Методическая разработка О вреде алкоголя


Урок 2. «О вреде алкоголя»
Звучит английская эпиграмма о пьянстве в переводе С. Маршака. Ее озвучивает ученик, хорошо умеющий декламировать:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто — пьянство без причин!
Затем учитель или ученики приводят высказывания известных личностей об употреблении алкоголя.
«Вино - сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью, подобно ей, валяется в грязи».
(Абу-ль-Фарадж )«Пьянство — мать всех пороков». (Абу-ль-Фарадж)
«От вина гибнет красота, вином сокращается молодость».(Гораций)
«Пьянство — это добровольное сумасшествие». (Сенека).
«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство». (Л.Н. Толстой).
«Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство».(Ф. Бэкон)
«Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло победить его».( Плутарх).
Далее — информация учителя (или ребят, которым заранее было дано задание ее подготовить) об алкоголе и алкоголизме.
Что же такое алкоголь и алкоголизм? Чем страшны их последствия для человечества? Обратимсяк «Детской энциклопедий здоровья» (Яна Юнаса и Петера Дюрика).
Алкоголь — вещество, образующееся при брожении сахара. Он получил широкое распространение в промышленности как средство для очистки и растворения многих органических веществ. Все виды алкоголя для человеческого организма являются довольно сильными ядами. Чаще всего используется этиловый алкоголь, или винный спирт. С давних времен знакомо действие этого алкоголя на организм человека. Люди пьют напитки, содержащие алкоголь, чтобы почувствовать опьянение. Вначале это вызывает довольно странные ощущения, даже веселость, которая объясняется влиянием алкоголя на центральную нервную систему. Но под влиянием алкоголя возникают куда более тяжкие последствия, выражающиеся в необратимых изменениях. Поражаются печень (цирроз печени), сердце, кровеносные сосуды, почки. И особенно страдает важнейший орган, делающий человека человеком — головной мозг. После каждого употребления алкоголя в мозге погибают сотни тысяч нервных клеток, а они, как известно не восстанавливаются. Страшно влияет алкоголь на детский организм, который только развивается. Калечит жизнь будущему поколению и алкоголизм родителей. Мало того, что дети алкоголиков рождаютсяс многочисленными пороками, отстают в физическом и умственном развитии от сверстников, но и вынуждены расти и развиваться в семьях, где постоянно наблюдаются пьянки родителей, нередко перерастающие в скандалы.
Алкоголизм — злоупотребление алкоголем. Это чрезмерное употребление алкоголя, ведущее к психологической и физической зависимости и пристрастию. Принято выделять следующие виды алкоголизма. Пьянство бытовое — ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без проявления признаков привыкания. Алкоголизм хронический, основными признаками которого являются снижение количественного контроля, регулярность употребления возрастающих доз спиртного, постоянные мысли об алкоголе, питье в одиночку. Далее идут алкогольные психозы.
Слово «алкоголизм» ввел в обиход шведский врач Гусе в середине XIX в. Хотя само пьянство существует ни одно тысячелетие, в былые времена оно не носило такой массовый характер. Древние греки употребляли только сильно разбавленное вино (три части воды и одна часть вина). Пившие чистое вино считались пьяницами и подвергались изгнанию.
Наши далекие предки не знали ни водки, ни самогона. Русь была одной из самых трезвых держав.Пили русичи медовуху и брагу, в основе которых были целебные мёд и травы, на севере варили пиво. В самой крепкой медовухе 10-11 градусов. Питейные и съестные заведения (корчмы) появились на Руси в XI в. А слово «кабак» вызывало такое негативное неприятие» что его никогда не размещали на вывеске.
Водка (хлебное вино) появилась в южных городах к концу XIV в. Отсюда она постепенно распространилась на север. По одной из версий водку на Русь завезли генуэзские купцы, по другой — немецкие.
Первым из правителей монополизировал винную торговлю Иван Грозный. Он жестоко карал тех, ктовтайне занимался винокурением и подпольно продавал водку. Сын же Ивана Грозного, Федор, уничтожил один-единственный царев кабак. С ХVII в. царю стало поступать множество челобитных с просьбой ограничить виноторговлю, так как многие «пьют и бражничают безобразно». Царь Алексей Михайлович запретил торговлю водкой по средам, пятницам и воскресеньям, а также в рождественский и петровский посты. В летнее время торговля водкой разрешалась только с трех часов дня до девяти вечера. Во времена Петра Первого издан закон, согласно которому опьянение стали считать отягощающим вину проступка илипреступления. Екатерина Вторая издала «Устав благочиния», который предписывал карать за пьянствозаключением на сутки в «холодную» (прообраз медицинских вытрезвителей). Надо заметить, что знаменитая «Петровская водка» не превышала по крепости 14 градусов! Только с XIX в. Россия узнала крепкие напитки.
С 1895 г. правительство ввело в России государственную монополию на изготовление и торговлюспиртными напитками. Продажа водки давала 1/3 годового бюджета страны, что породило движение за трезвость. К 1900 г. уже действовало 200 «Обществ трезвости». К 1914 г. их было 900! В том же годуцарское правительство ввело «сухой закон», запрещавший продажу спиртных напитков, который отменили в 1935 г. В США «сухой закон» существовал с 1919 по 1933 г. Борьба за трезвость во многих странах переросла в настоящую борьбу за жизнь, за нормальное, трезвое будущее поколений.
Число жертв войны человечества с алкоголем постоянно растет. Количество явных и косвенных жертвалкоголизма сопоставимо с числом жертв самых опасных заболеваний. Средняя продолжительность жизнипьющего человека на 10-20 лет короче, чем непьющего. Причина смерти трети мужчин на планете — алкоголь (после сердечно-сосудистых и раковых заболеваний). 65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с его употреблением.
Нельзя забывать, что употребление алкоголя создает благоприятный фон для возникновения и развитиямногих болезней: каждый третий случай сердечно-сосудистых и каждый четвертый случай онкологическихзаболеваний у мужчин связан с употреблением алкоголя. В прямой зависимости от него находятся такие заболевания, как цирроз печени, язва желудка нарушение психики.
После прослушивания информации ученикам предлагается заполнить таблицу «Мой выбор — неупотреблять алкоголь», в одной графе ребята приводят доводы «за», в другой — «против». Затем всегруппы представляют результаты работы, обсуждают подобранные аргументы, а учитель фиксируетих на доске. Затем можно представить классу для обсуждения следующую ситуацию:
«Девятиклассники собрались на дискотеку, проходившую в клубе для подростков. Саша никогда не посещал такие мероприятия. За ним зашли друзья Ваня и Виталик. Путь к помещению клуба лежал через сквер. Ваня остановился и заговорщически посмотрел на ребят: «Без градусов веселья не будет!» и достал из-под куртки бутылку вина. Видно, что Виталик так же, как и Саша, никогда не употреблял горячительное. «Стоит ли?» — засомневался Саша. «Еще как!» - вдруг сказал Виталик и сделал вслед за Ваней несколько глотков. А Саша...»
Ребятам предлагается закончить ситуацию» ответив на вопросы: «Что может сказать и сделать Саша?», «Чем может аргументировать Саша свой отказ от алкоголя?» «Что бы сделали и сказали вы на месте Саши?».
Подведение итогов.Ученикам предоставлен «свободный микрофон», в который они могут озвучить свой выбор в течение10 секунд. Желательно, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение.