Выявление и решение проблем пожилого человека, связанных с особенностями питания и рациональным режимом дня.


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Купинский медицинский техникум»
Методическая разработка
Практического занятия
Учебная дисциплина: Здоровый человек, его окружение
Раздел №3: Здоровый человек пожилого и старческого возраста
Тема: Выявление и решение проблем пожилого человека, связанных с особенностями питания и рациональным режимом дня.
Специальность 31.02.01. «Лечебное дело» Курс 2
углубленной подготовки
2016
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии
______________________________________________
Протокол____ от___________________2016________ г.
Председатель ______________ /__________________/
Автор - составитель: преподаватель дисциплины Здоровый человек и его окружение квалификационная категория – первая. Романькова Тамара Андреевна.


Пояснительная записка
к методической разработке по дисциплине: Здоровый человек и его окружение по теме: Выявление и решение проблем пожилого человека, связанных с особенностями питания и рациональным режимом дня.
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме: Выявление и решение проблем пожилого человека, связанных с особенностями питания и рациональным режимом дня, в процессе практического занятий студенты закрепляют полученные знания и формируют умения, по выявлению и решению проблем пожилого человека, связанных с особенностями питания и рациональным режимом дня.
Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения дисциплины: Здоровый человек и его окружение, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 31.02.01. «Лечебное дело» среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
уметь:
оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.
П.К 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
П.К 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
П.К 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, ситуационные задания, тестовые задания.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Контроль исходного уровня знаний» (приложение№1), «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №2), «Изложение нового материала» (приложение №3), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №5), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№6), Подведение итогов (приложение №7)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Выявление и решение проблем пожилого человека, связанных с особенностями питания и рациональным режимом дня.
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 270 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Цели занятия:
1.Образовательная: После изучения темы студент должен уметь: выявлять и решать проблемы пожилого человека, связанные с особенностями питания и рациональным режимом дня. Принципы питания пожилого человека. Баланс в питании пожилого человека. Роль витаминов в рационе людей пожилого и старческого возраста. Режим питания пожилых людей. ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий. ОК 1. - ОК.14.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
уметь:
- оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
- выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
- обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи.
знать:
- периоды жизнедеятельности человека;
- анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
- основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
- универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.
Формируемые компетенции:
ОК 1- ОК 14.
П.К 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
населения, пациента и его окружения.
П.К 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
П.К 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Междисциплинарная интеграция:
Обеспечиваемые:
Пм 01.Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, Здоровый человек и его окружение, Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины.
Внеаудиторная работа:
Учебники (основная литература)
Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение». Ростов-на-Дону, «Феникс».
Кучма В.Р., Серов В.И. «Этапы жизнедеятельности человека в разные периоды». М., «Медицина».
Конин А.А., Сивочалова О.В., «Здоровый человек и его окружение». М. «Медицина».
Филатова С.А. и др. «Геронтология» Ростов-на-Дону, «Феникс».
Дополнительные источники:
Волков С.Р., Волкова М.М. «Здоровый человек и его окружение» Руководство к практическим знаниям, М., «Медицина».
Серов В.Н. «Душа и тело в поисках гармонии: климактерический период у женщин» М., «Медицина».
Альперович В.Д. «Геронтология» Ростов-на-Дону, «Феникс».
Погодина А.Б., Радилов А.Х. «Основы геронтологии и гериатрии» Ростов-на-Дону, «Феникс».


ХОД ЗАНЯТИЯ
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)
ОК 4
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 20 мин. Использование активных форм опроса с указанием цели:
- фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
- тест контроль
-индивидуальный опрос
4. Изложение нового материала (приложение №2)
Цель сформировать умения по оцениванию физиологических особенностей пожилого человека с использованием справочной литературы 40 мин
Изложения материала
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 5мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме ситуационных заданий, с использованием справочной литературы.
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)
Цель: сформировать умения оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
145 мин. Выполнение студентами заданий: 1.Составить план обучения пожилого человека по рациональному питанию.
2.Составить план рационального режима дня пожилого человека.

Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №4)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 5 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний реализация
ОК 4; ОК5 (приложение №5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения 25 мин. Закрепление материала осуществляется: путем решения ситуационной задачи.
7. Подведение итогов (приложение №6)
20 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8. Задание на дом мин. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса Здоровый человек и его окружение. Издание десятое стр. 397 – 403, 412 – 416.
Всего 270 мин
Приложение №1
Фронтальный опрос
В чём заключаются особенности проведения гигиенических мероприятий за лицами пожилого и старческого возраста?
В чём заключаются особенности проведения гигиенических мероприятий за кожей у лиц пожилого и старческого возраста?
В чём заключаются особенности проведения гигиенических мероприятий за кожей ног у лиц пожилого и старческого возраста?
Особенности проведения гигиенической ванны и душа?
В чём заключаются особенности проведения гигиенических мероприятий за слизистыми у лиц пожилого и старческого возраста?
Особенности ухода за полостью рта? Дать рекомендации.
Особенности ухода за слизистыми глаз? Ваши рекомендации?
Тестовый контроль
1. Гигиенические ванны или душ в пожилом возрасте рекомендуется:
1. 7 раз в неделю2. 2-3 раза в неделю3. 1 раз в месяц
2. В каком возрасте резко истончаются все слои кожи:
1. 40 лет2. 75 лет3.60 лет
3. Особенности личной гигиены в пожилом возрасте:
1. периодическая обработка кожных покровов питательным раствором2. не требуются из-за атрофии кожных желез3. чаще принимать горячие ванны
4. Основная причина уменьшения объема ротовой полости:
1. из-за желтоватого оттенка зубов2. из-за стертости зубов3. атрофирование жевательной мускулатуры
5. Основная причина учащения позывов к мочеиспусканию в пожилом возрасте:
1. нефросклероз2. утолщение стенки мочевого пузыря3. ослабление функции замыкательного аппарата
6. Регенерация, заживление ран в старости происходит:
1. быстрее2. медленнее3. на том же уровне, что и у зрелого человека
7. Атрофия слизистых ведет к:
1. их сухости2. увеличению защитных свойств3. разрастанию эпителия
8. У пожилых людей наблюдается1. повышение порога восприятия звуков высокой частоты2. снижение порога восприятия высокого регистра3. повышение порога восприятия звуков низкой частоты
9. Старческие изменения глаза1. катаракта2. близорукость3. косоглазие
10. Нарушение аккомодации - это:
1. способность хрусталика глаза изменять кривизну2. дистрофические изменения сетчатки глаза3. заболевание зрительного нерва
Эталон ответа:
1. Гигиенические ванны или душ в пожилом возрасте рекомендуется:
-1. 7 раз в неделю+2. 2-3 раза в неделю-3. 1 раз в месяц
2. В каком возрасте резко истончаются все слои кожи:
-1. 40 лет+2. 75 лет-3.60 лет
3. Особенности личной гигиены в пожилом возрасте:
+1. периодическая обработка кожных покровов питательным раствором-2. не требуются из-за атрофии кожных желез-3. чаще принимать горячие ванны
4. Основная причина уменьшения объема ротовой полости:
-1. из-за желтоватого оттенка зубов+2. из-за стертости зубов-3. атрофирование жевательной мускулатуры
5. Основная причина учащения позывов к мочеиспусканию в пожилом возрасте:
-1. нефросклероз+2. утолщение стенки мочевого пузыря-3. ослабление функции замыкательного аппарата
6. Регенерация, заживление ран в старости происходит:
-1. быстрее+2. медленнее-3. на том же уровне, что и у зрелого человека
7. Атрофия слизистых ведет к:
+1. их сухости-2. увеличению защитных свойств-3. разрастанию эпителия
8. У пожилых людей наблюдается-1. повышение порога восприятия звуков высокой частоты+2. снижение порога восприятия высокого регистра-3. повышение порога восприятия звуков низкой частоты
9. Старческие изменения глаза+1. катаракта-2. близорукость-3. косоглазие
10. Нарушение аккомодации - это:
+1. способность хрусталика глаза изменять кривизну-2. дистрофические изменения сетчатки глаза-3. заболевание зрительного нерва
Приложение№2
Принципы питания пожилого человека
В основе питания практически здоровых пожилых и старых людей лежат следующие основные принципы:
соответствие энергоценности пищевого рациона фактическим энергозатратам организма;
профилактическая направленность питания, учитывающая возможность предупреждения или замедления развития атеросклероза и ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, сахарного диабета, желчнокаменной болезни, онкологических заболеваний, остеопороза и другой распространенной в старости патологии;
соответствие химического состава рациона возрастным изменениям обмена веществ и функций органов и систем;
разнообразие продуктового набора для обеспечения сбалансированного содержания в рационе всех незаменимых пищевых веществ;
использование продуктов и блюд, обладающих достаточно легкой перевариваемостью в сочетании с продуктами, умеренно стимулирующими секреторную и двигательную функции органов пищеварения, нормализующими состав кишечной микрофлоры;
правильный режим питания с более равномерным по сравнению с молодым возрастом распределением пищи по отдельным приемам;
индивидуализация питания с учетом особенностей обмена веществ и состояния отдельных органов и систем у конкретных пожилых и старых людей, их личных долголетних привычек в питании.
Для формирования у населения правильного понятия о правильном питании и индивидуальной работы с пациентами экспертами ВОЗ была создана наглядная и удобная в применении «пирамида питания», включающая пять групп продуктов. Деление продуктов на группы было произведено в зависимости от того, преимущественным источником каких нутриентов они являются.
 Пирамида питания

Если в среднем калорийность пищи составляет 2000–2200 ккал/сут, то оптимальный рацион (по пирамиде питания) выглядит примерно так.
Первая группа (базис пирамиды) — самая большая составляющая (до 40 %), включает в себя всевозможные крупы, рис, картофель, хлеб и макароны. По весу это около 1,5 кг, но при этом важен выбор продуктов: предпочтительнее, например, нешлифованные крупы с большим содержанием пищевых волокон или хлеб грубого помола.
Вторая группа (35 %) — овощи и фрукты, требующиеся в объеме 400 г/сут. Сюда не включаются консервированные с солью огурцы, помидоры и т. д. В любом другом виде — замороженном, сушеном, вареном — овощи и фрукты абсолютно приемлемы. При этом рекомендуется в течение дня употреблять как овощи, так и фрукты.
Третья группа — еще менее весомая (20 % от всего объема) — белковая, примерно 200 г любых продуктов: курицы, рыбы, мяса, яиц и альтернативных продуктов (бобовых, орехов) — вполне достаточно для здорового функционирования. Рекомендуется выбирать продукты низкой жирности.
Четвертая группа — молочные продукты (молоко, сыр, кисломолочные продукты), потребляются примерно в том же объеме. Также рекомендуется выбирать продукты низкой жирности.
Пятая группа — все виды жиров и сладостей — самая маленькая, представляет жиры, масла, продукты с высоким содержанием жира (колбасы, жирное мясо, сдобную выпечку и др.), соль, а также сахар и продукты с большим содержанием сахара (сладости, подслащенные напитки, сиропы и др.). Доля этой группы не должна превышать 5 %.
Расчет порции
Для удобства подсчета рациона создана система порций продуктов. В зависимости от ряда показателей — возраста пациента, пола, физической активности, массы тела (наличия ожирения) и т. п. — количество порций модифицируется в указанных пределах. Размеры, состав и количество порций продуктов в суточном рационе согласно пирамиде питания
Группа Порций в день Основные нутриенты Размеры одной порции
1 — хлеб, крупы, картофель 5–14 Углеводы, волокна, кальций, железо, тиамин, ниацин 1 кусок хлеба / гренки / ½ булочки
1 картофелина (с яйцом)
½ стакана риса или макаронных изделий, рассыпчатых каш
4 ст. л. хлопьев, мюсли
(ежедневно продукты крупного помола)
2 — фрукты и овощи 5–9 Антигипоксанты, в т. ч. витамин С, каратиноиды, фолаты, волокна, калий ½ стакана приготовленных/ свежих измельченных овощей
1 стакан сырых листовых овощей
1 фрукт
½ стакана ягод / приготовленных (консервированных) фруктов
¾ стакана сока
¼ стакана сухофруктов
3 — молоко и молочные продукты 2–3 Кальций, белок, витамин А и D, витамин В12, рибофлавин 1 стакан молока / кисломолочных продуктов
стаканчик йогурта
45–65 г сыра
½ стакана творога
4 — мясо, рыба и альтернативные продукты 2–3 Железо, белок, витамины группы В (особенно В12), цинк, магний 75–90 г мяса / птицы / жирной рыбы / субпродуктов
100–150 г белой рыбы
2 яйца
1 стакан приготовленных бобовых
3 ст. л. орехов и семечек
5 — жиры, жирная и сладкая пища 0–1–4 Жиры, в т. ч. эссенциальные жирные кислоты, витамины А, D, Е, глюкоза 1 порция (ст. л.) масла, маргарина, майонеза и т. п. (бекон, колбасы, сало, хот-дог и т. п.)
сахар (кондитерские изделия, безалкогольные напитки, мороженое и т. п.)
Жидкость 6–8 стаканов в день    
Алкоголь < 14 ед. в неделю — женщины
< 21 ед. в неделю — мужчины
(1 ед. — 90 г вина, или 330 г пива, или 30 г коньяка или водки)    
Несмотря на кажущуюся простоту и приблизительность, подсчет содержания основных нутриентов в рационе согласно системе порций, является достаточно точным и значительно облегчает как работу врача-диетолога, так и подсчет рациона самим пациентом.
 Содержание основных нутриентов в одной порции
Группа Углеводы, г Белки, г Жиры, г Калорийность, кДж
1 — хлеб, крупы, картофель 15 13 1 336
2 — фрукты 15     225
2 — овощи 5 2   105
3 — молоко и молочные продукты 12 8 1–8 (в зависимости от жирности) 378–630
4 — мясо, рыба и альтернативные продукты   7 3–8 (в зависимости от жирности) 231–420
Потребность в калориях
Энергетические затраты людей старших возрастов существенно ниже энергетических затрат людей молодого и среднего возраста: в среднем на 21 % в возрасте 61–74 лет и на 31 % в возрасте 75 лет и старше. От этого зависит рекомендуемая физиологами энергетическая ценность их суточного пищевого рациона (см. табл. 4).
 Ориентировочная энергетическая ценность суточного пищевого рациона для лиц старших возрастных групп
Пол Возрастная группа, лет Энергетическая ценность пищевого рациона (должная), ккал Энергетическая ценность пищевого рациона (реальная), ккал
Мужчины 61–75 76 и старше 2300 ± 10 % 1950 ± 10 % 2650 ± 10 % 2370 ± 10 %
Женщины 61–75 76 и старше 1975 ± 10 % 1700 ± 10 % 2480 ± 10 % 2250 ± 10 %
Все пищевые продукты в зависимости от их калорийности (в расчете на 100 г съедобной части продукта) можно разделить на пять групп:
1-я — очень большая калорийность (450–900 ккал): масло сливочное, масло растительное, орехи, шоколад, халва, пирожные слоеные с кремом, свинина жирная, колбаса сырокопченая.
2-я — большая калорийность (200–400 ккал): сливки, сметана, творог жирный, сыр, мороженое пломбир, свинина мясная, колбасы вареные, сосиски, мясо гусей и уток, сельдь жирная, сайра, семга, икра, крупы, макароны, хлеб, сахар, мед, варенье, мармелад, конфеты помадные.
3-я — умеренная калорийность (100–199 ккал): творог полужирный, мороженое молочное, баранина, говядина, мясо кроликов и кур, яйца, ставрида, скумбрия, сардины, сельдь нежирная, осетрина.
4-я — малая калорийность (30– 99 ккал): молоко, кефир, творог нежирный, треска, хек, судак, камбала, карп, щука, паста «Океан», фрукты, ягоды, картофель, свекла, морковь, горошек зеленый.
5-я — очень малая калорийность (менее 30 ккал): кабачки, капуста, огурцы, редис, салат, репа, томаты, тыква, перец сладкий, клюква, грибы свежие.
Снижение калорийности (т. е. недостаточность питания) приводит к физиологически неоправданному расходу не только энергетически значимых нутриентов — углеводов, жиров, но и белков самого организма, к уменьшению массы скелетных мышц. В результате этого снижается работоспособность человека, развивается иммунодефицит, возникают дистрофические процессы, активизируется старение организма. Избыточная калорийность пищевого рациона, как известно, ведет к отложению жиров и углеводов в виде подкожного жира в жировых депо и других органах, к увеличению массы тела и ожирению, к прогрессирующему течению процессов старения.
