Разработка урока по теме:«Бог Аполлон и музы. Великая сила искусства»


Предмет: русская словесность. Класс: 6 кл.
Учитель русского языка и литературы школы-гимназии №2
г. Хромтау Минжасарова Айгуль КуанышевнаТема: «Бог Аполлон и музы. Великая сила искусства».
Цель: познакомить учащихся с богом – покровителем искусств Аполлоном, его помощницами – музами, с прославленными виртуозами Древней Греции.
Задачи:
1) Закрепить полученные ранее сведения о мифических героях, существах, событиях; формировать навыки художественного рассказывания; дать знания о музах, дать понятие о композиции произведения как средстве выделения наиболее важного в произведении.
2) Развивать эстетические чувства учащихся, помочь им понять, в чем заключается волшебная сила искусства, обогащать речь, развивать логическое мышление учащихся.
3) Воспитывать интерес к античной культуре, мифологии, любовь к прекрасному.
Вид урока: урок по структуре ППТ (продуктивной педагогической технологии И.П. Подласого).
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации 9-и муз, подготовленные учениками, картинки с изображением героев мифов, о которых идет речь на уроке, учебники, тетради.
План урока.
1. «Нить Ариадны» (пропедевтическая практика) – 5 мин.
2. «Троянский конь» (ориентация) – 3 мин.
3. «Прометеев огонь» (презентация) - 20 мин.
4. «Ахиллесова пята» (практика на примерах) - 15 мин.
5. «Между Сциллой и Харибдой» (управляемая практика) - 10 мин.
6. «Ступень к Парнасу» (независимая практика) - 15 мин.
7. Итоги урока (домашняя самостоятельная практика) - 2 мин.
Ход урока:
1. «Нить Ариадны» (пропедевтика) – 5 мин.
- Сегодня на уроке мы, ребята, в очередной раз соприкоснемся с увлекательным миром античности. Для начала вспомните, в каких измерениях был представлен мир у древних греков? (мир духов, мир людей и мир богов).
Такое деление мира послужит нам сегодня шкалой оценивания вашей работы на уроке. За каждый правильный ответ вы будете ставить на полях тетради «+».
- Итак, первый этап нашей работы – «Нить Ариадны». Что означает эта фраза? (выход из лабиринта, выход из затруднительного положения).
- Выйти из лабиринта вы сможете, если ответите на вопросы разминки.
- Другое название города Трои? (Илион)
- Шестиголовое мифическое чудовище (Сцилла)
- Трехголовый сторож царства Аида (Кербер)
- Отец титанов (Уран)
- Священная подземная река (Стикс)
- Полуженщина-полуптица (Сирены)
- Первые боги (Титаны)
- Бог виноделия (Вакх)
- Знаменитый герой Эллады (Одиссей)
Ученики отгадывают слова и записывают их в столбик.
Рефлексия: Учитель задает вопросы, помогающие проверить знания учащихся по предыдущим темам, подготавливает их к выходу на проблематику новой темы.
2. «Троянский конь» (ориентация) – 3 мин.
- Следующий этап нашей работы назван «Троянский конь» - каково значение этой фразы? (хитрый способ достижения цели).
- И мы попробуем хитрым способом узнать тему нашего урока. Для этого соедините первые буквы записанных вами слов разминки. Получилось слово… (искусство). Верно, это и есть тема урока, запишем её: «Искусство в античной мифологии».
- А откуда у людей искусство? Кто им его дал? (Прометей). Следующий этап урока – «Прометеев огонь».
Рефлексия: учащиеся объединяют первые буквы в ответе кроссворда и получают название темы урока: «Искусство».
3. «Прометеев огонь» (презентация) – 20 мин.
- Что означает эта фраза? (священный огонь в душах тех, кто борется за высокие идеалы).
- Как называют людей, в совершенстве владеющих техникой всего дела? (виртуозы).
- Какой бог покровительствует искусствам? (Аполлон)
- Помощницы Аполлона? (музы).
- Итак, вы назвали три главных слова нашей темы.
- Какова внешность Аполлона? Назовите место обитания Аполлона?
