Статья «Сотрудничество семьи и школы, как один из элементов успешной малокомплектной школы».


Выступление Олейник С.М.
директор Кенаральской СШ
Федоровского района
«Сотрудничество семьи и школы, как один из элементов успешной малокомплектной школы».
Глава государства в своих посланиях и трудах всегда акцентирует внимание на усилении воспитательного компонента процесса обучения. В частности, в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» особо отмечено, что воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Поколение, воспитанное на лучших традициях национальной и мировой образовательной системы образования, способно создать сильное государство, развитую экономику и возможности для всеобщего труда.
Особенности воспитательного процесса в малокомплектной сельской школе определяются такими условиями, как замкнутый социум, сложившиеся отношения между людьми, дефицит общения учащихся и как правило школа является единственным центром культуры села. Дети, растущие в селе, более воспитаны жизнью. Они отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти качества не приходится формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, которые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, неумение сдерживать и вести себя, леность, неаккуратность, необязательность становятся предметом воспитательной заботы. Учитель каждый день заботится о первичных, насущных чертах личности, из которых как бы сами собой складываются высокие качества.
Одной из важнейших задач в настоящее время является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Это более приемлемо в условиях малокомплектной сельской школе. “Мы должны воспитать молодёжь, которая сможет поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения”.
Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Необходимо давать возможность учащимся приобретать навыки, умения жизнедеятельности, как в конкретной социальной среде, так и в условиях «большого» коллектива. Рассматривая данный вопрос в разрезе номативно -правовых документов - Конституции Казахстана, Закона об Образовании, Концепции развития Малокомплектной школы, Инструктивно-методического письма о преподавании предметов в 2015-2016 учебном году, понимаешь, что данный вопрос можно решить лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Они на 70% являются основой воспитательного процесса.
В современном обществе наиболее остро стоит вопрос о взаимодействии семьи и школы. Сегодня, к сожалению, не все родители уделяют должного внимания образованию и воспитанию своих детей. Во многом эти функции переложены на школу. И наша задача вовлечь родителей в процесс обучения и воспитания, что бы сделать его наиболее комфортным для детей.  Для этого в школе и был разработан проект взаимодействия семьи и школы. Цель проекта заключается в осуществление поддержки института семьи в целом и вовлечение родителей в жизнь школы и учебный процесс. Работа школы с родителями и родительской общественностью актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок. Главная задача школы при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами. Очень важно, чтобы родители принимали активное участие в школьной жизни, ведь в основном каждый ребенок подражает своим родителям, и берет с них пример.
Занимаясь разработкой программы, направленной на сотрудничество семьи и школы, мы столкнулись с двумя основными проблемами: 1) низкий образовательный уровень родителей; 2) пассивная позиция отцов в воспитании своих детей. Отчего это происходит? Причинами первой проблемы стало нежелание родителей идти в ногу со временем, дети, применяя возможности современных технологий, развиваются значительнее быстрее своих родителей, а те в свою очередь стоят на месте, используя привычные методы воспитания, которые в большинстве случаев уже не действуют. Причиной второй проблемы стало возложение отцами воспитания детей на плечи матерей, мотивируя это тем, что им некогда заниматься воспитанием, т.к. необходимо добывать средства для содержания семьи. Решением данных проблем стала разработанная нами программа «Школа семейного воспитания», которая включает в себя 4 основных раздела: 1) повышение информационного и культурного уровня родителей; 2) отцовское воспитание; 3) здоровая семья; 4) активная родительская позиция в отношении школы.
Для реализации данной программы было решено использовать формы и методы работы с родителями, направленные на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. К традиционным относятся: родительские собрания, классные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагогов и психологов, посещения на дому, открытые уроки и внеклассные мероприятия. К нетрадиционным формам работы относятся: родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги, родительские университеты, дни творчества детей и их родителей, родительские часы. Наиболее эффективны нетрадиционные формы работы с родителями, т.к. традиционные уже наскучили и не дают желаемого результата. Среди них: Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами. Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я понял(а), что…» Собрание – практикум не только знакомит родителей, с каким – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.
Собрание - «Запись в моём блоке». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Формулируется проблема и предлагаются возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как реагировать, если ребёнок получил «2», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
Собрание - «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, когда, чем, как, почему? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. С помощью такой нетрадиционной формы проведения родительского собрания можно выбрать любую тему, такую как «Роль книги в развитии и воспитании ребёнка в школе», «Первые школьные отметки».
Собрание - «Мини проекты» - родительское собрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье – здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётся конкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своей семьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, 3-я группа отвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный «мини – проект».
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс прослеживает одну большую цель: способствование сплочению семьи, установление взаимопонимания между родителями и детьми, создание комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Работа в данном направлении включает в себя следующие разделы:
Повышение психолого-педагогических знаний: родительский лекторий; семинары; практикумы; конференции; открытые уроки;индивидуальные консультации; творческие группы.
