Урок по литературе на тему: Древнерусская литература. Поучение Владимира Мономаха (7 класс)







Урок
литературы
в 7 классе



Тема: «Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха».





Учитель русского языка и
литературы ГБОУСОШ№493
Кировского района
Санкт-Петербурга
Лебедева Светлана Васильевна



Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха».

Цели.
Образовательные.
Углубить представления учащихся о древнерусской литературе.
Дать понятие о возникновении христианства на Руси, письменности.
Ознакомить учащихся с «Поучением Владимира Мономаха».
Раскрыть идейно-художественное своеобразие «Поучения Владимира
Мономаха».

Развивающие .
Развивать навыки анализа текста и выразительного чтения.
Показать художественные особенности произведения

Воспитательные.
Воспитывать интерес учащихся к жанру древнерусской литературы.
Воспитывать нравственные ценности через произведения древнерусской литературы.

Ход урока.

Организационный момент.
Проверка домашнего задания (пословицы ( не менее 3) на темы : «Труд, Родина, дружба, учение»).
Сообщение темы и цели.
Появление письменности (слово учителя).

Литература Древней Руси одна из самых древних литератур Европы, она занимает 7 веков прошлого тысячелетия (10-17 века).
Зарождение и развитие древнерусской литературы неразрывно связано с возникновением письменности. В свою очередь письменность обязана своему широкому развитию христианству. Именно с приходом христианства связывают появление и развитие древнерусской литературы.
Говоря о древнерусской литературе, нельзя не сказать о Д.С.Лихачеве.

Дмитрий Сергеевич Лихачев


Почему?
( Д.С.Лихачев в труде «Великое наследие» написал, что литература создает свой мир воплощающих мир представлений современного ей общества).
Каково же было восприятие человека Древней Руси?
«Чувство значительности происходящего, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе».
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце.
Схема храма Внутреннее убранство Владимирского собора в
Киеве


Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню.

Вознесение Христа

В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов, собирали вокруг него мир святости : святых воинов внизу, мучеников повыше; в куполе изображалась сцена вознесения Христа. На парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты.


Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У неё была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова «окно»). Над окнами были «бровки».
Все в мире взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нём судьбы человека».


XI век век правления Владимира I Святославовича. (952? - 1015) великий князь киевский, сын князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши (холопки княгини Ольги).
Владимир I Святославович (956-1015) Владимирский собор в Киеве
С младенческих лет Владимир находился под опекой своего дяди по материнской линии Добрыни Никитича, явившегося прообразом героев русских былин.



Перун Христиане и язычники


Свержение идола Перуна

Владимир всячески преследовал христиан, которым покровительствовал его предшественник Ярополк. Будучи язычником, он одобрял и человеческие жертвоприношения. В 983 г. Владимир решил во имя славы прошлых и торжества будущих побед принести ( в очередной раз) человеческую кровь на алтарь Перуна. Жребий пал на мальчика христианина Иоанна. Отец его, Федор, желая спасти сына, перед толпой киевлян, собравшихся на холме Перуна, стал горячо обличать идолопоклонство и принесение в жертву богам человеческие жизни. Разгневанная этими речами толпа набросилась на Иоанна и Федора и растерзала их.
(Православная церковь чтит память этих русских мучеников за Веру Христову под именами Святых Федора и Иоанна). Случившееся заставило великого князя задуматься о силе и значении Веры.

В 987 г. решение отказаться от язычества и принять истинную Веру у Владимира созрело окончательно. По приглашению великого князя в Киев явились представители различных вероисповеданий : мусульмане, католики, иудеи и православные.
В 988 году Русь принимает христианство



К 988 г. по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр Владимир принял окончательное решение: принять православную веру и окрестить весь народ русский. В том же году, с многочисленным войском, князь киевский подошел к городу Корсунь (принадлежавший Византии) и осадил его. Условием снятия осады он поставил требование, чтобы Анна, сестра византийских императоров Василия и Константина, стала его женой. По преданию, Владимир утратил зрение, едва Анна, прибывшая из Константинополя, вступила на корсуньский берег. «Излечить тебя, князь киевский, может только святое крещение», сказала она Владимиру. Как только корсуньский епископ возложил на Владимира руки, зрение вновь вернулось к великому князю. Бояре, сопровождавшие Владимира, тотчас же последовали его примеру и приняли Святое Крещение.

С 988 г. (время правления Владимира I Святославича ) православие становится государственной религией на Руси. 1 августа начало крещения Руси.В Киеве Владимир крестил сыновей, слуг, горожан. Он распустил свой гарем, оставив единственную жену византийскую царевну Анну. В том же году были разрушены все языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Приняв христианство, Владимир стал милостивым, щедрым и справедливым правителем. Именно тогда великого князя киевского прозвали в народе Красным Солнышком.

