Конкурс проектно-исследовательских работ «Золотой проект – 2012» ПРОЕКТ «ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА И ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ В НАШИ ДНИ» Номинация: «Литература»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Буравцовская средняя общеобразовательная школа»
Эртильский муниципальный район


Конкурс проектно-исследовательских работ
«Золотой проект – 2012»

ПРОЕКТ
«ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА
И ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ В НАШИ ДНИ»
Номинация: «Литература»


Автор проекта: Пронина Наталья Николаевна ученица 11 класса МКОУ «Буравцовская СОШ»
Руководитель проекта: Авдулова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Буравцовская СОШ»
397015 Воронежская область,
Эртильский район,
д. Буравцовка, ул. Молодежная, дом 8.
Телефон: 8(47345) 4-13-43
2012г.

Директор школы ____________ Т.А.Пронина

Содержание

1.
Введение ...
3-6


Актуальность исследования



Уникальность проекта



Направления работы



Практическая значимость



Предмет исследования



Гипотеза исследования



Цель, задачи исследования


2.
Теоретическая часть .....................
7-13


2.1. Анализ образа учителя в литературе ХХ века

1.Чингиз Айтматов. «Первый учитель».
2.Андрей Платонов. «Песчаная учительница».
3.Виктор. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
4.Фазиль. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
5.Юрий. Нагибин «Зимний дуб»
6.Валентин Распутин. «Уроки французского».



2.2.Анализ образа учителя в кинофильмах и сериалах
1. «Весна на Заречной улице»
2. «Доживем до понедельника»
3. «Большая перемена»
4. «Нам и не снилось»
5. «Папины дочки»
6. «Школа»
7. «Наша Раша»



3.
Практическая часть .....................
14-18




3.1. Анкетирование учащихся по данной теме
3.2. Интервью с Прониной Анной Сергеевной
3.3.Учительские династии



4.
Выводы .....................................................................................
19


5.
Заключение .
20

6.
Список используемой литературы........
21


7.
Приложение ............................................................................................
22



7.1.Приложение 1 ...
22


7.2.Приложение 2 ....
22


7.3. Приложение 3..
23


7.3. Приложение 4..
23


7.3. Приложение 5..
24




1. Введение

Тема моего проекта: Образ учителя в русской литературе XX века и профессия учителя в наши дни.

Актуальность проекта
Вам, памятник, учителя,
Я высек бы
Из красного гранита
Установил бы на просторе
Большое человеческое сердце»
(А. Дусенбиев).

И я уверена, что это был бы самый удачный в мире памятник – большое человеческое сердце, открытое навстречу людям.
Учитель Школа Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - все начинали здесь.
Учитель Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то внутреннее волнение, трепет. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или не очень Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
Каким вырастет твой ученик, чего он достигнет в жизни, чему научится у тебя, какие качества воспитаешь в нем - все зависит от тебя, учитель. И было бы замечательно, если бы он, человек, в чьих руках находится судьба тысячи юных сердец, был таким, как у Некрасова в одном его произведении («Медвежья охота»). Обращаясь в этой лирической комедии к В. Г Белинскому, которого Некрасов считал своим духовным учителем, наставником, он напишет такие слова:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени
Как много выражают эти слова. Какой глубокий в них смысл. Какой бы ты ни был, мой учитель, я также преклоняюсь перед тобой, потому что ты все равно чему-то научил меня. Но как мало о тебе написано книг, спето песен, рассказано задушевных стихов. Да, мало. Но ты все равно можешь гордиться, мой учитель, ибо твой светлый образ сохранился навсегда в памяти твоих воспитанников. И пока ты жив, учитель, будет жива и моя планета. Так живи же во веки веков, мой учитель.
Помню, я где-то читала о том, что один скульптор, отвечая на вопрос, как он достигает совершенства в своем творчестве, сказал: «Очень просто: я беру глыбу камня и отсекаю от нее все лишнее». Казалось бы, как просто: беру, отсекаю А ведь у скульптора за каждым движением – муки творчества, годами копившееся мастерство, которое и позволяет ему отсекать именно лишнее.
Мне кажется, что работа учителя чем-то напоминает труд скульптора. Учитель делает то же самое, достигая совершенства в своем труде – обучении и воспитании детей. Только труд Учителя в тысячу раз сложнее, чем у скульптора, потому что работает он в отличие от ваятеля не с глыбой камня, а с живым материалом – детьми.
А каждый ребенок – особый мир, в котором рядом уживается хорошее и плохое, доброе и злое. И деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. И роль Учителя здесь, безусловно, велика: он должен уметь хорошо ориентироваться в этом мире, чтобы сохранить и преумножить все хорошее и доброе, а злое и дурное уничтожить. А говоря словами скульптора, «отсечь все лишнее и ненужное», и тогда получится то, к чему они стремились вместе – человек, личность.
Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них  любят, других – не очень, одних уважают, других  – побаиваются.
Учитель Настоящий учительЧто это за человек? Каким же он должен быть наш Учитель? Какими качествами должен обладать? Этот вопрос задавали и будут задавать многие поколения учеников. Этот вопрос заинтересовал и меня.
Я учусь в школе уже одиннадцатый год, и благодаря учителям, умным и добрым, школа стала для меня родным домом. Мне нравятся многие учителя: учитель физики – за свою деликатность, учитель истории – за хорошее знание предмета, учитель литературы – за эмоциональность, чуткость, неравнодушие. И у меня уже сложилось представление о том, каким должен быть учитель и какими качествами он должен обладать. На мой взгляд, таких качеств пять:
преданность своей профессии;
любовь к детям;
владение техникой преподавания предмета;
способность и готовность сотрудничать с родителями, коллегами, учащимися;
чуткость, взаимопонимание, уважение
Но что говорит об этом художественная литература? Каким, по её мнению, должен быть учитель?



