Рабочая программа элективного курса Основы правовых знаний


Рабочая программаОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
8-9 класс
2016 – 2017 учебный год
Составил
учитель истории и обществознания
Скрипов Е.Б.
Пояснительная запискаНормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечениеФедеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 г. № 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 г. № 70 (ред. от 19.12.2011 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена» (Зарегистрировано в Минюсте Российской 07.04.2009 г. № 13691)
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 г. № 08-703 «Об использовании карт в образовательной деятельности».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».
Примерной программы основного общего образования по праву (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2011 № 03-1263)
Сведения о программе
Настоящая программа по Основам правовых знаний для 8-9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень). Авторской программы по Основам правовых знаний для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (В.В. Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова, А.М. Полиевктова, В.В. Навродская, А.Ф. Никитин «Основы правовых знаний, 2009»).
Цели учебного курсаПомочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права.
Данный курс дает выпускнику основной школы тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
В курсе содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Школьники узнают также о разновидностях профессии юриста, что поможет им в профессиональной ориентации.
Особенности Рабочей программы
Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.
Предлагаемая программа воплощает содержание курса «Основы правовых знаний», предназначенного для учащихся 8-9-х классов.
Базовый учебник: С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская «Основы правовых знаний» 8-9 классы в 2-х частях – М., Академкнига/учебник, 2010г.
Сроки реализации Рабочей программы
 Учебных дней (согласно годовому календарному учебному графику) – 68 дней.
 Часов по программе: 68 часов.
Структура Рабочей программы
Элементы Рабочей программы:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета, курса;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
Требования к уровню подготовки учащихся;
Содержание учебного предмета, курса;
Тематическое планирование учебного материала;
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (Приложение);
Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности по предмету и дополнительной литературы по предмету;
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся;
Контрольно-измерительные материалы;
Приложения к программе.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Актуальность проблем школьного правового образования обусловлена возрастающей ответственностью молодого поколения за свои поступки. Программа ориентирована на изучение школьниками базовых понятий и законов. Программа элективного курса «Основы правовых знаний» нацелена на получение знаний в рамках подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по Основам правовых знаний для 8-9 класса рассчитана на 67 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов для реализации разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен
знать
порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);
характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;
объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;
различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
5. Содержание учебного предмета
Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО. Понятие и признаки права. Социальная норма — правило поведения. Виды социальных норм (религиозные, моральные, правовые и т. д.). Отличие правовой нормы от иных социальных норм. Формы (источники) права. Источник права — официальный документ, принятый государством. Система законодательства. Конституция — основной закон государства. Кодексы. Законы. Подзаконные акты (указы Президента, постановления, распоряжения Правительства, нормативные акты министерств). Договоры. Правовая норма. Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы — гипотеза, диспозиция, санкция. Элементы правовой нормы в разных нормативно-правовых актах.
Тема 2. ГОСУДАРСТВО. Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. Гражданин как субъект административных правоотношений. Административная правоспособность граждан. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые средства охраны личности, защиты прав граждан. Обязанность учреждений, организаций, предприятий и их должностных лиц охранять права и свободы граждан. Обязанности граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Обжалование акта или действия любого органа илидолжностного лица. Альтернативный порядок обжалования: в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган (должностному лицу). Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административной ответственности. Административное правонарушение. Административное взыскание. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность. Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответственности. Совершение преступления — единственное основание уголовной ответственности. Обстоятельства, при наличии которых действия, внешне похожие на преступление, не влекут уголовной ответственности. Возраст уголовной ответственности. Вина. Формы вины (умысел, неосторожность). Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное, воспитательно-лечебное учреждение.
Тема 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК. Основы правового статуса человека и гражданина. Правовое положение человека. Гражданство. Правовой статус гражданина. Права, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Обязанности, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.
