Программа элективного курса Основы социологии и политологии


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Кстово
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы социологии и политологии»
для профильного обучения
(социально-экономический профиль)
Кстово
2010г.
Составила: Н.Д. Чумакова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любое общество решает проблему самосохранения и саморазвития, преемственности поколений. Современный мир требует глобальных масштабов мышления, в том числе профессионального. На смену закрытому обществу приходит открытое, в котором многократно возрастают социальная роль и ответственность каждого специалиста. В центр внимания мирового сообщества сегодня выдвигаются не узкоспециальные, а общечеловеческие ценности. Формируется новая социальная реальность, одновременно возрастает и роль социальных наук в ее познании.
В системе научного знания социология и политология занимают особое место. Это - единственные науки, способные увидеть общество в целом, понять его устройство и механизм функционирования. Будучи науками интегрированными, содержащими основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин (математики, демографии, статистики, информатики, философии, истории, психологии, культурологии, юриспруденции), социология и политология помогают человеку независимо от его профессиональной направленности выработать социологическое и политологическое видение мира, глубокое понимание социальных и политических процессов, т.е. тот инструмент, который позволяет современному человеку, сознательно строящему свою жизнь, обрести свободу, добиться успеха в любой области.
Программа курса ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и предназначена для углубленного изучения социологических и политических вопросов. Вычленение из обществоведения социологических и политологических тем со своими методологическими принципами и системой аргументации, понятийным аппаратом обусловлено многими объективными требованиями, и, в первую очередь, формированием в нашей стране гражданского общества и правового государства, что требует от выпускников школы элементарных знаний основ социологии и политологии.
Поскольку курс предлагается учащимся, определившим в какой-то степени собственный выбор пути дальнейшего профильного образования, его содержание может варьироваться с учетом склонностей и интересов тех учеников, которые будут обучаться по данной программе.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические проблемы социологической и политологической наук с главными тенденциями мировой и отечественной социологии и политологии.
Цель курса: создание условий для формирования компетентности в социальной и политической сферах общественной жизни, освоения взаимосвязи основ политологии и современной жизни.
Направленность курса – развивающая. В процессе работы по изучению данного курса учащиеся могут овладеть:
конкретными политологическими, историко-правовыми сведениями, знаниями, помогающими быть компетентными в этой сфере общественной жизни;
историко-биографической информацией, касающейся выдающихся политиков;
умениями, связанными с работой научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, реферирование литературы по избранной теме или проблеме);
элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
В результате изучения курса «Основы социологии и политологии» учащиеся должны
Знать:
- основные понятия, методы, функции социологии и политологии;
основные признаки и типологию социальных общностей и общества в целом;
критерии социальной стратификации и причины социального неравенства;
- способы разрешения социальных конфликтов;
особенности процесса социализации личности и формы регуляции и саморегуляции социального поведения;
нравственные нормы регулирования отношений между людьми и обществом;
понятия политическая власть и властные отношения;
основные типы политических систем и режимов;
основные черты, программы политических партий Европы и мира;
основные типы партийных систем;
основные идеологические течения современности;
понятия, критерии и условия функционирования гражданского общества в России.
Иметь представления:
о социологическом подходе в понимании закономерностей в развитии и функционирования общества и личности;
о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества в России;
о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
о политическом сознании, его типах и способах формирования;
о политической культуре общества и гражданина;
о современном мире и тенденциях его развития;
об основных социально-экономических процессах, происходящих в России.
Уметь:
ориентироваться в основных понятиях социологии и политологии;
связывать теоретический материал с проблемами современности;
разбираться в основных социальных и политических процессах в России;
иметь свое суждение по основным проблемам политики и реальной жизни;
определять субъекты политики: политическую элиту и лидеров, основные способы их формирования.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию учащихся, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
Программа рассчитана на 68 часов и состоит из двух разделов: «Основы социологии» и «Основы политологии».
Тематический план учебной дисциплины
I. «Основы социологии»

пп Наименование тем Учебная нагрузка Количество часов
Всего Прак-тические занятия
Раздел 1 Социология как наука об обществе, ее место в системе общественных наук. 5 1 Объект и предмет социологии. 1 2 Методы исследования 1 3 Социальные законы и категории 1 4 Социология и другие науки об обществе. 1 5 Практическое занятие по теме: «Социология как наука об обществе, ее место в системе общественных наук». 1
Раздел 2 Общество как объект изучения социологии 4 6 Общество и природа 1 7 Общество как система 1 8 Развитие общества 1 9 Практическое занятие по теме: «Общество как объект изучения социологии». 1
Раздел 3. Эволюция социологической мысли. 4 10 Этапы развития социологии. Специфика изучения общества до XIX века. 1 11 Социология К. Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. 1 12 Особенности развития отечественной социологии. 1 13 Семинар по теме: «Эволюция социологической мысли». 1
Раздел 4. Социальная динамика. 6 14 Социализация личности 1 15 Культура как социальное явление 1 16 Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения. 1 17 Девиантное поведение, его виды и причины. 1 18 Социальный контроль и социальные санкции. 1 19 Социальные институты. 1 Раздел 5. Социальная структура. 8 20 Понятие социальной структуры. 1 21 Социальная общность и ее признаки. 1 22 Этнические общности. 1 23 Социальная группа и их виды. 1 24 Семья как социальный институт и малая группа. 1 25 Сущность понятия «социальная стратификация». 1 26 Социальная мобильность, ее типы и каналы. 1 27 Практическое занятие по теме: «Социальная структура». 1
Раздел 6. Личность в системе социальных отношений. 3 28 Личность как объект изучения социологии. 1 29 Статус и социальные роли личности. 1 30-31 Семинар по теме: «Личность: ее социальные роли и социальное поведение». 2
32-33 Повторительно-обобщающий урок по курсу «Основы социологии» 2 34 Итоговый контроль 1 Тематический план учебной дисциплины
II. «Основы политологии»

пп Наименование тем Учебная нагрузка Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Всего Практические занятия
Раздел 1. Политика как явление общественной жизни. Общая характеристика. 8 1 Цели и задачи курса “Основы политологии”
1 2 Политика как специфическая сфера общественной жизни
1 3 Структура политики, ее основные области
1 4 Внутренняя и внешняя политика
1 5 Субъекты и объекты политики
1 6 Мораль и политика
1 7 Политика и право 1 8 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика как явление общественной жизни». 1
Раздел 2. Политическая система современного общества: организационная структура и основные институты. 12 9 Общая характеристика политической системы общества
1 10 Политическая структура общества
1 11 Функционирование политической системы
1 12 Основные институты (организации и учреждения) политической системы
1 13 Проблемы взаимоотношений политических институтов
1 14 Политическое сознание и политическая культура в структуре политической системы общества
1 15 Типы современных политических систем 1 16 Особенности политических систем индустриально развитых государств. 1 17 Политическая система современной России 1 18 Государство - основной институт политической системы общества 1 19 Политические партии, общественные организации и движения в политической системе 1 20 Практическое занятие по теме: «Политическая система современного общества: организационная структура и основные институты». 1
Раздел 3. Структура политической власти 9 21 Власть как общественное явление 1 22 Политическая власть 1 23 Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. 1 24 Политический режим 1 25 Система государственной власти. Местное самоуправление 1 26 Личность, массы, лидеры в политике 1 27 Политические процессы 1 28-29 Внешняя политика государства 1 30-31 Семинар по теме: «Политика и личность». 2
32-33 Повторительно-обобщающий урок по курсу «Основы политологии». 2
34 Итоговый контроль 1
Содержание учебной дисциплины
I. «Основы социологии»
Раздел I. Социология как наука об обществе, ее место в системе общественных наук.
Социология как наука. Предмет социологии. Функции социологии. Система научного знания по социологии.
Сбор эмпирической информации и ее обработка. Используемые методы: интервью, наблюдение, эксперимент, анализ.
Социология и другие науки об обществе.
Раздел II. Общество как объект изучения социологии
Признаки общества. Типология общества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное, традиционное. Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. Формы прогресса: реформистский, революционный.
Раздел III. Эволюция социальной мысли.
Историческая хронология развития мировой социальной мысли: древность, средневековье, новое время, современность.
Возникновение социологии как науки. О.Конт - родоначальник социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Учение о социальной статике и динамике, этапах развития общества, научном методе, разделении труда. Вклад Э.Дюркгейма в развитие социологии: методология социальных фактов, учение о разделении общественного труда, органическая и механическая солидарность, коллективное сознание. Теория социальной эволюции Г.Спенсера. Социология марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, классах и классовой борьбе. «Понимающая» социология М.Вебера.
Социология в России: юридическая школа, социологические идеи теоретиков позитивизма, социал-органицизм, субъективная школа в русской социологии.
Марксистское направление в русской социологии.
Современный период в развитии социологии и ее перспективы.
Раздел IV. Социальная динамика
Социализация
Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальная изоляция и феральные люди.
Универсальное и специфическое в социализации. Процесс социализации, его этапы и стадии. Особенности социализация на разных ее этапах. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации: семья, друзья, школа, средства массовой информации, трудовой коллектив. Социализация и формирование личности. Возникновение социального «Я». Теория «зеркального «Я» Ч.Кули. «Я» как процесс. Десоциализация и ресоциализация.
Особенности процесса социализации в различных типах обществ.
Значение процесса социализации для личности и общества. Социализация и индивидуальная свобода. Преемственность поколений.
Культура
Особенности социологического анализа культуры. Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной субкультуры.
Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура.
Культурные универсалии. Основные элементы культуры: язык, знания и убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство.
Распространение культуры, значение творческих личностей и культурной матрицы в этом процессе. Культурное развитие и деградация.
Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.
Социальные роли и поведение личности. Механизмы обусловливания социальной средой поведения личности: механизм отбора, механизм предписывания, механизм контроля.
Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля: внутренний и внешний, формальный и неформальный. Агенты социального контроля.
Ценности, нормы и санкции в механизме социальной регуляции, их взаимосвязь. Виды социальных норм.
Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений.
Девиации и развитие общества. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.
Студент должен:
Социальные институты.
Содержание понятия "социальный институт". Основные признаки социальных институтов. Предсказуемость общества - важнейшее социальное последствие институционализации. Фундаментальные (главные) и неглавные социальные институты, их многообразие. Политические, экономические, культурно-образовательные институты - базовые институты общества, сферы их влияния. Функции и дисфункции социальных институтов. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных институтов. Основные направления институциональных изменений.
Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества.
Студент должен:
-знать сущность понятия "социальный институт", признаки, социально-исторические типы социальных институтов, социальные последствия процесса институционализации. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества;
-иметь представление о функциях и дисфункциях социальных институтов, проблемах их устойчивости и изменчивости, основных направлениях институциональных изменений;
-уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений.
Раздел V. Социальная структура
Социальные общности и группы. Этнические общности.
Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Многообразие общностей и групп. Социальные причины образования общностей и групп. Мнимые и контактные социальные общности. Масса как феномен социальной общности. Роль толпы в социальном процессе. Особенности поведения личности в толпе.
Этнические общности, важнейшие факторы их образования и развития. Этнические процессы. Этнические конфликты и проблема их преодоления.
Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные, ин- и аутгруппы, референтные группы. Трудовой коллектив как социальная группа: признаки, функции, внутренняя организация, критерии зрелости. Изучение сплоченности малой группы. Определение и функции лидера в группах.
Влияние социальных групп на развитие современного российского общества.
Семья как социальный институт и малая группа
Родство, брак и семья. Исторические формы семьи: моногамия, полигамия. Семейные традиции. Семейные роли. Домашний труд.
Генезис семьи: изменение ее внутренней структуры и функций, причины этих изменений. Гражданский брак. Факторы социального воздействия на семью и брак. Работа женщин вне дома. Проблемы жизнедеятельности социально однородных и гетерогенных семей. Нуклеарные и расширенные семьи. Многодетные, малодетные и бездетные семьи.
Жизненный цикл семьи. Развод. Причины роста разводов в современном обществе. Развод и дети. Семья с одним родителем. Повторный брак. Одиночество. Перспективы семьи.
Семья и демографическая политика в современной России и других государствах мира.
Социальная стратификация и мобильность.
Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. Институциональные механизмы регулирования неравенства.
