Публичное представление опыта работы по теме Мои идеи и находки в работе с классным коллективом


ПЕДАГОГИКА УСПЕХА
5 лет назад я стала классным руководителем 5-а класса. Класс мне передала заслуженный учитель Автономной Республик Крым Аленченко Раиса Федоровна.
Изначально планка была поставлена очень высоко: 12 человек, гимназический класс, 5 отличников, остальные хорошисты. Стало понятно, что дети мотивированы на результат. Возникла мысль: что важнее: удержаться на уже достигнутой высоте, оглядывая горизонт и выбирая новую высоту или довести детей до вершины.
Вступая в должность классного руководителя , оценивая потенциал и возможности класса пришла мне идея попробовать в классе методику Константина Ушинского, которую он сам называл «педагогикой успеха». И сейчас я хочу познакомить вас с теми идеями и находками в работе с классом , и результатами, которых удалось достичь , руководствуясь этой методикой.
К.Д. Ушинский писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». И далее – «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».
Свою первую высоту мои начинающие альпинисты покорили, закончив начальную школу и сдав экзамены в гимназический класс.
В начальной школе класс получил мощный заряд бодрости и позитивного настроения и главным для меня стало сохранить этот потенциал, наращивая его с каждым годом, чтобы обрастал он дополнительными резервами и не было конца горизонтам.
Следующей вершиной должно было стать и стало СТАНОВЛЕНИЕ нашего нового коллектива : «МЫ, Я и Мой КЛАСС и мои родители».
Несмотря на то, что большая часть коллектива пришла из одного класса некоторые проблемные моменты нас не обошли.
В 5-6 классах я поставила себе целью не опускать планку успешности в обучении и создать условия для раскрытия и проявления творческих способностей учеников, всех и каждого в отдельности.
В этом очень помогли нам КТД( коллективные творческие дела):всевозможные экологические и трудовые акции, спортивные мероприятия, изготовление стенгазет и поделок . Каждый выбирал то дело, которое мог и хотел выполнить. Было только одно условие: мы все, всегда и везде делаем вместе. В основе ожидания успеха у пятиклассников всегда лежит стремление заслужить одобрение старших. В школе это одобрение чаще всего выражается в грамотах. Их у нас в достатке: и лучшая купеческая гильдия, и самые быстрые, ловкие, самые умные, лучшие математики и т.д.
Ведущим принципом педагогики успеха является гуманистическая направленность воспитательного процесса. Из него логически вытекает другой принцип- принцип сотрудничества, который в нашем случае наглядно реализован в «фишке» нашего класса: путешествиях. Когда-то я , школьница, путешествовала со своим классам по Советскому Союзу. И это желание увидеть что-то новое и обязательно показать другим со временем не прошло. Я очень рада, что в своих учениках я нашла единомышленников, а в их родителях мощную поддержку и глубокое понимание нужности и правильности избранного направления. Невозможно воспитать гражданина, патриота своей Родины, если видел ее только по телевизору, не знаешь ее истории, не ощутил дух прошлого и не прочувствовал связь между поколениями живущих и живших когда-то на этой же земле, которую любишь и ценишь ты сам. Так же это очень важно и для социальной адаптации ребят: новая обстановка, новые люди, отсутствие родителей дисциплинирует, заставляет собраться, и, конечно же, эмоции после экскурсии: моменты узнавания увиденного на уроках истории, литературы, биологии. Кроме того, путешествия развивают в детях самостоятельность, умение принимать решения, сопереживание и чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
В течении 5-6 классов мы начинали со знакомства со своей малой Родиной и побывали в Феодосии, Севастополе. с. Заветное., нашем районном краеведческом музее. Начинали с самого простого для восприятия ребенка 10-11 лет: прогулка по набережной, Музей древности, в дальнейшем усложняя нашу программу: Херсонес, 35-я батарея, Музей Ичкинского партизанского отряда. Это дало свой положительный результат: чувство сопричастности к свойей стране и непреодолимое желание продолжать знакомство дальше. Везде и всюду нас сопровождали и поддерживали родители.
