Формы коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями злоровья


ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
2.1. Общие методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями
В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ. Ниже приведены те из них, которые используют специалисты отделения психолого-педагогической помощи реабилитационного центра «Надежда».
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.
Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога- педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности[9,11].
Фольклор. Современные исследователи фольклора подчеркивают глубокий социально-педагогический потенциал. С помощью него можно:
- регулировать индивидуальное поведение, соотносить его с групповым и коллективным поведением;
- успешно адаптировать ребёнка-инвалида в социокультурном пространстве через принятие нравственно-ценностных норм;
- снимать социальную напряжённость и противоречия путём моделирования и изживания конфликта в игровых формах;
- активизировать эмоциональную сферу посредством возбуждения, подражания и заражения;
- достать психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощённости, способности смеяться над собой, подъёма и внутреннего преображения на общем празднике.
Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.
Авторы, которые занимаются этим видом реабилитации, выделяют пять факторов воздействия на организм занимающегося: движения, положения, управления, эмоционально-мотивационный и физкультурный факторы.
Под фактором движения понимается три вида колебаний, которые возникают при движении лошади: вертикальные, горизонтальные и поперечные. Необходимость сохранения равновесия способствует включению в работу всех основных мышечных групп всадника.
Под фактором положения понимается реабилитационное воздействие на всадника, оказанное посадкой верхом, даже на неподвижной лошади. Положение всадника в седле должно быть симметрично. В другом положении на лошади усидеть очень трудно, вследствие чего мышцы тела всадника вынуждены включаться в работу. Таким образом, постепенно формируется правильная посадка.
Сущность реабилитационного воздействия фактора управления заключается в самостоятельном управлении лошадью. Верховая езда – это искусство, а управление лошадью – это сложный процесс, в котором задействованы все конечности и туловище всадника одновременно. Этот фактор является ключевым воздействием иппотерапии на всадника с нарушением центральной нервной системы. Необходимость и огромное желание управлять лошадью побуждает всадников с физическими нарушениями преодолевать свои дефекты. Эффективное управление возможно только при правильной передаче команд от всадника к лошади. В случае передачи неправильной команды адекватная реакция лошади на неё невозможна. Таким образом, всадник с особенностями развития должен освоить приёмы управления лошадью, в процессе этого освоения он преодолевает свои психические и физические затруднения, что и составляет в конечном итоге реабилитационный эффект фактора управления.
Под физкультурным фактором понимается реабилитационное воздействие гимнастических упражнений, выполняемых всадником во время верховой езды. Гимнастические упражнения сами по себе оказывают реабилитационный эффект, присущий лечебной физкультуре, а в сочетании с нетрадиционной ситуацией, которой является верховая езда, этот эффект усиливается и изменяется.
Под эмоционально-мотивационным фактором понимается формирование позитивного эмоционального фона, возникающего под действием положительных эмоций в процессе занятий. Всадники с различным уровнем психического развития проявляют практически одинаковое желание к общению с лошадью и любят ездить верхом. Детям и взрослым просто нравится кататься на лошади и общаться с ней, им нравится атмосфера, возникающая в процессе занятий. Лошадь является посредником во взаимодействии с внешним миром: верховая езда способствует структурированию личности, приспособлению к реальности, обучает таких людей ориентироваться в пространстве и во времени. Желание управлять таким прекрасным и грациозным животным порой творит чудеса. Радость и положительные эмоции, возникающие во время занятий, сами по себе целебны. А высокий уровень мотивации к достижению поставленных целей способствует преодолению психических, физических ограничений и улучшению психофизического статуса ребёнка-инвалида.
Не смотря на все перечисленные разнообразные формы и методы работы, психологу следует помнить что каждому диагнозу соответствует свои методы и формы работы. Но только в комплексе они принесут максимальную пользу. Например, для детей, чей диагноз ДЦП, целесообразно применять не только иппотерапию, но так же и релаксацию, сказкотерапию и психогимнастику.
2.2.Формы коррекционно-педагогической помощи детям с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
Проблема ДЦП приобретает не сколько медицинскую, сколько социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому очень важна коррекция негативных проявлений детского церебрального паралича.
Проблему ДЦП рассматривали такие психологи как: Архипова Е.Ф., Тимонина О.В, Мамайчук Л.М., Мастюкова Е.М. и др.
Требования к работе с детьми с ДЦП:
1. Педагог-психолог должен хорошо отдавать себе отчет в своей деятельности.
2. Не испытывать жалости к детям и не фальшивить им.
3. Время занятия не более 20 минут для одного ребенка или группы детей.
4. Вариативность требований к ребенку.
5. Гуманность и естественность в отношении с детьми.
6. Самостоятельность детей во время занятий.
Психокоррекция эмоционального состояния детям с ДЦП.
