Разработка экспериментальных заданий по теме Металлы


Экспериментальные задания к теме «Металлы»
Могут выполнятся по вариантам во всем классе, а могут быть предложены для индивидуальной работы.
«Железо и его соединения»
Вариант №1
Задача №1 В трёх пронумерованных пробирках содержатся вещества: NaCI, FeCI3, BaCI2. Установите экспериментально, в какой из пробирок находится каждое из веществ.
Инструкция
Проведите теоретический анализ. Напишите уравнения реакций.
Отберите реактивы, которые вам потребуются для решения экспериментальной задачи.
Составьте план эксперимента. Осуществите его.
Опишите и объясните наблюдения.
Сформулируйте выводы.
Задача №2 Докажите опытным путем, что выданное вам вещество – хлорид железа (Ш).
Инструкция
Проведите теоретический анализ. Подумайте, какие реактивы вам потребуются для решения задачи. Напишите уравнения реакций.
Выполните соответствующие опыты. Опишите и объясните наблюдения.
Задача №3 Получите оксид железа (Ш), имея в качестве исходного вещества хлорид железа (Ш).
Инструкция
Подумайте, какое вещество подразумевается под знаком «?» в схеме FeCI3→?→Fe2O3.Как это вещество получить и какое его свойство можно использовать для получения оксида железа (Ш)? Напишите уравнения реакций.
Проведите соответствующие опыты. Опишите и объясните наблюдения.
Вариант №2
Задача №1
Очистите железный гвоздь от ржавчины химическим способом, Выясните, какие ионы железа – Fe2+, Fe3+ - содержатся в растворе, используемом для снятия ржавчины, после проведения опыта.
Инструкция
Выскажите обоснованные предположения о том, какие ионы железа Fe2+, Fe3+- находятся в растворе после снятия ржавчины. Напишите соответствующие уравнения реакций.
Проведите соответствующие опыты. Опишите и объясните наблюдения.
Сформулируйте вывод.
Задача №2
В какой из выданных вам пробирок содержится раствор хлорида алюминия, хлорида бария, сульфата железа (II), хлорида железа ( Ш)?
Инструкция
Проведите теоретический анализ. Напишите уравнения реакций.
Составьте план эксперимента. Осуществите его.
Опишите и объясните наблюдения.
Сформулируйте вывод.
«Алюминий и его соединения»
Вариант 1
Изучите отношение алюминия к кислотам и щелочам.
Инструкция
Вспомните, какие металлы взаимодействуют с растворами кислот с выделением из них газообразного водорода.
В две пробирки положите 2-3 кусочка алюминия и прилейте в одну раствор соляной кислоты, а в другую – серной кислоты ( по 3-4 мл). Если при обычных условиях реакция идёт медленно, пробирки слегка нагрейте (ТБ).
Опишите и объясните наблюдения.
Напишите сокращенные ионные уравнения реакций. Рассмотрите сущность наблюдаемых вами процессов с позиции окислительно-восстановительных реакций и сделайте вывод о свойстве алюминия.
В пробирку положите 2-3 кусочка алюминия и прилейте раствор щелочи: гидроксид калия или гидроксид натрия. Пробирку слегка нагрейте. Опытным путем определите, какой газ выделяется.
Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнения реакций. Сделайте вывод о наблюдаемом свойстве алюминия.
Вариант 2
Получите гидроксид алюминия и изучите его свойства.
Инструкция
Вспомните, какой способ чаще всего используется в лаборатории для получения нерастворимого основания.
В пробирку с раствором соли алюминия (4-5 мл) прилейте столькоже водного раствора аммиака.
Опишите и объясните наблюдения. Напишите сокращенное ионное уравнение. На основании этого опыта сделайте вывод о физических свойствах гидроксида алюминия.
Разделите осадок гидроксида алюминия в две пробирки. В одну пробирку с осадком гидроксида алюминия прилейте небольшими порциями раствов соляной кислоты, взбалтывая содержимое пробирки.
Опишите наблюдения и объясните их. Напишите сокращенное ионное уравнение.
В другую пробирку с осадком гидроксида алюминия прилейте небольшими порциями раствор гидроксида натрия.
Опишите наблюдения и объясните их. Напишите сокращенное ионное уравнение. На основании результатов опыта сделайте вывод о свойствах гидроксида алюминия.