Аттестационная работа по праву для 10 класса (профильный уровень)


Аттестационная работа по праву для 10 класса (профильный уровень)
1 вариант
1. Одним из источников права является
1) традиция3) гипотеза2) диспозиция4) прецедент
2. Среди прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ 1993 г., новым является право на
1) жизнь3) труд2) образование4) отдых3 Субъектом законодательной инициативы являются (-ется)
1) мэры городов федерального значения 2) депутаты Государственной Думы РФ 3) мировой судья
4) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
4. Какой источник права закрепил название государства Российская Федерация – Россия
1) указ Президента РФ, 2) Конституция РФ, 3) федеральный закон РФ, 4) постановление Правительства РФ.
5. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности
6. Как называется юридическая ответственность, устанавливаемая в трудовом праве?
1) гражданско-правовая3)дисциплинарная2) административная4)уголовная7. Согласно Конституции РФ носителем суверенитета единственным источником власти в РФ является
1) субъект РФ, 2) государство, 3) многонациональный народ, 4) Президент РФ.
8. С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?
1) с момента рождения2) с момента получения паспорта3) с момента наступления совершеннолетия4) с начала трудовой деятельности
9. Верны ли следующие суждения об отраслях права?
 А. К отраслям частного права относится предпринимательское, гражданское, семейное право.
Б. К отраслям публичного права относится конституционное, административное, уголовное право.
1) верно только А3) верны оба суждения2) верно только Б4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?
 А. Правонарушения в зависимости от количества участников правонарушения принято разделять на проступки и преступления.
Б. Вид правонарушения определяется в зависимости от отрасли права.
1) верно только А3) верны оба суждения2) верно только Б4) оба суждения неверны
 11. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 ПРОСТУПОК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
А) невыполнение условий договора займа
Б)опоздание на работу
В)прогул
Г)публичное оскорбление
Д)безбилетный проезд 1)гражданско-правовая 2)дисциплинарная 3)административная
 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) судебный прецедент; 2) обычное право; 3) источники права; 4) нормативно-правовой акт; 5) международные правовые акты.
13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней РФ является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное _____ (1) , частная _____ (2) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ______ (3). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского ______ (4). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ______ (5) России. Глава 2 Основного закона закрепляет права и обязанности ______ (6) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и _______ (7).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
а) народовластие, б) собственность, в) инициатива,
г) власть, д) референдум, е) парламент,
ж) человек, з) народ, и) государство,
к) общество.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 2 3 4 5 6 7
14. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формулируется и поддерживается государством
2) существует как в устной, так и в письменной форме
3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)
4) относится к нормативной системе общества
5) определяет границы должного поведения людей
15. Какой смысл правоведы вкладывают в понятие «нормативный правовой акт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о нормативно- правовом акте.
Часть 2
.Прочитайте текст и выполните задания 21- 24.
 С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
21 Назовите принципы правового государства, приведенные автором.
22 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия
23 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
24 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Аттестационная работа по праву для 10 класса (профильный уровень)
2 вариант
1. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права2) закрепляется многообразие форм собственности3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности
2. Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией
1) Президента РФ3) Федерального Собрания РФ2) Правительства РФ4) Верховного Суда РФ
3.  К органам исполнительной власти в РФ относится
1) Белгородская областная Дума3) Совет Федерации РФ2) Администрация Президента РФ4) Министерство образования и науки РФ
4. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) порядке заключения и содержании трудового договора2) единстве экономического пространства в РФ3) формах государственного регулирования экономики4) условиях и порядке ограничения дееспособности
5. В системе источников современного российского права приоритет имеют
1) указы Президента РФ3) правовые прецеденты2) постановления Правительства РФ4) федеральные законы РФ6. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она
1) является единственным правовым актом государства
2) принимается высшим органом власти в государстве
3) не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей
4) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы
7. Совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений, называется
1) нормой права3) источником права2) институтом права4) отраслью права8. Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде
1) конституционном3) мировом2) арбитражном4) уголовном9. Верны ли следующие суждения?
А. Одним из дополнительных источников права является судебный прецедент
Б. Предельно общие идеи и принципы, на основе которых строится вся система правовых норм в данной области общественных отношений называется юридической доктриной.
1) верно только А3) верны оба суждения2) верно только Б4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?
А. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения.
Б. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству.