Основная цель психокоррекции: смягчение эмоционального дискомфорта; снижение агрессивности; возбудимости; мнительности; тревожности. Групповая и индивидуальная работа.
В психологической работе с детьми с ограниченными возможностями можно использовать разнообразные методы, методики, приемы. Лучше, если их адаптировать под конкретных детей, а не навязывать всеобщее их выполнение.
Как правило, психологами используются разнообразные методики, оборудование, приемы. Некоторые из них известны. Например, пальчиковый театр – работа с пальчиковыми куклами, – приём, направленный на развитие мелкой моторики, коррекции эмоциональной сферы ребенка. Также возможно использование специального развивающее оборудование "Психомоторика". Оно позволяет педагогу-психологу помогать детям развивать мелкую и крупную моторику, координацию, корректировать когнитивные функции, развивать самооценку, навыки взаимопомощи (часто дети помогают друг другу на занятиях), навыки слаженных действий группы, чувство ответственности и т.д.
Например, на "Большой черепахе" дети учатся передвигаться, управляя центром тяжести своего тела. Это задание можно выполнять одному: тогда тренируются чувство равновесия, координация, внимание. При выполнении в паре один ребенок или взрослый помогает второму ребенку при хождении на черепахе.
Еще одно игровое оборудование – "Бомболео". Оно помогает развивать у детей внимание, память, помогает формировать понятие "равновесие", тонкую моторику рук, координацию рук, если это задание выполняют несколько детей, то также можно помочь детям развить личные качества взаимодействия в группе.
Также координацию движений, навыки слаженного взаимодействия детей помогает развить игровое оборудование «Сырный ломтик». Существуют два варианта «Сырного ломтика»: напольный (большой) и настольный (малый). Развитию чувства равновесия, координации движений помогает и оборудование "Напольный лабиринт". Также в психолого-педагогической работе можно использовать и другие методики (методы), например, методический материал Никитина и т.д. Занятия с использованием такого специального оборудования подбираются индивидуально, после диагностики детей с ДЦП. Занятия строятся от простого к сложному, включают в себя задания с использованием разного оборудования – в зависимости от возможностей ребенка.
Пример построения тематического занятия.
В тематическом занятии по ознакомлению детей с миром домашних или диких животных могут быть задействовано следующее оборудование: "Пальчиковый театр", оборудование из "Психомоторики" (Бомболео, Большая Черепаха, Сырный ломтик, Напольный лабиринт). Начать занятие можно с "Пальчикового театра", тем самым создав уютную атмосферу и веселое настроение у детей (упражнения с пальчиковыми куклами развивают также и тонкую моторику руки). Продолжить занятие можно с помощью "Бомболео" (построив на специально уравновешенном большом круге город с использованием деревянных больших, объемных геометрических фигур), "Большой Черепахи" или "Сырного ломтика". Закончить занятие можно с помощью того же "Пальчикового театра".
Данное занятия начинается с эмоциональной зарядки и тренировки тонкой моторики кисти руки и пальцев, продолжается тренировкой крупной моторики, корректировкой представлений детей о равновесии, тренировкой внимания, различных аспектов восприятия, коррекции самооценки и т.п. Заканчивается занятие эмоциональным закреплением достигнутого результата.
Психологическая коррекция.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка.
В процессе психологической коррекции нарушений развития детей с ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.
Психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле психологическая коррекция — это комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин. Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям.
Приведем примеры форм и методов работы психолога, применяемых в следующих видах деятельности: групповые (и индивидуальные) занятия в сенсорной комнате, коррекционная работа с психологом, тренинги с детьми, проводимые психологом, совместные тренинги с детьми и родителями.
Упражнения на сенсорном мяче наиболее эффективны во время занятий в сенсорной комнате.
Цель таких упражнений: гармонизация внутренней энергии ребенка, снятие мышечных зажимов, растяжка позвоночника.
Содержание: Кладем ребенка лицом вниз на сенсорный мяч. Подводим руки под живот и мягко покачиваем. Это поможет ему расслабить спину. Затем 3-5 мягких, скользящих движений рукой по позвоночнику сверху вниз, комментируем: «Спинка расслабляется, тело как будто растекается по мячу». Теперь мягкими, скользящими движениями ведем по рукам от плеч к кончикам пальцев рук: «Ручки расслабились и повисли», тоже с ногами - ведем от бедра к стопе: «Ножки расслабились и повисли». «Все тело расслабленное, как будто растеклось по шару». Далее можно покачать мяч вперед и назад. Переворачиваем ребенка, теперь он лежит на мяче лицом вверх. Повторяем процедуру. Заканчиваем покачиванием на мяче. Через несколько занятий можно закончить катанием на мяче, когда вы придерживаете ноги ребенка, а он пытается руками достать до пола, если это принесет ему удовольствие.
Оборудование: большой сенсорный мяч.
«Башня»
Цель: развитие концентрации внимания, активизация двигательного потенциала, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.
