Тренинг “Основатель клеточной теории” для учащихся 11-х классов

Основатель клеточной теории”
(для учащихся 11-х классов)


Цель мероприятия. Ознакомить учащихся с историей открытия клеточного строения организмов: назвать имена и даты связанные с открытием элементов клеток и особенностей клеточного функционирования, рассмотреть особенности строения и функций клеток прокариот и эукариот. Рассмотреть биографию Шванна, познакомившись со всеми открытиями, сделанными этим талантливым учёным, помимо клеточной теории.
Обучающие задачи. Актуализировать знания учащихся по систематике организмов; вспомнить строение клеток прокариот и эукариот; расширить представления учащихся о заслугах Шванна в области биологии. Повторить с учащимися такие понятия как: эукариоты, прокариоты, оболочка, клеточная стенка, плазматическая мембрана, ядро, органоиды, включения, гниение, брожение, ферменты и т.д.
Воспитательные задачи. Воспитывать у ребят чувство ответственности и стремление своим поведением способствовать развитию отечественной науки, в частности медицины; пробудить чувство гордости за достижения хирургии 19 века.
Развивающие задачи. Способствовать развитию памяти, логического мышления путём решения кроссвордов, ребусов, анаграмм, и других нестандартных заданий; расширять кругозор путём прочтения новой интересной информации; стимулировать учащихся к проявлению креативных способностей и умению работать в коллективе, путём выполнения творческих заданий.
Оборудование и материалы. Ватманские листы формата А-2, листы формата А-4, фломастеры, маркеры, ручки, распечатки текстов тестирования, тексты для круга знаний, вопросы для конкурса «Миф и реальность».
Методы обучения. Объясниетльно-иллюстративный, беседы, репродуктивный, самостоятельной работы, интерактивные.

Ход мероприятия:

В тренинге участвует 15 человек из 11-х классов. У каждого из участников на груди бейджик с именем. Проходит мероприятие в кабинете биологии. Заранее подготовленные стулья образуют незамкнутый круг. В том месте, где круг незамкнут, будет находиться тренер. Над доской портреты Шванна, Шлейдена, Вирхова, на доске – цитаты великих людей.
За кругом из стульев столы, за которыми учащиеся смогут выполнять творческие работы в ходе тренинга. Для успешного выполнения подобных заданий на столах расположены: ватманские листы, листы формата А-4
фломастеры, ручки, маркеры, ножницы.

I. Знакомство «Имя+ассоциация» (10 мин)
Комментарий. Каждый из участников тренинга называет своё имя и один из органоидов клетки с которым он ассоциирует себя и объясняет почему. Цель игры: повторить пройденный материал и лучше узнать друг друга.

II. Ожидания от тренинга (2 мин)
Правила не вырабатываются, а заранее сформулированы учителем и выписаны на плакат, висящий на стене.
Комментарий. Каждый из участников тренинга, кратко записывает свои ожидания и, озвучивая, приклеивает к доске. В конце тренинга на ватманском листе расклеивают стикеры по номинациям:
Мусорное ведро (тренинг не понравился, зря провёл время)
Мясорубка (узнал интересную информацию, но её ещё необходимо переработать, осмыслить)
Портфель (узнал интересную информацию, которая когда-нибудь мне понадобится)
Рупор (узнал интересную информацию, которой хочу поделиться с другими, самостоятельно проведя тренинг)

III. Микрофон (7 мин)
Назовите известные вам имена учёных исследовавших клетку и их открытия.
(Учащиеся перечисляют известные им из курса биололгии имена: Гук, Левенгук, Шванн, Шлейден, Броун, Вирхов и другие).

IV. Нестандартные задания (10 мин)
(Предназначены для проверки знаний присутствующих по теме тренинга. Количество используемых заданий зависит от степени подготовленности аудитории).
Анаграммы

1.
Небольшое тельце, ограниченное от цитоплазмы одинарной мембраной, в котором находятся гидролитические ферменты.

Маосзиол (лизосома)

2.
Белковые фибриллярные структуры, расположенные в цитоплазме клетки и принимающие участие в транспорте органелл.

