Критериальное оценивание достижений учащихся по русскому языку


Краткое описание содержания критерия. А Знание и понимание Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях В Исследование Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними. С Коммуникация Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения D Рефлексия Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения Функции критериального оценивания. • обучающая • контролирующая • развивающая • воспитывающая • диагностическая • мотивационная Задачи критериального оценивания. • Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;• Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой; • Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика; • Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы; • Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности; • Мониторинг эффективности учебной программы; • Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала. Практическая значимость. • Оценивается только работа учащегося; • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее; • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей; • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей. Данный вид оценивания позволяет: Учителям: • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; • Улучшить качество преподавания; • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы. Данный вид оценивания позволяет: Ученикам: • использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; • знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха. • участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; • использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. Данный вид оценивания позволяет: Родителям: • Получать доказательства уровня обученности ребенка; • Отслеживать прогресс в обучении ребенка; • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
Оценивание осуществляется в определенные моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как «формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других информацией, необходимой для улучшения обучения.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Уровни достижения учащегося по каждому критерию последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определенным количеством баллов.
Государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
На основании примерной программы по английскому языку в 5-9 классах выделяются 3 содержательные линии:
коммуникативные умения;
языковые средства и навыки оперирования с ними;
социокультурные знания и умения.
К каждой содержательной линии определяется результат в форме соответствующей компетенции, которые описываются через виды деятельности и критерии к ним.
Содержа-тельные линии Результат Виды деятельности Критерии
Коммуникативные умения Речевая компетенция говорение Умение вести диалог
Умение высказываться монологически
чтение Уметь прогнозировать содержание текста
Умение читать текст с полным пониманием основного содержания
Умение читать текст с полным пониманием текста
Умение читать текст с выборочным пониманием определенной информации
аудированиеУмение прогнозировать содержание текста по началу сообщения и выделять основную мысль
Умение выбирать главные факты
Умение выборочно понимать необходимую информацию
Умение игнорировать незнакомый языковой материал
письменная речь Умение делать выписки из текста
Умение писать поздравления
Умение заполнять бланки
Умение писать личное письмо по образцу
Языко-вые средства и навыки опериро-вания с ними Языковая компетенция графика и орфография Знание правил чтения и написания новых слов
фонетическая сторона речи Соблюдение фонетических норм
лексическая сторона речи Владение лексическим минимумом
грамматичес-кая сторона речи Владение грамматическими нормами
Социо-культур-ные знания и умения Социокуль-турная компетенция приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка. Формирова-ние умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультур-ного общения; Знание: значения изучаемого иностранного языка; наиболее употребительной фоновой лексики, реалий; социокультурного портрета стран, говорящих на изучаемом языке;
культурного наследия стран изучаемого языка.
Умениями:
представлять родную культуру на иностранном языке; находить сходство и различие в традициях своей страны и страны/стран изучаемого языка;
оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
Система критериального оценивания включает в себя 2 основных компонента: систему критериев оценивания видов деятельности и критерии к оценочным процедурам. Эти виды критериев взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы.
В начале учебного года учащиеся совместно с учителем обсуждают и принимают критерии выполнения основных оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради на печатной основе, предусмотренной в комплекте УМК. Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и, по своей сути, очень близки к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при подготовке и сдаче экзаменов. Они вклеиваются в тетрадь и всегда доступны учащимся и родителям. В нашей школе принята система оценивания в процентах. Приведу пример описания критериев к выполнению основных видов работ.
Критерии выполнения письменных работ (фрагмент)
Задание выполнено полностью: высказывание логично; используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; нет нарушений в использовании лексики. Орфографические ошибки отсутствуют. 100%
Задание выполнено полностью: высказывание логично; используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики. Орфографические ошибки практически отсутствуют. 90%
… …
Задание не выполнено: не соответствует требуемому объему. Отсутствует логика в построении высказывания; крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. Грамматические правила и правила орфографии не соблюдаются. 50%
Критерии оценки тематической проверочной работы: каждое задание в работе оценивается в определенное количество баллов, что в сумме составляет 50 баллов, соответственно рассчитывается процент выполнения работы (например: 50 баллов -100%, 42 балла -84%)
Критерии оценки текущего контроля, выполнения заданий в рабочей тетради: каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл.
Объектом контрольно-оценочной деятельности обучающихся является определение собственных возможностей для выполнения заданий и построение путей достижения эффективного результата. В связи с этим вся педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога должен быть способ работы учащихся с тематическими оценочными листами; поиск учеником путей ликвидации своих пробелов и трудностей; выбор учеником «пространства» действия (мастерская, библиотека и т.п.); определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной работы; оценка учеником своей готовности к выполнению тематической проверочной работы.
Учебный материал курса разделен на блоки, на изучение содержания которого отводится 8-10 часов. В содержательном плане блок – это относительно законченный тематический фрагмент программы, а в организационном – это разнообразие форм учебной деятельности с различными образовательными пространствами: мастерская, индивидуальная консультация, самостоятельная работа, групповая работа над проектами. Через это многообразие форм происходит определенная ритмизация учебного процесса, что является необходимым условием его организации в подростковой школе. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, маршрут движения в теме, виды оцениваемых работ, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в тетрадь и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Оценочный лист служит, своего рода, «планом» прохождения блока учеником.
Оценочный лист к блоку № 4
Тема: «Выдающиеся люди» Сроки: ___________
Урок 1-5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9
Уроки развития коммуникативных навыков, чтения, говорения, письма, аудированияКонтрольное чтение Контроль лексики
Урок решения частных задач Проверочная работа по теме Проект
«Аллея славы»
Требования к блоку
Уметь читать тексты с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации.
Уметь употреблять Простое прошедшее и Настоящее совершенное время при описании биографий.
Уметь употреблять was/were able, managed, could.
Уметь выражать согласие и несогласие, выражать сомнение и собственное мнение.
Знать лексику, изученную в блоке.
Уметь высказываться по теме (с использованием лексики, изученной в рамках блока) в заданном объеме.
Дата Виды оцениваемых работ Оценка
моя учителя
Контроль лексики (словарный диктант) Текущий контроль (контрольное чтение) Самостоятельная работа № 2
Выполнение заданий в рабочей тетради по теме №4
Самостоятельная проверочная работа
(стр.65-66 учебника) Тематическая контрольная работа № 4 Проект «Аллея славы» (стр.67 учебника) Мастерская (дата______________) Примечание: Самостоятельная проверочная работа является тренажером, местом пробы для ученика, поэтому она не оценивается учителем.
Ученики совместно с учителем обсуждают, какие критерии проверяются в том или ином задании. Адекватно оценивая свои знания, учащиеся выставляют себе в оценочном листе примерную предварительную оценку за ТПР. В рамках урока решения частных задач определяется уровень владения учащимися предметным материалом блока и организуется индивидуальная помощь. Задания в рабочей тетради на печатной основе выполняются учащимися самостоятельно и предъявляются на уроке решения частных задач по данному блоку. На этапе самостоятельной работы обучающийся может оценить свой уровень усвоения содержания блока. Такая организация работы над предметным содержанием, оставляющая значительную долю времени на самостоятельную работу обучающихся, создает предпосылки для движения подростков в материале темы по индивидуальным траекториям, что может рассматриваться как первый шаг к последующему переходу в старшей школе на индивидуальные образовательные программы. После проведения работы основной оцениваемой тематической проверочной работы, которая аналогична по критериям самостоятельной проверочной работе, во время ее анализа, происходит обсуждение расхождений между самооценкой и оценкой учителя. Далее, учениками с помощью учителя заполняется «Карта моих достижений по английскому языку», где выписываются баллы по каждому аспекту проверочной работы. Раздел «Критерии» отражает все основные требования, предъявляемые к ученику в конце учебного года. Основное условие эффекта от работы с «картой» - ее системность и последовательность обращений к ней в течение всего учебного года. Полученный навык работы с «картой» будет необходим учащимся и в старшей школе - для обучения по индивидуальным учебным планам. По желанию ребенка или по рекомендации преподавателя, предоставляется возможность улучшить свои результаты на мастерской, проводимой для всей параллели. Мастерские могут быть разными. Это либо консультативная мастерская, куда приглашаются учащиеся с определенными проблемами и вопросами, либо мастерская, куда приглашаются ученики, мотивированные на повышение результата. Эта форма тоже находится в тетради для проверочных работ. «Карта моих достижений» - это своего рода маршрут движения ребенка в предмете и показатель его прогресса. По ней учитель и ученик имеют возможность отследить тенденции формирования тех или иных предметных результатов, проблемные места и ресурсы.
Карта моих достижений по английскому языку (фрагмент)
Критерии
Дата ТПР 1
1 М ТПР 2 М … ТПР 10 М ИПР
1. АУДИРОВАНИЕ
1.1. Умение полностью понимать содержание и смысл прослушанного текста 1.2. … 2. ЧТЕНИЕ
2.1. Умение полностью понимать содержание и смысл прочитанного текста 5/10* 10/10* … 5. ПИСЬМО
Умение написать сообщение с использованием лексики, изученной в рамках блока 5/10 10/10 Баллы 32 10 % выполнения проверочной работы 64** 20** Примечание: *5/10 – это 5 полученных баллов из 10 возможных
**1 балл – 2%, соответственно, после мастерской в журнал в колонку «Мастерская» выставляется 20%, в итоге, суммируются оценки за тематическую проверочную работу и мастерскую.
Условные обозначения: ТПР – тематическая проверочная работа, М – мастерская.
Анализ тематической проверочной работы №2 8В класс (фрагмент)
№ п/п Фамилия, имя баллы % … … ИТОГО (баллы) ИТОГО %
1 Ученик 1 12 100 … … 45 100
2 Ученик 2 8 67 … … 35 78
3 Ученик 3 9 75 … … 29 64
4 … … … … … … …
  % выполнения в группе   70   ..   76
    max 12   max10      
  Критерии Умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста Знание и умение использовать Present perfect continuous) 
Для оценки эффективности организации учебной деятельности, а также в соответствии с требованиями ФГОС ООО об индивидуализации образовательного процесса в целях формирования у учащихся высокого уровня предметного материала, в ходе анализа работ строится индивидуальный профиль ученика, что позволяет судить о его развитии в сравнении с самим собой.
Так разворачивается система критериального оценивания учащихся в предмете «английский язык» в нашей школе. Меняется соотношение между коллективными и индивидуальными формами учения в сторону увеличения индивидуальных. Предметом контроля и оценки со стороны учащихся являются: собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления; прогностическая оценка возможности действования; уровень изучения темы; личные достижения в учебном материале; перевод одной шкалы оценивания в другую. Моя контрольно-оценочная деятельность как учителя основной школы по отношению к классу, к конкретному ученику носит в основном экспертный характер и направлена на коррекцию и совершенствование действий школьников.
Независимо от того, в какой технологии работает школа, учителя английского языка могут использовать оценочные листы, составленные по темам разделов, «карты достижений», что поможет им индивидуализировать образовательный процесс.
Эффективность внедрения опыта, доказанная результатами внутренней и внешней диагностики, оправдывает временные, интеллектуальные и психологические затраты.
В системе критериального оценивания использованы 4 критерия: знание и понимание; применение; анализ и синтез (исследование); коммуникация. Другими будут критерии для языковых предметов: чтение; письмо; говорение; слушание.
Отличие критериального оценивания от нормативного:
При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с   эталоном – планируемым результатом обучения, представленным критериями оценивания.
Критериальное оценивание положительно сказывается и на показателях качества знаний учащихся. Не буду утверждать, что я полностью перешла на данный вид оценивания, но уже первые пробы дают хорошие результаты по русскому языку: увеличение на +10,+12 %.
Критерии и дескрипторы могут быть разработаны как по отдельным видам заданий, как  по конкретной работе, так и по всему предмету.
Перед вами  этапы разработки системы критериального оценивания: постановка целей  и задач по предмету, разработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся, критериальной шкалы  оценивания, реализация  по конкретным темам предмета.
Как создать критериальную работу?
 1 шаг: проанализировать содержание темы, к примеру раздела:  Фонетика. Орфоэпия. Графика; просмотреть, какие  требования к ожидаемым результатам обучения   по теме; продумать виды проверочных работ? Работа с текстом, контрольная работа, устный опрос.
2 шаг: Выделить итоговые работы/тесты, диктант с грамматическим заданием и др./  и продумать, какие критерии использовать.
 
