Жизнь сильнее смерти (по повести М. Булкаты «Семь чёрных бумаг»).


Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Жизнь сильнее смерти (по повести М. Булкаты «Семь чёрных бумаг»).
Цель: развитие навыкованализа литературного текста, формирование учебно-познавательного интереса к работе с текстом произведения; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.
Результаты деятельности:
 Личностные (ЛР): развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Предметные (ПР):  раскрытьспособы художественного выражения мыслей писателя.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная.
№п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. Настрой учащихся на работу.
Приветствие.
Самоорганизация. 1.Регулятивные:
уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».
2. Личностные:смыслообразование3.Коммуникативные:
участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества
2 Стадия вызова. Создать ситуацию мотивации к обучению.
.
Произведение прочитано учащимися самостоятельно.
Спрашивает о впечатлении, которое произвела повесть. Подводит к формулировке целей и задач урока (прочитать, увидеть мысли автора, понять чувства, которые его волновали, и понять, что он хотел до нас донести).
Предлагается выбрать одно из высказываний, которое в наибольшей степени отражает идею произведения.
Поучать можно только примером.
Л.Н. Толстой
Мир сильнее войны, а жизнь сильнее смерти.
Б. Груздев
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Вольтер Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями.
Работают с высказываниями, доказывают собственную точку зрения.
Регулятивные: прогнозирование
Познавательные: осмысленное чтение, умение устанавливать причинно-следственные связи, моделировать ситуацию, высказывать собственную точку зрения, грамотно строить устное высказывание.
КУ: умение слышать и слушать друг друга.
3. Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Основное содержание автор выразил не только словами, мысли его нам помогают понять ещё и звуки.
- Какие звуки в повести вам запомнились? (вой волков, плач женщин, звуки фандыра)
- Какие чувства рождают вой волков и плач женщин? (страх, печаль, боль, тревога)
- О чём они говорят? (идёт война)
- Страх и тревога передаются и другим способом. Прочитайте и скажите, какие слова создают настроение? («напряжённой тишиной», «холодные глаза матери», заголовок)
- А звуки осетинского фандыра в том же ряду?
(Прослушивание звуков хъисынфандыра, информация об осетинских певцах-сказителях)
- В повести в песне дедушки Кудзи – трагедия, но какие чувства рождает она в человеке? (восхищение, гордость, даёт силы)
- Мы можем сказать, что звуки фандыра – это звуки жизни?
- Кроме фандыра, какие предметы запомнились? ( кресло, маузер)Найдите среди них лишний? (маузер) А что объединяет остальные предметы? ( Они все семейные ценности, реликвии, передающиеся из поколения в поколение. Они символизируют неразрывную связь поколений, непрерывность жизни. Они символы жизни).
Предлагает рассказать о реликвиях в семьях учащихся и об отношении к ним.
- Такую ценность в повести получает герой Бечыр от дедушки Кудзи? Достоин ли он такого дара? Создайте нравственный портрет Бечыра.
- Есть ли у Бечыра примеры для подражания?
- Какие уроки мужества даёт дедушка Кудзи? На каких примерах воспитывает детей? (личный пример, песни и рассказы о народных героях)
- Дали плоды уроки мудрости, силы дедушки Кудзи?
( Становится похожим на него Бечыр, который, в свою очередь, сильным учит быть своего брата Дзамболата.)
- А есть ли люди, на которых вы бы хотели быть похожими?
- Кудзи дарит свой фандырБечыру. Это самое ценное в его жизни, единственное, что осталось после сына. Почему именно Бечыру?
- Что значит фандыр для Бечыра? (честь, ответственность)
- Становится достойным дара дедушки Кудзи? (сбегает на войну, защищает Родину, не жалея себя)
- Бечыр берёт фандыр на войну. Зачем? Почему не маузер? Что сильнее: оружие или фандыр? Найдите ответ в тексте.
- В повести много смертей. Так что же, смерть победила? Это рассказ о жизни или смерти?
- А в заголовке произведения что: жизнь или смерть? Почему не семь похоронок, а семь чёрных бумаг?
- Каково значение цифры 7 для осетин? (несёт жизнь, добро, в ней нет безысходности, конца)
- Вспомните, как заканчивается повесть. И сейчас вы можете побывать в роли мудрого Кудзи и маленького Бечыра.
- У фандыра новый хозяин, он продолжит жизнь, а вместе с ним будут жить в памяти его прежние хозяева. Так что же победило: жизнь или смерть?
- А как мы можем озаглавить наш сегодняшний урок?
- Так какой же эпиграф больше отражает идею повести? Осмысление содержания фрагментов текста.
Работа в парах.
Индивидуальное задание (нарисовать Бечыра красками)
Отвечают на вопросы.
Работают с эпизодами.
Ответ в репликах Бечыра. ( «Фандыр дедушки Кудзи в сто раз сильнее любого оружия. В сто раз сильнее! В сто раз!»)
Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Инсценирование эпизода.
Определение темы текста при помощи точно сформулированных вопросов.
Регулятивные:
формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуально и в парах.
Познавательные: Осмысленное чтение, поиск информации, уметь анализировать, сопоставлять факты, делать выводы.
Коммуникативные:
реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.
Личностные:
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
ЛУУД:Нравственно-этическая ориентация
4 Стадия рефлексии Наши предки смысл жизни видели в том, чтобы быть достойными своих предков и стремиться стать даже лучше. Я хочу, чтобы вы росли достойными потомками лучших героев осетин, аланов, нартов, и сейчас хотела бы вручить каждому из вас «Кодекс аланской чести». Он поможет вам делать в жизни правильный выбор. Делятся впечатлениями об уроке.
Личностные:
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.
Познавательные:
Общеучебные:уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: оценивают поступки героев с нравственно- эстетической точки зрения.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.
Домашнее задание и выставление оценок. Прочитайте «Кодекс аланской чести». Определите, каким пунктам следуют герои повести. Выберите для себя главные пункты.