Учебное пособие Финансы, денежное обращение и кредит в схемах и таблицах


Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Армавирский зооветеринарный техникум» КК
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УНИР
_________ Л.М. Штефанова«___» _________ 2013г.
Финансы, денежное обращение и кредит
в схемах и таблицах
(учебное пособие)
по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
для студентов всех форм обучения по специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рассмотрено на заседании ПЦК
бухгалтерских дисциплин
Председатель ПЦК-Жеребилова И.Б.
Разработал преподаватель –
Татьянина М.Г.
г. Армавир
2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель ПЦК
бухгалтерских дисциплин
____________ Жеребилова И.Б.
«____» _____________ 2013г.
Татьянина М.Г. Учебное пособие «Финансы, денежное обращение и кредит в схемах и таблицах» по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Учебное пособие «Финансы, денежное обращение и кредит в схемах и таблицах» по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для студентов всех форм обучения специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» призвано закрепить теоретические знания и понятия.
– г.Армавир, ГБОУ СПО АЗВТ КК, 2013. – 58.
Рецензенты:
Штефанова Л.М. - преподаватель бухгалтерских дисциплин ГБОУ СПО «Армавирский зооветеринарный техникум» КК
Жеребилова И.Б. - преподаватель бухгалтерских дисциплин ГБОУ СПО «Армавирский зооветеринарный техникум» КК

Содержание
Введение4
1. Сущность и функции финансов5
2. Роль финансов в расширенном производстве7
3. Финансовая система Российской Федерации9
4. Управление финансами в Российской Федерации11
5. Финансовый контроль14
6. Финансовый механизм17
7. Финансы коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, и общественных объединений 19
8. Государственный кредит25
9. Государственные финансы28
10. Бюджет Российской Федерации. Бюджетное устройство34
11. Территориальные финансы46
12. Финансовое планирование47
Заключение 51
Библиографический список 52
Глоссарий54
Введение
Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» имеет цель формирования у студентов устойчивых фундаментальных знаний о сущности:
финансов, их роли в расширенном производстве, финансовой системе, тенденциях развития государственных и муниципальных финансов, а также финансов хозяйствующих субъектов;
кредита как экономической категории, играющей важную роль в современной рыночной экономике, его формах и видах, сущности и структуре, ссудном и банковском проценте.
Среди форм изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» значительное место отводится практическим знаниям студентов.
Цель проведения таких занятий - способствовать закреплению, углублению и расширению научно-теоретических знаний, получаемых студентами на лекциях, а также формирование у них практических умений и навыков в области финансовых и кредитных отношений.
1. Сущность и функции финансов
Цель занятия: закрепление знаний студентов об экономической сущности финансов и их функциях; отличие финансов как экономической категории от других, например денег, кредита, страхования; необходимость финансов в рыночном хозяйстве.
Ключевые понятия:
Финансы как экономическая категория - это часть денежных отношений, которая опосредует неэквивалентное денежное обращение, возникающая на стадии перераспределения созданного общественного продукта и связанная с наличием государства как органа управления.
Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и расходованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Рис. 1.1. Признаки финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.
На рис. 1.2 представлена распределительная (перераспределительная) функция финансов.
Контрольная функция проявляется в контроле за распространением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Рис. 1.2. Распределительная функция финансов
Контрольные вопросы:
Сформулируйте определение финансов как экономической категории.
Перечислите функции финансов. В чем смысл каждой функции финансов?
Назовите характерные признаки финансов.
Рассмотрите отличия финансов как экономической категории от других: денег, кредита, страхования.
Какую роль играют финансы в экономике РФ?
В каких стадиях материального производства происходит образование финансов?
2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
Цель занятия: рассмотреть сущность расширенного воспроизводства и роль финансов хозяйствующих субъектов в этом процессе.
Ключевые понятия:
Расширенное производство включает возобновление и расширение производственных фондов, рост валового внутреннего продукта (ВВП) и его главной части - национального дохода, воспроизводства рабочей силы и производственных отношений.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных отраслей, социальных мероприятий и налоговую политику.
Финансирование расширенного воспроизводства осуществляется за счет амортизации, нераспределенной прибыли, а также за счет ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.
Рис.1.3. Финансовые ресурсы как объект прогнозирования и их состав
Контрольные вопросы:
Дайте понятия расширенного воспроизводства.
Как воздействует государство на воспроизводственный процесс?
Как осуществляется процесс финансирования расширенного воспроизводства?
Какое значение для предприятий имеет эффективное использование основных фондов?
3. Финансовая система Российской Федерации
Цель занятия: закрепление знаний студентов о финансовой системе государства и ее структуре.
Ключевые понятия:
Подходы к определению структуры
и состава элементов финансовой системы
Финансовая система - это система форм и методов предприятий образования и использования фондов денежных средств государства.
Общегосударственные финансы включают: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования, финансы хозяйствующих субъектов - финансы предприятий различных форм собственности (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Финансовая система РФ
Страхование представляет собой совокупность перераспределенных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счет
денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенных для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями страховых случаев.
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Государственный бюджет выражает экономические отношения, регулирующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и является основным планом страны, утвержденным федеральным собранием РФ как закон.
Контрольные вопросы:
Дайте понятие «финансовая система».
Назовите основные звенья в структуре финансовой системы.
Дайте характеристику каждого звена финансовой системы РФ.
Что включают в понятие «Государственные финансы»?
Какова роль страхования в организации финансов?
Какие организации называются коммерческими и покажите роль в формировании их финансов?
Какие организации называются некоммерческими и какую роль они играют в финансовой системе страны?
4. Управление финансами в Российской Федерации
Цель занятия: ознакомление с системой государственных финансовых органов управления финансами в Российской Федерации.
Ключевые понятия:
Управление государственными финансами в экономически развитых странах регулируют высшие законодательные органы:
через принятие финансового законодательства;
через утверждение государственного бюджета и отчет его исполнения;
через введение или отмену отдельных видов налогов;
через утверждение предельного размера государственного долга;
через другие финансовые механизмы.
В нашей стране общее управление финансами осуществляется органами государственной власти, а именно в управлении участвуют: президент РФ, Администрация президента РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Главным органом по управлению финансами РФ является Министерство финансов РФ и его органы на местах (Минфины республик, областные, краевые, окружные, городские и районные финансовые управления - департаменты финансов).

