Моё эссе на конкурс Учитель года


Эссе «Я – учитель».
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь».
В. Ключевский

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Многие выпускники, следуя веяниям современного мира, выбирают престижные на их взгляд, «модные» профессии. Получив образование и окунувшись в работу, не находят удовлетворения от своего рода деятельности. Наступает разочарование и понимание того, что сделан неверный выбор. К великому моему счастью, со мной такого не случилось. А могло бы.
В детстве мы часто играли со сверстниками в различные игры. Игра в «Школу» была одной из моих любимых, подозреваю, как и у многих учителей. У меня был так называемый «классный журнал» и неизменный атрибут школы – «классная доска» (боковая стенка бабушкиного старого шкафа, на котором мне разрешили писать мелом).
Сколько себя помню, я всегда была в окружении детей. Во дворе ребятня помладше все время крутилась возле меня, и мамы смело могли отлучиться на некоторое время по своим делам, оставляя детей со мной. Мне было интересно их забавлять, что-то рассказывать, организовывать с ними различные игры. Это все было в детстве.
К моменту окончания школы, собиралась поступать на актуальную и перспективную на тот час специальность, далекую от обучения и воспитания детей. Огромное спасибо моей маме, которая мудро направила меня в правильное русло. Она напомнила, что мне нравилось в детстве и предостерегла от неверной ошибки, от которой пришлось бы потом страдать и мучиться, не находя удовлетворения в работе.
Обучаясь в Ялтинском педагогическом училище, я все больше осознавала, что сделала правильный выбор. Изучая педагогические науки, теорию и методику преподавания различных предметов, представляла, как я это буду осуществлять на практике.
По распределению меня направили в Новониколаевскую среднюю школу Ленинского района. Мои первые ученики-первоклашки, 16 пытливых пар глаз, смотрящих на тебя доверчиво и с любопытством, запомнились на всю жизнь, как первая любовь!
Мне было волнительно и немного страшно. Справлюсь ли я с поставленной передо мной задачей? Смогу ли я их заинтересовать, увлечь, научить, показать правильную дорогу в жизни? Однако сами дети вселили в меня уверенность, что я все смогу и все у меня получится!
Проводя мониторинг по чтению в начале обучения еще в добукварный период, одна из моих учениц очень старалась прочитать то, что я ей предложила. Но без моей помощи прочесть не получалось. На мой вопрос: «Умеет ли она читать?», девочка призналась: «Нет... Научите меня?» В ее вопросе было столько надежды и веры! Как же я могла обмануть ожидания ребенка? Сомнения и страхи в сторону! Мне доверяют дети, доверяют родители, когда приводят в школу самое дорогое, что у них есть, и я понимаю, что на мне огромная ответственность. Я - наставник, пример во всем, я – учитель.
Как известно, детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.
Быть первым учителем – ответственность вдвойне. Еще Ш. Амонашвили сказал: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям…». На мой взгляд, свет в глазах ребенка - это то, откуда учитель черпает вдохновение, находит в себе новые силы; то, что заставляет двигаться вперед в поисках более эффективных приемов и способов обучения. И моя задача, как первого учителя – не только открывать новые знания и умения детям, но и сохранять и поддерживать эти искорки в глазах у каждого ребенка, чтобы не потерялось желание учиться и познавать мир вокруг. Поэтому я стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. 
Важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, работу в парах, в группах. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Особенное внимание в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, а также музыкальные и танцевальные паузы, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
Также активно применяю на всех уроках игровые технологии. Ведь игра, наряду с учением – один из основных видов деятельности младших школьников.
Большое внимание уделяю работе, которая способствует формированию у детей самостоятельности в учебном труде через игровые моменты, уроки-соревнования, уроки-интервью, уроки-путешествия, уроки-презентации.
В результате систематического использования игровых технологий, повысился темп работы на занятиях, возросла активность ребят.
На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты. Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.
Одной из важных задач своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем активное участие в жизни школы. Также стараюсь осуществлять постоянную двустороннюю связь с родителями, держать их в курсе всех успехов и неудач детей. В классе проводим различные тематические праздники совместно с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих близких и родных им людей.
Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Ведь учителем может быть не каждый. Учитель – это призвание. Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны.  В жизни всех  великих людей присутствовал образ учителя. Именно от учителя тянется нить в прошлое.
Я понимаю, что профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети. Чем больше я работаю, тем чаще приходит осознание того, что, все-таки, моя профессия – самая важная в мире!