Конспект урока ЗОЖ Влияние алкоголя на организм человека


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15
«Конспект урока ЗОЖ»
«Лучший конспект урока» - 5-9 класс
«Влияние алкоголя на организм человека.» Групповая, 9 класс
Автор работы:
ФИО: Юманова Вера Николаевна,
место работы: МБОУ СОШ №15,
должность: социальный педагог,
стаж работы: 1 год, 2 категория,
контактная информация: 8-922-443-75-67, v.yumanova@mail.ru
С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен
числоподпись
Разрешаю размещение своей работы на городском образовательном портале в полном объеме
числоподпись
Позиция педагога с логическим выходом на тему занятия:
О вреде алкоголя написаны тома и энциклопедии. Гораздо меньше сведений о пользе алкоголя. И неудивительно – вред алкоголя в размахах целой страны исчисляется миллиардами рублей, миллионами испорченных жизней и миллионами невозвратимых потерь, которые находятся сейчас в могиле. Алкоголь уничтожил не один талант, испортил не одну карьеру. Общество несет по вине пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению. Одной из самых распространённых и страшных болезней нашего времени считают алкоголизм.
Алкоголь особенно опасен в детском и подростковом возрасте. В современном обществе, где дети очень рано начинают пробовать алкоголь, эта проблема наиболее актуальна. Исследования учённых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжёлая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых. Подросток, постоянно употребляющий спиртное, может стать алкоголиком всего за 1-1,5 года. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.
Но как не дойти до этой черты? Ведь каждый россиянин, умеренный потребитель спиртных напитков, знает об этой возможности скатиться в пропасть. Но ведь никто, никто из окончательно спившихся людей и никогда не мечтал и не планировал такую участь, чтобы стать рабом этой своей вредной привычки, скатиться в пропасть, а потом преждевременно умереть. Если и даже ему, «на заре туманной юности», любителю выпить, но пока не алкоголику и даже не пьянице, кто-нибудь приедет на машине времени из будущего и скажет, что его ожидает – он ни за что не поверит, но, может быть, поостережется и поубавит свой пыл?!…
Тема: Влияние алкоголя на организм человека.
Цель: формировать негативное отношение к потреблению алкогольных напитков.
Задачи:
расширить представление детей о вреде алкоголя;
воспитывать стойкую потребность в здоровом образе жизни;
формировать умение активного противостояния пагубным привычкам.
Используемое оборудование: 
компьютер,
колонки,
проектор,
экран (интерактивная доска),
плакат для голосования.
2.1. Конспект урока
Номер слайда Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.
2. Подготовка к усвоению материала. Постановка проблемы.
- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, прослушав блюз в исполнении Евгения Моргулиса. (Слушают «Блюз о вреде пьянства» в исполнении Е. Маргулиса.)
- Итак, о чем пойдет у нас сегодня разговор? - Об алкоголе.
- О пьянстве.
Слайд №1 - Верно. Запишите тему урока: «Влияние алкоголя на организм человека». - На какие размышления натолкнула вас эта песня? «- Алкоголь приносит вред обществу.
- Пить или не пить? Вот в чем вопрос.
- Пить надо, зная меру.» И т.д.
3. Голосование
- У каждого из вас свое мнение и свое отношение к алкоголю. Я сейчас попрошу вас выразить его, проголосовав за одно из утверждений, написанных на плакате. (Учащиеся голосуют, приклеивая стикеры под одним из выражений: 1) Алкоголь можно употреблять в редких случаях и в небольшом количестве.
2) Алкоголь безвреден: его можно употреблять ежедневно и в любом количестве.
3) Алкоголь в любом случае и в любом количестве вреден для человеческого организма.)- Тема, которую мы с вами выбрали, актуальна на сегодняшний день? - Да.
- Почему? - Потому что люди, употребляющие алкоголь, могут впадать от него в зависимость, тогда они становятся алкоголиками.
- Алкоголь вызывает страшные болезни, от которой люди могут потерять рассудок или даже расстаться с жизнью.
- Алкоголь разрушает семьи.
- Пьющий человек деградирует как личность.
- В последнее время по вине пьяных водителей совершается множество ДТП и гибнут безвинные люди.
Слайд №2 4. Слово учителя по теме урока.
5. Тестирование. Сравнение ответов учащихся с правильными.
Слайд №3 Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 1.
Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 2.
Слайд №4 Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 3.
Слайд №5,6 Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 4.
Слайд №7,8 Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 5.
Слайды №№ 9,10,11 Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 6.