Рис. 1.5. Органы управления финансами в Российской Федерации
Важные задачи Министерства финансов РФ:
разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики (изначальная концепция);
составление проекта и исполнение федерального бюджета;
обеспечение устойчивости государственных финансов и активное воздействие на социально-экономическое развитие страны;
контроль за величиной бюджетного дефицита;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях;
осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных заемных средств в России, за рубежом, предоставление кредитов субъектам хозяйствования, управление государственным долгом.
Важное подразделение Министерства финансов РФ - Главное управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Контроль за правильным исполнением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах - налоговые инспекции.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ и таможенные посты и терминалы (границы, аэропорты).
На уровне хозяйствующих субъектов существуют две группы органов:
финансовые компании (например, фондовые биржи, инвестиционные фонды и др.), которые управляют финансовыми отношениями других предприятий через операции с денежными бумагами;
органы управления финансами в отраслях коммерческого и некоммерческого типа.
Рис. 1.6. Направления управления финансами
Контрольные вопросы:
Какие государственные органы включены в систему управления финансами в РФ?
Какова роль, задачи и функции Министерства финансов РФ на современном этапе?
Охарактеризуйте роль и задачи Федерального казначейства в финансовой системе страны?
Объясните роль и задачи Министерства по налогам и сборам в финансовой системе страны?
Какова роль в управлении финансами в РФ Государственного таможенного комитета РФ? Его цели и задачи.
Назовите функции финансового аппарата местных органов управления финансами и дайте краткую характеристику их содержания.
Охарактеризуйте управление финансами хозяйствующего субъекта и назовите функции финансовой службы предприятия.
5. Финансовый контроль
Цель занятия: показать значение государственного финансового контроля на всех уровнях управления.
Ключевые понятия:
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Таблица 1.1
Сущность и цель финансового контроля
Значение контроля в системе государственных функций Контроль - это осуществление функции управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать, отслеживать то или иное явление. Государственный контроль является обязательным и необходимым условием эффективного функционирования экономической системы любого государства. Одной из составляющих такого контроля выступает государственный и муниципальный финансовый контроль, т. е. установленная правовыми нормами система осуществляемых публичными органами контрольных мероприятий, направленных на мониторинг и соблюдение узаконенных интересов государства и муниципальных образований в финансовой сфере. По сути, такой контроль направлен на обеспечение соблюдения узаконенных интересов государства в финансовой сфере.
Цель финансового контроля в системе государственных функций Практическая цель финансового контроля - гарантировать бесперебойное, эффективное финансовое обеспечение деятельности государства и органов местного самоуправления. С экономической точки зрения финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Кроме того, в юридической и экономической науке под финансовым контролем нередко понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Финансовый контроль нацелен на выявление всех случаев нарушений финансовой дисциплины, под которой понимается установленный финансовым законодательством порядок образования, распределения и использования денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В экономически развитых странах финансовый контроль делится на две сферы:
государственный, цель которого - максимизировать поступления в казну и минимизировать государственные издержки управления;
негосударственный - минимизирует свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Самостоятельным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб.
Формы контроля можно классифицировать по следующим критериям:
регламенту осуществления (обязательный, инициативный);
времени проведения (предварительный, текущий, последующий);
субъектам контроля (президентский, аудиторский, внутрифирменный, ведомственный, контроль финансово- кредитных органов);
объектам контроля (бюджетный, налоговый, кредитный, страховой, валютный).
Методы проведения контроля: проверки, обследования, анализ финансового состояния, наблюдения, ревизии.

Рис. 1.7. Субъекты финансового контроля
Контрольные вопросы:
1. Для чего необходим государственный финансовый контроль?
14
Назовите цели, задачи, принципы финансового контроля.
Назовите органы, осуществляющие государственный и ведомственный финансовый контроль.
Охарактеризуйте сферу полномочий счетной палаты федерального собрания РФ, ее задачи и формы контроля?
Как осуществляется президентский контроль за финансами?
Назовите методы и формы финансового контроля.
Как взаимосвязаны финансовый контроль и финансовая дисциплина?
Охарактеризуйте деятельность в области финансового контроля Министерства финансов РФ. Расскажите об аудиторской проверке на предприятиях.
6. Финансовый механизм
Цель занятия: закрепление знаний студентов о финансовом механизме и его структуре.
Ключевые понятия:
Финансовый механизм - система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. (рис. 1.8 и 1.9)
Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.
Финансовый рычаг - приём (способ) действия финансового метода.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение - это инструкции, нормативы, нормы, методические указания.
Информационное обеспечение состоит из разного рода экономической, финансовой и прочей информации.
Контрольные вопросы:
Дать понятие «финансовый механизм» и что он в себя включает?
Охарактеризуйте структуру финансового механизма.
Расскажите о финансовом методе и как он воздействует на хозяйственный процесс.
Какую роль в финансовом механизме играет финансовый рычаг?