Румбоокчикрти (микротрубочки)

3.
Стопка плоских мембранных цистерн, несколько расширенных ближе к краям в которых созревают некоторые белки, синтезированные на мембранах гранулярного ЭПР и предназначенные для секреции или образования лизосом.

Омкеплск льдоижГ (комплекс Гольджи)

4.
Особые органеллы клетки, основной функцией которых является синтез АТФ.

Дриниотоихм (митохондрии)

5. Жидкая составляющая цитоплазмы.
Тоильцоз (цитозоль)

6.
Часть ЭПР, к мембранам которого прикреплены рибосомы.

Ярлунарынгй (гранулярный)

Загадочный квадрат

№1

м
е


а
---
о

м
о
с


№2

о
б
о

л
---
а


ч
к

№3


р
а


и
---
о

б
о
с


№4

д
и
о

н
---
е

у
к



Ответы:
№1 Мезосома;
№2 Оболочка
№3 Рибосома
№4 Нуклеоид

Ключевое слово
При правильном ответе вы сможете прочитать фамилию немецкого биолога внесшего значительный вклад в создание клеточной теории.

Утверждение
Да
Нет

1
Собственная ДНК присутствует в митохондриях и пластидах.
П
Э

2.
Захват клеткой жидких частиц называется пиноцитоз
У
Р

3.
Деструкция наступает в случае разрыва вторичной структуры белка.
Н
Р

4.
Захват клеткой жидких частиц называется фагоцитоз.
К
И

5.
Водородными связями удерживается вторичная структура белка.
И
Н

6.
Пептидными связями удерживается третичная структура белка.
А
Н

7.
Моносахариды растворимы в воде.
Ь

Е

8.
Крахмал – полисахарид.
Е
О


Ответ. Пуркинье

V. Валеопауза (2 мин)
Дракон, принцесса, самурай. Присутствующие объединяются в две команды. Ведущий объясняет, что на счёт три, каждая группа знаком показывает, кого они изображают: дракона, принцессу, или самурая. Принцесса побеждает самурая, дракон принцессу, самурай дракона. Азарт приходит во время игры.

VI. Мини-лекция (10 мин)
Учитель знакомит учащихся с основными вехами биографии Теодора Шванна (даты рождения и смерти, обучение, научные работы и открытия, включая и клеточную теорию).

VII. Закрепление в форме «Статья в газету» (11 мин)
Учащиеся объединяются в творческие группы по принципу цвета (красный, жёлтый, зелёный). В каждой группе по пять человек. Члены каждой группы в течение 7 минут пишут статью и в течение 2 минут ознакамливают со своим творчеством аудиторию.

VIII. Творческая лаборатория (15 мин)
Участники тренинга объединяются в группы по принципу геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат). Каждая из групп получает по одному номеру журнала «Биологи года» посвящённому Т. Шванну и читают статью «Методы изучения клеток». На основании имеющегося материала, челны групп должны составить по одному нестандартному заданию на закрепление изученного (три анаграммы, или два загадочных квадрата, или пару ребусов, или задание типа «Ключевое слово»). Затем, группы обмениваются заданиями и пытаются коллективно их выполнить.

IX. Валеопауза (2 мин)
Пять лунатиков жили на луне.
Пять лунатиков ворочались во сне.
Один лунатик упал с луны во сне.
Четыре лунатика осталось на луне

X. Закрепление (6 мин)
Выходное тестирование

Дата рождения учёного:
А. 7 января 1810
Б. 7 февраля 1810
В. 7 декабря 1810
Г. 7 ноября 1810

Шванн родился в г. Нейс, который принадлежал:
А. Франции
Б. Швейцарии
В. Пруссии
Г. Бельгии

В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году закончил медицинский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
А. Боннского университета
Б. Парижского университета
В. Брюссельского университета
Г. Лондонского университета

Первым учителем и наставником Шванна в анатомическом музее Берлинского университета был:
А. Мюллер
Б. Пастер
В. Гольджи
Г. Геккель

Первые работы Шванна связаны с:
А. Генетикой
Б. Физиологической химией
В. Возрастной физиологией
Г. Микробиологией