К концу 6 класса я считаю, Высота была взята: контингент отличников сохранен, коллектив сплочен и готов к покорению новых вершин.
7-9 класс- высота под названием: «МОЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ» -
Сложный подростковый возраст. Становление личности, собственного «я» - и более высокая планка мотивированности: формирование гражданской позиции, совершенствование навыков общения и организации досуга, укрепление позитивного отношения к самообразованию и формирование навыков научно-исследовательской работы.
Взять эту высоту можно было только собрав вместе все имеющиеся резервы . Дорога к ней лежала через олимпиады ( и у нас есть победители муниципального и республиканского уровней), ученические конкурсы( и здесь есть достижения) научно-исследовательскую деятельность( защита работы на республиканском уровне тому подтверждение)
И, конечно же, КТД: начиная с 5 класса мы каждый год готовим новогодние утренники: в 5 классе – для себя, 6,7,8, - уже для младшего и среднего звена. Градация события выглядела так:5-6 класс- мой сценарий, музыка,постановка, дети: выбор ролей, родители- костюмы. 7-9 класс- сценарий, музыка костюмы- это уже самостоятельный выбор коллектива. От меня- редактирование и возможность репетировать, общая постановка и руководство процессом.
Многочисленные трудовые и экологические акции нашей школы никогда не проходят мимо: наше участие гарантировано.Это уже более сознательный и рациональный подход к делу: как. где и сколько копать, сколько вырвать травы и сколько можно оставить для ландшафта
В 8 классе состоялась поездка в Киев. Это была поездка по святым местам, организованная нашим родителем и по совместительству священником Сысаком Иваном Емельяновичем.
В этом году наши гражданские и патриотические чувства прошли жесткую проверку событиями «Крымской весны». Класс был един- мы в России. И родители наши всегда поддерживали и принимали наши решения.
Новые исторические реалии поставили и новые воспитательные задачи, которые к счастью, не противоречили выбранной мною еще в 5 классе методике работы с классом: педагогика успеха. Основополагающим документом в работе я считаю
« Концепцию духовно-нравственного развития гражданина РФ», « Закон об образовании в РФ», так же в работе опираюсь на федеральные документы, региональные акты, локальные акты нашей школы.
И, выполняя поручение президента России Путина В.В. от 22.01.2015 №Пр-93 о принятии мер по развитию экскурсионных и туристских маршрутов для посещения детьми и молодежью природных, исторических, военно-исторических и социально-культурных объектов… в 9 классе мы побывали в Алуште, в Ливадийском дворце, на выставке « Моя история .Романовы», и по программе президента РФ и Минобразования РФ посетили Москву по маршруту « Золотое кольцо России». Впечатлений от посещения столицы хватило на целый год.
Эта высота была взята успешно: 5 человек с аттестатами особого образца, дружный коллектив, не желающий расставаться и готовый к преодолению свой четвертой школьной вершины : «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ» . На данном этапе перед нами стоит задача развития гражданской позиции и сознательного самоопределения, развитие и подтверждение способностей одаренных детей путем участия их в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, внеклассной работе, сотрудничество с семьей для создания взаимопонимания в воспитании каждого ученика. Мы еще в пути. Вершина виднеется на горизонте, но уже есть чем гордиться . в нашем классе - президент школы, избранный в честной предвыборной борьбе. Призеры и победители олимпиад муниципального этапа. Победитель МАН и ДЧ МАН. Призеры Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ.
Теперь уже сознательно, по собственному выбору, мы участвуем в патриотических акциях, проводимых в нашем поселке: «Бессмертный полк», хэш-тэг « Крым- Россия- навсегда», « Поезд Победы», « Георгиевская ленточка».
Мой класс- уже опытные альпинисты и я надеюсь, что и эта высота будет достойна взята нами в следующем году. А впереди еще столько горных вершин. , что как говорил поэт: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»