Моё Эссе на конкурс Учитель года 2010


Эссе «Новой школе - современный учитель».
«Наиболее интенсивное развитие личности происходит не только на уроке, как думает большинство учителей, а в среде общения, досуга, занятий, игры».В.А. Сухомлинский.
В начале XX века дети обучались в гимназиях и у них был учитель, который строго следит за моральным обликом своих подопечных и наказывает их за малейшую провинность, или пожилой грозного вида дамы, сухо поджимающей губы, скучной и мрачной, которая минуты лишней не проведет со своими ученицами. Да и вообще, мне кажется, что раньше учителя были строже и дальше от учеников. Совсем другое дело – современные учителя. Они другие…   Сегодня в образовании провозглашены принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, которые дают образовательному процессу возможность выбирать и конструировать свои модели. Процесс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей, использования возможностей современной дидактики воспитания  и повышения эффективности успеха образования.
К ним всегда можно обратиться с любым вопросом, они всегда помогут и поддержат всем, чем смогут. Они не только учат и воспитывают нас, но и много времени проводят вместе с нами, решая наши проблемы. Учителя - это люди, каждый день дающие тебе новые знания. Учитель – это человек душевной доброты, влюбленный в свою работу. Как бы это странно ни звучало, но современные дети мечтают о том же самом: любовь, доброта, искренность - вот что нужно современному ученику. Именно этого не хватает нашим детям, так как многие родителя вынуждены день и ночь работать, чтобы прокормить семью и дать детям все самое необходимое - в материальном смысле. Чтобы дети были одеты, обуты, у них были компьютеры и сотовые телефоны, велосипеды и так далее. Где ребенку получить тепло, заботу и внимание'? Если этого не даст учитель, что станет с людьми в будущем? Не превратятся ли они в бездушных роботов, холодных, корыстных и расчетливых?Я учитель технологии и предпринимательства в Усть – Луковской школе и выбрала будущую профессию в раннем детстве. … Вспоминая своего учителя истории и обществознания, классного руководителя Зубанову Любовь Александровну, понимаешь, что она относится именно к таким интересным и неравнодушным людям. Мы с одноклассниками знали, что Любовь Александровна встретит нас улыбкой. Вот она входит в класс, и мы затихаем, потому что ждем, что сейчас Любовь Александровна расскажет нам много интересного.
Слушаешь ее – и все как будто видишь наяву – вот так же понятно объясняет она и материал на уроке. Все классные конфликты она решает спокойно и объясняет нам, кто из нас прав, кто виноват. Любовь Александровна бывает и строгой, но только к тем, кто обижает одноклассников, ленится или плохо относится к окружающим. А еще в нашем классе, благодаря нашему классному руководителю, были свои традиции, такие как «День рождения класса», празднование «Нового года», совместные походы на природу и классные часы с интересными играми и конкурсами. Первые мои шаги в качестве учителя? Ощущение рождения во мне педагога было чудесным и ласкающим самолюбие. Немного страшно - от большого количества детей, от нового коллектива, от того, что я уже взрослый человек, готовый принимать самостоятельные решения, влиять на судьбы детей. Что ждет меня впереди? Какова моя учительская доля? Какое оно, учительское счастье?        Собственное педагогическое кредо хочется выразить словами поэтессы Скребицкой: «Всего сильней - огонь души. Зажечь в себе его спеши!». Я уверена, что без этого «огонька» в душе не может быть хорошего Учителя, такого, который, мастерски владея своим предметом, никогда не останавливается в духовном развитии.
Не самое ли главное - дать ребенку возможность поверить в свои силы, почувствовать себя независимым, свободным, талантливым?
Также одним из приоритетных направлений развития современного образования является использование информационных технологий, открывающих широкие возможности для улучшения качества преподавания дисциплин и способствующих более эффективной профориентационной работе с обучающимися. Я преподаю в старшем звене предмет «Технология проектной деятельности», на котором обучающиеся знакомятся с программированием, программами Microsoft Office, возможностями сети Internet, разрабатываем проекты и оформляем в Microsoft Office PowerPoint, обучающиеся знакомятся с работой в сетевых проектах и принимают участие.
В данный период мы с 11 классом работаем над проектом «Этикет добро или зло?», лучшие разработки которого, будут выложены на сайте www.wiki.edu54.ru. Овладение навыков работы на компьютере необходимо не только для подготовки к уроку, для оформления проектов по технологии для конкретного изделия (продукта труда), но и нацеливает и подготавливает учащегося к дальнейшему жизненному пути, так как все отрасли профессиональной деятельности оснащены средствами ЭВМ. И поэтому современной школе нужен и современный учитель. Современные образовательные технологии повышают интерес детей к учебе, и попутно - дополнительное образование предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. А значит, ведут к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.
Педагогический стаж моей работы ещё невелик, всего-навсего 3 года, и как приятно осознавать, что обобщая и распространяя даже небольшой опыт своей работы, поднимаешься на новый уровень развития.
Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?». Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена – любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
А.П.Чехов уверял, что учитель - профессия удивительная. Он должен быть артистом, художником, режиссером, горячо влюбленным в свое дело. Как точно подметил великий писатель особенность моей профессии.