Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.


Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из главных направлений по взаимодействию с семьей дошкольного образования является сотрудничество.
И.О.Пастухова высказывается о том, что формировании сотруднических отношений между педагогами и семьей – это длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
1.Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада - состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства.
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя открытости по отношению к семье воспитанника.
4.Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти развития зависят от многих факторов: культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, её состава, жилищных условий и т.д.
5.Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ.
6.Обратная связь. Партнёрство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности детского сада.
7.Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия детского сада и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.
Все эти принципы можно реализовать через модель включенности дошкольного учреждения и родительского сообщества.
Современная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием. Модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно- конструктивными.
По - мнению Т.Н. Дороновой, построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.
Модель организации взаимодействия ДОУ и семьи, может являться для педагогов отправной точкой организации и планирования работы. Она условно может состоять из трёх блоков: информационно - аналитический, практический и контрольно-оценочного. Рассмотрим содержание каждого из них:
Информационно–аналитический блок предусматривает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, решаемые в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся:
- опрос,
- анкетирование,
- интервьюирование,
-наблюдение,
-изучение медицинских карт
-специальные диагностические методики, используемые психологами.
Второй блок - практический. Он содержит информацию, которая направляется на решение конкретных задач, связанных с всесторонним развитием детей.
Формы и методы работы, которые будут использоваться специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках информационно–аналитического блока. Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям - просвещение родителей и организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:
•выпуск газет,
•листы-памятки,
•мини-библиотека,
•информационные стенды,
•дни открытых дверей,
•библиотека игр и упражнений и т.д.
•практикумы,
•индивидуальное и подгрупповое консультирование,
•нетрадиционные родительские собрания,
•экскурсии;
•видеотека,
•аудиотека и т.д.
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мнениями, идеями, чувствами. С этой целью необходимо планировать такие мероприятия, которые вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:
•игротеки,
•выставки выходного дня,
•театральная пятница,
•встречи с интересными людьми,
•праздники,
•издание семейных газет,
•журналов,
•защита семейных проектов,
•ведение домашних читательских дневников,
•походы и многое другое.
К сожалению, формы и методы работы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям
С целью решения задачи эффективного взаимодействия детского сада с семьёй вводится третий блок – контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать:
- опрос,
-книги отзывов,
-оценочные листы,
-экспресс-диагностику,
-родительскую почту,
- самоанализ со стороны педагогов и т.д.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Практический блок
Контрольно-оценочный блок
Информационно–аналитический блок


Анализ эффективности проделанной работы
Комплексный подход в решении конкретных задач, связанных с развитием детей, с привлечением специалистов ДОУ и социальных партнёров.
Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семьи, выявление трудностей и запросов.



Формы и методы:
-опрос,
-книга отзывов,
-оценочные листы,
-самоанализ педагогов и т.д.
Формы и методы:
- традиционные и нетрадиционные (просвещение родителей, организация продуктивного общения)Формы и методы:
- опрос,
-анкетирование,
-интервьюирование,
-наблюдение.


Взаимодействие со специалистами ДОУ и социальными партнёрами.

Рисунок 1- Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Реализация модели должна быть направлена на получение следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
– гармонизация детско-родительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;
– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;
Итак, в результате проведенного теоретического анализа разработана модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Она может явиться отправной точкой организации современного взаимодействия «родители-дети-педагоги».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, с появлением ФГОС ДО педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Во-вторых, помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей, основные на сотрудничестве в режиме диалога, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями.
В-третьих, теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО это отправная точка межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Литература:
1.Арнаутова, Е.А. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. [Текст]: учеб. пособие/ Е.А. Арнаутова, К.Ю.Белая.- М.: Школьная Пресса,2011.
2.Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2002.
3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст]: методические рекомендации/ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера,2010.
4. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст]: библиотека руководителя ДОУ/ И.О. Пастухова. - М.: ТЦ Сфера,2007.