Программа профилактики немедицинского потребления yаркотических веществ на 2017-2022 годы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа г.Бирюча»
Программа
профилактики немедицинского потребления наркотических веществ
на 2017-2022 годы
педагога – психолога
Харатян Р.Р.
2016 г.
Нормативно-правовая база
Указ президента РФ № 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012 г. с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ.
Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на 2013 -2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Белгородской области от 27.11.2012 г. № 471-пп
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, утвержденная Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.
Письмо Минобрнауки РФ, МВД РФ, ФСКН РФ от 21.09.2005 № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях»
Пояснительная записка
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания.
Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является:
обучениешкольниковумениюпротивостоятьжизненным трудностямиконфликтным ситуациям;
формированиеушкольниковотрицательногоотношениякнаркогеннымвеществами последствиям их употребления.
На этой основе становится возможной способность противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вeществa.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Цель программы: первичная профилактика наркомании, создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, формирование у учащихся активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам.
Задачи программы:
не допустить проникновения и распространения в школе наркотиков;
выработать у школьников отрицательное отношение к наркотическим веществам и последствиям их употребления;
сформировать у детей и подростков внутренние антинаркотические защитные барьеры;
развитие здорового самопознания;
психологическое просвещение родителей, педагогов по вопросам профилактики ПАВ.
Основные направления работы
Профилактическая работа с родителями:
лекционная;
индивидуально-семейное консультирование;
формирование родительского актива;
выявление родителей «группы риска»;
социальное вмешательство в семью;
оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью.
Воспитательно - педагогическая работа с обучающимися:
проведение систематических антинаркотических мероприятий;
реализация образовательных программ, ориентированных на формирование здорового образа жизни;
проведение обучающих тренингов для выработки активной психологической защиты;
организационно - методическая антинаркотическая профилактическая работа в школе;
организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете.
Консультирование родителей по проблемам взаимоотношения с ребенком, употребляющим ПАВ.
Проведение при согласии учащихся и родителей тестовой диагностики.
Организация внутришкольных семинаров.
Организация взаимодействия между школой и:
комиссией по делам несовершеннолетних;
наркологической службой;
органами внутренних дел;
службами социальной защиты населения;
родительским комитетом.
Регулярное проведение мониторинга распространенности ПАВ среди учащихся школы.
Содержание деятельности«Диагностика»
Анкетирование педагогов с целью выяснения позиции по проблеме профилактики наркомании, степени информированности и личностной готовности осуществлять антинаркотическую профилактику.
Анкетирование родителей для выяснения позиции родителей, их информированно сти, вклада в профилактику.
Первичное анкетирование учащихся 9-11 классов с целью выявления характера отношения к одурманивающим веществам, одурманиванию и наркогенной среде, выяснения степени их устойчивости к наркогенному давлению.
Итоговое анкетирование учащихся с целью проверки уровня усвоения материала антинаркотических уроков и эффективности всей профилактической работы в целом.
«Информирование и обучение»
Семинары для педагогов с целью информирования о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими веществами, анализа факторов риска распространения наркомании и изучения основ профилактики наркомании в молодежной среде; начало формирования ценностно–смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков (Приложение 1).
Работа с учащимися (проведение уроков профилактики наркомании, внеурочные беседы, тренинги, встречи со специалистами) с целью формирования негативного отношения к возможности употребления наркотиков, развития навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках; формирование внутренних антинаркотических барьеров.
Работа с родителями («круглый стол», беседы, лекции, выступления на родительских собраниях) с целью выработки способов сотрудничества школы и семьи, организации активности родителей на уровне школы, распространение информации и причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими веществами, обучение азам профилактики наркомании в семье и оказания первичной помощи ребенку, оказавшемуся жертвой наркотиков (Приложение 2).«Нормы и правила нашей жизни»
Разработка и принятие локальных нормативных актов по проблеме профилактики наркомании.
Выступления на ученических и родительских собраниях (донести до каждого школьника и родителя суть школьной политики в отношении наркотиков: решительное пресечение распространения идеи о возможности и допустимости наркотиков, их легализации и облегчения доступа к ним).
«Внимание: наркотик!»Создание группы доверия и наделение ее полномочиями.
Обучение основам диагностики и алгоритму реагирования в случаях предполагаемой опасности.
«Координация и сотрудничество»:
Налаживание контакта с районной службой, осуществляющей профилактику наркомании.
Привлечение сотрудников различных служб и общественных организаций к оказанию помощи школе в реализации данной программы.
«Забота и поддержка»:
Работа с «группой риска» с целью оказания психологической поддержки, целевая работа по профилактике аддиктивного и девиантного поведения.
Разработка и реализация программы работы с детьми «группы риска»
Привлечение специалистов к работе с этими детьми.