Установлено, что нерациональное питание пожилых людей в отличие от лиц, грамотно соблюдающих большинство из прописанных требований к химическому составу рационального питания и методам его применения, способствует ухудшению практически всех основных показателей качества жизни обследованных лиц
Баланс в питании пожилого человека
Охарактеризуем особенности питания лиц пожилого и старческого возраста более подробно. Вопрос о белковом составе рациона в пожилом и старческом возрасте не решен однозначно. В стареющем организме снижен синтез: гормонов, различных белковых структур, замедлен процесс регенерации, синтез ферментов, в том числе расщепляющих белково-липидные комплексы, протекает не столь быстрыми темпами, как у более молодых людей. Процесс пищеварения и усвоения белков мяса весьма сложен, в то время как активность пищеварительных ферментов в старости снижена. Одновременно с этим распад белков и потеря их организмом возрастают. Вместе с тем установлено, что ограничение питания, снижение белкового состава рациона, понижающее иммунную активность в молодом возрасте, у пожилых людей вызывает обратное действие: активность факторов клеточного и гуморального иммунитета возрастает. Поэтому в старческом возрасте целесообразно снизить норму белка до 1 г в расчете на 1 кг массы тела, что не позволит развиться процессам белково-энергетической недостаточности, но и не активизирует катаболизм.
Важно обеспечить оптимальную пропорцию между животными и растительными белками в рационе 1:1. При этом из числа белков животного происхождения предпочтение следует отдать белкам рыбы и особенно молока. Наиболее полезной является речная рыба (судак, щука, карп), а из морских рыб — тресковые сорта. Количество рыбы в рационе должно доводиться до 75 г/сут.
Пожилой человек может себе позволить 2–3 яйца в неделю, лучше всмятку, или в виде омлета, или как добавление к блюдам.
Мясные «перегрузки»
Мясо и в меньшей степени рыба (иваси, сардины и некоторые другие сорта) богаты пуриновыми основаниями — источником образования в организме мочевой кислоты, способствующей возникновению гиперурикемии с формированием мочекислого диатеза и подагры. Поэтому мясные «перегрузки» пожилыми людьми переносятся весьма тяжело.
Пуриновые основания при варке мяса, птицы или рыбы переходят в бульоны. Это одна из причин нежелательного использования концентрированных бульонов в рационе пожилых людей.
Другой причиной ограничения мяса в пожилом возрасте является появление в организме избыточного количества продуктов азотистого происхождения (азотемии) вследствие ослабления метаболических процессов. Кроме того, жирные сорта мяса содержат значительное количество холестерина.
Изложенное выше позволяет рекомендовать пожилым людям ограничить употребление мяса и мясных продуктов. Желательно 1–2 раза в неделю устраивать постные дни, а в остальные дни однократно использовать в рационе мясное блюдо (100 г в готовом виде). Предпочтительно мясные, рыбные блюда, а также блюда из птицы готовить в отварном виде.
Польза молочных продуктов
Пожилым людям рекомендуется вводить в рацион до 30 % белков за счет молочных продуктов. Это в первую очередь творог, количество которого в ежедневном рационе может составлять 100 г. По возможности следует отдавать предпочтение обезжиренному творогу как менее калорийному и обладающему более высоким содержанием белков.
В рацион вводят сыры. В количествах 10–20 г пожилым и старым людям может быть разрешен любой сорт сыра. Однако не следует забывать, что сыр, один из основных поставщиков кальция, одновременно содержит много жиров, холестерина и поваренной соли. Лучше выбирать неострые и несоленые его сорта.
При хорошей переносимости молоко должно присутствовать в рационе пожилого человека (300– 400 г/сут). В старости понижение активности пищеварительных ферментов увеличивает вероятность плохой переносимости свежего молока (метеоризм, урчание, поносы). Переносимость улучшается при употреблении кипяченого молока или же при добавлении его в небольших количествах в чай, кофе. Особенно полезны кисломолочные продукты — кефир, простокваша, ацидофилин. Их положительное действие связано в основном с наличием молочнокислой палочки, поддерживающей нормальный состав кишечной микрофлоры, что препятствует развитию гнилостных процессов в кишечнике и улучшает антитоксическую функцию печени. Рекомендуется ежедневно употреблять 200 г кефира или других кисломолочных продуктов, лучше в вечерние часы, перед сном. Можно добавлять в кефир 1 ст. л. растительного масла, хорошо размешивая его.
50 % — растительные белки
Растительные белки должны составлять половину белковой доли рациона. Представлены они главным образом зерновыми культурами и бобовыми. Однако эти продукты плохо переносятся, вызывая повышенное газообразование, отрыжку, изжогу, урчание, расстройство стула. В рацион обычно добавляется лишь зеленый горошек или стручковая фасоль как гарнир в небольших количествах. Помимо плохой переносимости, серьезной причиной ограничения бобовых продуктов является высокое содержание в них пуриновых оснований.
Из зерновых культур наиболее полезны гречневая и овсяная крупы. Добавление к этим кашам молока приближает их аминокислотный состав к оптимальному. При хорошей переносимости в рацион включают пшенную и перловую каши. Рис в связи с его закрепляющим действием ограничивают. Манную крупу рекомендуют тем пациентам, которым по той или иной причине необходима щадящая диета.