- Чтобы лучше запомнить названия девяти муз, разберем состав слов:
Эрато – муза любовной поэзии, от слова «Эрот» или Амур – бог Любви;
Мельпомена – муза трагедии, имеет в своем составе часть «помена» - поминать умерших;
Терпсихора – муза танцев, а танцы всегда сопровождались хоровым пением;
Урания – муза астрономии, слово «уран» связано со звездным небом;
Полигимния – муза гимнов, само слово говорит за себя.
- О каких прославленных виртуозах Древней Греции вы читали? (Арион, Орфей). Чтобы понять идею мифа об Арионе, поработаем с композицией мифа.
– Какие события можно отнести к завязке, кульминации и развязке произведения? (учитель чертит на лоске три точки для обозначения частей композиции, затем подписывает со слов учеников события над точками: Арион в опасности; дельфины очарованы пением Ариона; опасность миновала)
- А теперь из композиции попробуйте извлечь главную мысль мифа (искусство способно творить чудеса, оно обладает великой силой воздействия на человека, на животных, на природу).
- Приведите примеры из мифов, подтверждающие эту мысль (Аид отпускает Эвридику из страны, откуда никому нет возврата; деревья сходили с месса, когда Орфей пел жалобную песню об утерянной любви)
Рефлексия: учитель задает вопросы и выходит на 3 опорных слова, которые помогут раскрыть тему урока: виртуозы, Аполлон, музы; учитель объясняет, как легко можно запомнить названия 9-и муз; работа по теории литературы – построение композиции мифа – это помогает определить центральную идею темы: искусство способно творить чудеса, обладает большой силой воздействия на человека.
4. «Ахиллесова пята» (практика на примерах) – 15 мин.
- Кто пояснит значение этой фразы? (слабое звено, слабое место). Чтобы у нас не было слабых знаний по мифам, постараемся запомнить их содержание и пересказать. Учащиеся рассказывают у доски мифы об Аполлоне, об Арионе, Орфее. Задаются вопросы по выделению главной мысли мифов, наиболее важных событий.
Рефлексия: развиваются навыки художественного рассказа, устная монологическая речь учащихся, проводится краткий анализ мифов, во время которого учитель задает вопросы к тем моментам в мифах, которые могут выпасть из поля зрения учеников.
5. «Между Сциллой и Харибдой» (управляемая практика) – 10 мин.
- Сегодня «прометеев огонь» должен зажечься во всех сердцах. И мы даем возможность выступить тем ребятам, которые были сегодня не очень активны, они, если совсем не будут работать на уроке, не попадут даже в «Мир теней». Чтобы этого не произошло, им нужно пройти «между двумя опасностями» - «Между Сциллой и Харибдой» - им будут заданы вопросы как со стороны учащихся, так и учителя.
Слабые ученики вызываются к доске и им задаются вопросы по рассмотренной на уроке теме.
Рефлексия: учитель тем самым не только активизирует слабых, но и определяет, готов ли класс в целом к выполнению самостоятельной работы. На этом этапе работают ученики, которые были пассивны во фронтальной работе. Им задают вопросы и учитель, и ученики. Учитель говорит, что они должны отвечать так, чтобы попасть хотя бы в «мир теней».
6. «Ступень к Парнасу» (независимая практика) – 15 мин.
- Теперь пришло время каждому из вас подняться на гору Парнаса.
Учитель демонстрирует рисунки с изображением муз и дает творческое задание – нарисовать «словесный портрет» одной из муз и придумать свою легенду об этой музе.
Рефлексия: учитель использует рисунки, подготовленные учениками дома к этому уроку по опережающему заданию. Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно, используя полученные на уроке знания.
7. Итоги урока. Независимая домашняя практика – 2 мин.
Учитель подводит итог урока, задает домашнее задание – сочинить легенду о музе, выучить названия 9-и муз и стихотворения русских поэтов о музе наизусть.
Ученики подсчитывают количество «плюсов», набранных за урок, самые активные ученики попадают в «Мир богов» - получают «5». Остальные получают «4» - «Мир людей» и «3» - «Мир теней».
Рефлексия: цель урока достигнута, учащиеся пополнили свои знания по античной литературе, пополнили словарный запас крылатыми фразами, совершенствовались навыки анализа художественного произведения, навыки рассказывания, углубили понятия о композиции произведения. На уроке учащимся была предоставлена возможность развития творческих способностей. Все учащиеся на уроке получили оценки. Все этапы по ППТ выдержаны и времени и по содержанию.