Реализация программы
Проведение уроков профилактики наркомании (Приложение 3)
План работы по антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией и табакокурением (Приложение 4)
Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ на уроках (Приложение 5)
Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ во внеурочное время (Приложение 6)
Родительский всеобуч (Приложение 7)
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (сентябрь 2017 - октябрь 2018)
Анализ состояния профилактической работы за 2016 – 2017 уч. год.
Диагностика трудностей и проблем.
Обработка результатов.
Практический (ноябрь 2018 г.- июнь 2022г.)
Реализация программы.
Отслеживание результатов.
Коррекция программы.
Отработка технологий и методов работы.
Обобщающий (август 2022 г.)
Анализ и обобщение результатов.
Соотнесение результатов с поставленными целями.
Оформление и описание результатов.
Выработка методических рекомендаций.
Описание опыта работы по реализации программы.
Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Кадровое обеспечение программыАдминистрация школы;
Социальный педагог школы;
Классные руководители;
Медицинская сестра;
Учителя предметных циклов;
Библиотекарь;
Психологи;
Участковые уполномоченные полиции;
Сотрудники полиции по Красногвардейскому району и другие специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы;
Социальные партнеры школы (детско-юношеские спортивные клубы, Дтская школа искусств, и др.);
Волонтеры школы.
Предполагаемые результатыДанная программа направлена на повышения качества образования, воспитания, здоровья, ценностной ориентации учащихся:
Развитие навыков:
управление собой в состоянии напряжения, стрессовых ситуациях;
конструктивного поведения в конфликтах;
отстаивания и защиты своей точки зрения;
ответственного принятия решений;
осознанного отношения к ПАВ.
Обеспечение непрерывности социально – психологического сопровождения и создания социально- психолого – педагогических предпосылок гармоничной личности в семье, в школе.
Выявление детей и подростков с проблемами социальной дезадаптации, нарушениями интеллектуального и психического развития, проведения с ними коррекционной работы
Обучающиеся должны знать:
Понятия о веществах пагубно влияющих на организм;
Социально-нравственные основы здоровья;
Правила здорового образа жизни;
Последствия употребления ПАВ;
Как действует наркотик;
О проблемах употребления ПАВ для общества и государства;
Кто употребляет ПАВ и почему?;
Исходы наркомании.
Обучающиеся должны уметь:
Отличать плохие поступки от хороших;
Сказать «нет» вредным привычкам;
Делать выбор хороших поступков;
Вести здоровый образ жизни;
Управлять собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;
Правильно вести себя в конфликтах;
Отстаивать и защищать свою точку зрения и защиты;
Осознанно относиться к ПАВ.
Оценка эффективности программы и ожидаемые результаты
Последовательное осуществление системы мероприятий должно обеспечить создание благоприятных условий по недопущению употребления психически активных веществ учащимися школы.
Оценкой эффективности реализации программы могут служить следующие целевые индикаторы, результаты:
Увеличение числа учащихся школы в возрасте от 7 до 18 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия.
Уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП;
Увеличение числа подростков, в первую очередь,группы «риска», занятых досуговой деятельностью.
Приложение 1
ТЕМАТИКА
заседаний школьных методических заседаний классных руководителей (работа по антинаркотической направленности)
АвгустПланирование воспитательной работы классных руководителей (по всемнаправлениям деятельности).
Должностные обязанности классных руководителей (по всем направлениям деятельности).
Ноябрь
1. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры (по всем направлениям деятельности).
Февраль
1. Основные качества современных педагогических технологий (в т.ч. антинаркотического воспитания).
АпрельКлассный час как одна из форм деятельности классного руководителя (в т.ч. по вопросам антинаркотического воспитания).
Воспитание как процесс управления развитием здоровой личности.
Приложение 2
ТЕМАТИКА
родительского всеобуча, лекторий
по программе антинаркотического воспитания обучающихся школы
СентябрьНравственное, духовное воспитание подрастающего поколения (приглашение участкового инспектора, главы администрации поселения);
Программа профилактики немедицинского потребления наркотических веществ (обсуждение)
ЯнварьРабота по формированию здорового образа жизни школьников;
Реализация здоровьесберегающих технологий;
Профилактическая работа в школе;
Спорт и физкультура в жизни ребенка. Работа школьных спортивных кружков.
Март1. Встреча с представителями службы наркоконтроля по вопросам антинаркотического воспитания детей.
МайОхрана жизни и здоровья обучающихся;
Профилактика вредных привычек.
Методическое обеспечение программы
«Школа без наркотиков», Л.М. Шипицина – книга для педагогов и родителей.
«Наркомания и наркоманы», Б.М. Левин – социальные проблемы наркомании среди молодёжи.
«Здоровье и окружающая среда», Б.Т. Величковский – решение вопросов по сохранению и улучшению здоровья.
«Если хочешь быть здоров», А. Исаев – библиотека молодой семьи.