Что такое   успешность ученика  по русскому языку? 
Это прежде всего такие критерии:
А:  Знание и понимание изученного материала.
Б : Мышление – исследование какой-нибудь задачи, умение отвечать на вопросы.                                    
В:  Коммуникация-– способность высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости.
Г:  Применение  – умение  создавать тексты, диалоги; использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах.                                                                                                            
Д: Рефлексия –   умение размышлять  о правильности  выбранного метода.
 
По данной конкретной работе максимально каждый критерий будет оцениваться по 3 балла.
Исключение составляет  критерий: ПРИМЕНЕНИЕ-5 баллов. Итого 17 баллов.
 
3 шаг: Подобрать задания  в соответствии с критериями.
4 шаг: Создать рубрикатор оценивания и создать  проверочный   лист.
Здесь видны результаты работы каждого ученика по каждому критерию и итоговой балл ученика, который будет по шкале оценивания переведён в оценку.
Также можно разработать необходимые элементы критериального оценивания по русской литературе.
 
Что такое  успешность ученика  по русской литературе?
Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.
Уровень читательского восприятия.
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.
Уровень развития речи и литературно-творческие способности.
  К примеру, дескрипторами критерия  «Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор» для 5-6 классов являются такие знания и умения, как перечисление более трёх любимых писателей, включая русских классиков, знание их имён  и отчеств, соотнесение  авторов и названия произведений; указание  главных и второстепенных героев (имена, фамилии, род занятий); определение  жанра, называние  писателей, не входящих в школьную программу. Итоговый  балл за данный критерий составляет 6 баллов.   По шкале  перевода баллов в оценку определяется количество верных ответов и выставляется соответствующая оценка.
Критериальное оценивание  использовалось мной и ранее, и нужно сказать, что такое оценивание помогло мне увидеть плоды совместной работы учителя и ученика.
   Таблица: Виды педагогического контроля.
№ Виды контроля Содержание
1 тематический глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы2 фронтально-обзорный пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам
3 сравнительный параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов
4 персональный всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога
5 классно-обобщающий изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе
6 предметно-обобщающий изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам
7 комплексно-обобщающий всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на уровнях начальной, основной средней или общей средней школы
8 оперативный изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе
9 формулирующий оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю
10 итоговый (суммативный) оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).
Все виды контроля могут осуществляться на основе разработанных критериев оценивания.      
Русский язык и литература – Language A:
A. Содержание текста (от 0 до 10-ти баллов).B. Организация текста (от 0 до 10-ти баллов).C. Стиль (от 0 до 8-ми баллов).D. Знание теории языка (от 0 до 8-ми баллов).E. Практическая грамотность (от 0 до 10-ти баллов).