Рис. 1.8. Структура финансового механизма

Рис. 1.9. Система управления финансами предприятий
7. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий
Цель занятия: изучение особенностей финансов коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий.
Ключевые понятия:
I. Финансы коммерческих предприятий (организаций) - это экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределение и использование.
Понятие и сущность финансов коммерческой организации показаны на рис. 1.10.
Рис.1.10. Понятие и сущность финансов коммерческой организации
Таблица 1.2
Денежные отношения, формирующие и характеризующие финансы коммерческих организаций
Денежные отношения
коммерческих органи-
зацийРасчеты с банками, возникающие при получении и погашении кредита, покупке и продаже валюты; расчеты за банковские услуги
Расчеты со страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, коммерческих и финансовых рисков
Расчеты с поставщиками по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий
Расчеты за реализованную продукцию
Отношения с персоналом по выплате зарплаты, дивидендов, с акционерами
Отношения с налоговыми органами при уплате налогов, с внебюджетными организациями и т.д.
Отношения с аудиторскими, консалтинговыми и юридическими (адвокатскими) фирмами
Принципы, на основе которых функционируют финансы предприятий:
самофинансирования;
материальной заинтересованности;
материальной ответственности;
обеспечения финансовых ресурсов.
Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия:
Организационно-правовая форма хозяйствования.
Отраслевые технико-экономические особенности.
Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства предприятия, которые имеются в его распоряжении. Финансовые ресурсы подразделяются:
на капитал;
на инвестиции в непроизводственную сферу;
на расходы на потребление;
на финансовый резерв.

Рис. 1.11. Особенности финансовых отношений организации
Таблица 1.3
Характеристика функций финансов коммерческих организаций
Воспроизводственная функция Состоит в обслуживании денежными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений
Распределительная функция Обеспечивает оптимальные пропорции распределения прибыли (дохода) между коммерческой организацией и государством, а равно между различными фондами организаций
Контрольная функция Реализует постоянный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью коммерческой организации с точки зрения потребления и расходов необходимых ресурсов, а также контроль взаимоотношений
Таблица 1.4
Источники финансирования коммерческих организаций
Собственные и приравненные к ним средства средства собственников организаций;
доходы в виде результатов хозяйственной деятельности предприятия;
средства от государства в форме прямых бюджетных дотаций или субвенций
Заемные и приравненные к ним средства банковские кредиты;
коммерческий кредит от партнеров по хозяйственной деятельности;
средства от эмиссии долговых ценных бумаг;
средства от собственников предприятия на возвратной основе
II. Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, (т.е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороны страны и т.д.
В условиях рыночной экономики такие организации и учреждения перешли на те же условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников (источников финансовых ресурсов).
Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимают денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.
Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг, которые могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.
Источники формирования финансовых ресурсов:
бюджетные средства, установленные на основе уставных нормативов;
денежные средства, исчисляемые за предоставление платных услуг;
выручка от сдачи в аренду помещений , сооружений , оборудования;
добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;
прочие денежные поступления.
Фонд финансовых ресурсов используется для:
Выплаты заработной платы.
Возмещения материальных затрат.
Расчетов с другими организациями и банками.
Создания фондов экономического стимулирования.
Мобилизация и использование финансовых ресурсов в таких организациях осуществляется на основе сметного финансирования и самофинансирования.
Схема доходов и расходов некоммерческих организаций - это документ, на основании которого некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, составляемый в произвольной форме ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений расходования имеющихся и поступающих денежных средств.
Таблица 1.5
Структура и особенности содержания сметы доходов и расходов некоммерческой организации
Доходная часть Расходная часть
Взносы учредителей. Заработная плата работников.
Членские взносы. Начисления на заработную плату.
Добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. Коммунальные расходы.
Поступления от предпринимательской деятельности Административные расходы.
Целевые расходы.
Хозяйственные расходы на ремонт основных средств.
Резерв непредвиденных расходов.
Прочие расходы.
Для составления смет используются контрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ.
III. Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии, или определенной социальной группе, общих интересов и увлечений, а также общих подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения.
К общественным объединениям относятся:
профессиональные союзы (учителей, шахтеров, врачей);
политические партии;
творческие союзы (художников, писателей);
спортивные клубы («Динамо», «Спартак»);
добровольные общества (изобретателей, рационализаторов);
специальные целевые фонды (Российский международный фонд культуры, фонд конверсии);
благотворительные фонды (Международный фонд милосердия и здоровья).
Финансы общественных объединений имеют ряд особенностей:
основным источником ресурсов являются вступительные взносы;
общественные объединения владеют недвижимостью и имуществом, в том числе на долевых основах, притом собственность не выступает источником доходов для отдельных членов общественных объединений;
организация финансов регламентируется их уставом и лишь частично государством;
все доходы общественных объединений направляются на их уставные потребности.
В хозяйственно-финансовой деятельности общественных объединений сочетается коммерческий расчет и сметное финансирование, что находит отражение в их финансовых планах.
Таблица 1.6
Финансовый план общественного объединения
Доходная часть Расходная часть
Вступительные и членские взносы Затраты, связанные с основной деятельностью
Доходы от деятельности хозяйственных предприятий Затраты на содержание аппарата
Доходы от проведения платных мероприятий Затраты на управление капитальным строительством и капремонтом
Специальные денежные отчисления предприятий из прибыли Административно-хозяйственные расходы
Расходы на международные связи
В соответствии с уставной деятельностью общественные объединения не имеют обязательств перед бюджетом.
Контрольные вопросы:
Дать определение «финансы предприятия» и какую роль они играют для самого хозяйствующего субъекта.
Когда финансовые отношения становятся денежными отношениями?
Назовите между какими субъектами и предприятиями возникают финансовые отношения?
Охарактеризуйте финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта.
Назовите факторы организации финансов и их принципы.
Расскажите о финансировании общественных организаций.
Какую роль играет в формировании финансов прибыль? Назовите источники образования прибыли и направление ее использования.
Дайте понятие «финансовые ресурсы» некоммерческих организаций. Чем они отличаются от понятия «финансы коммерческих организаций»?
Каковы источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций?
Назовите источники финансирования коммерческих, некоммерческих и общественных объединений.
Назовите направление использования из фонда финансовых ресурсов денежных средств.
Какие показатели используются при составлении сметы?
Каковы особенности финансов общественных объединений?
Что относится к общественным объединениям?
Что собой представляет финансовый план общественных объединений?
8. Государственный кредит
Цель занятия: закрепление знаний студентов о необходимости и правовых основах государственного кредита, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
Ключевые понятия:
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора гаранта.
Главная форма кредитных отношений - это отношения, при которых государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков: ^ по субъектам заемных отношений;
в зависимости от места размещения;
в зависимости от обращения на рынке;
в зависимости от срока привлечения средств;
в зависимости от обеспеченности долговых обязательств;
по характеру выплачиваемого дохода;
в зависимости от метода выплачиваемого дохода;
в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа.
Государственный кредит выполняет две функции:
фискальную;
регулирующую.
Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора, гаранта.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле слова понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
минимизация стоимости долга для заемщика;
недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
объяснение своевременности возврата кредитов;
оптимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Государственный муниципальный долг - это обязательства возникающие
из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
из гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства;
из принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Рис. 1.12. Виды государственного (муниципального) долга

