Олимпиада по избирательному праву, 2014


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зазерская средняя общеобразовательная школа
(Адрес: 347064, Ростовская область, Тацинский район, хутор Зазерский, ул. Центральная, 38, тел.8-863 97 26 5 30)
Олимпиада по граждановедческим
дисциплинам и избирательному праву
Работу выполнила:
ученица 11класса
Высочева Яна Николаевна
Домашний адрес: 347064 , Ростовская область,
Тацинский район, хутор Зазерский,
ул. Центральная, 59 кв.3, тел.8 863 97 26 5 88
Учитель: Высочева Любовь Евгеньевна
- 2014 год –
1.В какой стране проходили выборы?
Страна, о которой идёт речь в задании - это Германия. Государственное устройство в стране регламентировано Основным законом Германии. Там многопартийная политическая система. Представленные в задании политические партии существуют именно в этой стране (ХДС, СДПГ, ПДС, СвДП, «Союз 90/Зеленые» и другие). Такой широкий спектр деятельности партий, охватывающий формирование политического волеизъявления, привлечение к участию в политической жизни, поддержку новой политической элиты и влияние на политическое развитие в парламенте и правительстве, привел к стабильной и дееспособной демократии в стране. Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Вся власть там исходит от народа, который осуществляет её непосредственно, а так же через представительные органы власти (парламент Бундестаг). Мы видим что, на выборах в 2005 году большинство избирателей поддержали партии левого сектора. Целью их является социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. Германия — государство с федеративным устройством; в его составе входят 16 равноправных субъектов (земли и города Берлин, Бремен и Гамбург). Таким образом, политическая система этого государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Бундестаг (парламент) и Бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель.
2. Какая форма правления существует в этом государстве? Укажите, по каким признакам из текста задания Вы это определили.
Чем крупнее общество, тем острее потребность в представительной демократии. В небольших обществах возможна прямая демократия, а в крупных - чаще представительная. Тяжело собрать в одном месте и в одно время десятки миллионов людей и попросить их принять общее решение. Депутаты, собравшись со всех концов страны, формируют то, что называется парламентом. Они являются профессиональными политиками и хорошо понимают, к каким негативным последствиям может привести принятие непродуманного решения. Страна, о которой идёт речь в задании, является парламентской республикой. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь там исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партии, набравшей большинство голосов в парламенте (не менее 50% голосов). Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В полномочия парламента, в такой стране, помимо законодательства, входит контроль за деятельностью правительства. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики. Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией. Глава государства в Германии - федеральный президент. Он выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления в Германии часто ещё называют канцлерской демократией.
3. Какой тип избирательной системы здесь действует? Укажите, по каким признакам из текста Вы это определили?
Избирательная система – один из важнейших институтов, влияющих на процесс демократизации общества. Известны два типа избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная. Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. При пропорциональной избирательной системе происходит формирование выборных органов власти через партийное представительство. Места в парламенте распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. В стране, о которой идёт речь в задании, применяется пропорциональная избирательная система, так как в выборах участвовали только политические партии (нет конкретных кандидатов). При этом в данной системе существует «избирательный метр» – наименьшее количество голосов, необходимых для того чтобы партия прошла в парламент. В задании устанавливается нижний предел для ограничения представительства мелких партий в 5 %. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную Думу с процентным барьером в 7%. В задании речь идёт о пропорциональной избирательной системе по закрытым партийным спискам. Выигранные в выборах мандаты распределяются между членам партии согласно их очередности. Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Германии и других странах. Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке. Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.
4. Назовите три преимущества данной системы и три недостатка.
Достоинства пропорциональной избирательной системы:
1.Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. Обеспечивается справедливое представительство политических сил на парламентской арене. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.
2.Данная система в законодательном органе предоставляет места мелким партиям. В результате при принятии парламентских решений учитываются интересы различных социальных и политических групп.
3.Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
4. Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.
Недостатки пропорциональной избирательной системы:
1.Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.
2.После выборов часто формируется очень нестабильное правительство, в том случае если ни одна из партий не имеет устойчивого большинства в парламенте. Это может привести к созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.
3.Установленный барьер (5 %) для ограничения представительства мелких партий в парламенте часто снижает представительство широких слоёв населения. Например, в Германии от парламентского представительства отсекается до 2 млн. граждан.
4. Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать.
5.Каким образом может быть решен вопрос о формировании правительства, учитывая результаты голосования?
Однопартийные правительства всегда создаются в странах тоталитарного социализма, где действует одна партия, но там, где имеются другие партии, их представители обычно включаются в состав совета министров. Если в парламентской монархии или парламентской республике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, то на основе предварительного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство, поддерживаемое большинством парламентариев. При поддержке (голосовании) депутатов, принадлежащих к партиям, входящим в коалицию, коалиционное правительство получает вотум доверия, но часто оказывается непрочным из-за разногласий в коалиции. Я считаю, что вопрос о формировании коалиционного правительства Германии, учитывая итоги выборов в парламент 2005 года, должна решить небольшая по численности Свободная демократическая партия (9, 8 % голосов избирателей). По результатам выборов мы видим, что голоса между двумя ведущими партиями Христианско-демократическим союзом (35,2%) и Социал-демократической партией (34,2%) распределяются на выборах приблизительно поровну. Ни одна из них не получает абсолютного большинства мест в парламенте, значит от третьей, более значительной, чем другие, представленной в парламенте партии (свободных демократов) зависит, кто будет формировать правительство. Возглавлять правительство будет лидер той партии, к которой она примкнет, с которой вступит в коалицию. Свободная демократическая партия относится к правому идеологическому сектору, а значит она примкнёт к Христианско – демократическому союзу. Но так как в общей сложности количество голосов будет составлять 45%, то необходима поддержка ещё одной партии левого крыла. Я думаю, что это должна быть Социал-демократическая партия Германии, так как она очень популярна в обществе.