Русь во времена Владимира

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, родимичей и ятвягов; воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей. Значительную роль в формировании территории Киевской Руси сыграл поход в Червенско- Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Для организации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне. Для защиты Южной Руси Владимир сумел привлечь кочевые племена из северной части Степи.
На самом деле Владимир был коварным политиком, в борьбе с Ярополком и при взятии Херсонеса не брезговал помощью предателей.
Однако именно при Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. В целом время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства : становления феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, землевладения и ремесел.

Вернемся к нашей теме.

Письменность на Руси появилась еще до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Ее возникновение было вызвано потребностями государства. Заключения договоров с греками и вообще отношения Руси с другими государствами требовали наличия письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и в быту состоятельных людей ( письменные завещания, надписи, удостоверяющие собственность). Пользовались письменностью и некоторые простые люди, использовавшие как бумагу березовую кору (бересту). Были даже книги на бересте.

Берестяная грамота Псалтырь
Так выглядели первые книги


Непосредственно книги пришли на Русь вместе с христианством - в X веке. Первые книги были очень дорогими, потому что писались на пергаменте (очень тонко выделанной телячьей коже), переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался окладом из золота и драгоценных камней. Эти книги были очень большими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой буквы красного цвета (отсюда поговорка писать с красной строки).

Христианство было принято Русью из Византии. Византийцы вели активную проповедь христианства среди среди соседних народов, среди которых были и славянские болгары и сербы.
Кириллица Кирилл и Мефодий создатели первой азбуки



Во второй половине XI века византийские миссионеры, братья Константин ( Кирилл) и Мефодий были посланы проповедовать христианство в Моравию ( на территории современной чешской республики).
Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке,понятном его народу,то братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужений текстов (молитв, фрагментов священного писания и т.д.). Для записи своих переводов Константин разработал особую азбуку, основные принципы, которые легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербами,болгарами и восточными славянами - «кириллица».
Работая над своими переводами, они заложили основы первого славянского литературного языка. Современные ученые называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до XVI - XVII веков. Он до сих пор остается богослужебным языком русской церкви и поэтому его называют также церковнославянским.
Кирилл и Мефодий создатели славянской азбуки.
















Жанры древнерусской литературы

переводные;
оригинальные ( с XI века)



Жанры древнерусской литературы

Послание
Патерик
Хождение
Житие
Летопись
Поучение






1. Послание

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам.


Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному.

2. Патерик

Патерик сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях.

Киево-Печерский патерик.


3. Хождение


Хождение жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения.
"Хождение Богородицы по мукам". Богоматерь



Житие

Житие описание жизни святого.


Протопоп Аввакум Петр и Феврония Муромские Сергий Радонежский
5. Летопись

Летописи погодные (по «летам» - по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год.

«Повесть временных лет»

Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах  Киево-Печёрской Лавры Никон. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью .
В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы.
До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. «Повесть...» – плод творчества нескольких поколений летописцев. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам, и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.

Поучение


Поучение жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя : он поучал его.
Владимир Мономах
(1053-1125)



В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими .
Одно из классических произведений древнерусской литературы - «Поучение» Владимира Мономаха, которое входит в «Повесть временных лет».

Чем прославился Владимир Мономах?
Владимир-Василий Всеволодович (1053-1125), прозванный Мономах, великий князь киевский, самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.
Время великокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси. Мономах с ранней молодости стоял на страже Русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет)
Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил, веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованое из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси».

- О чём свидетельствует запись старого монаха? Об уважении к великому князю других стран.

Время Мономаха было временем первого расцвета художественной и литературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви и украшались живописью; сам Мономах построил несколько церквей.
- О чем вам может рассказать имя автора «Поучения»?(Владимир – владелец мира, корень –мир - показывает принадлежность к знатному роду). Владимир назван Мономахом по делу со стороны матери, которую наши летописи называют «греческою царевною», «грекинею» и «мономахинею», а некоторые известия не летописного характера прямо именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Есть и другое объяснение названия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: будто бы он ходил на генуэзцев, занявших Тавриду, и при взятии Кафы убил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, т. е. единоборцем.
Итак, Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем.
"Поучение" Владимира Мономаха сохранилось в единственном списке - оно механически включено в текст Лаврентьевской летописи 1377 года в испорченном виде ( само поучение было написано примерно в 1116).
Оно распадается на два произведения .
Собственно «Поучение» своим детям.
Послание князю Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он оплакивает своего сына Изяславля, убитого под Муромом.

Чтение отрывка из «Поучения Владимира Мономаха».
Анализ «Поучения».


«Поучение Владимира Мономаха»

К какому стилю и типу речи относится «Поучение Владимира Мономаха»?
Какова основная идея данного текста?
Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор?
Что, по мнению Владимира Мономаха, надо делать, если какие-то из его наставлений забудутся?
Из абзаца, начинающегося со слов «Что умеете хорошего...» ,выпишите слово, которое называет то, что является матерью «всему дурному».
Какие из поучений Владимира Мономаха актуальны до сих пор?
Напишите на данную тему мини-сочинение.

Итоги.
Домашнее задание.
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить пересказ.

Список используемой литературы.