Рис. 1.13. Состав государственного внутреннего долга Российской Федерации, внутреннего долга субъекта Российской Федерации, внутреннего муниципального долга
Контрольные вопросы:
Дайте определение государственного долга. Чем обусловлена его необходимость?
Чем отличается управление государственным кредитом в широком и узком смысле слова?
Назовите задачи, стоящие перед управлением государственным кредитом.
Как можно классифицировать государственные займы?
Чем отличается государственный и общегосударственный долг?
В качестве кого может выступать государство?
9. Государственные финансы
Цель занятия: изучение экономической сущности и порядка разработки и использования государственного бюджета РФ, а также его структуры доходов и расходов.
Ключевые понятия:
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.
Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом.

Рис. 1.14. Виды бюджетов в Российской Федерации

Рис. 1.14. Функции бюджета
Таблица 1.7
Содержание функций бюджета
Функция Содержание
1.Распределительная -перераспределительнаяЧерез бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). При этом считается, что с экономической точки зрения через бюджет осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение.
2. Аналитическая Предусматривает классификацию и систематизацию действующих потребностей общества и государства.
3. Общетеоретическая Назначение бюджета - способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т. д.).
4. Контрольная функция бюджета Бюджет позволяет осуществлять мониторинг и контроль за объемами потребностей и возможностей общества и государства.
5. Критическая В процессе бюджетных отношений выявляются недостатки действующего законодательства и пробелы позитивного права в сфере бюджетной деятельности, несоответствия правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего бюджетного законодательства.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение органов власти.
Они представляют собой часть централизованных ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.
Классификация доходов бюджетов РФ - это группировка бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, основывающейся на законодательстве и определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Таблица 1.8
Структура классификации доходов бюджетов Российской Федерации
Налоговые доходы:
налог на прибыль;
налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налог на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами; единый сельскохозяйственный налог;
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы
Неналоговые доходы:
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций;
прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций;
доходы от использования лесного фонда; доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие неналоговые доходы
Безвозмездные перечисления:
безвозмездные перечисления от нерезидентов;
безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней;
безвозмездные перечисления от государственных внебюджетных фондов;
безвозмездные перечисления от государственных организаций;
безвозмездные перечисления от наднациональных организаций;
средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
прочие безвозмездные перечисления
Доходы целевых бюджетных фондов:
дорожные фонды;
экологические фонды;
фонд Росатома
Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности:
доходы от собственности по предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности;
рыночные продажи товаров и услуг;
безвозмездные поступления от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности
Расходы бюджета представляют собой затраты, выражающие экономические отношения, возникающие в процессе использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Функциональная классификация расходов Российской Федерации -это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
Таблица 1.9
Структура функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации (разделы первого уровня)
Государственное управление и местное самоуправление
Судебная власть
Международная деятельность
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
Промышленность, энергетика и строительство
Сельское хозяйство и рыболовство
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
Транспорт, связь и информатика
Развитие рыночной инфраструктуры
Жилищно-коммунальное хозяйство
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
Образование
Культура, искусство и кинематография
Средства массовой информации
Здравоохранение и физическая культура
Социальная политика
Обслуживание государственного и муниципального долга
Пополнение государственных запасов и резервов
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
Мобилизационная подготовка экономики
Исследование и использование космического пространства
Военная реформа
Дорожное хозяйство
Прочие расходы
Целевые бюджетные фонды
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.
Таблица 1.10
Структура экономической классификации расходов бюджетов
Текущие расходы:
Закупки товаров и оплата услуг Субсидии, субвенции и текущие трансферты
Оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.
Капитальные расходы:
Капитальные вложения в основные фонды
Создание государственных запасов и резервов
Приобретение земли, нематериальных активов и других активов
Капитальные трансферты
Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения
Эти затраты связаны с выполнением государством своих функций. В настоящее время бюджетная система РФ включает три звена:
федеральный бюджет;
бюджет национально-государственных и административно-территориальных образований;
местные бюджеты.
Рис. 1.16. Состав налоговых доходов бюджетов в РФ
Таблица 1.11
Виды налогов и сборов в Российской Федерации
Федеральные Региональные Местные
налог на добавленную стоимость; налог на имущество организации; земельный налог;
акцизы; налог на игорный бизнес; налог на имущество физических лиц
единый социальный налог; транспортный налог налог на прибыль организации; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; налог на доходы физических лиц; государственная пошлина. Контрольные вопросы:
Какой бюджет называется государственным?
Какие уровни бюджета вы знаете? Чем отличаются друг от друга? Что общего они имеют?
Дайте понятия «доходы» и «расходы» бюджета.
За счет каких источников формируются доходы бюджета?
Расскажите о структуре расходов бюджета?
В чем суть НДС, налога на имущество предприятий и организаций и налога на доходы физических лиц?
Назовите основные функции бюджета РФ?
10. Бюджет Российской Федерации. Бюджетное устройство. Бюджетный федерализм
Цель занятия: закрепление знаний студентов о социально-экономической сущности и роли государственного бюджета, бюджетном устройстве, бюджетной системе, бюджетной классификации, выработка у студентов навыков расчета структуры доходов и расходов федерального бюджета в динамике, получение знаний о формировании бюджета.
Ключевые понятия:
Бюджет (от англ. Budget - сумка) представляет собой форму образования и расходования государственной власти.
На рис. 1.17 показаны разные подходы к определению понятия бюджета.

