Урок по литературеЛюбовь сильнее смерти?


Учитель Сумина О.Л.
Открытый урок по литературе в 10 классе «Любовь сильнее смерти…?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Тип урока: урок-размышление.
Цели урока: Показать духовную эволюцию героя романа Евгения Базарова
Задачи урока.
А) Закрепление навыка анализа художественного текста.
Б) Обобщение знаний, полученных при изучении произведения.
В) Освоение учащимися нравственно-философских категорий: «благородство», «честь», «любовь», «смерть», «вечность».
4. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (в которую входит диаграмма с результатами соцопроса), портрет И.С.Тургенева.
Ход урока.
Оргмомент.
Объявление темы урока, обращение на интонацию конца предложения, работа со знаками препинания, со смысловой нагрузкой, которую они несут.
Обращение внимания на эпиграф урока. Слова И.С.Тургенева: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью держится и движется жизнь».
Что такое любовь, по вашему мнению? Каково ее место в жизни человека? В вашем классе проводился социологический опрос на эту тему (Приводятся результаты опроса. Самостоятельно формулируют выводы по данным соцопроса).
Как вы считаете, на какое место поставил любовь И.С.Тургенев? Каждый человек имеет свои жизненные ценности:
СвободаСемья
Богатство Уважение людей
Любимая работаВласть
СлаваЗдоровье
ВераЛюбовь
Очевидно, Тургенев поставил бы на первое место любовь. Почему?
Во-первых, слова, использованные в качестве эпиграфа, принадлежат ему. (Из какого произведения эпиграф?)
Во-вторых, вспомним историю любви самого писателя. (Сообщение ученика «История любви длиною в жизнь» (Тургенев и Полина Виардо) Сам Тургенев о сущности любви высказывался так «Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин». (Полное собрание сочинений и писем И.С.Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)
На предыдущих уроках мы говорили о том, что, герои романа, как ни увлечены идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна. И каждый из них проходит испытание любовью. Вспомним кратко истории любви этих героев :
1 группа – знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки;
2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.;
3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати.
В своем романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев.
Николай Петрович и Фенечка – любовь – семья (естественность и простота)
Павел Петрович и княгиня Р. – любовь – наваждение.
Аркадий и Катя – земная любовь.
А что же Базаров? Обратимся еще раз к теме урока. В ней есть еще одно ключевое понятие: смерть. Любовью и смертью проходит испытание главный герой романа.
Что есть для него любовь? (История любви Базарова).
-Как проходит Базаров испытание любовью? Изменились ли после встречи с Одинцовой его взгляды на природу, искусство, любовь?
Вывод: Любовь делает человека лучше, чище, светлее, добрее. Человек начинает использовать те ресурсы, которые не были задействованы и только под воздействием любви нашли свое воплощение. Без преувеличения можно сказать, что когда человек любит, у него проявляются душевные качества, заложенные в нем природой.
Как прошел наш герой второй круг испытаний: потеря любимой женщины, разлука с другом, болезнь, смерть?
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь, она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа ее жизни – спокойствие.
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь – страсть обнаруживает в нем глубокого, значительного человека, сгорающего в огне своего чувства и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой!! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы.»
Потеря друга стала невосполнимой утратой для Базарова. Почему разошлись их пути? (У Аркадия – другая дорога. Ему не нужен был нигилизм Базарова. Он, возможно, повторит жизненный путь своего отца.) Обратимся к последним страницам романа.
(Анализ эпизода «Последний разговор Базарова с Одинцовой»). Обратить внимание на слова Базарова: «.. любовь…ведь это чувство напускное..»
Доказывает ли эта сцена утверждение, положенное в основу урока?
Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Почему умирает Базаров? Первая причина – одиночество. Вторая – внутренний конфликт героя. В рассвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал – ведь для него нет авторитетов, ни научных, ни идейных, нравственных, - тем более, что не было ни одного человека, который не спасовал перед ним, - именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободится. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины (мы помним его неуважительные, истинно «материалистические» отзывы о женщинах!). Его вера – нигилизм – не оправдала себя. Как ни отрицай любовь (читай – природу, естество человека), она сильнее, она тебя настигнет и сломает. «Скука да злость» Базарова сменяются «глухим беспокойством», почти депрессией. Последнее открытие Базарова печально: «Да, пойди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая отомстить за его отрицание. Так, складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от одиночества, потому что любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой, как Базаров.
Он умирает от неверия: вера – это тоже любовь. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений. Последнее, что «мгновенно отразилось на помертвелом лице» Базарова в момент соборования, «когда святое миро коснулось его груди», - было что-то похожее на содрогание ужаса». Почему? Осознание своей греховности и неправоты? Осознание правоты религии и веры, которые он отрицал и которыми был
Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища.
Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева – о любви? И действительно ли любовь сильнее смерти?
Примерный ответ:
Открывается описание печальной картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот («вид печальный», «деревянные кресты поникли и гниют», «каменные плиты…сдвинуты», «два-три ощипанных деревца», «скудную тень», «овцы…бродят по могилам») автор возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами (однородные придаточные; короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими («не касается человек», «не топчет животное», но «одни птицы садятся» у могилы Базарова). Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, «о вечном спокойствии», «о великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении», «о жизни бесконечной».
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь». И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна, ибо она продолжение жизни…
Домашнее задание:
Творческая работа: 1) «Любовь делает человека лучше, она – чудо, она – спасение;
2) «Нужны ли Базаровы России?»