Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по теме «Русская народная сказка «Мена»


ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Г» классе
на тему: «Русская народная сказка «Мена» ( второй урок)
Астрахань, 2014 г.
УМК: «Гармония»
Учебник, автор: "Литературное чтение", О.В.Кубасова
Класс: 2 класс, 3 часть
Тема урока: Русская народная сказка «Мена»
Цели урока:
предметные: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Мена», раскрыть идейное содержание сказки, ее эмоциональное и эстетическое содержание;
метапредметные: способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного выразительного чтения, развить эмоциональный и духовный мир учащихся;
личностные: заинтересовать учащихся данной сказкой, формировать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Технологическая карта
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся УУД
Организационный этап Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Анна Игоревна.
Ребята, послушайте стихотворение А.Барто «Так на так»
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.
Друзья не ищут выгод,
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: — Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Так целый день менялись
И при своем остались.
-Что произошло в этом стихотворении?
-А вы меняетесь друг с другом? Чем? А зачем люди меняются? (Чтобы получить то, чего у них нет).
А как по-другому можно было назвать это стихотворение? -Кто может сказать, что такое мена? (мена - значит обмен, менять - это отдавать что-то свое и получать вместо него что-то другое, обычно равноценное)
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Проверка первичного восприятия -Какое произведение вы прочитали на предыдущем уроке? (русская народная сказка «Мена»)
-К какому жанру относится это произведение? (к сказке)
-Почему?
-Какой народ написал эту сказку? (русский народ)
-Понравилась ли вам эта сказка? Веселая или грустная? (ответы детей)
-Назовите главных героев сказки? (старик и старуха)
Личностные:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу
Словарная работа -Давайте поработаем над трудными словами. Найдите сноски и объясните значение этих слов. (Барышник – торговец лошадьми, Овчар – работник по уходу за овцами, Коробейник - мелкий торговец-разносчик, ходивший со своим товаром по деревне, продававший булавки, пуговицы, ленты, перчатки, ткани, книги и т. п.)
-А кто может объяснить, почему торговца называли коробейником? (товар коробейник носил в коробе)
-А кто такой мужик-серячок? Найдите в тексте предложение с этим словом и прочитайте его (т.е. середнячок, обычный человек)
В тексте сказки встретились другие "трудные"слова, прочитайте их, попробуйте объяснить.
Табун – стадо или сообщество лошадей, как диких, так и домашних.
Вол – особый вид быков, использующийся, как мясное и рабочее животное. 
Плетень - плетёный забор из прутьев и веток.
Презентация предлагает картинки к некоторым словам. Анализ художественного произведения
а) работа над композицией сказки -Откройте учебник на стр. 22, задание №1: восстановите порядок событий , в котором шел обмен в сказке (кусок золота величиною с конскую голову, конь, вол, баран, поросенок, игла)
- Посчитайте, сколько раз шёл обмен. Обозначим каждый кружком. Что мы можем вставить в пустые кружки? (название предметов обмена) (1 ученик выходит к доске и пишет заглавные буквы в пустых фигурах,
задание на слайде: З К В Б П И).
Соединим кружочки стрелочками, указав, в каком порядке происходил обмен. Мы с вами составили структурную схему этой сказки.
А какую еще структурную схему можно составить к сказке? ( указать героев сказки: С→К→Б и т. д.
На что похожи составленные нами схемы? (на цепочку) Среди существующих сказок есть сказки, в которых события развиваются по цепочке. Приведите примеры таких сказок ( или в презентации показать обложки таких сказок, Например, Репка, Петушок и бобовое зернышко и др)
Что помогает запомнить каждая структурная схема? Если бы нам пришлось снимать мультфильм по сказке, какую схему вы бы использовали? Почему? Личностные:
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
Б)Выборочное чтение, выборочный пересказ
В) работа над характеристикой персонажей.
Г) работа над идеей сказки.
Работа с пословицами Проверим, хорошо ли вы ориентируетесь в тексте сказки.
-Найдите и прочитайте часть текста, в которой старик променял кусок золота на коня (дети читают). Кого встретил старик по дороге? О чем они разговаривали?
-А теперь найдите часть, в которой старик променял коня на вола (дети читают). Кого встретил старик по дороге? О чем они разговаривали?
Работа в группах.
1группа.
-Найдите и подготовьте пересказ части текста, в которой старик променял вола на барана.
2группа.
-Найдите и подготовьте пересказ части текста, в которой старик променял барана на порося.
3группа.
-Найдите и подготовьте пересказ части текста, в которой старик променял порося на иглу.
Проверка пересказа.
-В какой части сказки находится разговор старика и старухи? (в концовке)
-Расскажите, о чем их разговор? ( о том, как старик ходил к купцу, и том, как он все променял на иглу)
-Почему старуха не расстроилась, увидев старика с пустыми руками? Что она ему сказала, когда старик ей все рассказал? («Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся!»)
На слайде: общительный, ответственный, дружелюбный, доверчивый, высокомерный, нахальный, любопытный, честный, скромный, храбрый, жадный, упрямый, хитрый, глупый, любящий, бескорыстный, добрый.
Прочитайте слова. ( в процессе выборки уточняется значение некоторых понятий-характеристик).
Выберите слова, характеризующие старуху.
Выберите слова, характеризующие старика.
Какие поступки героев подтверждают их доброту? доверчивость?
и т. д.
-Давайте с вами немного пофантазируем, мог ли быть другой финал сказки? (да, мог) Какой?
-А какая концовка вам нравится больше и почему?
-Можем ли мы считать старика и старуху счастливыми? (да, потому что они добрые, бескорыстные, любящие друг друга, потому и живут в покое и гармонии).
Подумайте, а мог ли обмен идти в обратном порядке? Почему? (Нет, потому что, те люди, которые менялись со стариком хотели извлечь выгоду, обмануть старика, предлагая неравноценный обмен. )
-А как вы можете охарактеризовать тех людей, которые встречались старику? (они жадные и хитрые)
-У вас на партах лежит листок с пословицами. Прочитайте пословицы. Выберите те, которые выражают главную мысль сказки. Работайте в парах, 1 минута.
1. На чужом горе своего счастья не построить
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Не нужен клад, коли в семье лад.
4.Не в деньгах счастье.
Объясните значение каждой пословицы. Предложите свой выбор. Объясните.
(ответ 3- семья это самое ценное, дорогое и родное для каждого человека. И когда в доме нет конфликтов, когда вам уютно, вы получаете тепло и поддержку, то никакие материальные блага этого не заменят ,4- деньги-это не самое ценное, что есть, а самое ценное это семья)
-Как вы понимаете их? Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; 
Физкультминутка
( через 20 минут после начала урока) Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и детьми.
Чтение по ролям
(работа в парах) - Давайте поиграем в радиотеатр.
Что сначала нужно сделать? ( выбрать отрывок для чтения) Дети выбирают.
Дальше что мы будем делать?
(определяем количество героев, отмечаем их слова, определяем кто за кого будет читать)
С какой интонацией будем читать слова ...? Тихо или громко? Почему?
Подготовка к выразительному чтению выбранного эпизода в парах. Познавательные:
-осуществлять анализ и синтез;
-строить рассуждения.
Этап обобщения -С каким произведением мы сегодня работали? (русская народная сказка «Мена»)
-О чем заставила задуматься сказка? Регулятивные:
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Рефлексия - Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.
Я бы похвалил(а) бы себя за…..
Самым сложным для меня было …
Регулятивные:
-выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.