Какой известный философ назвал клеточную теорию одним из трёх великих открытий 19 века:
А. Ф. Энгельс
Б. К. Маркс
В. Белинский
Г. Розанов

Какие открытия кроме клеточной теории считались величайшими из совершённых в 19 веке:
А. Закон превращения энергии и систематика органического мира
Б. Эволюционная теория и законы генетики Г. Менделя
В. Закон превращения энергии и эволюционная теория

Соавтором клеточной теории называют:
А. Матиаса Шлейдена
Б. Карла Линнея
В. Жана Батиста Ламарка
Г. Луи Пастера

Процессы, происходящие в клетке, Шванн объяснял «пластической силой», «метаболической силой», т. е. силой, реально не существующей. Подобного рода объяснения характерны для:
А. Материализма
Б. Идеализма
В. Витализма
Г. Авангардизма

Шванн впервые доказал, что переваривающим фактором служит не слизь выделяемая желудком, а особое вещество, которое он назвал:
А. Трипсин
Б. Пепсин
В. Амилаза
Г. Мальтаза

Шванн показал аналогию между процессами пищеварения и:
А. Спиртового брожения, гниения
Б. Кисломолочного брожения и гниения
В. Уксуснокислого брожения
Г. Выделения

Закон сокращения мышц Шванн сформулировал:
А. Совместно с Шлейденом
Б. Совместно с Пастером
В. Совместно с Сеченовым
Г. Самостоятельно

Изучая сосуды, Шванн открыл явление сократимости артерий, из чего стало ясно, что в артериях присутствует:
А. Гладкая мускулатура
Б. Поперечно-полосатая мускулатура
В. Соединительная ткань
Г. Эпителиальная ткань

За что Шванна по праву называют отцом современной морфологии?
А. За доказательство аналогии между клетками животных и растительных тканей.
Б. Доказательство гомологии между клетками животной и растительной ткани.
В. Доказательство аналогии между клетками различных растительных тканей
Г. Доказательство гомологии между клетками различных животных тканей

Шванн изучил состав бесструктурной оболочки:
А. Нервных волокон
Б. Мышечных волокон
В. Соединительной ткани кишечника
Г. Эпителия альвеол

Гистология – это наука о:
А. Тканях
Б. Клетках
В. Органах
Г. Системах органов

Цитология – это наука о:
А. Тканях
Б. Клетках
В. Органах
Г. Системах органов

Изучая личинки земноводных Шванн открыл строение:
А. Хряща и хорды
Б. Нервной трубки и хорды
В. Кишечника и нервной трубки
Г. Хорды

Изучая развитие птиц из яйца, Шванн выяснил действие на данный процесс:
А. Углекислого газа
Б. Кислорода
В. Аммиака
Г. Всех выше перечисленных газов

20. Какую дисциплину изучал в университете Шванн, прежде чем заняться медициной?
А. Математику
Б. Философию
В. Педагогику
Г. Психология

Понятие цитобласта как образователя всех компонентов клетки ввёл:
А. Шванн
Б. Пуркинье
В. Шлейден
Г. Вирхов

Какой учёный усовершенствовал положения клеточной теории Шванна, добавив утверждение «Всякая клетка от клетки».
А. Вирхов
Б. Бэр
В. Пастер
Г. Мечников

Каким компонентам клетки Вирхов отводил главную роль?
А. Ядру и протоплазме
Б. Комплексу Гольджи
В. Плазматической мембране
Г. Рибосомам и клеточному центру

Умер Шванн:
А. 14 января 1882г в г. Кёльн
Б. 14 декарбря 1882г в г. Краков
В. 14 февраля 1882г в г. Мэнхен
Г. 14 марта 1882г в г. Логдон

XII. Итоги (5 мин)
Анализ тренинга. Проверка ожиданий.

XIII. Прощание (1 мин)
Все участники садятся в круг. Ведущий обходит всех с коробкой наполненной листочками с пожеланиями. Каждый из участников тренинга вытаскивает один из листочков (своеобразная лотерея). Последний листочек вытаскивает сам ведущий.





15