Содержание: Из мягких модулей строится высокая башня: модули ставятся друг на друга. Если дети могут, они помогают строить, если нет - строят специалист и родители. Башня строится для каждого ребенка. Задача ребенка - разрушить башню. Все присутствующие подбадривают его и поддерживают.
Оборудование: мягкие модули «Камешки».
«Тоннель»
Цель: повышение энергетического потенциала, улучшение психофизического и эмоционального состояния и дыхания, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.
Содержание: Мягкий модуль «Перекати-поле» кладем горизонтально перед ребенком, даем инструкцию: «Перед тобой тоннель, тебе нужно пролезть через этот тоннель, а я (мама) буду ждать с другой стороны». Помогаем ребенку, если это необходимо, залезть внутрь и переходим к другому концу трубы. В этот момент эмоциональная поддержка и сопереживание необходимы ребенку.
Оборудование: мягкий модуль-труба «Перекати-поле».
Предостережение!
Это очень сложное в психологическом плане упражнение для детей, которые получили травму при рождении, боятся замкнутого пространства. Поэтому при выполнении его ребенком, особенно в первый раз, специалист должен соблюдать максимальную осторожность и следить за эмоциями детей. При проявлении ребенком тревоги, нужно помочь ему быстро выбраться из трубы, похвалить, сказать, что это было непросто, но он справился. Преодолеть свой страх - непростая задача. Как правило, при правильном сопровождении уже на втором занятии ребенок в большей мере сам справляется с этим заданием.
В коррекционной работе психологом используются такие упражнения.
Дыхательные упражнения.
Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку предлагается положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка.
Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов.
Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Упражнения для развития произвольности. К ним относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком. В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.
Ниже приведены темы и цели тренингов которые проводит психолог, для самореализации и самоутверждения детей с ОВЗ, а так же формирования у них позитивного мышления.
1. Тренинговое занятие на тему: "Позитивное самоутверждение"
Цель: овладение навыками позитивного самоутверждения.
Задачи:
- снижение напряжения, тревожности;
- развитие вариативности мышления;
- отработка навыков и умений позитивного самоутверждения;
- обучение навыкам расслабления, поиск внутренних ресурсов.
Необходимые материалы: ручки, цветные карандаши, краски, кисти,
бумага для рисования разного формата, ткань размером 40х40, 50х50 (для каждого участника), капрон, нитки, иголки, ножницы, пластмассовое «яйцо», магнитофон, релаксационная музыка.
2. Тема: Можно ли научиться управлять собой?
Цель: профилактика суицидального поведения учащихся
Задачи:
- учить подростков анализировать происходящие события с разных точек зрения;
- учить поиску различных вариантов поведения в какой-либо ситуации,
- формировать представление о способах определения допустимого поведения во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, взрослыми,
- дать представление об ответственности за свой выбор и свое поведение,
- формировать позитивный образ собственного «Я».
Участники: подростки 12-15(группа 9-12 человек)
Время: 90 минут
Оборудование: разноцветные шляпы по количеству участников (6 цветов), листы бумаги с текстом, чистые листы формата А4 для записи алгоритма поведения в сложной ситуации, магнитофон, аудиозаписи (релакс).
Данный тренинг особенно рекомендовано проводить с детьми с ДЦП, так как у детей с этим диагнозом наиболее вероятны суицидальные наклонности.
Не менее важны и совместные тренинги детей с их родителями.
Детско-родительский тренинг «Гимнастика мозга»
Цель нашего тренинга: познакомитьсяупражнениями "Гимнастики мозга" и научиться их самостоятельно использовать для улучшения обучения своего ребенка, взаимопонимания с ним, повышения работоспособности, и стрессоустойчивости в разных обстоятельствах.
Задачи тренинга:
- формирование навыков успешного поведения;
- обучение способам создания оптимального физического состояния для поддержания высокого уровня работоспособности в течение учебного/рабочего дня;
- уменьшение негативных последствий воздействий учебной и рабочей нагрузки и различных стресс-факторов;
- увеличение тесноты взаимодействия с ребенком, увеличение доли совместной деятельности.
Программа тренинга: весёлой игровой форме, вместе с ребёнком, родители изучают комплекс полезных упражнений, обсуждают важные детские проблемы, получают необходимую информацию об обучении и общении с ребёнком, советы по улучшению поведения и обучения, осваивают новые способы договариваться с любимым чадом. Игры, обсуждения, рисование, работа в команде ребёнка и родителя, вкусное чаепитие и возможность унести домой плоды своего труда.
Как мы видим, отделение психолого-педагогической помощи реабилитационного центра «Надежда» оказывает услуги разных видов, направленные на поддержание и улучшение психического, психологического и физического здоровья детей, способствующие их адаптации. Так же проводится работа с родителями как индивидуально, так и вместе с детьми, что так же способствует реабилитации детей с ОВЗ.