Слайд №12 Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 7.
Слайд №13 Дает правильный ответ на вопрос теста. Выступление ученика № 8.
6. Химический опыт с яичным белком.
- Что происходит с клетками организма, когда в него поступает алкоголь?
- Белки начинают разрушаться, что ведет к нарушению работы всех клеток органов.
7. Как сказать «нет».
Слайд №14 1) Чтение стихотворения В. Котова. - А вы сможете сказать «нет», если вам будут настойчиво предлагать выпить и «брать на «слабо»? Ответы учащихся.
Слайд №15 2) Выводы учителя. 8. Просмотр фильма «Алкоголь убивает – береги себя!»
9. Рефлексия. Голосование в конце.
- Заканчивается наш урок. Надеюсь, у каждого из вас сложилось правильное отношение к алкоголю. В начале урока каждый из вас проголосовал за одно из утверждений, написанных на плакате. Изменилась ли ваша позиция? Если «да», то переклейте свой стикер. Отвечают, изменилось ли у них отношение к алкоголю. При изменении позиции переклеивают стикеры.
10. Подведение итогов. 
Чтение притчи о глупце и мудреце. Слайд №16 - У каждого из нас есть выбор. Какой? Решать каждому из вас! 2.2. Содержание материала.
Слово учителя по теме.
Одной из самых распространённых болезней нашего времени считают алкоголизм.
Ни один человек, глядя на алкоголика, не хочет повторить его путь, не хочет стать таким. Он думает, что с ним такого не случится. Но страшная статистика говорит об обратном. Сейчас, по оценке Всемирной организации здравоохранения, число алкоголиков составляет почти треть населения! Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества. Если в советское время были распространены такие семьи, где муж пьянствует, а жена везет на себе все хозяйство, то теперь нормой становятся семьи, где оба супруга алкоголики, а дети предоставлены самим себе. В последнее время появилась новая разновидность – подростковый алкоголизм. По международной шкале, употребление 8 л спирта в год на душу населения обозначает физическую деградацию. А в России это количество уже превышено в 2 раза.
К 9 классу мы уже многое узнали о вреде алкоголя на уроках биологии, химии, на внеклассных мероприятиях. А теперь давайте проверим, что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.
Тестирование.
Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если вы считаете утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пишите слово «верно», если ложным – «неверно».
Алкоголь является нарковеществом.
Проблема алкоголизма стала актуальна с XVIII века.
Утверждение «Алкоголь пагубно влияет на наследственность» является мифом.
Употребление алкоголя губительно воздействует на внутренние органы человека.
Выпивший человек в состоянии контролировать свои действия.
Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
Галлюцинации возникают только вследствие употребления наркотиков.
Алкоголь уничтожает живые клетки.
Выступления учащихся.
А теперь сравните ваши ответы с правильными:
1. Верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него. Об этом нам расскажет (называется подготовленный ученик №1).
Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к повседневной жизни.
2. Неверно. Об этом нам расскажет … (выступление ученика № 2)
С древних времен люди поняли, какую опасность несет алкоголь. Боролись с этим злом по-разному. В Древнем Китае людей, схваченных во время попойки, приговаривали к смертной казни. В Древней Индии всегда категорически запрещалось пить вино всем женщинам. Нарушительницам грозило страшное наказание - раскаленным металлом им выжигали на лбу преступную бутылку. А представителей знати, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино, кипяток, коровью мочу или кипящее молоко до наступления смерти. Каждый римлянин имел право убить свою жену, если заставал ее пьяной. В Афинах при Солоне за пьянство первый раз штрафовали, потом казнили. В Ливерпуле уже в XIX в. пробовали публиковать в газетах имена и адреса алкоголиков.
3. Неверно. Слово предоставляется …(выступление ученика № 3)
Я приведу факты пагубного воздействия алкоголя на наследственность. Пагубное влияние алкоголя на потомство было замечено еще в Древней Греции: всем известен миф о богине Юноне, которая родила от пьяного Юпитера хромого сына.
О том, что пьянство ведет к вырождению рода, говорил и известный итальянский психиатр и криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо. Ломброзо пишет об одном пьянице, у которого было 7 детей. Один из них сошел с ума в возрасте 22 лет, другой был идиот, двое умерли в детстве, пятый был чудак и мизантроп, шестая - истеричная, седьмой - хороший работник, но страдал расстройством нервов. Из 16 детей другого пьяницы 15 умерли в детстве, а последний, оставшийся в живых, был эпилептик.