Рис. 1.17. Подходы к понятию «бюджет»
В зависимости от формирования бюджета различных уровней существуют и соответствующие понятия.
Федеральный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Рис. 1.18. Основные задачи бюджетов всех уровней
Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возможных не в государстве.
Особенностью бюджетных отношений является то, что они носят не эквивалентный характер, т. е. не находятся под воздействием закона стоимости, т. е. закона эквивалентного обмена

Рис. 1.19. Виды общественных отношений, выступающие составными частями бюджетных отношений
Состав бюджета приведен на рис. 1.20.
Закрепленные доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующий бюджет.
Регулирующий доходы - средства, которые поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений по нормативам, установленным на предстоящий финансовый год.
Рис. 1.20. Состав бюджета

Рис. 1.21. Состав консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ

Рис. 1.22. Источники финансирования дефицитов бюджетов в Российской Федерации
Дотации - это средства, предоставляемые данному бюджету из бюджета вышестоящего уровня, в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения для финансирования, решения вопросов местного значения.
Субвенции - средства, выделяемые данному бюджету на конкретные цели и на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня и подлежащие возврату в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок.
Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5-10-15 и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Целевой бюджетный фонд - это форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемого в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемого по отдельной смете.
Резервный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций чрезвычайного (незапланированного) или специального характера.

Рис. 1.23. Основные различия между бюджетной ссудой и бюджетной дотацией

Рис. 1.24. Виды государственных и муниципальных денежных фондов в Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации (согласно бюджетному кодексу) - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного.
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
К основным принципам бюджетного устройства РФ относятся: единство, полнота, реальность, гласность разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, законность, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность, адресность и целевой характер бюджетных средств и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Рис. 1.25. Уровни бюджетной системы Российской Федерации

Таблица 1.12
Значение и роль бюджетного устройства Российской Федерации
Значение бюджетного устройства Бюджетное устройство государства - это тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Поэтому бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, государственным (административно-территориальным) устройством этой страны. Для России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы.
Уровни бюджетного устройства России Бюджетное устройство Российской Федерации характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности: 1) федеральный уровень бюджетного управления (на этом уровне расположены федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды); 2) региональный уровень бюджетного управления (представлен бюджетами субъектов Российской Федерации и региональными внебюджетными фондами); 3) муниципальный уровень бюджетного управления (представлен местными бюджетами)
Структура бюджетной системы Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность: системы бюджетов и внебюджетных фондов Российской Федерации; системы бюджетных правоотношений; системы участников бюджетных правоотношений и нормативно-правовой базы бюджетной деятельности
Понятие бюджетного устройства приведено на рис. 1.26.

Рис. 1.26. Бюджетное устройство РФ
Рис. 1.27. Современное бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетное планирование, основы которого определены действующей Конституцией страны, включает в себя:
бюджетный процесс;
нормативно-правовую и организационную базу бюджета;
3)вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законода-тельством деятельность органов власти по состоянию, рассмотрению, утвер-ждению и исполнению федеральных и местных бюджетов.
Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:
составление проекта бюджета;
рассмотрение и утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
составление отчета об исполнении и утверждении.
Этапы формирования проекта федерального бюджета показаны на рис.1.28.
Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации являются:
президент Российской Федерации;
органы исполнительной, законодательной власти и местного самоуправления;
органы денежно-кредитного регулирования;
органы финансового контроля;
главные распорядители бюджетных средств;
получатели бюджетных средств; ^ государственные внебюджетные фонды;
кредитные организации (в рамках отдельных операций со средствами бюджетов).

Рис. 1.28. Формирования проекта федерального бюджета
Основой составляющей проекта бюджета являются:
долгосрочные целевые программы;
план развития государственного или муниципального сектора экономики;
перспективный финансовый план;
прогноз социально-экономического развития территории;
баланс финансовых ресурсов;
Этапы законодательного процесса при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной год приведены на рис. 1.29.
Стадии рассмотрения законопроекта о бюджете в Государственной Думе Российской Федерации на рис. 1.30.
Способы исполнения бюджетов:
кредитно-банковский;
казначейско-банковский;
казначейский.
К видам отчетности об исполнении бюджетов относятся:
оперативная;
ежеквартальная;
полугодовая;
годовая.
Составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает 20 месяцев. Исполнение один год.
Законодательный процесс при принятии законопроекта о федеральном бюджете на очередной год приведен на рис. 1.29.
Бюджетная классификация - это единый методологический документ, на основании которого составляется и исполняется бюджет всех уровней.
К основным функциям бюджетной классификации Российской Федерации относятся:
обеспечение бюджетного планирования; ^ обеспечения единства бюджетной системы;
обеспечение достоверности данных о расходах и доходах; ^ обеспечение сопоставимости данных о расходах и доходах.
Состав бюджетной классификации приведен на рис. 1.31.
С 1 января 1995 года в стране введена новая бюджетная классификация, где кроме двух блоков: «доходы» и «расходы», она содержит еще два «государственный долг» и «финансирование».