Норма хлеба
Источником растительного белка служит хлеб, настоятельно рекомендуется введение в суточный рацион ржаного хлеба. Лучше использовать хлеб из муки грубого помола или хлеб с добавлением отрубей. Хлеб ржаной более полноценен по составу аминокислот. Наряду с другими зерновыми культурами ржаной хлеб является источником витамина B, минеральных веществ и клетчатки. В случаях если ржаной хлеб вызывает изжогу или другие симптомы диспепсии, усиливая бродильные процессы, его лучше употреблять в подсушенном виде.
Хлеб из пшеничной муки грубого помола или отрубей, способствуя опорожнению кишечника, улучшая его моторную деятельность, не дает неприятных ощущений. Пожилым людям рекомендуется употреблять до 300 г хлеба в день. Половину суточной нормы следует выполнять за счет хлеба отрубного, из муки грубого помола или ржаного.
Соотношение жиров
Количество жиров в пище пожилых людей должно быть умеренным. Установлен предел количества жиров в рационе — 70–80 г, а лицам старше 75 лет — 65–70 г.
Очень важно соблюдать определенное соотношение между жирами животного и растительного происхождения. При этом следует стремиться увеличить долю растительных масел в рационе до половины общего количества жиров. Но эта мера должна осуществляться осторожно. Нередко наблюдаются случаи, когда желание добиться высокой терапевтической эффективности от применения этого продукта обеспечивается бесконтрольным увеличением его в рационе до количеств, которые вызывают лишь бурное послабляющее действие, отрицательно сказываясь на здоровье пациента.
Введение требуемого количества растительного масла диктуется в первую очередь превалированием в нем полиненасыщенных жирных кислот. Эти кислоты не синтезируются в организме. Второй очень важной составляющей растительных масел являются фосфатиды (лецитин) и третьей — фитостерины. В совокупности все эти биологически активные вещества оказывают благоприятное воздействие на обмен холестерина.
При дефиците растительных масел и их составной части — фосфолипидов — может формироваться стеатоз печени с соответствующими этому состоянию расстройствами обмена. Растительные масла содержат токоферолы, которые обладают антиоксидантным действием. Эти вещества нивелируют свободнорадикальные реакции, улучшают обмен ДНК, снижая дегенеративные изменения органов в процессе старения.
Хорошее желчегонное действие растительных масел имеет большое значение для людей пожилого возраста в связи с типичным для этого периода синдромом застоя желчи. Нельзя забывать о послабляющем эффекте растительных масел, что также весьма важно в пожилом возрасте.
Среди животных жиров главное место в рациональном питании людей преклонного возраста должно занять сливочное масло. Оно относится к молочным жирам, наиболее легко усвояемым. Его полезные свойства также определяются наличием витамина A. Обычно рекомендуют 15 г сливочного масла в день (вместе с готовой пищей), добавляя его непосредственно перед подачей блюда на стол. Следует учитывать, что сливочное масло стойко к термической обработке.
Лицам пожилого возраста необходимо ограничить введение холестерина. Допустимым считается 300 мг холестерина в сутки.
Ограничение углеводов в рационе людей пожилого и старческого возраста
Количество углеводов в рационе людей пожилого и старческого возраста ограничивается. Диктуется это в первую очередь общим снижением энергозатрат. Углеводы должны составлять около 300 г в суточном рационе. Целесообразно ограничение углеводов преимущественно за счет простого сахара и сладостей, в то время как овощи, фрукты и зерновые культуры должны быть в диете в достаточном количестве.
Меньше сахара
Следует остерегаться избыточного количества сахара, что может привести к перенапряжению деятельности поджелудочной железы, способствовать развитию сахарного диабета, отрицательно сказаться на функциях печени и желчевыводящих путей. У лиц пожилого и старческого возраста избыточное количество сахара увеличивает концентрацию триглицеридов, липопротеидов низкой плотности и повышает уровень холестерина в крови, способствуя к тому же избыточному накоплению жировой массы. Людям пожилого возраста рекомендуется употреблять 30–50 г сахара и сладостей в день. Предпочтение следует отдавать фруктам, ягодам или меду, где сахара представлены в основном фруктозой.
Побольше пищевых волокон
Целесообразно увеличить потребление сложных углеводов, содержащих клетчатку, пектиновые вещества и др., которые в настоящее время объединены термином «волокнистые вещества пищи (пищевые волокна)». Клетчатка и пектиновые вещества почти не усваиваются. Благодаря своим физико-химическим свойствам они обладают способностью адсорбировать пищевые и токсические вещества и улучшать бактериальное содержание кишечника.
Особенно важно регулирующее действие пищевых волокон на опорожнение кишечника и снижение давления в нем. Активация моторной деятельности кишечника, нормализация стула под влиянием пищевых волокон представляются реальной мерой профилактики дивертикулеза и злокачественных новообразований. Кроме того, пищевые волокна способствуют снижению уровня холестерина в крови и желчи. Имеются указания на взаимосвязь между возникновением зубного кариеса и недостаточным количеством пищевых волокон в пище. Для лиц пожилого возраста количество клетчатки должно составлять 25–30 г/сут.
Роль витаминов в рационе людей пожилого и старческого возраста
Особого внимания заслуживают витамины и минеральные вещества в рационе людей пожилого и старческого возраста. У пожилых людей дефицит витаминов может развиваться вследствие обменных нарушений, свойственных возрасту, когда процессы всасывания витаминов страдают в значительной степени. Кроме того, при изменении состава микрофлоры страдает и ее способность синтезировать витамины. В то же время насыщение организма старых людей витаминами особенно важно, поскольку витамины C, P, группы B, E и другие служат стимуляторами и регуляторами окислительных процессов.