4. Верно. Об этом нам расскажет … (выступление ученика № 4)
Я расскажу о последствиях употребления алкоголя. Из-за алкоголя из организма уходит вода и кислород, в результате чего клетки начинают сморщиваться. Если же алкоголь поступает в организм регулярно и в приличном объеме, то это вообще может привести к гибели клеток. Под действием этого вещества могут быть нарушены абсолютно все процессы, происходящие в организме и регулирующие его деятельность. Это может в итоге привести к заболеваниям сердца, сосудов, почек, печени. Заболевание печени зачастую ведет к циррозу и как следствие – к раку.
Быстрее и сильнее всего алкоголь воздействует на клетки головного мозга, в первую очередь поражая высшие отделы. Алкоголь очень быстро проникает в нервные клетки, нарушая их работу. При этом часть клеток погибает, в результате чего происходит одновременное нарушение взаимодействия между участками головного мозга.
5. Неверно. Слово предоставляется …(выступление ученика № 5)
В состоянии опьянения устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий у пьяных водителей? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Также источником повышенной опасности является пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!
6. Верно. Об этом нам расскажет …(выступление ученика № 6)
Говоря о пиве, медики бьют тревогу: появилось даже такое понятие, как «пивной алкоголизм». Причем среди пивных алкоголиков уже есть дети 6-9 лет! Чем же опасно пиво? Обсуждаемый напиток очень калорийный, но набор питательных веществ в нем не сбалансирован. Регулярное его употребление приводит к характерным изменениям внешности. Всем известно, что от пива толстеют.
Пиво нарушает работу сердца . Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносное русло, при большом количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Рентгенологи называют этот феномен «синдромом пивного сердца», или «синдромом капронового чулка». Если злоупотреблять пивом, в конце концов, сердце «провисает», становится дряблым, а его функция живого мотора теряется. Пиво делает мужчин женственными, а женщин - мужеподобными. Пиво усиливает выработку женских половых гормонов в организме. У мальчиков становится шире таз, разрастаются грудные железы. Если делать логический вывод, что в таком случае пиво будет полезно девушкам, то это ошибка. От такой концентрации половых гормонов резко увеличивается вероятность заболевания раком. Все эти признаки развиваются относительно быстро – за несколько лет. 
7. Неверно. Слово предоставляется …(выступление ученика № 7)
Белая горячка - наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.
Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.
8. Верно. Об этом нам расскажет …(выступление ученика № 8)
Наукой установлено, что алкоголь является клеточным ядом нервно-паралитического и нервно-токсического действия. Он поражает клетки различных органов. Но когда поражены клетки печени, сердца, это может быть и не заметно окружающим, а вот действие алкоголя на клетки мозга и на половые клетки скрыть невозможно. Мы покажем на опыте, как алкоголь уничтожает живые клетки.
Химический опыт. (Проводит заранее приглашенный учитель химии.)
А теперь проведем опыт, который докажет нам, что спирт — губитель жизни. В две пробирки нальем по два миллилитра яичного белка. В одну добавим 8 миллилитров воды, а в другую столько же спирта. Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок — в спирте белки не растворяются. Спирт отнимает у белков воду. В результате того нарушаются структура и свойства белка, его функции.
Как сказать «нет».
1) Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:
Средь традиций самых разныхЕсть нелегкая одна.Если встреча, если праздник,Значит, пей и пей до дна!Пей одну, и пей другую,И седьмую, и восьмую,—Просят, давят, жмут «Друзья»!Ну, а если не могу я,Ну, а если мне нельзя?Ну, а если есть причинаЗавтра утром в форме быть?Значит, я уж не мужчина?Хоть давись, но должен пить!
2) Выводы учителя: Запомните: кукловоды - манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком. Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто, отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя недобьется. Иногда могут сказать: «Ты что - дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»
И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?
Не бойся выглядеть недостаточно умным!
Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!
Тем самым ты сохранишь не только свое здоровье, но и, возможно, жизнь.
Притча о глупце и мудреце: «Задумал глупец перехитрить мудреца. По пути к нему поймал бабочку, сжал ее в кулаке. Думает: спрошу у мудреца, что у меня в кулаке: жизнь или смерть. Если мудрец скажет жизнь – я сожму кулак, и бабочка умрет, если скажет смерть – я разожму пальцы, и живая бабочка выпорхнет. В любом случае я перехитрю мудреца. Когда глупец пришел к мудрецу и задал ему вопрос «что у меня в руке: жизнь или смерть?», мудрец, немного подумав, сказал: “Что ты задумал, то и будет”.