Статья Экологическая ответственность-основа формирования культуры подрастающего поколения


Экологическая ответственность-основа
культурной безопасности подрастающего поколения.
Аннотация.
В современной школе возникло очевидное противоречие между потребностью современного общества в высоком уровне экологической культуры у выпускников общеобразовательных школ и ее реально низким уровнем. Средствами оптимизации являются способы организации учебно-воспитательного процесса, а так же средства и методы обучения и воспитания, ориентированные на формирование экологической культуры старшеклассников, способность к гражданской активности и деятельности. В педагогике существуют показатели наличия экологических знаний у старшеклассников в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности. При создании условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний обучающимися, содействующих формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с сформированной экологической ответственностью и, соответственно, активной формой экологической безопасности.
Ключевые слова: экологическая культура, воспитание, обучение, мировоззрение, методы, принципы, знания, ответственность, гражданин.В рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование», призванного решать важные задачи современных общественных проблем, была разработана Татарстанская модель «Человека экологического» как прообраза новой стратегии развития региона в XXI веке. Актуальность обращения к проблеме формирования экологической ответственности обучающихся связана с противоречиями, проявляющимися на социальном и личностном уровнях.
В современной школе возникло очевидное противоречие между потребностью современного общества в высоком уровне экологической культуры у выпускников общеобразовательных школ и ее реально низким уровнем. Это делает актуальной задачу поиска путей ее повышения и соответственно оптимизации процесса формирования экологической культуры обучающихся в школе. Средствами оптимизации являются способы организации учебно-воспитательного процесса, а так же средства и методы обучения и воспитания, ориентированные на формирование экологической культуры старшеклассников. Таким образом складывается проблема: какие педагогические условия и средства наилучшим образом способствуют оптимизации процесса формирования экологической культуры обучающихся [1,с.127].
При создании условий для развития экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности, для самостоятельного приобретения экологических знаний и, содействуя формированию исследовательской культуры подростков, можно добиться:
положительной динамики достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
положительной мотивации подростков к предметам естественно-научного цикла (биологии, экологии, химии).
Образовательный процесс в условиях проектной деятельности строится не на логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой культурный уровень развития [2,с.201].
Применение методики проектирования деятельности обеспечивает повышение качества воспитательного процесса, если:
использование метода проектов, как способа организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению и достижению экологических целей, будет ориентировано на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности подростка;
содержание экологической проектной деятельности обучающихся будет заключаться в создании и реализации различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и других), направленных на взаимодействие с объектами окружающей среды;
педагог поможет овладеть собственной ориентировочной основой поведения и деятельности, посредством которой достигается саморегуляция, самоуправление и саморазвитие личности, что является необходимым условием успешной социализации подростков современного общества [3, с.49].
Таблица 1:Модель эколого-нравственного воспитания обучающихсяЦель Формирование личности подростка, обладающего экологическим мышлением, культурой, сознанием и самосознанием.
Задачи - Формирование экологического мышления и ответственности;
- Способность к гражданской активности и деятельности.
Принципы Демократизм, гуманизм, духовность, патриотизм, толерантность, индивидуализация, вариативность.
Содержание - предметно-научные знания о природе, человеке, обществе;
- система знаний о нравственных нормах по отношению к природе, обществу, самому себе;
- способы деятельности, направленные на реализацию природоохранных дел.
Методы, приемы и средства Проблемные ситуации, анализ, диалог, ролевые игры, проектирование, творческие дела.
Формы Школьное научное общество учащихся, выпуск экологических газет и листовок, конкурсы и научно-практические конференции, природоохранная деятельность, летний школьный экологический отряд, экскурсии и т.д.
Условия Научно-теоретическое обеспечение;
Методическое обеспечение;
Информационно-коммуникационное обеспечение.
Результат Повышение уровня экологической ответственности обучающихся.
Таблица 2: Показатели наличия экологических знаний у старшеклассников в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности [4, с.175].
Показатели Уровни проявления экологических знаний.
Желаемый Допустимый Недопустимый
1.Полнота экологических знаний. Знает и умеет раскрыть экологические термины; основные экологические проблемы; принципы охраны природы; правила поведения в природе; разделы международной Красной книги; законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятельности; культивируемые пищевые и лекарственные растения; экологическую литературу. В основном знает, но не всегда четко умеет раскрыть экологические термины, основные экологические проблемы, принципы охраны природы, правила поведения в природе, законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятельности. Недостаточно информирован о культивируемых пищевых и лекарственных растениях, международных природоохранных организациях. Недостаточно знаком с экологической литературой. Не знает экологических терминов. Слабо ориентируется в экологических проблемах. Мало осведомлен в знании принципов охраны природы, направлений и форм экологической деятельности, культивируемых пищевых и лекарственных растениях, международных природоохранных организаций. Не знает правила поведения в природе. Редко читает экологическую литературу.
2.Осознанность экологических знаний. Умеет излагать знания своими словами. Умеет перестроить изложение в зависимости от поставленного вопроса. Умеет самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Умеет найти способ применения знаниям. В основном излагает знания своими словами, перестраивает изложение в зависимости от его цели, группирует и систематизирует знания в зависимости от поставленного вопроса. Не всегда самостоятельно и творчески применяет всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Не всегда умеет найти способ применения знаниям. Затрудняется излагать знания своими словами. Слабо владеет умением перестраивать изложение в зависимости от его цели, группировать и систематизировать знания в зависимости от поставленного вопроса. Не умеет самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Затрудняется в нахождении способа применения знаниям.
3.Прочность экологических знаний. Способен безошибочно воспроизводить почти весь объем предъявляемых знаний (90%) после изучения. Способен производить не весь объем предъявляемых знаний (70%). В процессе воспроизведения знаний встречаются неточности. Способен воспроизводить малый объем знаний (20%). Излагаемый материал изобилует неточностями или интерпретируется ошибочно.
В результате, при создании педагогических условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний обучающимися, содействующие формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с сформированной экологической ответственностью и, соответственно, активной формой экологической безопасности (рисунок 1).
Литература:
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./-М.: педагогический поиск,1999, 174 с.;
Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: управленческий аспект: 2007, 270 с.;
Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение,2007, 124 с.;
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании/ А.И.Савенков//Исследовательская работа школьников.-2004-№1, 200 с.