Тема 4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО. Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. Понятие основ конституционного строя. Формы правления. Формы государственного устройства. Виды политического режима. Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая ценность. Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент РФ — глава государства. Законодательная власть — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительная власть. Правительство — высший исполнительный орган государства. Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений. Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы (Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд, краевой, областной и приравненные к ним суды, районные (городские) суды). Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ; нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел (полиция — криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия, учреждения системы исполнения наказаний и т.д.). Нотариат. Адвокатура.
Тема 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО. Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений. Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц. Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.
Резерв учебного времени 2 часа.
6.Тематическое планирование учебного материала
8-9 класс
№ Раздел Тема урока Количество часов
Что такое право. 10
1 Что такое правовая норма. 1
2-3 Система права. 2
4-5 Нормативно-правовой акт. Система законодательства. 2
6 Как найти нужный закон. 1
7 Что такое правоотношение. 1
8 Что такое правонарушение. 1
9-10 Юридическая ответственность. 2
Государство. 6
11-12 Государство – понятие и основные признаки. 2
13-14 Демократическое правовое государство. 2
15-16 Правовое государство и гражданское общество. 2
Право и человек. 10
17-18 Общая характеристика прав и свобод человека. 2
19-20 Личные права человека. 2
21-22 Экономические, социальные и культурные права человека. 2
23-24 Политические права граждан. 2
25-26 Права несовершеннолетних 2
Право и государство. 20
27-29 Конституция РФ – основной закон государства. 3
30-32 Основы конституционного строя. 3
33-34 Международные нормы и принципы в правовой системе РФ. 2
35 Как принимаются законы. 1
36-38 Организация государственной власти. 3
39-40 Органы местного самоуправления. 2
41-43 Судебная система РФ. 3
44-46 Правоохранительные органы РФ. 3
Человек и государство 19
47-50 Гражданство РФ. 4
51-53 Право избирать и быть избранным. 3
54-56 Общественные объединения. 3
57-59 Конституционные обязанности человека и гражданина. 3
60-62 Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. 3
63-65 Воинская обязанность. 3
Резерв 2
66-67 Конституция РФ. 2
7. Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности по предмету и дополнительной литературы по предмету
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993
Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009 г.
Общая теория государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева.-М.,1996.
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
Никитин А.Ф.Конституционное право
Никитин А.Ф.Уголовное право
Никитин А.Ф. Налоги
Никитин А.Ф Права человека
Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
Основы правовых знаний. Учебное пособие для гуманитарных классов и школ. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.
Права человека. Книга для учащихся 6 – х классов, их родителей и учителей. Т.1 – 2. Изд. «Права человека», Москва, 2002
Преподавание прав человека. Книга для учителя. 6 – 8 класс. Изд. Реал – А. М, 2000
Хрестоматия по курсу Основы правовых знаний. 8-9 класс. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.
8.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Устный ответ:
Грамотное изложение материала:
- использование плана ответа;
- последовательность изложения.
2. Использование терминов в соответствии темы и их комментирование.
3. Использование иллюстративного или дидактического материала.
4. Речевая грамотность ( соблюдение грамматических или стилистических норм литературного языка.
5. Наличие собственной точки зрения по теме ответа.
6. Выводы.
Сообщение
Правильный отбор фактического материала из литературы предложенной учителем, соответствие теме.
Использование терминов в соответствии с темой , их комментирование.
Использование иллюстративного или дидактического материала.
Грамотное структурирование текста сообщения:
- использование плана, данного учителем;
- использование вопросов к параграфам или документам;
- последовательное описание событий.
5. Речевая грамотность (соблюдение грамматических или стилистических норм литературного языка).
Доклад
Правильный отбор фактического материала: достоверность, достаточность (наличие примеров), степень важности, значимости.
Формулирование собственных суждений, которые вытекают из анализа материала.
Структурирование ответа: логическая заданность выступления (тема, цель, проблема, итог/обобщение/выводы).
Соответствие нормам научного стиля:
- терминологическая грамотность;
- комментирование, цитирование;
- ссылки на источник;
- речевая грамотность.
5. Этика поведения: умение вести себя за кафедрой, у доски.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие: решено правильно более 59 % - зачет.