Следует упомянуть об избирательном действии витаминов C и P на проницаемость сосудистой стенки, о положительном влиянии витамина C на обмен холестерина. Обеспечение витамином A, обладающим специфическим воздействием на состояние кожных покровов, слизистой оболочки и органов зрения, особенно важно для лиц старческого возраста. Широкий спектр действия витаминов группы B заставляет обязательно включать их в рацион пожилых людей.
Полноценный режим питания, который рекомендуется людям в пожилом возрасте, обогащенный зерновыми культурами и фруктами в свежем виде, обычно позволяет обогатить рацион витаминами. Но даже в летний и осенний сезоны, когда в рационе наблюдается обилие овощей и зелени, фруктов и ягод, пожилым людям необходимо дополнительно вводить витаминные препараты.
Калий, медь, хром, йод и др.
Хотя потребность в минеральных веществах относительно невелика, обеспечить ими лиц пожилого возраста не всегда просто. С возрастом происходит накопление в организме некоторых из них и снижение других. Содержание калия, меди, хрома, йода, железа и некоторых других падает, тогда как цинка, свинца, натрия и ряда других — увеличивается. Не решена проблема кальция. Как известно, стареющий организм способен накапливать кальций в стенке сосудов. В то же время дефицит кальция часто является одной из причин старческого остеопороза. Недостаточное содержание железа приводит к железодефицитной анемии.
Серьезного внимания у пациентов пожилого возраста заслуживает изменение соотношения калия и натрия в пользу увеличения последнего. Склонность к задержке жидкости, отрицательное влияние на сердечно-сосудистую и мочевыделительную системы — прямое следствие электролитных сдвигов. Поэтому следует подбирать продукты, богатые минеральными веществами, дефицитными для организма. Идеальными продуктами, в которых низкое содержание натрия сочетается с высоким содержанием калия, являются овощи и плоды. Весьма богаты калием сухофрукты: чернослив, урюк, изюм, курага. Овощи следует употреблять без добавления соли, с растительным маслом или небольшим количеством сметаны. Количество поваренной соли в рационе пациентов, достигших пожилого и старческого возраста, не должно превышать 3–5 г г/сут.
Введение в рацион морской капусты, других продуктов моря (креветок, морских гребешков, кальмаров) не только уменьшает дефицит йода, но и улучшает показатели липидного обмена, уменьшает активность свертывания крови, оказывая антисклеротическое действие.
Полтора литра жидкости
Количество жидкости в рационе пожилых и старых людей должно соответствовать физиологической потребности — 1,5 литра в день. Рекомендуется включать в рацион соки, компоты, отвар шиповника, слабый чай с молоком и лимоном. Ограничение жидкости у пожилых людей производится только по показаниям. Целесообразно избегать крепкого кофе или чая. Но очень многие люди в течение жизни привыкли к этим напиткам. Лишать их полностью традиционной чашки кофе или стакана крепкого чая неразумно. Можно посоветовать пить кофе с цикорием или молоком, не более 1 чашки в день; чай — с лимоном или с молоком.
Общие рекомендации
В старческом возрасте могут происходить изменения в жевательном аппарате. Отсюда возникают требования к выбору продуктов и способам кулинарной обработки. Предпочтение следует отдать продуктам и блюдам, легко перевариваемым и легко всасываемым. Легче подвергаются действию пищеварительных ферментов мясо в рубленом виде, рыба, творог. Из овощей следует отдать предпочтение свекле, моркови (в свежем, протертом виде), кабачкам, тыкве, цветной капусте, помидорам, картофелю в виде пюре. Из плодов рекомендуются все сладкие сорта ягод и фруктов, цитрусовые, яблоки, черная смородина, брусника. Капуста должна быть ограничена в рационе, так как усиливает процессы брожения.
Не рекомендуется пожилым людям злоупотреблять специями. Можно добавлять хрен, небольшое количество чеснока.
При выраженных нарушениях пищеварительной деятельности, обострении гастрита, холецистита, колита вся пища дается в протертом виде или же назначается диета, соответствующая данному заболеванию.
Имеет значение температура пищи, она должна быть не слишком горячей и не слишком холодной.
Нормы потребления основных нутриентов
ВОЗ рекомендует нормы потребления важнейших нутриентов у пожилых и старых людей.
 Потребности в основных нутриентах лиц старшего возраста
Энергетическая ценность 1,4–1,8 от уровня основного обмена
Белок 0,9–1,1 г/кг
Жиры 30–35 % в зависимости от активности, из них насыщенные — 8 %
А Мужчины 700 РЭ, женщины 600 РЭ
D 10–20 мкг
Е В терапевтических дозах
К 60–90 мкг
С 60–100 мг
Рибофлавин Мужчины 1,3 мг, женщины 1,1 мг
В12 2,5 мкг
Фолиевая кислота 400 мкг
Железо 10 мг
Кальций 800–1200 мг
Магний 225–280 мг
Медь 1,3–1,5 мг
Селен 50–70 мкг
Хром 200–250 мкг
 Примерный суточный набор продуктов для лиц пожилого и старого возраста, г
> Продукты > До 65 лет   > Старше 65 лет  
> Мужчины > Женщины > Мужчины > Женщины
> Хлеб ржаной >100 >100 >100 >100
> Хлеб из пшеничной муки >200 >150 >150 >120
> Мука пшеничная >10–20 >10–20 >10–20 >10–20
> Макаронные изделия >10 >10 >10 >10
> Крупа и бобовые >30 >30 >25 >25
> Картофель >250 >200 >200 >150
> Овощи и бахчевые культуры >400 >400 >350 >350
> Фрукты и ягоды свежие >300 >300 >250 >250
> Сухофрукты (чернослив) >25 >25 >25 >25
> Сахар >50 >50 >50 >50
> Мясо нежирное >100 >75 >100 >75
> Рыба нежирная >75 >75 >60 >60
> Молоко >150 >150 >150 >150
> Кефир >150 >150 >150 >150
> Творог >100 >100 >100 >100
> Растительное масло >20–30 >20–30 >20–30 >20–30
> Сливочное масло >10 >10 >10 >10
> Яйца >2–3 в неделю >2–3 в неделю >2–3 в неделю >2–3 в неделю
Разнообразие в питании в рационе пожилых людей
В рационе пожилых людей, безусловно, должны присутствовать любые продукты, а диета должна быть смешанной, разнообразной. Не рекомендуется исключать из рациона любимые блюда и заменять их пищей, которую старый человек никогда не употреблял.
