Методическая разработка урока О вреде алкоголя


Технологическая карта урока-конференции
Ф.И.О. педагога- организатора Горбунова Татьяна Ивановна
Предмет- ОБЖ
Класс: 10
Тема урока : Алкоголь, его влияние на здоровье и поведение человека. Социальные последствия.
Цели урока: Выработать навыки отрицательного отношения к алкоголю.
Тип урока: Интегрированный.
Форма урока: Комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рпезентации учителя, учащихся, видеосюжет, плакаты по теме : «Социальные последствия употребления алкоголя», плакаты с главными правилами ОБЖ Яцека Палкевича, рассказ М.Булгакова «Собачье сердце».
Образовательные задачи:
Раасмотреть состав алкогольных напитков и их влияние на организм человека с химической точки зрения.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о физиологическом влиянии алкоголя на здоровье человека.
Дать понятие о степенях алкогольного опьянения человека.
Развивающие задачи:
Научить работать с художественной литературой
Развить логическое мышление, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе.
Сформировать навыки оказания первой помощи при алкогольном отравлении.
Воспитательные задачи:
На основе применения межпредметных связей дать возможность учащимся взглянуть на проблему алкоголизма с разных сторон.
Воспитать правильное отношение учащихся к проблеме алкоголизма.
Этап Содержание Время,
мин. Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
Мотивационно-ориентированный блок
Организационный момент Выявление настроения обучающихся, создание рабочей обстановки 1 Приветствует, проверяет присутствие и готовность обучающихся, проверяет домашнее задание, заполняет журнал. Приветствуют , представляют результаты своей домашней работы.. Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
1Этап актуализации прежних знаний обучающихся Закрепить полученные знания о вредных привычках. Определить исходный уровень знаний обучающихся. 5 С помощью мультимедийной презентации задает вопросы для повторений знаний о вредных привычках и проблемные вопросы, которые необходимо знать для обсуждения нового материала. Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают, дискуссируют, приводят доказательные примеры. Личностные: оценивание сформированного опыта деятельности
Регулятивные: вызов, формирование интереса к деятельностиКоммуникативные: выслушивают точку зрения собеседников, высказывают свою позицию
Познавательные: анализ предыдущих результатов деятельности.
2 Этап
проблематизацииВведение в тему, просмотр видеосюжета о последствиях употребления алкоголя в подростковом возрасте.
Формулировка темы урока как учебную проблему:
Задать обучающимся несколько вопросов, на которые они не знают ответ,т.е. использовать ситуацию недостатка знаний и отметить, что эти вопросы необходимо выяснить в ходе обсуждения темы. 4 Задает обучающимся несколько вопросов, на которые они не смогут ответить, т.е. использует ситуацию недостатка знаний и отмечает, что эти вопросы необходимо выяснить в ходе обсуждения темы. Обсуждают трудности при ответах на вопросы учителя, связанных с недостатком знаний о влиянии алкоголя на здоровье. Личностные: мотивация учебной деятельности, смыслообразованиеРегулятивные: исследование условия учебной задачи, обсуждение предметных способов решения
Коммуникативные: восприятие устной информации, построение понятных для собеседника высказываний.3 Этап целеполаганиеФиксация новой учебной задачи 3 Сообщает тему урока, используя главное правило ОБЖ, организовывает целеполагание обучающимися. Высказывает предположение по выходу из затруднений, выдвигают учебные задачи в соответствии с правилом Яцека Палкевича, записывают тему урока в тетрадь. Личностные: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Коммуникативные: сознано строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Познавательные: анализ, доказательства, аргументация своей точки зрения
Организационно-деятельностный блок
4.Этап
моделирование Планирование коллективно-распределенной деятельности обучающихся по группам: «Химики», «Наркологи», «Социальная служба», «Психологи», «Скорая помощь». 3 Организует учебное взаимодействие обучающихся в группах и следующее обсуждение составленных планов деятельности. Работают с инструкционными карточками. Участвуют в обсуждении плана предстоящей работы. Личностные: проявление познавательных интересов и активности
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу через систему промежуточных действий
Коммуникативные: восприятие, ответы обучающихсяПознавательные: фиксация в графических моделях и буквенной форме выделенных связей и отношений
5.Этап
конструирования нового способа деятельности Построение ориентированной основы нового способа действия 10 Организует ученое исследование для выделения понятия. Совместное формирование способа деятельности с учителем химии, наркологом, социальным педагогом, психологом, медработником. Выступление групп обучающихся с использованием презентации, результатов опытов по заданным темам.
«Химическое воздействие алкоголя на организм человека»,
«Физиологическое воздействие алкоголя на организм человека», «Проблемы неблагополучных семей и пути оказания помощи детям и родителям»,
«Возможности и способы преодоления алкогольной зависимости»,
«Оказание первой помощи при отравлении алкоголем. Личностные: становление самоопределения
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала
Познавательные: проводят коллективные исследования, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
6. Этап
реализации нового способа действия через решение частных задач Первичный контроль за правильностью выполнения способов действия 5 Постановка проблемы, выслушивание мнений обучающихся Работа с отрывком из произведения М.Булгакова «Собачье сердце». Личностные: овладение установками, нормами и правилами организации труда
Регулятивные: осуществляют самоконтроль
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций
7.Этап
применения общего способа действия для решения частных задач Формирование индивидуального способа деятельности. Индивидуальная и групповая работа 3 Организует обсуждение проблем в группах Осмысление деятельности и оформление результатов Личностные: развитие трудолюбия и ответственности на результаты своей деятельности
Регулятивные: самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Коммуникативные: строят рассуждения понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Познавательные: применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
8.Этап
презентации Формирование общего способа действия. 3 Обобщение полученных результатов деятельности, диагностическая работа ( на выходе), организация конрольно-оценивающей деятельности. Презентация проделанной работы, демонстрация способа оказания первой помощи при отравлении алкоголем. Личностные: презентационные качества личности
Регулятивные: осуществление саморегуляции , как способности к мобилизации своих ресурсов и преодолению препятствий
Коммуникативные: строят продуктивные взаимодействия и формулируют речевые высказывания
Познавательные: осознание общего способа действия, возможности его использования в разных ситуациях.
Рефлексивно-оценочный блок
9.Этап
подведение итогов урока Проведение игры «Докажи обратное». Соотнесение результатов проведенных исследований и цели урока, подготовка обучающихся к осознанному освоению содержания следующей темы данного раздела 3 Организует оценку полученного результата и способа его достижения, оценка затруднений и выявление проблем для перспективного решения. Систематизируют полученные знания на уроке, делают выводы. Запись домашнего задания в дневнике. Личностные: самооценка учениками собственной деятельностиРегулятивные: оценивание полученного результата, своих усилий по их достижениям
Коммуникативные: построение оценочных ( аргументированных) высказываний
Познавательные: анализируют, контролируют и оценивают результаты