Сущность социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты. Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж. Характеристика основных социальных слоев общества. Роль среднего класса в развитии современного общества. Бедность и неравенства, их типология. Роль среднего класса в современном обществе. Изменения стратификации и эволюция классов в России. Профессионально-должностная структура общества. Социальный портрет типичного работника предприятий авиационной промышленности. Роль ИТР в развитии общества.
Понятие социальной мобильности, ее причины. Групповая и индивидуальная социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Механизм инфильтрации индивидов в слой с более высоким статусом. Маргинальная личность. Каналы социальной мобильности. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия.
Раздел IV. Личность в системе социальных отношений.
Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Личность и культура.
Схема взаимоотношений личности и общества: поиск - предложения - выбор. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов. Статусный набор. Статусная дистанция, ее значение для формирования социальных отношений. Отношение личности к своему статусу: идентификация и дистанцирование.
Социальные роли личности. Роль как социальные ожидания и модель поведения. Автономия личности в системе социальных ролей. Ролевой набор. Ролевой конфликт, его причины и способы разрешения.
II. «Основы политологии»
Раздел I. Политика как явление общественной жизни. Общая характеристика. (8ч.)
Предмет политологии. Роль политики в развитии общества и личности. Предмет политологии. Основные понятия науки о политике. Методы изучения политической жизни общества. Политология в системе социально-гуманитарного знания, её функции.
Политика как специфическая сфера общественной жизни
Структура политики, ее основные области
Внутренняя и внешняя политика
Субъекты и объекты политики
Мораль и политика
Политика и право
Раздел 2. Политическая система современного общества: организационная структура и основные институты. (12ч.)
Общая характеристика политической системы общества
Политическая структура общества
Функционирование политической системы
Основные институты (организации и учреждения) политической системы
Проблемы взаимоотношений политических институтов
Политическое сознание и политическая культура в структуре политической системы общества
Типы современных политических систем
Особенности политических систем индустриально развитых государств
Политическая система современной России
Государство - основной институт политической системы общества.
Политические партии, общественные организации и движения в политической системе
Происхождение и сущность политических партий. Место в политической системе общества. Классификация партий. Функции в демократическом обществе. Конституционно-правовой статус политических партий.
Партийные системы: сущность и разновидности (многопартийные, двухпартийные, однопартийные). Тенденции формирования многопартийной системы в российском обществе.
Политические движения, общественные организации и группы давления. Лоббирование в системе политической деятельности. Правовое регулирование лоббистской деятельности.
Понятие «политическая культура». История понятия и многообразие определений. Содержание и сущностные характеристики политической культуры. Типология, основные элементы и функции политической культуры. Влияние политической культуры на формирование политической системы.
Подсистемы политической культуры. Политическая культура молодежи.
Особенности российской политической культуры.
Соотношение политической культуры и политического сознания. Политическое сознание - отражение бытия политической жизни. Типы политического сознания. Политический менталитет. Политические ценности, потребности и интересы. Мораль и политические предпочтения. Политическое поведение. Политическая воля, амбиции. Экстремальные формы политического поведения. Возможности и пределы регулирования политического поведения.
Раздел 3. Структура политической власти (9ч.)
Власть как общественное явление
Понятие управления
Политическая власть
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Политический режим
Демократический режим
Авторитарный и тоталитарный режим
Система государственной власти. Местное самоуправление
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
Местное самоуправление
Государство как фундаментальный институт политической системы. Природа, сущность, типы, функции. Монархия и республика. Суверенность, легитимность государственной власти. Принципы функционирования аппарата в современном государстве (единство власти, разделение властей и др.)
Правовое государство. История развития. Основные признаки. Пути становления в Российской Федерации.
Понятие «гражданское общество» в политических учениях Д. Локка, Т.Гоббса, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, К. Маркса и других мыслителей.
Основные черты гражданского общества, условия существования: рынок, корпоративные группы, независимые политические силы и общественное мнение, права и свободы личности.
Соотношение правового государства и гражданского общества.
Понятие политической элиты. Теории элит Г. Моски, В. Парето и др. Группы политических руководителей, их социальный состав. Функции политической элиты.
Политические лидеры и их роль в политической жизни. Понятие лидерства, формальные и неформальные лидеры. Функции политических лидеров. Факторы лидерства, стиль политического лидерства. Харизматическая личность. Лидерство и культ личности. Имидж и лидерство.
Политические лидеры современной России.
Понятие внешней политики. Ее сущность, структура, функции и отличия от внутренней политики. Понятие «международные отношения». История становления международных отношений. Роль международных организаций. ООН: структура, функции.
Международные конфликты: источники, причины и способы их разрешения. Борьба с международным терроризмом.
Изменения облика мира на рубеже XX - XXI веков. Новое геостратегическое положение России после распада СССР.
Новый внешнеполитический курс России.
Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Приложения .
Приложение 1.
Задание 1. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:
а) Карл Маркс предложил различать общество и общину.
б) Социальным фактом может быть поступок человека.
в) Макросоциология, или социологический реализм, изучает социальные явления независимо от человека.
г) Животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности.
д) Любое общество имеет собственное название.
е) Только государство может управлять поведением человека.
ж) Современное европейское общество ориентировано на настоящее и будущее.
з) Люди не являются частью общества.
и) Эмпирические социологические исследования ориентированы прежде всего на фиксацию фактов.
к) Современное общество является индустриальным.
л) Идею теорий среднего уровня высказал в XX веке Р. Мертон.
м) Общество нуждается в интеграции, это одна из основных его потребностей.
Задание 2. Какие признаки не присущи гражданскому обществу?
1. Гражданское общество характеризуется демократией низового уровня.
2. Контроль за деятельностью людей в гражданском обществе должен осуществляться при помощи вмешательства государства и таких его институтов, как полиция (милиция) и армия.
3. Гражданское общество предполагает большое число неполитических организаций, способных осуществлять защиту прав различных групп населения.
4. В гражданском обществе подавляющее большинство людей имеют частную собственность.
5. В гражданском обществе каждый человек имеет право голоса.
Задание 3. К каким явлениям, перечисленным в левой колонке, относятся суждения из правой колонки?
Общество Это один из объектов теорий среднего уровня в социологии
Политика Это один из основных объектов политологии
Государство Так называют микросоциологические исследования
Политология Это особая форма организации, отличающая человека от животных и неживой природы
Социальные институты Это бывает внешним и внутренним
Социологический номинализм Это не существует в примитивных обществах, а также в гражданском обществе
Власть Это меньше общества, является его «органом», обеспечивающим защиту прав членов общества
Социальный факт Это наука, которая окончательно сформировалась в 1949 г.
Гражданское общество Эмиль Дюркгейм предложил рассматривать это как вещь
Задание 4. Какая из разновидностей политики на данной схеме является лишней?
государственная
Виды политики

