Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Я-гражданин России



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»


















Составитель:
Классный руководитель
9 класса
Кононова Дарья Александровна








с.Покровское, 2014г.


Паспорт программы
Наименование программы
Программа воспитания учащихся «Я – гражданин России»


Исполнители программы
Классный руководитель и учащиеся  МКОУ СОШ №10 с.Покровского

Цель программы
 Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
 Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Сроки реализации программы
2014 – 2017 гг. (3 года)

Ожидаемые результаты
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
Формирование стойкой патриотической позиции.
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Воспитание потребности в духовном обогащении.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
 Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
 Формирование положительного имиджа ГБОУ школа №57 через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.




Пояснительная записка
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин государство» и «человек общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина; В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.


Главное в программе системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Генеральная цель:
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, края и страны.
Задачи:
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.
Основные принципы организации воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: учащиеся 9 класса МКОУ СОШ №10
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года.
учащиеся 9–11-х классов.
Период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.
Содержание программы
      Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
           Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине
Основные направления реализации Программы

 Организация работы по патриотическому воспитанию:
Использование государственных символов России в патриотическом воспитании (герба, флага, гимна);
Совершенствование процесса патриотического воспитания;
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;
Информационное  и техническое обеспечение в области патриотического воспитания;      
Разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;
Организация работы в школьном музее;
Пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;
Создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.
Привлечение родителей учащихся, жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
Включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;
Поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;
Проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;


Проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;
Организация социально – значимых дел, акций;
Работа объединения по патриотическому воспитанию «Кадет»;

     С учетом психологических,  физиологических возрастных особенностей подростков   созданы условия для обеспечения патриотического воспитания. 
Воспитание, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития,
формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учёба, общение, труд) и внутреннее состояние.
а)  Организация работы учащихся в оказании помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.
б) Проведение психологических тестов, диагностик.
в) Проведение классных часов на морально-правовые темы.
г)  Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.
и) На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.
Мероприятия по реализации Программы
№п/п
Направления работы
Базовые мероприятия по реализации направлений

1
Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время
Уроки ОБЖ, музыки,
истории и обществознания, литературы, ИЗО

2
Формирование гражданско – патриотического сознания
Конкурс патриотической песни
Музейные уроки (в школьном музее)

3
Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания молодежи
Встреча с ветеранами «Как это было»;
Уроки мужества;
Митинг у мемориала погибших в годы ВОВ;
Акция «Памяти ветеранов»



4
Создание системы гражданско – патриотического воспитания
Традиция - чествование флага
России на торжественных школьных мероприятиях;
Участие в Параде Победы 9 Мая;
Вахта Памяти (9 Мая, в  День Победы);
Смотры художественной самодеятельности

5
Повышение уровня работы пресс-центра по вопросам патриотического воспитания молодежи
Оформление тематических стендов,
 Выставки книг в школьной библиотеке;
Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»;
Исследовательские работы;

6
Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы

Туристические поездки;
Походы «По местам отгремевших боев»

7
Сотрудничество с родителями и педагогами
Родительские собрания;
 Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 5-10 классов;
 Альбом Памяти  «Война в истории моей семьи»;
Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам» 

8
Система воспитательной работы, направленная на благотворительность
Операция «Забота» - помощь по дому пожилым людям;
Акция «Памяти достойны» (уборка памятников)
Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей, вышедших на заслуженный отдых, с Днем учителя,  8 Марта, Рождеством, 9 Мая);
Акция «Спешите делать добро»








Ожидаемый результат
Реализация целевой программы патриотического воспитания «Я – гражданин России»:
обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;
создание условий для преемственности поколений;
конкретизация цели воспитательной работы;
содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;
     Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине – селу Покровскому.
Литература.

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29










ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
"Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"
Заголовок 315