Уникальность проекта
Необходимость работы над проектом продиктована тем, что в настоящее время резко изменилось отношение к учителям, людям самой гуманной профессии на свете.
В 21 веке мало изменился нравственный облик учителя: в учителе также остается главным качеством - любовь к детям и к своей профессии. Но кто или что формирует сегодня такой непопулярный имидж учителя, как профессии непрестижной, малооплачиваемой, но довольно трудной и нервной?
Что изменилось? Почему по-другому сегодня смотрят на профессию учителя? Почему немногие выбирают эту профессию для жизни? Да потому, что в нашем обществе эта профессия утратила свою ценность и значимость. С экранов телевизоров мы только слышим обвинения и пошлость в адрес наших учителей. Их обвиняют во всем: в том, что плохо учатся дети; в том, что они стали черствыми и жестокими; в том, что кто-то бросил школу, кто-то стал наркоманом, кто-то покончил жизнь самоубийством. И все эти обвинения ложатся на хрупкие плечи учителя, человека, который, не жалея сил и времени, работает, творит, воспитывает.
И очень страшно слышать сегодня слова от мамы-учительницы: «ТОЛЬКО НЕ В ШКОЛУ!!!»
Почему мама - учительница никогда не посоветует и не пожелает своей дочери или сыну выбрать такую же профессию?
Необходимость создания подобного проекта продиктована также важностью переосмысления отношения к учителю в нашем обществе.
Мне захотелось выяснить, действительно ли поменялось отношение к учителю в обществе и с чем это связано.
В процессе работы я использовала два направления: теоретическое и практическое.
В теоретический материал включено чтение, изучение и анализ художественных произведений 20 века, просмотр фильмов, которые связаны с учителями.
Практический материал предполагает анкетирование по теме проекта, беседы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной работы можно применить на уроках литературы при изучении анализируемых произведений и на спецкурсах по литературе, его материалы могут быть использованы при подготовке внеклассных мероприятий по литературе. Проект может повысить интерес учащихся к профессии учителя и повлиять на их дальнейший выбор.

Предмет исследования: образ учителя в литературе и кино.

Для ответа на вопрос: «Каков традиционный образ учителя в литературе 20 века?», мной были выбраны следующие произведения:

Чингиз Айтматов. «Первый учитель».
Андрей Платонов. «Песчаная учительница».
Виктор. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Фазиль. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Юрий. Нагибин «Зимний дуб»
Валентин Распутин. «Уроки французского».

Сохранился ли прежним образ учителя и отношение к нему в обществе?
Для анализа были выбраны эпизоды из кинофильмов и сериалов:
«Весна на Заречной улице»
«Доживем до понедельника»
«Большая перемена»
«Нам и не снилось»
«Папины дочки»
«Школа»
«Наша Раша»

Гипотеза исследования:
Я считаю, что переход России в 21 веке в новую экономическую формацию изменил социальный статус учителя, сохранив его нравственный облик.
Цель работы:
Сопоставление образа учителя в литературе XX века, кино и современной действительности, выявление изменений отношения к учителю в условиях падения его социального статуса.
Задачи проекта:
рассмотреть произведения художественной литературы XX века, раскрывающие образ учителя и отношение к нему в обществе;
сопоставить различные трактовки образов педагогов в советских кинофильмах и в сериалах нового времени;
проанализировать демографические изменения в учительской среде.



