Национальные праздники России. Народов Урала

ГБОУ СПО СО
«Северный педагогический колледж»







Сообщение по истории

Национальные праздники народов Урала


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] hабан туй, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сабан туй, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сапан туй
·, Акатуй «Праздник плуга») народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] праздник. Похожие праздники существуют как у других народов Поволжья ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), так и у некоторых тюркских народов Кавказа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), однако они имеют свою специфику.
Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп татар, башкир и чувашей.

Этимология и похожие праздники
Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба). В татарском языке праздник называется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сабантуй или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сабан туе. Также среди татар было распространено название Сабан б‰йр‰ме (б‰йр‰м также означает праздник). Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] hабан - плуг.
У чувашей этот праздник ранее назывался [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сухат - пахота (верховые чуваши) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сапан туй
· - праздник плуга или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] акатуй. Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает праздник меда. Похожий праздник под названием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Гербер существует и у удмуртов.
Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

История Сабантуя
Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), теперь же  в честь их окончания (в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной  с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.
Впервые письменно зафиксирован у башкир в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и немецкого этнографа, ученого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Первый вариант Сабантуя
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]К™р‰ш) на празднике Сабантуй. Парк Победы, г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2012)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Батыр Сабантуя с призом
Первый вариант сабантуя  сложный, состоящий из нескольких этапов, растянут во времени. Его проводили в деревнях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], части [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] районов, во многих деревнях восточных и юго-восточных районов Татарстана, а также в татарских деревнях [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Как только сходил снег, старики-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ, зэрэ неясен; возможно, имеется родство с турецким dere – река – каша готовилась у воды), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана  карга боткасы  «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками  тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного (вытканного узорами) кызыл башлы сёлге  полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста  баурсак и готовили конфеты.
В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.
В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 810 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.
Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший  жэяуле сёрэн. Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.
Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.
На следующий день проводились состязания: как правило, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.
Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 510 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.
Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.
Если [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и джигиты демонстрировали на сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом  в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.
Завершался сабантуй вечерними молодежными игрищами. До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки, парни и девушки пели песни, водили хороводы.
Характерно, что на этом празднике, несмотря на большое стечение народа и ажиотаж, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. На сабантуе редко можно было встретить пьяных или вообще хулиганствующих. Порядок был образцовый и оберегался самими гуляющими.
Этапы первого варианта Сабантуя
Таков в общих чертах первый вариант сабантуя.
В нем можно выделить следующие этапы:
приготовление каши для детей из продуктов, собранных ими у населения (дэрэ боткасы);
сбор детьми крашеных яиц;
сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сёрэн);
сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сёрэн)  последнее не всегда и не везде;
сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях);
майдан  состязания;
вечерние молодежные игрища.
Второй вариант Сабантуя
Второй вариант сабантуя был короче, чем первый.
Основная часть праздника в каждой деревне длилась два дня. Он характерен для основной массы сел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] районов.
Составными частями его были:
скачки юношей на лошадях за неделю до майдана (ат аягы кыздыру  в буквальном переводе «разогрев ног коней»;
сбор детьми крашеных яиц;
сбор подарков для сабантуя (чаще всего в нем участвовали двое-трое мужчин. Подарки привешивали к шесту, который несли на плече);
майдан;
вечерние молодежные игрища.
Третий вариант Сабантуя
Третий вариант сабантуя также непродолжительный, характерен для деревень [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] районов.
Он состоял из:
сбора детьми крашеных яиц;
сбора подарков для сабантуя, чаще юношами верхом на лошадях;
майдана;
вечерних молодежных игрищ.
В отличие от первых двух вариантов в этом  группы юношей поочередно устраивали друг другу угощения, которые проводили в дни сабантуя  сёрэн йёру. Таким образом, термин сёрэн обозначает здесь другое понятие (в некоторых деревнях он вообще отсутствует).
Четвертый вариант Сабантуя
Четвертый вариант сабантуя наиболее архаичен.
Накануне праздника или в день его старики шли на кладбище и брали с собой куриные яйца. Там устраивали моление. Яйца отдавали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], надеясь обеспечить себе благополучие в новом хозяйственном году. В ряде деревень накануне сабантуя женщины-соседки поздравляли друг друга с началом весны и угощали сметаной, яйцами и другими продуктами.
Этот вариант сабантуя был менее праздничным. Так, не было массового сбора детьми крашеных яиц. Их в день сабантуя хозяйка сама раздавала детям своих родственников. Сбор подарков проходил довольно буднично. Собирали их двоетрое мужчин, специально выделенных для этого. А в ряде деревень чепецкой группы татар (деревни Починки, Бугашур, Татарские Ключи, Засеково, Малый Вениж [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) подарки вообще не собирали. Полотенца молодух выносили прямо на место состязаний их мужья или свекры. За обладание ими состязались представители только своего родаявер, представители других родов этот приз не получали. В этих же деревнях существовал обряд тён эчу. Заключался он в том, что после состязаний молодые люди, разбившись на несколько групп, ходили по домам односельчан, где их угощали домашним пивом.
Четвертый вариант сабантуя в свою очередь можно разделить на два вида.
Первый вид
Первый вид характерен для ряда деревень [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] районов Татарстана и некоторых деревень чепецких татар.
Его составные части:
посещение мужчинами кладбища, куда они приносили яйца и после моления отдавали их мулле;
сбор подарков, который проводили двоетрое мужчин;
раздача крашеных яиц детям родственников в день сабантуя;
майдан;
угощение юношей. Иногда юноши поочередно угощали друг друга (но термина сёрэн здесь нет);
вечерние молодежные игрища.
Второй вид
Второй вид характерен для остальных деревень чепецкой группы татар, проживающих в Юкаменском районе Удмуртии.
Его составные части:
посещение мужчинами утром кладбища (с ритуальными яйцами);
вынос каждым желающим (а для молодых  обязательно) подарков прямо на место состязаний;
раздача крашеных яиц детям родственников в день сабантуя;
майдан; в отличие от других мест здесь в конных скачках участвовали представители только тех родов, где появилась молодуха, причем число наездников определялось количеством полотенец, выделенных молодухой (иногда по 56 штук);
обряд тён эчу;
вечерние молодёжные игрища.
Сразу же после завершения сабантуя, если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту сабантуй являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т. д. устраивались после сева, завершая собой этот этап работы.