Рис. 1.29. Законодательный процесс принятия ФЗ о бюджете

Рис. 1.30. Стадии рассмотрения законопроекта о бюджете в Государственной Думе РФ

Рис. 1.31. Состав бюджетной классификации Российской Федерации
Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.
Расходы бюджета группируются по структурам:
функциональной;
ведомственной;
экономической (предметной).
Финансирование бывает внутренним и внешним, оно осуществляется в следующих формах:
выпуск и размещение государственных обязательств;
займы центрального банка;
займы у коммерческих банков;
займы, полученные от других уровней власти;
займы государственных внебюджетных фондов;
финансирование.
«Государственный долг» показывает совокупные долговые обязанности государства, которые также подразделяются на внутренние и внешние.
Под бюджетным федерализмом понимается автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих принципах:
самостоятельность бюджетов разных уровней;
право на компенсацию расходов, возникающих в результате решения принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых льгот за счет собственных доходов;
законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными органами власти и управления;
соответствие финансовых ресурсов органов власти в управлении, выполняемых ими функций;
нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
С теоретической точки зрения модуль бюджетного федерализма действует наиболее эффективно при наличии следующих условий:
если разграничены полномочия между всеми уровнями власти по расходам и доходам;
если уровни власти наделены достаточными ресурсами для реализации своих полномочий;
если с помощью бюджетных трансфертов обеспечивается сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с целью достижения определенных стандартов государственных услуг на территории всей страны. Бюджетный федерализм как система межбюджетных отношений должен отвечать требованиям социально-экономической эффективности, территориальной справедливости и политической стабильности.
Реализация концепций бюджетного федерализма зависит от сочетания двух взаимодополняющих тенденций:
наличие конкуренции между региональными органами власти на условном рынке социальных услуг;
выравнивание условий такой конкуренции и обеспечение на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.
Контрольные вопросы:
Дайте понятие «бюджет», какие особенности имеет бюджет при его составлении.
Какие меры принимаются для покрытия дефицита бюджета?
Чем отличаются «дотация» от «субвенции»?
Какая связь имеется между бюджетной системой и бюджетным устройством?
Назовите принципы бюджетного устройства и раскройте их смысл.
Назовите основы, раскрывающие бюджетное планирование.
Дайте понятие бюджетного процесса.
Из каких стадий состоит бюджетный процесс?
Что собой представляет «бюджетная классификация», какие блоки в нее входят?
10.В каких формах осуществляется финансирование бюджета?
11.Какие условия необходимы для эффективного функционирования модели бюджетного федерализма?
12. Назовите тенденции, от которых зависит реализация концепций бюджетного федерализма.11. Территориальные финансы
Цель занятия: рассмотрение сущности территориальных финансов и региональных финансовых ресурсов; укрепление знаний по данной тематике.
Ключевые понятия:
Территориальные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
В настоящее время растет значение региональных финансов:
функции регулирования экономических и социальных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным;
государство проводит через них активно социальную политику;
усиление финансирования муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения;
происходит выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Региональные финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
Основным источником обеспечения инфраструктуры стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования.
Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных ресурсов (см. тему «бюджет РФ»).
Одним из звеньев региональных финансов выступают средства субъектов хозяйствования. К ним относятся:
финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;
территориальные внебюджетные фонды - источники их - заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Контрольные вопросы:
Дайте определение территориальные (региональные) финансы и для чего они необходимы в современной рыночной экономике.
Дайте определение региональные финансовые ресурсы. Что является основным источником финансирования обеспечения социальной и частично производственной инфраструктуры?
Из каких элементов состоит доходная часть территориального бюджета РФ?
Что относится к средствам субъектов хозяйствования?
12. Финансовое планирование
Цель занятия: улучшение основ финансового планирования предприятий: цели, задачи, методы и его характеристика
Ключевые слова:
Планирование, наряду с контролем, является одной из важнейших функции управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Различают три вида планирования, отличающиеся временным периодом и соответственно степенью детализации проработки планов. Термин «планирование» употребляется в самом широком смысле, но чаще относится к долгосрочным прогнозам. Термин «программирование» соответствует второму по уровню детализации виду планирования, который конкретизирует выбранные стратегические направления в виде отдельных программ для достижения долгосрочных целей.
Бюджетное планирование, являющееся самым детализированным уровнем планирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ.
Финансовое планирование - это перспективный учет всех предполагаемых в будущем доходов и направлений расходования денежных средств государства или хозяйствующего субъекта для обеспечения его устойчивого развития, осуществляемый путем составления финансовых планов разного объема, содержания и назначения в зависимости от задач, целей, сроков и объектов планирования.
Таким образом, финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов; отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.
Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.
В настоящее время существует разнообразие финансовых планов: баланс доходов и расходов; бизнес-план; кассовый план; платежный календарь; план определения точки безубыточности и т.д.
Таблица 1.13
Цели и задачи финансового планирования
Цели финансового планирования Задачи финансового планирования
Определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Обеспечение эффективного использования ресурсов в будущем. Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Определение путем эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования.
Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет рационального использования денежных средств.
Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами.
Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.
Контроль за финансовыми состояниями, платежеспособностью предприятия.
Методы, используемые в финансовом планировании:
балансовый;
нормативный;
масштабного моделирования (многовариантных расчетов);
экономического анализа;
денежных потоков.
Таблица 1.14
Характеристики основных методов финансового планирования
Характеристики методов финансового планирования
Метод экономического анализа Используется для определения основных закономерностей, тенденций движения натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов хозяйствующего субъекта