«Не допустить беды», А.Г. Макеева – педагогическая профилактика наркотизма в школе.
«Профилактика злоупотребления ПВ несовершеннолетними в общеобразовательной среде» - сборник программ.
«Родительский всеобуч» - профилактика наркомании.
«Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников» - пособие для педагога.
Подборка журналов «Воспитание школьников» - внеклассные мероприятия, беседы, классные часы. Подборка журналов «Читаем, учимся, играем» - внеклассные мероприятия, беседы, классные часы.
Приложение 3
10. Задачи и общие принципы проведения уроков профилактики наркомании.
Представленные ниже уроки профилактики наркомании составлены на основе принципов педагогической наркологии и расположены в последовательности, которая способствует формированию у учащихся внутренних антинаркотических защитных барьеров.
Уроки содержат доступный для усвоения детьми и подростками материал, соответственно, для младших, средних и старших классов. Характер изложения оставляет учителю возможности для индивидуального творчества с учетом уровня его собственных знаний и конкретных особенностей обучаемых. Уроки для всех трех ступеней основаны на одних и тех же тезисах. Поэтому темы уроков повторяются, но с учетом изменений возраста и общего развития учащихся.
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Поэтому вопросы профилактики наркомании тесно связаны с задачами нравственного воспитания.
Работа включает в себя 3 уровня (работа с целевыми группами, различными по возрасту): 1 уровень – младший школьный возраст (1–4 класс);
2 уровень – младшие подростки (5–7 класс); 3 уровень – подростки (8–11 класс).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 уровень – младший школьный возраст (1–4 класс)
класс«Вредные привычки», «Что мы знаем о курении», «Состязание здоровячков», «Злой волшебник – табак», «Последствия курения», «Злой волшебник – алкоголь», «Злой волшебник – наркотик»Конкурс рисунков «Нет наркотикам!».
класс«Парад вредных привычек», «Влияние сигареты на рост ребенка», «Суд над сигаретой»,
«Токсикомания старт наркомании», «Наркотик тренинг безопасного поведения», Конкурс рисунков «Мы – против», «Вредные привычки», «Губительная сигарета», «Сказка о том, как мальчик победил Табачный дым», «Зависимость, как ее избежать», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»класс«Курить – здоровью вредить», «От чего зависит мое здоровье?», «Вредные привычки»,
«Солнце светит всем», «Береги здоровье», «Как работают наши легкие», «Выбор и ответственность», «Курильщик – сам себе могильщик», «Злой волшебник – алкоголь»,
«От отчаяния к надежде», «Рискованное поведение», Конкурс рисунков «О вредных привычках», «Я отвечаю за свое решение», «Учись сопротивляться давлению».
класс«Борьба с наркотиками», «Я и мое здоровье», «Вредное воздействие алкоголя на организм человека», «Как сохранить свое здоровье», «Наркомания друг или враг», «Вредные привычки и борьба с ними», «Злой волшебник-алкоголь», «Наркомании – бой!», «Злой волшебник-алкоголь», «Мы за здоровый образ жизни», «Табак и курение», «Дети и алкоголь», «Наркотик – тренинг безопасного поведения», «Последствия курения», «Суд над вредными привычками», «Умей сказать – нет».2 уровень – младшие подростки (5–7 класс)
класс«Курить – здоровью вредить», «Твои советы, попавшему в беду человеку», «Мифы о курении», «Алкоголизм – повод, причина, последствия», «Не оступись!», «Предупредить беду», «Губительная сигарета», «Это очень страшно», «Учись говорить «нет», «Я никогда не пойду дорогой наркомана», «Как уберечься от наркотиков», «Мифы о наркомании»,«Коварная сигарета», «В объятиях табачного дыма», «На краю пропасти», «О наркомании», «Профилактика наркомании – дело каждого», «Ты должен жить».
класс«Знать и выполнять» (наркотики и алкоголь), «Беседа о здоровье и вредных привычках»,
«О вреде алкоголя, табака, наркотиков», «О профилактике вредных привычек», «Учись говорить «нет», Алкоголизм – повод, причина, последствия», «Не оступись!»,«Предупредить беду», «Профилактика наркомании – дело каждого», «Профилактика вредных привычек»
класс«О привычках вредных и полезных», «Формула здоровья», «Курильщик сам себе могильщик», «Курение, алкоголь, наркотики», «Как защитить своё здоровье», «Я выбираю жизнь», «А мы – против!», «Залог здорового образа жизни», «Смекалка, сила, сноровка, скорость – качество здорового образа жизни»3 уровень – подростки (8–11 класс)
7-8 класс
«Причины курения», «Я умею говорить НЕТ!», «Реклама» курения», «Как бросить курить», «Профилактика вредных привычек школьника», «Мифы о наркомании»,
«Курильщик сам себе могильщик», «Специалисты советуют и предостерегают», «Мы за здоровый образ жизни», «Опасная принцесса – марихуана», «Что делает человека здоровым и счастливым», «Разум и чувства», «Береги здоровье смолоду», «Кто – кого?»,
«Губительная сигарета», «Это очень страшно», «Учись говорить «нет», «Предупредить беду».