2. Теоретическое обоснование темы
2.1. Анализ образа учителя в литературе ХХ века.
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе.
Сегодня я вам постараюсь помочь увидеть учителя таким, каков он в художественной литературе и сформировать своё представление об учителе.
Есть такие писатели, которые в своём творчестве стремятся во всей правдивости, открыто и честно показать то, что профессия “учитель” достойна уважения.
Давайте поговорим о них немного подробнее. Мне хотелось бы начать с книги Ч. Айтматова «Первый учитель», потому что знакомство с окружающим миром по-настоящему всегда начинается с первого учителя.
Главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился  к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
Тридцатые вошли в историю СССР как эпоха культурной революции, главной целью которой была ликвидация неграмотности. Однако в этих условиях отмечается подъем  сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени  и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы  оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
«По сценарию» учитель имел главную роль в «пьесе» русской деревни тех лет. Это было авторитетнейшее лицо «деревенского люда».
Дюйшен и есть первый учитель, о котором повествует Ч. Айтматов. Это человек, имеющий всего лишь начальное образование, но решившийся учить детей грамоте, потому что его послал комсомол. И несмотря ни на какие преграды, которые он встречает в аиле, Дюйшен обучает детей тому, что знает сам. Это человек чистой души и большого сердца.
Дюйшен - главное в нем было – любовь к своему делу, стремление к новой жизни, одержимость в достижении цели. Он отказывается от прибыльного дела ради того, чтобы дети в его родном аиле познали другую жизнь.
Как он относился к своим ученикам? Заботился о том, чтобы было тепло и чисто в школе. Когда наступили холода, переносил ребятишек на себе через горный ручей. Переживал всякий раз, когда кто-нибудь не мог посещать занятия. Как был терпелив (И действительно, он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Склоняясь над каждым учеником, он показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял нам непонятные слова.) Алтынай Сулаймановна  с восхищением пишет об отваге этого полуграмотного парня, решившегося « учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были безграмотны» Сам того не ведая, он совершил подвиг  « открыл новый, неслыханный и невиданный прежде мир» для них.
А когда одна из его учениц стала заложницей старых традиций (была отдана в жены баю), он спас ее, увез из юрты ужасного, нелюбимого чужого человека.

В рассказе А.П. Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению 30-х годов - честных, целеустремленных, стремящихся преобразовать мир.
Рассказ заканчивается многозначительными словами завокроно: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Это и есть идеал настоящего учителя, это и есть самая наивысшая похвала.
      Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ педагога, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что  учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он  был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В.П. Астафьевым, учитель  имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно,  для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.
       В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался  в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются  со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных». 
       В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф. Искандером,  у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.  В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе  юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь «панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом  может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую  шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает  даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
        Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку  он должен  находить отклик в душах учеников, даже если внешне  способ педагогического  воздействия   не кажется приемлемым.
«Зимний дуб» Юрия Нагибина кажется рассказом не об учителе, а о мальчике Савушкине, который лучше понимает красоту природы, но автор показывает нам, как учительница признает свою неправоту. И у читателя остается уверенность, что Анна Васильевна обязательно станет любимой учительницей своих учеников.
Оглянулась, поняла, какая она плохая учительница. Человек в стоптанных валенках - так понимает мир природы, а она по имени даже не зовет. Савушкин. Изуверенной, знающей себе цену, строгой, она "прикусив язык", стала робкой ученицей, способной учиться, да еще у своего ученика. Она доказала право называться учителем.
Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского».
В этом рассказе с разных точек зрения оценивается поступок  Лидии Михайловны, преподавателя французского языка.
В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того,  она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась  играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как  недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».
  Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. 
    Следовательно, образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе  отражает историческую действительность.
В перестроечное время у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога  появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и  занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.
Итак, проанализировав далеко не полный перечень произведений, раскрывающих образы учителей, наше воображение рисует нам именно такого учителя: это - всесторонне образованный, обладающий богатейшим внутренним миром, мудрый человек с умными и добрыми глазами, голос мягкий, глубокий, завораживающий, который хочется слышать вновь и вновь Где мы еще могли видеть таких учителей? Может быть, в старых добрых советских фильмах?