Нормативный метод На основе заранее установленных технико-экономических норм и нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы могут устанавливаться государством (ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и т.д.) либо самим юридическим лицом или предпринимателем (в целях планирования порядка ведения бизнеса и обеспечения его эффективности).
Метод балансовых расчетов Основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.
Метод многовариантных расчетов Сущность состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы по различным оценочным критериям выбрать из них наиболее оптимальный.
Метод денежных потоков Особенность метода - его обусловленность ожиданием поступления средств на счета хозяйствующего субъекта на определенную дату и бюджетированием всех издержек и расходов
К видам финансового планирования относятся: перспективное, оперативное, текущее. Характеристика видов финансового планирования приведена в таблице 1.15.
Таблица 1.15
Характеристики видов финансового планирования
Характеристики видов финансового планирования
Перспективное (от одного года до трех лет) Используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является основной формой реализации целей хозяйствующего субъекта.
Текущее (на один, т. е. текущий год) Является составной частью перспективного плана и, по сути, конкретизирует его показатели.
Оперативное Необходим для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.
Рис. 1.32. Разновидности и сущность инструментов финансового планирования
Контрольные вопросы:
Дайте определение финансового планирования.
Какие виды планов Вы знаете?
Как сопоставляется баланс доходов и расходов?
Дайте определение платежного календаря. Для всех ли типов предприятий характерно ведение платежного календаря?
Перечислите методы, используемые в финансовом планировании. Дайте им характеристику.
Что собой представляет бизнес-планирование?
Назовите инструменты финансового планирования и дайте им характеристику.
Заключение
Важным звеном, углубляющим и закрепляющим знания студентов, является самостоятельная работа. Расширение объема и форм самостоятельной работы в конечном итоге должно способствовать повышению качества образования и его эффективности. В этой связи необходимо использование, как традиционных форм организации самостоятельной работы, так и поиск новых. Самостоятельная работа должна быть направлена не на механическое выполнение того или иного задания, а должна развивать творческие способности студентов, подталкивать их к анализу происходящих событий. Подобная работа позволяет более прочно усвоить знания, полученные на лекциях и практических занятиях, закрепить умения и навыки, приобретенные в результате изучения дисциплины, в частности, овладеть умением анализировать и оценивать события, факты, ситуации в финансово- кредитной сфере страны. То есть она позволяет сформировать самостоятельное мышление, как черту личности у каждого специалиста.
Самостоятельная работа должна приобрести такие черты, как: 
Обязательность. 
Наличие специально отведенного времени.
Индивидуальная форма выполнения задания. 
В современных условиях самостоятельная работа выступает как составная часть любого учебного процесса. Основными формами самостоятельной работы по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» являются: 
· изучение и закрепление лекционного материала; 
· проработка и конспектирование законодательной и нормативной литературы; 
· поиск и ознакомление с монографиями и статьями в периодической печати с целью подготовки к текущим аудиторным занятиям; 
· подготовка к семинарским занятиям; 
· подготовка докладов и выступлений; 
· написание рефератов и эссе; 
· решение задач; 
· проведение круглых столов; 
· проведение зачетных занятий. 
Библиографический список
Нормативная
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. ч. I - М.: 1995.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. ч. II - М.: 1996.
Конституция Российской Федерации/'/Российская газета, 25 декабря 1993 г.
Налоговый Кодекс Российской Федерации, - М.: 2003.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изменениями)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 37. Ст. 2954.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 123-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями)//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 248. Ст. 5369.
Основная
Банковское дело: учебник/Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика. 2010.
Бабич A.M., Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М: Финансы, ЮНИТИ, 2010.
Бабич А.М., Финансы: учебник для вузов/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010.
Бюджетное право: учеб. пособие для вузов/Под ред. A.M. Никитина -М., 2011.
Бюджетная система Российской Федерации: учебник/М.В. Романовского, [и др.]. М.: Юрайт, 2008.
Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. - М.: Городец-издат, 2011.
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник - М.: Маркетинг, 2009.
Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов/ П.И. Вахрин, А.С. Нешитой - М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учебное пособие - М.: «Маркетинг», 2009.
Деньги, кредит, банки: учебник/Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2010.
Деньги, кредит банки: учебник/Под ред. Г.Н. Белоглазовой - М.: Юрайт - Издательство, 2010.
Денежное обращение и банки: Учебное пособие/Под ред. Белоглазовой Г.Н., Толоконцевой Г.В. - М.: Финансы и статистика, 2010.
Деньги и финансы: тесты и задачи/Под ред. И.Т. Балабанова - СПб: Изд-во «Питер», 2010.
Деньги и финансы: тесты и задачи/Под ред. И.П. Балабанова - СПб: Изд-во «Питер», 2010.
Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: конспект лекций. - СПб.: Политехника, 2010.
Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. -М.: Юристъ, 2011.
Колпаков Г.М. Финансы, денежное обращение кредит: учеб. посо-бие/Г.М. Колпаков - М.: Финансы и статистика, 2009.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (ввод-ный)/Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской 2-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт-М, 2011.
Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм.-М., 2011.
Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий/Д.С. Моля-ков, Е.И. Шохин - М.: Финансы и статистика, 2011.
Мысляева М.М. Государственные и муниципальные финансы/Р.Г. Панова - М.: ИНФРА-М, 2010.
Панова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И. Финансы предприятий. - СПБ: Питер, 2010
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов/В.Г. Пансков, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир ,2010.
Пешин Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: научно-практическое пособие. - М.: Формула права, 2010.
Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Приор, 2011.
Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие/Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев - М.: Гуманитарное изд-во ВЛАДОС, 2010.
Финансы, деньги, кредит: учебник/Под ред. О.В. Соколовой - М.: Юрист, 2010.
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/Под ред. М.В.Романовского, - М.: Юрайт, 2011.
Финансы: учеб. пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011.
Финансы: учебник для вузов/Под ред. проф. Романовского М.В., проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М.: Юрайт, 2011.
Финансы: учебник для вузов/Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. -М.: Изд-во Рос. Эконом. акад., 2011.
Финансы: учебное пособие/Под ред. проф. Ковалевой A.M. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011.
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/Под ред. Дробозиной А.А., Полякова А.Г. - М: Юнити, 2012.