Сабантуй в настоящее время
Изменение традиций

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось.
Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.
В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу  по деревням, а в воскресенье  в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню неделии праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день  воскресенье.
Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх.
Постепенно исчезли такие этапы, как как сбор продуктов для приготовления «каши» (дэрэ боткасы, карга боткасы) и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, а тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.
Современный сабантуй стал считаться национальным праздником. В частности, это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые ранее его не праздновали: нукратские татары (село Карино [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], татары-мишари [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.), и в том, что как национальный татарский праздник сабантуй начали праздновать и в тех городах, где появилась большая диаспора татар, например, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Широко распространилась традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Сабантуй как государственный праздник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000
В настоящее время Сабантуй приобрел в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.
Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ныне в Берёзовой роще [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения Сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей  ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.
Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов  сбор подарков  ‰йбер Gыю, яулык Gыю. В некоторых сёлах, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.
Обязательным является подарок молодой снохи  яшь килен, которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.
Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами  кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.
Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньши используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.
Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Президенты Татарстана и России Р. Н. Минниханов и Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011
Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани  Президент Татарстана.
После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.
После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.
Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.
Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров  победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.
Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.
Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.
На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.
Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаютcя в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.
Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.
Обычно майдан продолжается с 1011 утра до 23 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.
После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры  кичке уен (вечерний сабантуей)  на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.
Федеральный Сабантуй
2001 год - Саратов,
2002 год - Тольятти (Самарская область),
2003 год - Димитровград (Ульяновская область),
2004 год - Йошкар-Ола,
2005 год - Нижний Новгород,
2006 год - Саранск,
2007 год - Челябинск,
2008 год - Астрахань,
2009 год - Ульяновск,
2010 год - Ижевск,
2011 год - Екатеринбург,
30 июня 2012 года - Владивосток,
2013 год - Тюмень
Всероссийский Сельский Сабантуй
I (29 мая 2010 года) - с.Алькино (Похвистневский р-н, Самарская обл.);
II (19 июня 2011 года) - с.Шыгырдан (Батыревский р-н, Чувашия);
III (7 июля 2012 года) - д.Дубровка (Красноармейский р-н, Челябинская обл.).
Сабантуй за пределами России
Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и многих других.
Во время своего визита в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Генеральный директор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поддержал инициативу о выдвижении татарского национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Интересные факты
В праздновании Сабантуя в разное время принимали участие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во время Сабантуя в городе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ разбил битой горшок с первого удара, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] удалось достать монетку из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выковал «ого».

Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415