2.2. Анализ образа учителя в кинофильмах и сериалах
Фильм «Доживём до понедельника» (1968, СССР, мелодрама) один из лучших советских фильмов о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя. "Счастье - это когда тебя понимают". Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
«Весна на Заречной улице» (1956, СССР, мелодрама).  с очень правильной и принципиальной Татьяной Сергеевной.    История любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика
одна из самых популярных отечественных мелодрам. Герой фильма,
парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. И вдруг его домогательства получают отпор!.. Поначалу он пытается играть в безразличие. Но проходит время и он вдруг понимает, что к нему впервые пришло настоящее, глубокое чувство.    "Большая перемена"(1972, СССР, комедия, мелодрама). Нестор Петрович Северов проваливается на экзамене в аспирантуру и идет работать учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9-го "A" "удивительного, прекрасного, сумасшедшего" класса. Поначалу далекий от мирской суеты, Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых учеников
Тем, кто смотрел фильм «Вам и не снилось..» никогда не забыть образ все понимающей и прощающей Танечки.
После таких фильмов конкурс в педагогические вузы резко увеличивался.
Именно тогда, когда советское образование было «лучшим» в мире, эти персонажи на экране, а также литературные образы и формировали образ советского учителя. В каждом из этих фильмов учитель – это что-то святое, необыкновенный, глубокоуважаемый и почитаемый человек. Нужно признать, что в те годы это так и было на самом деле.
Что же происходит дальше? Как не вспомнить наш самый любимый новогодний фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром», где два главных героя – врач и учительница, так говорят о своих профессиях: «Наши профессии – самые нужные. – Судя по зарплате – не очень». Фильм вышел в 1975 году и уже более четверти века эти слова вызывают у нас грустную улыбку, потому что они актуальны и по сей день
Как же так оказалось, что самая нужная профессия является трудом благородным, но не благодарным? Кто или что формирует сегодня такой непопулярный имидж учителя, как профессии непрестижной, малооплачиваемой, но довольно трудной и нервной?
В настоящее время учитель стал удобным объектом для пародистов, персонажем юмористических передач. СМИ о педагогах вспоминают только раз в году - в День учителя.
Давайте зададим вопрос: Что сегодня смотрим мы, дети? «Нашу Рашу» с корыстной и меркантильной Снежаной Денисовной, учительницей престижной школы, обманом и шантажом вымогающей у учеников и их родителей деньги на собственные нужды, или сериал «Папины дочки», где учительница литературы Людмила Михайловна изображена как довольно экзальтированная особа, слегка «не в себе», одинокая, но в активном поиске мужчины своей мечты. А как вам директриса из тех же «Дочек»? Она частенько пользуется своим служебным положением: может угрожать ученикам плохими оценками или исключением из школы, в разы поднимать зарплату своему ухажеру, учителю физкультуры, который является воплощением всех стереотипов о школьных учителях физкультуры хорош собой, но при этом ужасно глуп.
А вышедший в эфир Первого канала сериал «Школа» долго был на первых строчках новостных лент. Его обсуждали, о нем спорили. И не потому, что этот фильм стал ярким и запоминающимся подарком обществу в Год Учителя, а потому, что показал истинное отношение к Учителю и Школе.
Приведу вопросы наших одноклассников по фильму: (По известным причинам я их не могу процитировать вслух)
1. Неужели в Москве все школы такие «дебильные»?,
2. За что режиссеры так, учителей, ненавидят?
3. Почему показывают только придурков, где же настоящие педагоги?
Я считаю, что эти образы горе - учителей играют не последнюю роль в формировании имиджа современного учителя, и меня и моих сверстников это очень тревожит и волнует.
Моя бабушка любит говорить, что на Руси всегда с уважением относились к служителям церкви, учителю, фельдшеру и даже в самые лютые морозы перед ними снимал шапку и стар и млад. Нынче общество не стремится сохранять такое уважение к Учителю. Период становления рыночных отношений не приемлет бескорыстных и нравственных, возможно, потому на экранах пока и нет фильмов, которые бы воплотили образ настоящего учителя. Зато в избытке тех, что втаптывают в грязь наставников и героев.
Подводя итог данной главы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается  в соответствии  с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем. Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с  учениками. 





