Финансы, денежное обращение и кредит, учебник/Под ред. М.В. Полгоновского, Г.Н. Белоглазовой - М.: Юрайт-Издат, 2010.
Глоссарий
Банковский кредит - денежная ссуда коммерческих банков и других финансовых учреждений юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам.
Банковский процент - форма ссудного процента.
Бюджет (от англ. Budget - сумка) - форма образования и расходования денежных средств государственной власти.
Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного.
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетная классификация - единый методологический документ, на основании которого составляется и исполняется бюджет всех уровней.
Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора, гаранта.
Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.
Государственный бюджет - выражает экономические отношения, регулирующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и является основным планом страны, утвержденным федеральным собранием РФ как закон.
Границы кредита - предел, в рамках которого реализуется сущность категории кредита. Нарушение границ кредита приводит к его перерождению, трансформации в другую категорию и искажению сущности, так, если не вернуть денежные средства, произойдет трансформация кредита в категорию финансы.
Дотации - это средства, предоставляемые данному бюджету из бюджета вышестоящего уровня, в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения для финансирования, решения вопросов местного значения.
Закрепленные доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующий бюджет.
Ипотечный кредит выдается на приобретение или строительство жилья либо покупку земли.
Кредит - форма экономической сделки в виде предоставления на возвратной, срочной и, как правило, платной основе денег или иного имущества.
Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме продавцами товаров их покупателям в виде рассрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги.
Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Межбанковский кредит - предоставление банками друг другу свободных денежных ресурсов.
Межхозяйственный кредит, в котором субъектами кредитных отношений выступают предприятия, организации, дающие денежные средства взаймы
друг другу.
Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.
Нормативное обеспечение - это инструкции, нормативы, нормы, методические указания.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, правовые документы органов управления.
Потребительский кредит предоставляется торговым компаниям, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой комиссий.
Регулирующие доходы - средства, которые поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений по нормативам, установленным на предстоящий финансовый год.
Резервный фонд - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций чрезвычайного (незапланированного) или специального характера.
Региональные финансовые ресурсы - совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
Ссудный процент - плата за пользование ссудным капиталом.
Страхование - представляет собой совокупность перераспределенных отношений между участниками страхового договора по поводу создания за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенных для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями страховых случаев.
Схема доходов и расходов некоммерческих организаций - это документ, на основании которого некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, составляемый в произвольной форме ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений расходования имеющихся и поступающих денежных средств.
Субвенции - средства, выделяемые данному бюджету на конкретные цели и на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня и подлежащие возврату в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок.
Территориальные (региональные) финансы - система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Финансы как экономическая категория - это часть денежных отношений, которая опосредует неэквивалентное денежное обращение, возникающая на стадии перераспределения созданного общественного продукта и связанная с наличием государства как органа управления.
Финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и расходованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансовая система - это система форм и методов предприятий образования и использования фондов денежных средств государства.
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управление с применением специфических форм и методов его организации.
Финансовый механизм - система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.
Финансовый рычаг - приём (способ) действия финансового метода.
Финансы коммерческих предприятий (организаций) - это экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределение и использование.
Функциональная классификация расходов Российской Федерации -это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
Федеральный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в Российской Федерации.
Финансовое планирование - это перспективный учет всех предполагаемых в будущем доходов и направлений расходования денежных средств государства или хозяйствующего субъекта для обеспечения его устойчивого развития, осуществляемый путем составления финансовых планов разного объема, содержания и назначения в зависимости от задач, целей, сроков и объектов планирования.
Форма кредита - это проявление внутреннего содержания кредитных отношений, его структуры. Изменение содержания кредитных отношений приводит к появлению новой формы, каждая из них делится на разновидности. Разновидность кредита в процессе эволюции сформировалась в самостоятельную форму.
Целевой бюджетный фонд - это форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемого в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемого по отдельной смете.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.
Рецензия
на учебное пособие финансы, денежное обращение и кредит
в схемах и таблицах
по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
для всех форм обучения по специальности 080114
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Автор: Татьянина М.Г. – преподаватель экономических дисциплин.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».В курсе «Финансы, денежное обращение и кредит» студентами изучается сущность и роль финансов, кредита, денежной системы государства, государственные и местные бюджеты, банковская система, виды и функции банков, государственный и муниципальный кредит, формирование и использование денежных накоплений предприятий, оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования, финансовый и страховой рынки, фондовые биржи и ценные бумаги, международные валютно-финансовые и кредитные отношения. В пособии рассмотрены следующие разделы: деньги, денежное обращение, денежная система; финансы, финансовая система; кредит и кредитная система.
Учебное пособие «Финансы, денежное обращение и кредит» призвано помочь студентам экономических специальностей при изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение, кредит». Наиболее полному восприятию учебного материала способствует и сама структура курса.
Данное пособие «Финансы, денежное обращение и кредит» будет полезно для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и всех интересующихся экономическим вопросами.
Преподаватель бухгалтерскихдисциплин высшей категории
ГБОУ СПО «Армавирский
зооветеринарный техникум»ККЛ.М. ШтефановаПреподаватель бухгалтерскихдисциплин
ГБОУ СПО «Армавирский
зооветеринарный техникум» ККИ.Б.Жеребилова