Чтобы стать (Листочком)
3)Опора без сомнения
Для всех частей растения:
Для листьев, почек и плодов
И материал для жарких дров. (Ствол)
4)Яркий и красивый,
Как праздничный флажок.
Что это у растения?
Подумайте. (Цветок)
5)Когда завянет лепесток
В цветке он развивается.
Надёжно спрятан в нём росток.
Он солнца дожидается. (Плод)
-Мы отправляемся в удивительное Царство растений. Сегодня на уроке вы будете в роли ботаников.
-Руководители групп, подойдите и получите карточки с названием групп, растения которых вы будете исследовать.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
-Задание следующее. У вас на столах стоит лист с названием вашей группы
Каждая группа получает:
1.Схему “Части растений”. 2.Учебник А.А.Плешакова. 3.Таблицу.
4.Опорную карточку - Ваша задача заполнить таблицу, которая лежит перед вами. - Для этого выполните, пожалуйста, задания по инструкции.
Прочитать текст в учебнике, информацию из других источников, которая относится к вашей группе;
Выделить части растений.
Заполнить таблицу (поставить плюсы в нужных колонках)
Выберите иллюстрации с представителями вашей группы
Выберите представителей вашей группы из гербария.
Выступите с подготовленной работой.
Презентация выступлений:
Итоговая таблица собирается на доске:
Группа
Корень
Стебель
Лист
Цветок
Плод
Семена

Водоросли
-
-
-
-
-
-

Мхи
-
+
+
-
-
-

Папоротники
+
+
+
-
-
-

Хвойные
+
+
+
-
-
+

Цветковые
+
+
+
+
+
+


Водоросли. 
У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья,
Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, косметики,  а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий.
Мхи. 
Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней.
Большую роль играют мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков мхов образуются залежи торфа. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.
Мох применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах. Папоротники 
Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники  влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни. Листья папоротников похожи на перья птиц. Хвойные растения 
Сосна, ель, можжевельник и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.
Источник древесины используют в строительстве и мебельном производстве. Цветковые растения. 
Растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют все другие части: корень, стебель, листья, цветы, плоды. Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
VI.Закрепление знаний и первичная проверка.
Проверка по подготовленным заранее иллюстрациям: роза, ель, морская капуста, кукушкин лён, щитовник. (Дети показывают таблички с номерами групп)
Подведение итогов работы
- На сколько групп ученые делят растения?
- Какие это группы?
V.Рефлексия учебной деятельности
- Какую задачу ставили перед собой на уроке?
-Сможем ли мы классифицировать растения по группам?
-Руководители, оцените работу группы.
-Оцените свою работу на уроке.
Посмотрите за окно? Какое у нас сейчас время года? Очень красивыми стоят деревья за окном. У меня к вам будет задание. В ваших конвертах лежит по 3 листочка.
Желтый лист обозначает хорошее настроение.
Красный - грустное или плохое настроение.
Оранжевый листик спокойное нейтральное настроение.
-Выберите, пожалуйста, один листочек, который характеризует ваше настроение. И повесьте его на дерево настроения.


15