Так же, как и в случае других возрастных групп, пожилые люди должны получать разнообразную диету с использованием четырех основных групп продуктов пирамиды питания. Американский национальный институт старения рекомендует, чтобы диета пожилых людей включала:
По крайней мере два раза в день молоко (или молочные продукты с низким содержанием лактозы, такие как старые твердые сыры и йогурт).
Два раза в день пищу с высоким содержанием белка (не- жирное мясо, птицу, рыбу, яйца, бобовые, орехи, арахисовое масло).
Четыре раза в день фрукты и овощи, которые должны включать цитрусовые (или сок цитрусовых) и овощи с темно-зелеными листьями.
Четыре раза в день хлеб или продукты из зерновых культур, цельнозерновых или обогащенных.
Режим питания пожилых людей
Важным разделом адекватного питания пожилых людей выступает соблюдение надлежащего режима питания (время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение пищевого рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе).
Регулярный прием пищи, исключение длительных промежутков между ними, исключение обильных приемов пищи обеспечивает нормальное переваривание пищи и предупреждает перенапряжение всех систем организма, участвующих в усвоении пищевых веществ.
При физиологическом старении функции органов пищеварения умеренно снижены, а приспособительные возможности существенно ограничены, поэтому большие пищевые нагрузки могут оказаться для них непосильными. Рекомендуется 4-разовый режим питания:
1-й завтрак — 25 % суточной энергоценности рациона;
2-й завтрак или полдник — 15–20 %;
обед — 30–35 %;
ужин — 20–25 %.
На ночь желательно употребление кисломолочных напитков или сырых овощей и фруктов. По рекомендации врачей возможно включение разгрузочных дней (творожных, кефирных, овощных, фруктовых), но не полного голодания. При заболеваниях пожилых и старых людей желателен 5-разовый режим питания:
1-й завтрак — 25 %;
2-й завтрак — 15 %;
обед — 30 %;
ужин — 20 %;
2-й ужин — 10 % суточной энергоценности рациона.
Особенности геронтодиететики
Для здоровых пожилых и старых людей нет запрещенных продуктов и блюд, а если лишь более или менее предпочтительные. Недопустимо увлечение каким-либо одним или группой пищевых продуктов, так как даже их высокая пищевая ценность не может восполнить дефекты одностороннего питания.
Физиологически не оправдан переход пожилых людей с привычного питания на строгое вегетарианство, употребление только сырой пищи, раздельное питание и другие нетрадиционные методы питания человека. Предпочтительность некоторых пищевых продуктов для пожилых и старых людей объясняется требованиями к их рациональному питанию с точки зрения энергоценности и химического состава пищевых рационов, профилактической направленности геронтодиететики.
Рациональное питание пожилых людей является действенным фактором сохранения здоровья человека, профилактики болезней, продления жизни. Вместе с тем эффективность оздоравливающего воздействия рационального питания может быть оптимальной лишь в единстве применения и других факторов здорового образа жизни пожилого человека: сохранения посильной физической и умственной активности, соответствующей возрасту и полу конкретного человека, чередования ее с полноценным отдыхом, в том числе достаточным по продолжительности сном, профилактики стрессов, соблюдения основных санитарно- гигиенических требований в быту и в профессиональной деятельности, максимально длительного сохранения сексуальной активности и регулярной половой жизни и др.
Следует отметить, что многочисленными работами геронтологов, диетологов, физиологов, клиницистов доказан взаимоусиливающий эффект всех без исключения компонентов здорового образа жизни, проводниками которого должны быть все врачи, включая, разумеется, и диетологов.
Проблемы пожилого человека, связанные с особенностями рационального режима дня.
Пожилой человек должен вести достаточно подвижный образ жизни. Сегодня точно установлено, что гиподинамия — один из факторов риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, ожирения, опорно-двигательного аппарата и других «болезней цивилизации».
Двигательная активность является важнейшим фактором в борьбе со стрессом. Под влиянием активного двигательного режима у пожилых и старых людей значительно улучшается самочувствие, умственная и физическая работоспособность, уравновешивается нервно-психическое состояние, координация движений, укрепляется костная ткань, снижается жировая масса. Физические упражнения способствуют улучшению кровообращения, облегчают работу сердца, снабжают ткани кислородом.
Физические упражнения необходимы пожилым людям под контролем врача-специалиста. При этом нельзя спешить с наращиванием физических нагрузок, их необходимо увеличивать постепенно до оптимального уровня.
Для пожилого и старческого возраста доступным, безопасным и эффективным средством повышения двигательной активности является дозированная оздоровительная ходьба.
