Педагогическое эссе на конкурс Учитель года

Бусинка счастья

- Мам, ну зачем ты стала учителем? Ты что, не могла себе работу получше найти? Вот я вырасту и буду директором банка, а ещё - актрисой!
Мы бредём домой после долгого учебного дня, нагруженные учебниками и тетрадями. Позади - шум школьных коридоров, впереди – домашнее задание, у каждого своё А современной восьмилетней девочке так хочется узнать, почему мама, которая хорошо училась в школе, выбрала такую непрестижную, по её мнению, профессию.
Как объяснить этому маленькому человечку, что «престиж» не всегда является синонимом слова «счастье»? С чего начать? Может быть, рассказать, что был в моей жизни такой момент, когда я стояла как витязь на распутье? Одна дорога вела в голубую столичную даль, манила дипломом инженера-экономиста, ведь три курса уже были позади! А другая тропинка – земная, настоящая - звала к порогу небольшой сельской школы, где я работала совершенно не по специальности. «Доченька, подумай получше», - говорила мне мама, тоже, кстати, инженер-экономист. Я подумала и пошагала дальше по своей приветливой тропинке. Не подвела меня моя дорожка. Сколько лет прошло, а я НИ РАЗУ не пожалела, что выбрала этот путь. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?
Я – учитель. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная:  уж очень серьёзные задачи стоят передо мной. От этого большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь -  определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем. Кроме того, любовь к людям даёт силу выдержать многие несуразности, повседневности; любовь к жизни помогает оставаться оптимистом даже в самых трудных ситуациях, а любовь к труду является основополагающей в профессии педагога. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной  мои коллеги, талантливые люди, каждый - Личность.
В нелёгких современных условиях существования российского образования я отдаю свои знания, силы, талант и свою любовь моим девчонкам и мальчишкам. И порой сложно бывает заниматься творчеством (а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми), но я стараюсь. Стараюсь быть Другом, ведь я ещё и классный руководитель.
Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.

Мои раздумья были неожиданно прерваны:
- Мам, ну ты чего молчишь? Ты обиделась?
- Да нет, дочка, я не обижаюсь. Просто хочу рассказать тебе одну историю: «В давние времена жил-был один бедный человек. Он считал себя самым несчастным на свете: ни денег, ни семьи, вместо дома – старая хижина. Узнал он, что в далёкой стране живёт добрый волшебник, который помогает всем нуждающимся. Отправился бедняга в дальний путь. Долго он скитался, наконец, добрался до пещеры, в которой жил тот самый волшебник.
- Чего тебе надобно? Новый дом? Любви? Здоровья? - спросил его чародей.
- Добрый человек! Я столько настрадался, что хочу всё сразу! - ответил бедняк.
- Что ж, будь по-твоему, - и с этими словами волшебник протянул ему прекрасные бусы. – Каждая бусинка – это крупинка твоего большого нового счастья. Береги его!
Поблагодарил бедняк мага и пошёл в обратный путь. Трудна была дорога, не сумел он сохранить подарок: рассыпались драгоценные бусы, раскатились по свету. С тех пор прошло много лет, но люди до сих пор находят крупинки счастья».
- Ну ведь это ска-а-зка, – протянул мой юный реалист.
- Может, и сказка. Только одну бусинку мне подарили мои родители, когда я появилась на свет, другую я нашла, когда познакомилась с папой: теперь у меня есть семья, свои дети. Ну а третью третью я нашла на своей работе.
- Мам, ты шутишь!
- А ты вырастешь и попробуешь сама – тогда узнаешь.
Осенний вечер накрыл нас, словно плащ старого волшебника. На улицах зажглись фонари, ветер кружился в вальсе осенних листьев. А мы всё шли и шли пешком, забыв, что можно было и на автобусе доехать.
- Давай я тебе тетради помогу нести, а то ты у меня совсем устанешь.
Я улыбаюсь. Не знаю, какой путь выберут мои дети, но если захотят работать в школе, отговаривать их не буду. Как знать, может именно там поджидает их бусинка счастья?

15