3. Экспериментальная часть
2.1. В ходе работы я провела анкетирование учащихся (участие приняли 66 человек), целью которого стало выяснение среди учащихся 7-11 классов Буравцовской средней общеобразовательной школы вопроса:
Изменился ли социально-нравственный статус учителя в 21 веке?
Анкета включала в себя ряд вопросов:
Пошли бы вы сегодня работать в школу?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Если нет, то по какой причине?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Изменился ли нравственный облик современного учителя по сравнению с образом учителя из литературы 20 века?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Что изменилось в современном учителе?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Что не изменилось в современном учителе?

Каким должен быть современный учитель?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Какие черты в современном учителе нежелательны?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Из проведенного среди учащихся анкетирования можно сделать выводы о том, что многие мои сверстники, несмотря на сегодняшнее отношение к профессии учителя, готовы идти учиться в педагогические вузы, готовы стать учителя и полностью отдаваться нелегкому делу – воспитанию и обучению детей.

Важно отметить и то, что они высоко оценивают труд учителя, их особенно волнует низкая заработанная плата наших педагогов, и высокая ответственность, которая с каждым годом растет. Большинство учащихся заметило, что современного учителя отличает его новый подход к обучению и воспитанию, использование различного рода новых методик, его коммуникабельность, использование ИКТ в процессе работы.

Но главное, что объединяет учителей любого периода времени – это преданность своей профессии, любовь к детям, желание приносить пользу своему Отечеству.

Мы, учащиеся, очень рады, что сейчас поднимаются такие темы для обсуждения, как: «Какая школа нужна учителю?» и «Какой учитель нужен школе?». Нашему обществу пора, наконец, обратить внимание на людей, несущих свет в этот мир. Ведь, как известно, «неученье – тьма».
Пора повысить статус Учителя, чтобы восстановить то уважение к учителю, которое было утрачено нашим обществом. Чтобы снова перед лицом этих бескорыстных и преданных своему делу людей, люди снимали шапки, низко кланяясь им.



2.2. Мною также была проведена беседа с моей бабушкой, Прониной ,которой в этом году исполнилось 70 лет. Ее школьная жизнь пришлась на послевоенные годы, и мне очень захотелось узнать у людей того поколения:
Что же в их жизни значил учитель? Каким он был в те далекие годы?
1) Бабушка, помнишь ли ты своего первого учителя?
Да кто же не помнит, детка! Несмотря на то, что, ох, как давно это было, я прекрасно помню тот день, когда пошла в школу. А Марию Никифоровну, нашу первую учительницу, мы не забудем никогда. Это был добрейшей души человек, который учил нас не только писать, считать, но и многим из нас заменил семью. Ведь жили тогда, детка, очень тяжело, и Мария Никифоровна старалась сделать все возможное, чтобы мы хотя бы в школе забывали о тех трудностях, переживаниях и проблемах, которые были у нас дома. Ее теплые материнские руки, нежный голос долго еще звучал в наших сердцах.
2) Что для вас значил учитель в то время?
Учитель в то время был самым главным человеком на селе, к нему относились с глубоким уважением, его почитали, перед ним снимали шапки. К Учителю шли за советом, с любой просьбой, и ,конечно, получали ответы на все интересующие вопросы, потому что в то время учитель был самым грамотным, образованным человеком на селе.
3) Какими чертами должен обладать учитель?
Прежде всего, я думаю, любить детей, свою профессию, и, самое главное, быть просто человеком.
4) Что изменилось сейчас в учителе?
Меняется время, меняется и Учитель. Он стал более, наверное, грамотным, образованным, требовательным, умным. Но одно я знаю точно: учитель во все времена предан, несмотря ни на что, своей профессии, любит детей и посвящает им свою жизнь.