Жизнедеятельность организма подчиняется определенным хронобиологическим ритмам. Пожилой человек, желающий сохранить здоровье, обязан отводить особую роль режиму сна, питания, полезной трудовой деятельности (работа по дому, на даче).
Приложение №3
Самостоятельная работа:
1.Составить план обучения пожилого человека по рациональному питанию.
2.Составить план рационального режима дня пожилого человека.

Приложение№4
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение № 5
Задача № 1
При патронаже на дому медсестра хирургического кабинета поликлиники посетила пациентку 68 лет с колоностомой. Пациентка жаловалась на неприятный запах от стомы, она стесняется ходить в магазин, гуляет поздно вечером , чтобы не встретить знакомых, стала плохо спать. Из беседы выяснилось, что пациентка любит кислую капусту, лук и часто употребляет их в пищу, питается в разное время, пытается есть пореже: 2 раза в сутки.
При осмотре: признаков воспаления кожи вокруг стомы нет, от калоприемника резкий неприятный запах.
Задание
Определить потребности пациентки.
Определение проблем пациентки.
Составить план ухода.
Эталон ответов
У пациентки нарушено удовлетворение потребностей: быть чистым, избегать опасности, общаться, спать.
Определение проблем:
неприятный запах от стомы
беспокойный сон
социальное одиночество
Приоритетная проблема – неприятный запах от стомы.
Планирование ухода
Краткосрочная цель: через 1-2 дня пациентка осознает, что с ее проблемой можно справиться, выполняя все рекомендации медсестры.
Долгосрочная цель: пациентка будет постоянно выполнять рекомендации медсестры, и запах от калоприемника ее не будет беспокоить.
План сестринских вмешательств
Медсестра будет беседовать о необходимости выполнять все ее рекомендации, направленные на устранение проблемы по 10 минут ежедневно в течение 5 минут.
Медсестра обучит пациентку правильному дезинфицированию калоприемника или замене на новый, своевременному опорожнению калоприемника.
Медсестра обучит правильному использованию дезодорантов (1,5-2 мл на дно калоприемника)
Медсестра проверит, правильно ли пациентка осуществляет уход за кожей вокруг стомы.
Медсестра будет беседовать с пациенткой об индивидуальном питании пациентки 10-15 минут в течение 5-7 дней (питаться в одно и тоже время, исключить кислую капусту, лук и другие газообразующие продукты).
Медсестра порекомендует чаще проветривать помещение.
Медсестра будет посещать пациентку в течение недели – ежедневно, в течение месяца- 1 раз в неделю, затем один раз в месяц с целью выявления новых проблем и контроля за выполнением прежних рекомендаций.
Тестовый - контроль
1.Большую долю в питании пожилых людей должны занимать:1. овощи, фрукты, хлеб грубого помола2. жиры животного происхождения, мясо3. хлебобулочные изделия из муки высшего сорта
2. Сочетание белков, жиров и углеводов в рационе пожилого человека должно быть следующим:1.   1 : 0,8 : 3,52.   1 : 23.   3,5 : 0,1 : 0,8
3. Чтобы улучшить пищеварение необходимо1. провести санацию ротовой полости2. промыть ЖКТ3. принять слабительное4. все выше перечисленное
4. В старости в желудке происходит:1. повышение уровня секреции2. снижение уровня секреции3. зияние привратника
5. Старческие изменения пищевода1. удлинение, искривление2. укорочение3. Утолщение
6. Основная причина уменьшения объема ротовой полости:1. из-за желтоватого оттенка зубов2. из-за стертости зубов3. атрофии жевательной мускулатуры
7. Дописать:
При изменении микрофлоры кишечника пожилого человека увеличивается количество бактерий ____________________
8. Анатомо-функциональные изменения пищеварительной системы у лиц пожилого и старческого возраста:
1. усиление перистальтики кишечника
2. гипертрофия обкладочных клеток желудка
3. развитие гнилостной микрофлоры толстого кишечника
4. уменьшение длины кишечника
9. С возрастом продукция слюны
1 увеличивается
2 без изменения
3 снижается
Эталон ответа:
1.Большую долю в питании пожилых людей должны занимать:+1. овощи, фрукты, хлеб грубого помола-2. жиры животного происхождения, мясо-3. хлебобулочные изделия из муки высшего сорта
2. Сочетание белков, жиров и углеводов в рационе пожилого человека должно быть следующим:+1.   1 : 0,8 : 3,5-2.   1 : 2-3.   3,5 : 0,1 : 0,8
3. Чтобы улучшить пищеварение необходимо+1. провести санацию ротовой полости-2. промыть ЖКТ-3. принять слабительное-4. все выше перечисленное
4. В старости в желудке происходит:-1. повышение уровня секреции+2. снижение уровня секреции-3. зияние привратника
5. Старческие изменения пищевода+1. удлинение, искривление-2. укорочение-3. Утолщение
6. Основная причина уменьшения объема ротовой полости:-1. из-за желтоватого оттенка зубов+2. из-за стертости зубов-3. атрофии жевательной мускулатуры
7. Дописать:
При изменении микрофлоры кишечника пожилого человека увеличивается количество бактерий ____________________
8. Анатомо-функциональные изменения пищеварительной системы у лиц пожилого и старческого возраста:
- 1. усиление перистальтики кишечника
- 2. гипертрофия обкладочных клеток желудка
+3. развитие гнилостной микрофлоры толстого кишечника
- 4. уменьшение длины кишечника
9. С возрастом продукция слюны
- 1 увеличивается
- 2 без изменения
+ 3 снижается