Статья — Историко-логический анализ понятия здоровье


Историко-логический анализ понятия «здоровье»
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии младших школьников.
Здоровый образ жизни – категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил; не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Согласно заключению экспертов Всемирной Организации Здоровья, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% – от наследственных факторов, на 20% – от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Проблема здорового образа жизни прослеживается на протяжении всей человеческой истории. Еще в древности философы и медики изучали влияние на здоровье человека характера труда, привычек, обычаев, верований, мыслей и эмоций. Уже в древней Индии в 6 веке до н. э., в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, «омраченность» переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к таким настроениям, считали они, нарушает и парализует энергию, как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь.
Таким образом, мы видим, что в восточной  философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека.
Мыслители античного периода так же пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний Гиппократ. Его основополагающие идеи развивали врачи и философы в Древнем Риме, Византийской империи. В трактате «О здоровом образе жизни» он рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой благое состояние духа, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями. В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели права на высшее образование.
В Древней Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания. В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: «познай самого себя», «заботься о самом себе».
Эпоха Возрождения отмечена сложным процессом начавшегося освобождения наук о здоровье от суеверий, в том числе и от религиозных. Именно тогда в трудах гиппократовой школы произошло отделение научной ветви медицины от жреческой составляющей.
Рассмотрим данные понятия более подробно. М.В. Ломоносов в своем обращении «О сохранении и размножении российского народа»предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. Он отмечал, что: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства». В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний.
Он один из первых русских ученых изучил проблему человека в медико-педагогической совокупности.
Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие «здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (В.П. Казначеев, 1975; Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида».
Самое раннее из определений здоровья – определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил». Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье – это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.
Согласно К. Ясперсу, психиатры отмечают, что здоровье – это способность реализовать естественный врожденный потенциал человеческого призвания.
К. Роджерс воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.
З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек – это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.
В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов.
В Большой медицинской энциклопедии «здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм».
В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».
Ю.П. Лисицын отмечает «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, это – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
Здоровье – это интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.
Резюмируя вышесказанный материал, сделаем следующие выводы:
─ здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов.
Это понятие отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Вышеизложенный материал утверждает актуальность решения данной проблемы, важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью и формировать у них понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брехман, И.И. Вапеология наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 1990. - С. 208.
2. Гендин, A.M. Состояние и факторы развития физкультуры и здорового образа жизни школьников: Методология и методика социологического исследования. Новосибирск: Красноярск: КГПИ, 1989. - С.125.
3. Доскин, В.А. Влияние некоторых факторов внешней среды на здоровье школьников // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха.- М.: Медицина, 1988. - С. 160.
4. Лисицын, Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни [Текст]/ Ю.П. Лисицын. - М.- 1991. - С. 27.
5. Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании. [Текст] / М.В. Ломоносов. - М.: Педагогика, 1991. - С. 384.
6. Устав ВОЗ //Основные документы ВОЗ. 36-е изд. - Женева, 1986. - С. 36.