международная


региональная
местная

экономическая
глобальная

Задание 5. Выберите правильные варианты ответов.
№ Вопросы Ответы
1. Что такое интервью? а) конкретный метод исследования
б) теоретический метод исследования
2. Кто такой респондент? а) исследователь
б) опрашиваемый
в) лицо, входящее в генеральную совокупность
3. Что такое анализ документов? а) этап социологического исследования
б) теоретический метод исследования
в) конкретный метод исследования
4. Что такое теоретические методы социологического исследования а) методы, при помощи которых вырабатываются основные понятия социологии, используемые затем в практических исследованиях
б) методы сбора фактической информации
в) методы обобщения полученных данных
г) математические методы обобщения и интерпретации собранных фактических данных
5. Выборочная совокупность – это… а) совокупность людей, мнение которых изучается
б) совокупность людей, которые были опрошены в процессе исследования
6. Что при социологическом исследовании понимается под гипотезой? а) это основная проблема, на разрешение которой направлено исследование
б) это предположение о том, как связаны между собой значимые факторы, которое проверяется в процессе исследования
7. Что такое вопрос- фильтр? а) вопрос, который исследователь задает на групповом интервью, чтобы отсеять неподходящих респондентов
б) вопрос, при помощи которого проверяется искренность респондента
в) вопрос, при помощи которого определяется компетентность опрашиваемого
8. Что такое независимая переменная? а) категория, используемая при разработке опроса и обозначающая наиболее активную часть опрашиваемых
б) категория, используемая при планировании эксперимента и обозначающая факторы, которые оказывают влияние на другие факторы
г) категория, используемая при планировании эксперимента и обозначающая факторы, которые находятся под влиянием других факторов
9. Открытый вопрос в социологии — это... а)вопрос, в котором исследователь прямо указывает на то, что хочет знать;
б)вопрос, на который опрашиваемый отвечает в свободной форме;
в)вопрос, на который опрашиваемый может дать несколько ответов;
г)вопрос, на который опрашиваемый может не отвечать
10. Контент- анализ используется... а)при анализе документов;
б)при обобщении и интерпретации результатов опроса;
в)при планировании социологического исследования
11. Самый распространенный метод исследования в социологии — это... а)анализ документов;
б)анкетирование;
в)наблюдение;
г)эксперимент
12. Можно ли назвать перепись населения социологическим исследованием? а)да;
б)нет
13. Чтобы получить достоверные сведения о состоянии общественного мнения такого государства, как США, достаточно опросить... а)10 000 человек;
б)70-100 человек;
в) 2000 чел.;
г) 100 000 чел
14. Что такое квотный отбор? а) метод определения выборочной совокупности, заключающийся в определении структуры (состава) генеральной совокупности и формировании выборочной совокупности с учетом полученных данных;
б) ограничение на количество людей, которые должны быть опрошены, чтобы результаты исследования были точными;
в) определение того, какие единицы исследования (люди или их объединения) не входят в генеральную совокупность
Задание 6. Ознакомьтесь со следующей таблицей и описанием ее структуры, приведенными в книге О. Хеллевика «Социологический метод». При анализе таблицы имейте в виду, что в основном цифры обозначают проценты; исключением являются только цифры в нижней строке таблицы, которые обозначают количество опрошенных. Скобки в шестой колонке указывают на то, что количество опрошенных слишком мало, чтобы считать полученные данные репрезентативными.
Активность граждан Семейное положение
Не состоит в браке Состоит в браке Ранее состоял(а) в браке Всего
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины Активные 13 22 29 11 (0) 8 19
Пассивные 50 30 44 39 (58) 56 42
Апатичные 37 48 27 50 (42) 36 39
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Количество опрошенных (48) (27) (337) (335) (12) (25) (748)
Прежде всего, при ознакомлении с таблицей нужно выяснить, о ком или о чем идет речь. Предметом рассмотрения социологов являются объекты, или единицы исследования. В этой таблице речь, должно быть, идет о людях, а более определенно — о 748 людях в возрасте от 20 до 65 лет, проживающих в городах Евнакер, Одда и Тинн.
Далее, нам необходимо знать, какие сведения о личности (единице) подвергаются исследованию. На профессиональном языке признаки, сведения о которых приведены в таблице, называются переменными. Часто название таблицы соответствует переменным, о которых идет речь. Например, в нашей таблице участвуют следующие переменные: активность граждан (насколько активно или пассивно человек участвует в выборной и партийной работе), семейное положение, пол.
Какие значения используются для описания каждого признака, следует из содержания таблицы. Что касается признака «активности граждан», то здесь различие определяется тремя параметрами — активностью, пассивностью и апатичностью. Эти параметры показывают, насколько часто человек принимает участие в требующих мобилизации политических мероприятиях. Для переменной «семейное положение» величинами являются: не состоит в браке, состоит или состоял в браке. Что касается признака пола, то здесь существует два варианта — различие между женщиной и мужчиной.
Таблица позволяет анализировать сразу три признака — активность группы взрослых норвежцев, их семейное положение и различие по полу, однако о чем она говорит? Как можно убедиться, в таблице показано изменение склонности к политической активности индивидов в зависимости от их пола и семейного положения.
В процентных таблицах обычно указаны сведения об исчислении данных, то есть от какой величины исчисляются проценты — это называется «базисом», или, как в нашей таблице, «количеством опрошенных».
Распределение единиц по переменной «гражданская активность» в столбце «Всего» называется моновариантным, поскольку здесь рассматривается только один признак: насколько эти люди политически активны.
Очевидно, что переменные «пол», «семейное положение» и «гражданская активность» играют в таблице различную роль: переменные «пол» и «семейное положение» используются для деления единиц на группы, которые можно сравнить между собой с точки зрения активности граждан. Переменные принято разделять на зависимые и независимые. Независимыми называются переменные, выступающие основанием для подразделения всей совокупности опрошенных на группы. Переменные, на основании которых сравниваются характеристики уже полученных групп, называются зависимыми. Следовательно, в нашем примере пол и семейное положение являются переменными независимыми, а активность граждан — зависимой. В таблице показана зависимость гражданской активности человека от его принадлежности.; к определенному полу и семейного положения.
Приводится с изменениями по книге: Хеллевик О. Социологический метод.
М.: Весь мир, 2002. С. 18-21.

Задание 7. Определите, каким понятиям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из второй колонки.
Социальная группа (категория) Представляет собой разновидность малой группы
Малая группа В ней нет тесных взаимодействий между членами или взаимодействия носят ограниченный характер
Формальная группа Выделяется на основе общих признаков, присущих отдельным людям
Вторичная группа Лицо, которое обладает наименьшим авторитетом в группе
Аутсайдер Включает от 2 до 20 человек
Диада Ее члены в одинаковой степени участвуют в принятии решений
Интерактивная группа Взаимодействие в ней определяется соответствующими правовыми актами (уставами, инструкциями, положениями)
Задание 8. Определите, каким явлениям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из правой колонки.
Нация Из этого состоит любой этнос
Миграция Численность этой формы этноса обычно больше, чем численность племени
Национальное самосознание Так называют нейтральное представление представителей нации о том, что их народность занимает центральное положение в мире
Семья Это наука, изучающая этносы и межнациональные отношения
Этноцентризм Это высшая форма развития этноса
Народность Так называют осознание общности и родства между представителями одного этноса
Дискриминация Это притеснения национальных меньшинств в многонациональных государствах
Расизм Это одна из причин смешения культур и возможных межнациональных конфликтов
Этносоциология Это понятие отражает негативные стороны этноцентризма
Задание 9. Определите, какие суждения, приведенные ниже, являются правильными. Исправьте неправильные суждения.
а) Люди, а также государственные учреждения и организации — это внутренняя сторона социального института.
б) Принято выделять четыре основных типа социальных институтов: культурные, экономические, политические, институты воспроизводства.
в) Социальные институты при помощи контроля за деятельностью помогают людям избрать приемлемое с точки зрения общества средство для удовлетворения их потребностей.
г) У социального института должны иметься ресурсы, некобходимые для его деятельности.
д) Социолог Дж. Ленски выделил семь потребностей общества: потребность в коммуникации (общении), потребность в медицинском обслуживании, потребность в безопасности, потребность в производстве товаров и услуг, потребность в распределении товаров и услуг, потребность в контроле за деятельностью членов и потребность в поддержании численности населения.
е) Социальные институты не только осуществляют контроль, но и обеспечивают основные права и свободы.
ж) Потребности общества определяют потребности человека, а не наоборот.
з) Социальные институты помогают разрешать конфликты внутри общества.
Задание 10. Определите, каким понятиям из левой колонки соответствуют суждения из второй колонки.
Нуклеарная семья Это характеристика семьи по форме брака, в котором состоит более одного мужчины и более одной женщины
Эгалитарная семья Это может быть моногамным и полигамным
Полиандрия Это может определяться по мужской и по женской линии
Полигамия В семье этого типа все члены имеют одинаковые права с точки зрения принятия решений
Запрет на некоторых партнеров Это форма семьи, включающая мужа, жену и несовершеннолетних детей
Форма брака Форма брака, в котором состоит одна женщина и несколько мужчин
Родословная Это качество, по мнению некоторых исследователей, делает человека человеком
Задание 11. Определите, какой тип норм не представлен на схеме.
Обычаи и традиции
Моральные нормы


Правовые нормы
Эстетические нормы

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ



?
?

Задание 12. Распределите следующие явления по трем группам: 1) позитивные санкции, 2) негативные санкции, 3) явления, которые не представляют собой санкции:
а)получение более высокого звания;
б)тюремное заключение;
в)диплом о получении образования;
г)бойкот;
д)повышение заработной платы;
е)штраф за нарушение правил дорожного движения;
ж)исключение из учебного заведения;
з)летние каникулы.
Что объединяет явления, которые относятся к каждой из групп? Почему в одном случае мы можем говорить о санкциях, а в другом — нет? (Подсказка: санкции применяются избирательно, только к тем людям, которые, с точки зрения общества, их заслужили.)
Задание 13. Определите, кто и каким образом может использовать перечисленные ниже явления в качестве средств социального контроля, и на кого эти средства могут быть направлены. Придумайте ситуации, в которых эти явления использовались бы как средство наказания или поощрения. Могут ли эти явления использоваться как для поощрения, так и для наказания? Почему некоторые явления не являются средствами контроля?
а)родительское собрание;
б)магнитофон;
в)поход в кино;
г)часы;
д)домашнее задание;
е)записка.
Задание 14. Прочитайте приведенные выше фрагменты и определите, о каком из пяти аспектов (граней) личности в них говорится. Имейте в виду, что в каждом фрагменте затрагивается несколько аспектов человеческой личности.
а) «Человек переживает реальность мира только через собственное тело. Воздействие внешней среды связано с ее влиянием на тело и ощущения. Человек откликается действиями, направленными на среду. Если телу не достает живости, то и воздействие среды, и отклики ослаблены. Живость тела означает живость того, что человек делает, воспринимая реальность и активно откликаясь на нее. У всех есть опыт хорошего самочувствия, когда мы тонко и остро воспринимаем окружающий нас мир, и напротив, когда мы подавлены, мир теряет яркость и словно выцветает» (А. Лоуэн, психотерапевт).
б) «Темперамент относится к способу, стилю реагирования, он конституционален и неизменяем; характер же формируется на основе жизненного опыта человека, особенно в раннем детстве, и способен претерпевать определенные изменения под влиянием нового жизненного опыта и интуиции» (Э. Фромм, психоаналитик, философ).
в) «Ужас и ярость возникают, когда ребенок переживает отверженность. Он реагирует злостью на отрицание его прав на уникальность, неприкосновенность, независимость. Но выражение злости часто встречается с родительской реакцией ненависти, усиливающей страх, злость и иррациональную ярость. К сожалению, такие способы реагирования имеют тенденцию становиться хроническими, в результате чего ребенок чувствует себя все более и более отторгнутым, испуганным и явно плохим. У него нет путей выхода из конфликта, кроме как подавить свою ярость и поверхностно подчиниться родителям» (А. Лоуэн, психотерапевт).
г) Когда значимый взрослый гордится растущей способностью маленького ребенка к речи, устанавливается способ взаимодействия, ускоряющий рост и поощряющий удовольствие от лингвистического выражения. Но некоторые амбициозные родители постоянно поправляют своих детей, надеясь ускорить их овладение речью. Это может создать форму взаимодействий, выраженную следующей «записью» [в сознании ребенка]: «Всякий раз, когда я произношу то, что спонтанно выскакивает, меня критикуют. Я должен всегда следить за тем, что говорю». В зависимости от внутренних риторических талантов это программирование может привести к красивой речи во взрослом возрасте. Но часто возникшая ситуация невыполнимых требований подавляет спонтанное словесное выражение и порождает ощущение своей неполноценности» (М. Якоби, психоаналитик).
Задание 15. Определите, какие суждения из правой колонки соответствуют понятиям из левой колонки.
Социальная роль Этот статус человек получает в награду за заслуги
Приписанный статус Так называют место, которое человек занимает в общественной системе
Содержание роли Эту роль человек исполняет постоянно, независимо от ситуации
Ролевой конфликт Это поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам
Профессиональный престиж Это одно из измерений статуса
Ролевые ожидания Этот статус человек получает от рождения
Приобретенный статус Это случается, например, в том случае, когда человек должен выполнять две противоречащие друг другу роли
Роль-для-всех Эта роль представляет собой представление человека о самом себе
Социальный статус Это то, чего ждут от носителя роли окружающие
Роль-для-себя Это один из аспектов социальной роли, который подвергается изменению
Задание 16. Какая из причин ролевого конфликта пропущена в схеме? Определите это и придумайте свои примеры для каждого из видов ролевого конфликта.
РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ


Представления человека о его роли не совпадают с представлениями лругих людей

Человеку приходится выполнять две разные роли

?

Задание 17. Определите, какие суждения о стратификации российского общества являются правильными. Исправьте неправильные утверждения.
а) К верхнему слою российского общества принадлежат собственники крупных предприятий и интеллигенция.
б) В россии имеется три слоя: верхний, средний и низший.
в) В настоящее время в России сосуществуют два типа стратификации общества — этакратическая и классовая.
г) В России наблюдается сильная поляризация среднего слоя.
д) Высококвалифицированные рабочие принадлежат к среднему слою российского общества.
е) Элементы этакратической стратификации — это пережиток советского общества.
Задание 18. Определите, какие виды маргинальности пропущены в схеме.
возрастная
политическая
этническая
социальная


МАРИГИНАЛЬНОСТЬ


?
?
?
?

Задание 19. Определите, какой тип социальной мобильности имеет место в следующих случаях. Охарактеризуйте каждый случай с точки зрения направления социальной мобильности и объекта, который перемещается:
а) рабочий стал мастером цеха;
б) студент стал старостой группы;
в) интеллигенция из относительно обеспеченной социальной категорий превратилась в одну из категорий, относимых к низшему слою;
г) преподаватель сменил место работы, перейдя из одной школы в другую;
д) бывший рабочий уволился с завода и открыл маленький магазин.
Задание 20. Прочитайте определения власти, принадлежащие разным исследователям. Сравните их, выявите общие и частные признаки. С опорой на результаты анализа предложите свое собственное определение. Как вы думаете, чем обусловлены различия между ними?
а) «Власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии» (М. Вебер).
б) В марксистской социологии власть рассматривается как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Представление о деятельности и намерениях не является существенным для такого определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры обществ... С этой точки зрения власть характеризуется следующим: 1) она не может быть отделена от экономических и классовых отношений; 2) она предполагает классовую борьбу, а не просто конфликты между индивидами; 3} анализ власти невозможен без рассмотрения способа производства.
...Т, Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть представляется по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы... Р. Дал определял «власть», «авторитет» и «влияние» как «условия влияния», когда влияние определяется как способность одного индивида изменять поведение другого.
Таким образом, власть рассматривается скорее как нечто широко рассеянное во всем обществе, а не сконцентрированное в рамках правящей элиты. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя всем членам сообщества в определенной степени принимать участие « политическом процессе (Аверкомби Н. и др. Социологический словарь. М., 1999).
в) «Власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми» (X. Арендт).
г) Власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия» (Бурлацкий Ф. философский словарь. М., 1986).
д) «А имеет власть над В в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К» (Г. Ласуэлл, А. Каплан).
Задание 21. Распределите приведенные ниже явления по трем группам: 1) субъекты власти, 2) объекты власти, 3) властные ресурсы. Обратите внимание на тот факт, что некоторые явления могут принадлежать одновременно к нескольким группам (это связано с тем, что власть — это всегда отношение субъекта, власти к ее объекту):
владение актуальной ситуацией, знание о том, что происходит; политическая партия; рядовой военный; средства массовой коммуникации (телевидение, радио, пресса); движение «зеленых»; милиционер; директор завода; оружие.
Задание 22. Какие из форм власти, выделенных Платоном, пропущены в схеме?
аристократия
олигархия

тирания


Формы власти (по Платону)
тимократия

демократия


?
?