Вовлечение общественности и родителей в учебно-воспитательный процесс: родительское собрание; совместные творческие дела; помощь в укреплении материально-технической базы; посещение семей; тематические встречи с работниками правоохранительных органов, органов здравоохранения, прокуратуры; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.
Участие родителей и общественности в управлении школой: Совет школы; родительский комитет.
В минувшем учебном году в рамках данной программы психологом, социальным педагогом и заместителем директора по УВР для родителей было проведено 5 заседаний круглых столов на темы «Формы и методы воспитания», «Родители и ребенок – разница поколений», «О чем думает подросток», «Непонимание. Как его избежать?» и «Статус ребенка в семье». Были проведены общешкольные собрания на темы: «Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха самореализации школьника», «Организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов семьи и школы», «Родителям о воспитании толерантности у подростков», «Эмоциональное благополучие ребенка: что это такое?», «Координация усилий семьи и школы в профилактике здорового образа жизни». Также продолжил свою работу проект «Отцовское воспитание», в рамках которого с папами проводятся практикумы и дебаты о необходимости активного содействия в воспитании своих детей. Данный проект осуществлять тяжелее всего. На первую встречу пришли всего 23% пап. Но благодаря плодотворной работе в последующие встречи количество, конечно же, увеличилось. С большим интересом родителями поддерживается направление «Здоровая семья». В течение года совместно с родительским комитетом устраиваются спортивные соревнования, веселые старты, дни здоровья, акции «Здоровая семья», «Меняем сигарету на конфету», «Мы за здоровый образ жизни». Большой вклад родители вносят в профилактическую работу с учащимися, ведь многие вредные привычки приобретаются детьми спонтанно, под влиянием сверстников или улицы. Родители принимают участие в реализации плана и программы профилактической работы с учащимися не только по вредным привычкам, но и по правонарушениям. Совместно с педагогами осуществляют рейды в вечернее время с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних и нахождения их без сопровождения родителей в ночное время.
Помимо этого классные руководители ведут работу по привлечению родителей в проведение внеклассных мероприятий. Так в минувшем учебном году совместно с родителями были проведены: «День Знаний», «День семьи», «Фестиваль дружбы народов», «Масленица», «День Единства народов Казахстана». В рамках празднования 71годовщины Победы в ВОВ, родители приняли участие в проведении классных часов, в акции "Бессмертный полк", изготовлении коллажей, видеороликов, что способствует формированию патриотизма у ребят и становлению их гражданской позиции. Активное участие родители приняли в проведении семинара по предмету « самопознание», семинара заместителей директоров по воспитательной работе. Помимо участия в мероприятиях родители занимаются творческой деятельностью совместно со своими детьми, тем самым прививая им интерес и повышая мотивацию. Организуются совместные выставки прикладного творчества на разные темы: «Национальные традиции», «Домашний быт», «Школа», «Досуг». Очень примечательно участие родителей в национальных центрах школы. Это способствует развитию у детей чувства толерантности и уважения к другим народам. В школе так же проводятся Дни открытых дверей, которые наряду с родительскими собраниями дают родителям полную картину деятельности ребенка в школе.
Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Каковы же виды деятельности наших учеников? Уборка школьного двора; озеленение классных комнат; проведение генеральных уборок в классе. Работа на пришкольном участке – выращивание цветов, овощей для школьной столовой. Благоустройство села. Работа над социально – значимыми проектами. Шефская помощь ветеранам войны и труда. Родители совместно с детьми принимают участие в субботниках, тем самым своим личным примером прививая детям любовь к труду.
Реализуя программу «Школа семейного воспитания» мы, конечно же, сталкивались с определенными трудностями: нежеланием взаимодействовать с педагогами, нежеланием поддерживать активную позицию, ленью, неумением отстаивать свои позиции, но все преодолевается посредством бесед, позитивного настроя, убеждений и самое главное доверия. На начало учебного года процент участия в программе составлял 25%, а к концу 63%. Это говорит о том, что программа действенна.
Мы учли данные аспекты при создании своей программы «Школа семейного воспитания». Работа по данной программе активно продолжается. Планируется привлечение родителей в школьное лесничество «Беркут» с целью повышения уровня экологического воспитания, создание собственными усилиями семейных спортивных площадок, обучение родителей интернет - ресурсам, языкового часа (изучение английского языка)
Благодаря такой плодотворной работе педагогов и родителей можно добиться хороших результатов в воспитании наших детей. Педагоги и родители должны не только уважать друг друга, но и доверять друг другу в воспитании ребенка, и не забывать о том, что мы делаем вместе единое дело – воспитываем одного ребенка, которому предстоит вскоре стать самостоятельной личностью и достойным гражданином нашего государства.