2.3. Все мы знаем о том, что немногие сегодня решают стать учителем и посвятить себя детям. Профессия учителя в наши дни стала низкооплачиваемой, но это не остановило наших учителей, энтузиастов своего дела, пойти работать сегодня в школу. Я думаю, что сейчас в школах работают только те люди, которые являются учителями по призванию, потому что работать в сегодняшнее время еще сложнее, чем раньше.
Но часто ученики прогуливают уроки, не выполняют домашние задания, грубят учителям. И вытворяют совершенно невыносимые вещи, не понимая, что они теряют и сколько боли порой причиняют преподавателю. А им ведь, в свою очередь, нужно терпеть, понимать и пытаться что-то исправить с помощью только одного своего средства - слова, и им это всегда удается.
И, к счастью, есть и еще те, кого не пугают условия работы. Быть учителем очень ответственная задача. Ведь именно от него мы получаем знания, которыми пользуемся в дальнейшем. И знания эти долины быть верными, глубокими и полезными. Мне кажется, что каждый преподаватель хочет, чтобы именно его ученик добился больших успехов в изучении его предмета, во взрослой жизни и даже превзошел своего учителя. Это будет означать то, что педагог сумел научить всему, что умеет сам.
Быть учителем с большой буквы сегодня трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Но все-таки такие учителя есть, и работают они у нас в школе.
И в ходе работы над проектом я выяснила еще одно: что у нас в школе несколько учительских династий:
1.Филатова Лидия Ивановна и ее дочь Лобинцева Галина Сергеевна. Приложение№1
2. Лутовин Александр Иванович, Лутовина Татьяна Константиновна и их дочь Лутовина Екатерина Александровна (пока еще студентка педагогического университета). Приложение№2
3. Котова Валентина Валерьевна и ее сестра Путилина Марина Валерьевна. Приложение№3
4. Иванов Николай Алексеевич, его зять Плеханов Александр Иванович и дочь Плеханова Лидия Николаевна. Приложение №4
5. Колбасин Евгений Петрович и его дочь Иванова Наталия Евгеньевна. Прил. №5
Все эти люди, несомненно, преданы своему делу. Они сами сумели всю свою жизнь посвятить этой нелегкой работе, которая отнимает много сил и времени, и привить чувство любви к профессии Учителя своим детям. Они воплощение образа настоящего учителя в наши дни. Именно на таких учителях и держится все Учительство
4.Заключение
Учитель – это не просто вид деятельности – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе, чтобы обучение не сводилось к шаблонной «начитке» материала, а он должен помогать детям справиться с их  страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире.
Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.

А одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога  и  среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит  наше будущее.
Рефлексия: в ходе работы возникли сложности с  поиском художественной литературы и ее интерпретации, подбором кинолент и их просмотром. Кроме того, при исследовании литературы о педагогической профессии и взаимоотношениях социума и  учителя  было сложно определить свое отношение к человеку данной профессии, настолько он оказался неоднозначным. Работу по данной теме можно продолжить, расширив круг текстов для анализа. Кроме того, на материале изученных произведений можно написать работу по теме «Образ ученика в русской литературе».
Самооценка: я думаю, что полностью достигла поставленной цели и реализовала задачи в полном объеме. Для более качественного результата я постаралась подобрать несколько текстов каждого периода, поэтому считаю, что результаты являются обоснованными.  В процессе работы я улучшила свои навыки работы с литературой (поисковые, аналитические и др.), следовательно, от своей работы получила полное удовлетворение.
У В. Титова как-то прочитала: «Одни говорят: я дышу – значит ,существую, другие: я приношу пользу людям – значит живу. Первый надеется пожить, второй–испытать гордую радость от сознания, что он нужен людям». Мне тоже хочется испытать гордую радость, что я нужна людям. Понимаю, что стать Учителем трудно. Опыт приходит не сразу. Но мы имеем возможность:
Час ученичества – он в жизни каждой
Торжественно не повторим
Очень хочется быть причастным к «часу ученичества». Трудно? Да. Особенно сегодня Но мечтаю вписать свою страницу в летопись школы и я.

5. Вывод
1.Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.
2. Каждое изменение  реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом  учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.
3.Литература 20 века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России.
4.Социальный и нравственный статус учителя был высок.
5. Переход России в новую экономическую формацию изменил только социальный статус учителя, но никак не повлиял на нравственный облик учителя.
5. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя во все времена.
6. Переход России в новую экономическую формацию изменил только социальный статус учителя, но никак не повлиял на нравственный облик учителя. Это унизительное положение повлияло на демографию в педагогических коллективах.











6.Список использованной литературы

1.Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский , С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.
2.И.Я.Фроянов. История России от древнейших времен до начала XX в. М., «Просвещение», 1998. – 356 с.
3.Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996. – 248 с.
4.Ф.Искандер. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221 с..
5.В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
6.Нечаев Л.Е. Ожидание друга, или признания подростка/ Школьные годы. Выпуск 2.М., «Детская литература», 1990. – 414 с.
7.Криштоф Е.Г. Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой/ Школьные годы. Выпуск 2.М., «Детская литература», 1990. – 414 с.
8.Иванов А. Географ глобус пропил. М., 2004. – 306с.
9.Гришковец Е. Начальник/ Гришковец Е. Следы на мне. М., 2007. 75с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Значение образа Лидии Михайловны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 









13PAGE \* MERGEFORMAT14715



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root EntryArial CyrArial Cyrответили "да"ответили "нет")_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·ответили "нет"