Задание 23. Прочитайте приведенные ниже описания государственного правления разных государств и определите, к какому типу они относятся. Укажите, почему именно вы пришли к своему выводу.
1. Один из основных законов Финляндии, «Форма правления», определяет, что Президент Финляндии избирается всеми лицами, обладающими правом выборов в эдускунту (парламент), путем прямых выборов. Если на прямых выборах за президента проголосует менее половины всех избирателей, он избирается при помощи процедуры косвенных выборов. Она предполагает выборы с участием особой коллегией выборщиков, в которую входит 301 представитель от политических партий или избирательных блоков, которые были выбраны в день прямых выборов президента по специальным избирательным бюллетеням.
Согласно «Форме правления», законодательная власть принадлежит президенту Финляндской Республики и эдускунте, а исполнительная власть — президенту и Государственному совету (кабинет министров). Государственный совет находится при президенте для общего управления страной. Правительством является президент и Государственный совет. При определении внутренней и внешней политики страны Государственный совет заседает во главе с президентом. Эдускунта состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Если парламент по решению президента, согласованному с Государственным советом, распускается досрочно, вновь избранный парламент может действовать в течение всего четырехлетнего периода, если только не будет также досрочно распущен.
Руководство парламентом осуществляет председатель палаты и два вице-председателя, которые вместе образуют президиум эдускунты. Если председателем парламента является представитель одной партии, то его вице-председатели выбираются из других фракций
политических партий,
«Форма правления» 1919 г. закрепляет за эдускунтой следующие полномочия:
- принятие и изменение конституционных законов, иных законов по различным вопросам жизни страны;
- утверждение государственного бюджета;
- решение вопросов войны и мира;
- определение системы государственных органов, а также принципов государственного управления и организации и деятельности органов коммунального самоуправления, административно-территориального управления страны;
- контроль за деятельностью исполнительной власти — Государственного совета;
- контроль за законностью деятельности судов и органов местного самоуправления;
- руководство работой Государственного банка, контроль за денежной системой страны и регулирование денежного обраще ния;
- определение своей собственной структуры и парламентской процедуры и ряд других вопросов.
Законы, принятые эдускунтой, нуждаются в их утверждении президентом республики. Вето президента носит отлагательный характер. Парламент имеет право вновь рассмотреть данный закон и принять его, но только на сессии вновь избранного парламента, что ведет к значительной затяжке принятия закона, с которым не согласен президент. Иногда применение президентом вето в отношении какого- то закона приводило вообще к снятию его обсуждения с повестки дня. Надо сказать, что на практике президент нередко использовал это право.
2. В Италии Парламент является двухпалатным и включает палату депутатов и Сенат. Палата депутатов (630 членов) избирается на общенациональной основе. 315 сенаторов избираются по областям (всего их 20). Сенат избирается гражданами, достигшими 25 лет, сенаторами могут стать избиратели не моложе 40 лет. Полномочия обеих палат длятся пять лет и могут быть продлены только в случае войны. В сенате имеется невыборное пожизненное членство: сенаторами становятся все бывшие президенты республики, а кроме того президен вправе назначить пять пожизненных сенаторов за выдающиеся заслуги в общественной деятельности, науке и культуре.
Статья 88 Конституции Италии предоставляет главе государства президенту — право роспуска как парламента в целом, так и одной его палат. Статья эта не детализирована в том плане, что ни она, ни законодательные акты, а также регламенты палат не уточняют основания, по которым возможен роспуск.
На представление законопроекта имеет право правительство, члены обеих палат, парламентская группа и комиссия. Законодательной инициативой обладает, согласно ст. 71 Конституции, итальянский народ.
Избирательные функции парламента состоят в избрании, в конституционно определенных случаях, ряда органов: президента республики, части членов Конституционного суда и Высшего совета магистратуры, членов особого судебного присутствия на случай предания суду президента республики.
К конституционно закрепленным политическим функциям итальянского парламента относится право вынести решение о состоянии войны, на основании которого это состояние объявляется президентом республики (ст. 87), а также издавать резолюции, предусмотренные регламентами обеих палат, в форме которых могут быть приняты политические заявления палат, либо политические рекомендации.
3. Главой Канады номинально является генерал-губернатор, который назначается королевой Великобритании по рекомендации премьер-министра Канады. Генерал-губернатор имеет право решать важные вопросы внешней политики, включая ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение мира. Фактически эти полномочия осуществляются премьер-министром, который принимает решение после консультаций с членами кабинета, а в ряде случаев — на основании особых деклараций. Генерал-губернатор издает также нормативные акты по прямому или косвенному уполномочию парламента. На практике же эта нормо -устанавливающая деятельность осуществляется правительством.
Исполнительная власть в Канаде принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Правительство действует на основе так называемого конституционного соглашения (обычая). Правительство формируется на основе большинства в нижней палате, почти все министры одновременно являются депутатами палаты общин.
Законодательная власть в Канаде принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: палаты общин и сената. В отличие от палаты общин, сенат не имеет права выступать инициатором внесения финансовых законопроектов.
Палата общин формирует правительство. В Канаде правительство формируется политической партией, получившей в результате всеобщих выборов большинство мест в органе народного представительства. Назначение на пост премьер-министра лидера партии, которое осуществляется производимое генерал-губернатором Канады, является чисто формальным актом. В силу политической традиции глава государства не может отказать в таком назначении.
4. 435 депутатов американской палаты представителей избираются на два года в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Между штатами депутатские места распределяются пропорционально численности населения. Перераспределение мест осуществляется раз в десять лет по итогам переписи населения. Наибольшее представительство имеют штаты Калифорния (45), Нью-Йорк (34), Техас (27), Пенсильвания (23) и Иллинойс (22), Аляска, Вермонт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота имеют по одному представителю. Сенат является органом представительства штатов. Независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами. Сенаторы избираются на шесть лет в те же сроки, что и палата представителей.
Законодательная власть принадлежит конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному и нижестоящим федеральным судам.
По конституции, все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс избирается непосредственно населением, президент — коллегией выборщиков. Верховный суд — совместно президентом и сенатом, Представители избираются на два, сенаторы — на шесть, президент — на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. В том случае» если ни один претендент не имеет абсолютного большинства голосов, избрание президента из числа трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов, осуществляет палата представителей.
Задание 24. Прочитайте описания государственного устройства различных государств и определите их. тип. Укажите признаки, на которые вы опиралось.
1.Первоначально в состав США входили 13 штатов. В настоящее время число их возросло до 50. В основе конституционной модели лежит принцип дуалистического федерализма. Формально федеральные органы и органы штатов независимы. С момента избрания президента и конгресса США — институтов, формируемых на основе выборов, проводимых по штатам, — связь между ними обрывается. Каждый из уровней власти в пределах предоставленных Конституцией прав суверенен.
В число вопросов, отнесенных к компетенции Конгресса, Конституция относит:
регулирование междуштатной и внешней торговли;
чеканку монеты и определение ее стоимости;
установление мер и весов;
учреждение федеральных органов власти;
набор и содержание армии и военно-морского флота;
ведение международных дел;
организацию почтовых служб;
регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства;
— управление территориальными владениями США. Конституция США устанавливает и сферу совпадающих прав федерации и штатов. К числу вопросов, по которым права федерации и штатов совладают, относятся законотворчество и правоприменение в области гражданских прав, налогообложения, регламентации деятельности корпорации, обеспечения «всеобщего благосостояния».
2. Канада состоит из 10 провинций и двух территорий, находящихся под управлением правительства. Главой государства номинально является генерал-губернатор, который назначается королевой Великобритании по рекомендации премьер-министра Канады.
Исполнительная власть в каждой из провинций формально принадлежит лейтенант-губернатору, назначаемому генерал-губернатором. Фактически исполнительная власть в провинциях принадлежит провинциальным правительствам, которые создаются партией, получившей большинство мест в местной ассамблее, и возглавляются премьер-министрами.
В каждой провинции имеется законодательный орган. В некоторых, провинциях — это однопалатная Законодательная ассамблея, в других — двухпалатный парламент. Так, в провинции Квебек парламент включает Законодательный сдает и Законодательную ассамблею.
Конституция Канады разграничивает компетенцию между федерацией (союзом) и ее субъектами. В Конституцию включено положение, согласно которому перечень вопросов, относящихся к компетенции провинций, считается окончательным, а исключительная компетенция федерации может расширяться.
Задание 25. Выделите правильные и неправильные утверждения, исправьте неправильные.
а) Консерватизм — это тип политической культуры.
б) Политическая культура — это более узкое явление, чем политическая идеология.
в) Всего существует пять типов политической идеологии: фашизм, либерализм, консерватизм, коммунизм и социал-демократия.
г) Согласно концепции М. Вебера, идеология — это «ложное сознание».
д) В условиях подданнической политической культуры политическая активность отдельных людей или отсутствует, или очень низка.
е) Политическая субкультура — это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противостоящих доминирующей политической культуре.
ж)Обязательным признаком индивидуального политического сознания является поверхностность.
з) Социал-демократия — это форма государственного правления.