1) верно только А3) верны оба суждения2) верно только Б4) оба суждения неверны
11. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОСТУПКИ ВИДЫ ПРОСТУПКОВ
А) переход дороги в неположенном месте
Б) порча чужого имущества
В) прогул работы
Г) нарушение договора мены
Д) нарушение правил пожарной безопасности 1) гражданский
2) административный
3) дисциплинарный
А Б В Г Д
... ... ... ...
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Публичное право; 2) финансовое право; 3) административное право; 4) уголовное право; 5) конституционное право.
13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 «______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)».
Список терминов:
1) способность к заключению сделок 2) малолетний 3) правоспособность 4) суд 5) вина 6) дееспособность 7) деликтоспособность 8) совершеннолетний 9) попечительство
A Б В Г Д Е
___ ___ ___ ___ ___ ___
14. Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
 1) утверждает военную доктрину
2) объявляет амнистию
3) принимает решение об отставке Правительства РФ
4) осуществляет помилование
5) утверждает изменение границ между субъектами РФ
6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ
15. Какой смысл правоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об отраслях права.
Часть 2
.Прочитайте текст и выполните задания 21- 24.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.
 21.Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм?
22. Автор перечисляет процессуальные права граждан. Назовите три процессуальных права.
23 .Автор утверждает, что «государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений». Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и знания, полученные из других общественных дисциплин, назовите три социально-политические предпосылки, необходимые для юридического оформления естественных прав человека.
24 .Автор утверждает, что общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора.
Аттестационная работа по праву для 10 класса (профильный уровень)
3 вариант
1. В России к подзаконным актам относят
1) постановления Правительства РФ 3) кодексы2) законы субъектов РФ4) Конституцию РФ2. Какие из перечисленных ниже субъектов политической деятельности обладает правом законодательной инициативы?
1) инициативные группы граждан3) общественные организации2) депутаты Государственной Думы4) политические партии
3. Отличительной особенностью правовой нормы является
1) охрана интересов социально незащищённых слоёв населения 2) формальная определённость3) избираемость применения 4) направленность на установление справедливости
4. Депутат Государственной Думы работает
1) на временной основе3) на постоянной основе2) по совместительству4) по контракту5. Как называется отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения?
1) конституционное право3) гражданское право2) административное право4) семейное право6. К отраслям частного права юристы относят право
1) гражданское3) финансовое2) административное 4) конституционное7. Право - это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый
1) исключительно силой общественного мнения3) привычками и традициями людей2) мнением авторитетных людей4) силой государственного принуждения8. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах относится к правонарушениям
1) гражданским3) дисциплинарным2) административным4) финансовым9. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?
А. Правонарушения в зависимости от количества участников правонарушения принято разделять на проступки и преступления.
Б. Вид правонарушения определяется в зависимости от отрасли права.
1) верно только А3) верны оба суждения2) верно только Б4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?
А. Юридическая ответственность может наступить только за совершенное правонарушение.
Б. Видами юридической ответственности являются гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, административная юридическая ответственность.
1) верно только А3) верны оба суждения2) верно только Б4) оба суждения неверны
11. Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами
Б) независимость судов от исполнительной власти
B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права
Г) взаимная ответственность государства и гражданина
Д) верховенство права (закона) в обществе 1)только правовое государство
 
2)государство любого типа
 A Б В Г Д
___ ___ ___ ___ ___
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
 преступление дисциплинарный проступок
административный проступок гражданский проступок
правонарушение 13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
 «Конституция РФ заложила фундамент новой общественно- политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное ________(А), частная ________(Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ________(В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского ________(Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ________(Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ________(Е) и гражданина»
 Список терминов:
1) народовластие 2) собственность 3) инициатива 4) власть 5) государство 6) парламент 7) человек
8) народ 9) референдум
 В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А Б В Г Д Е
14. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение».
 1) Деяние; 2) соблюдение закона; 3) правовой обычай; 4) неосторожность; 5) умысел; 6) вина.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
15.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданстве.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21- 24.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы. <...>
Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к внутренним мотивам его поведения. Иное дело - мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. И в этом смысле мораль - неформальный определитель свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции. <.. .>
Проводя различия между правовыми и моральными санкциями, следует учитывать конкретно-исторические условия, в которых действуют эти социальные регуляторы. Большая жёсткость правовых санкций по сравнению с моральными - это не универсальное отличие, существовавшее во все эпохи и во всех обществах. Степень жёсткости моральных санкций, как и правовых, была различной в разные периоды у различных народов; кроме того, моральные запреты нередко становились правовыми, а правовые - моральными.
Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
21. Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.
22 В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия
23 В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.
24. Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.