Приложение № 2
Познавательные задания
Задание № 1
Составьте список из 10 требований, которые Вы предъявляете к деловым, интеллектуальным, нравственным и иным качествам политического лидера. Расставьте их по степени значимости. Обсудите полученные результаты в классе.
Задание № 2
Используя свои знания по курсу истории, приведите примеры проявления тех или иных качеств исторических личностей в тот или иной период отечественной или зарубежной истории.
Задание № 3
Вернитесь к заданию № 1. «Идеальный лидер» - тот, кто полностью соответствует Вашим требованиям.
Какой тип политического лидерства он воплощает ?
Задание № 4
Опыт последних лет ясно показывает, что лидер-популист имеет устойчивую поддержку у довольно большого числа россиян. Учёные между тем не перестают предупреждать: популист, получивший власть, либо откажется от большинства обещаний, либо, пытаясь исполнить хотя бы некоторые, приведёт общество к катастрофе.
Разделяете ли Вы пессимизм учёных? В чём причины успеха политиков-популистов? В чём опасность популизма?
Выслушав ответы учащихся целесообразно дать комментарий учителя:
Причина успеха – сложность социально-экономического положения, снижение социального и материального статуса значительного количества жителей России, доверчивость, недостаток опыта, невысокий уровень политической культуры части избирателей.
Опасности названы в условиях задания. «Простые и ясные» меры не решают проблем, стоящих перед большинством. Они лишь обостряют кризис, усугубляют социальные недуги.
Приложение №3.
Практикум
№1.
1) Поставьте социальный диагноз нашему обществу: в какие периоды его истории аномия достигала наибольшего накала?
2) Установите причинно-следственные связи.
3) Оцените как это действует на самочувствие и поведение людей.

№2.
Составить родословную фундаментальных научных понятий (по заданному алгоритму):
В каких областях знания они зародились?
В какие науки они впоследствии «мигрировали»?
Как изменилось их содержание и значение?

№3.
Тренинг с применением «мозгового штурма».
Цель исследования – проблемы дедовщины в армии. Социолог опросил по выборке всех, кто когда-либо служил в армии и пришел к выводу.
Цель исследования – социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров.
Цель исследования – выяснить мнение подписчиков «Комсомольской правды» о своей газете. Редакция опубликовала анкету и намерена получить объективную информацию из тех писем, которые придут по почте.
Подумайте и ответьте: в каких случаях произошла ошибка; во всех ли случаях выборка служит точной копией генеральной совокупности?

№4.
1) Определите, к материальной или духовной культуре относятся следующие явления: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, песня, погоны, танец, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.
2) Определите, какие из перечисленных выше культурных черт относятся к культурным комплексам. Распишите 2-3 комплекса так, как это сделано с футболом.

№5.
Определите, к какой из форм культуры (народная, элитарная, массовая, субкультура, молодежная, контркультура) относятся:
песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы;
оперы Дж. Верди;
рок-опера Рыбникова А. «Юнона и Авось»;
частушки;
«мыльные» оперы;
комиксы.

№6.
Самостоятельное исследование на тему «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей».
1) Какие методы воспитания и наказания применялись?
2) Чему и как учат родители.
3) Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегают, воспитывая вас.
Передается ли опыт социализации из поколения в поколение?
Какие изменения происходят со временем, и чем они объясняются?
Какие методы воспитания вы считаете наиболее действенными?

№7.
Тренинг.
Выстроить модель делового взаимодействия в бизнесе и описать:
Какие цели преследуют партнеры;
Какова их мотивация;
Кто является прямым и косвенным участником сделки;
Какова технология самого действия;
Какие нормы регулируют деловые операции;
Какие наказания следуют за их нарушение.
В качестве примера можете взять сделку о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику.

№8.
1) Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 2-3 знакомых.
2) Определите, к какому из 3-х типов статуса – приписываемому, достигаемому или смешанному, относятся следующие позиции: полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, виконт, паж, адмирал.

№9.
Проанализируйте свой класс с позиций концепции малых групп.
Выделите в них диады и триады.
Постройте схему межличностной структуры класса.
Проанализируйте характер межличностных отношений в классе.
Выявите причины конфликтных отношений.
Найдите решение этой проблемы.
Перечень литературы
Основная:
1. Г.И. Козырев. Основы социологии и политологии.-М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005.
2. Д.В. Кухарчук. Социология. –М.: ЮРАЙТ, 2004.
3. Г.А. Белов. Политология. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998.
4. Н.В. Серова. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: РИОР, 2005.
5. Политология в вопросах и ответах для экзаменом и зачетов. Уч. Пособие / Под. Ред. А.А. Радугина. –М.: Центр, 2001.
Дополнительная:
1. Краткий словарь по социологии. -М., 1990.
2. Сорокин П.А. Социологические теории современности. -М., 1992.
3. Социальные отклонения. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. -М.,1989.
4. Аристотель. Политика. Соч. Т.4. –М., 1993.
5. Н. Бердяев. Русская идея. О России и русской философской культуре. –М., 1990.
6. Государственность России. Словарь-справочник. Кн.4: Р-Я. –М.: Наука, 2001.
7. Конституция.(Основной Закон) Российской Федерации. –М., 2007.
8. Краткий словарь по политологии. - М., 2003.
9. Шилобод М.И., Петрухин А.С. Политика и право. (Учебник для 10-11 кл.) М., 1998
10. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2000.
11. Мушинский В.О. Азбука политики. М., 2000.
12. Косов Т.В. Социология и политология. Учебник – практикум. М., 2002.
13. Материалы из СМИ (политические портреты, последние известия и т.п.).
14. Радугин А.А.. Социология. М: Центр, 1999.
15. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М: Просвещение, 1998.
16. Социология /Под ред. Осипова Г.В. М: Просвещение, 1995.
17. Спенсер Г. Начала социологии. С-Пб., 1999.