9 класс
«Здоровый образ жизни», «Влияние вредных привычек на организм подростка»,
«Наркомании – бой!», «Воспитание здорового человека», «Причины курения», «Я умею говорить – НЕТ!», «О вреде курения», «В здоровом теле – здоровый дух», «Трезвость – норма жизни», «Что делает человека здоровым и счастливым», «Коварная сигарета»,«Влияние табака на пассивных курильщиков»,
класс«От курения до наркотиков один шаг», «Я презираю сигарету», «Скажи наркотикам:
«нет»!», «ПАВ и последствия их употребления», «Как отказаться от предложенного», «О вреде алкоголя, табака, наркотиков», « О профилактике вредных привычек», «В здоровом теле – здоровый дух», «Знать и выполнять (наркотики и алкоголь)», «В здоровом теле- здоровый дух».
Приложение 4
П Л А Н
работы по антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией и табакокурениемДатаНаименование мероприятий участникиУчастникиОтветственныеI. Работа с учащимисяСентябрьПровести социологическое обследование среди учащихся и родителей 5-7 классыКл. руководители
ОктябрьПровести просмотр и обсуждение фильма «Выбирай: жизнь или смерть» 8-9 классыКл. руководители
ДекабрьПровести классные часы:
«Дорога к беде»
«Курить-здоровью вредить»
«Вредная привычка-разрушает организм»
«Дорога в пропасть» 1-4 классы5-7 классы8-9 классы10,11 классыКл. руководители
Кл. руководители
Кл. руководители
Кл. руководителиАпрельВсемирный День Здоровья
Встреча с врачами ЦРБ
Выступление лучших спортсменов школы Участие в районном конкурсе агитбригад
«Если хочешь быть здоров» Тематический вечер «Суд над табаком» Акция «Меняю сигарету на конфету» Спортивные игры 1-11 классы
10,11 классы
8-9 классы
7-9 классы
6-7 классы Кл. руководители,
учителя физ-рыП. Информационная работаНоябрьКонкурс на лучший антиалкогольный плакат 5-7 классыКл. руководители
ЯнварьКонкурс на лучший рисунок «Выбираю здоровье» 1-4 классыКл. руководители
МартКонкурс на лучший плакат «Жизнь без наркотиков» 8-9 классыКл. руководители
РегулярноКнижные обозрения, выставки книг, пропагандирующие здоровый образ жизни Библиотекарь
РегулярноПубликации в районной газете «Колос» Зам.директор по ВР Хмелькова Л.П.
Ш. Работа с классными руководителями АвгустОбсуждение работы кл.руководителей по воспитанию ЗОЖ,борьбе с табакокурением и алкоголизмом. Зам.директор по ВР Хмелькова Л.П.
ЯнварьОбмен опытом работы по профилактике вредных привычек на заседании ШМО классных руководителей Зам.директор по ВР Хмелькова Л.П.
В течение годаПополнить копилку методических разработок, рекомендаций по обмену опытом работы в этом направлении Зам.директор по ВР Хмелькова Л.П.,
Кл.руководителиВ течение годаПосещать классные часы, занятия, проводимые учителями, руководителями кружков по этой тематике Зам.директор по ВР Хмелькова Л.П.
IV. Работа с родителямиДекабрьПровести родительские собрания «Ответственность родителей за здоровье детей» Кл. руководители
В течение годаПроводить индивидуальные консультации школьной медсестры по противоалкогольной работе в семье Школьная медсестра
В течение годаПроводить индивидуальную работу зам. директора по работе с детьми из неблагополучных семей, с детьми
«группы риска» Зам.директор по УВР Якубенко Н.Н.
Приложение 5
Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ на уроках
На уроках химии (10-11 класс):
по теме «Предельные одноатомные спирты» затрагиваются вопросы:
Негативное воздействие алкоголя на организм человека.
Ознакомление учащихся со спиртами-ядами для человека.
по теме «Азотсодержащие гетероциклические соединения» поднимаются проблемы:
Роль ДНК и РНК в живых организмах.
Влияние никотина, кокаина и ПАВ на организм человека.
На уроках биологии (6-7 класс):
по теме «Строение клеток живых организмов» затрагиваются вопросы:
Влияние наркотических веществ на рост и развитие живых клеток.
По теме «Половое размножение» затрагиваются вопросы:
Влияние вредных факторов ПАВ на строение половых клеток.
По теме «Дыхание» затрагиваются вопросы:
Влияние курения на развитие и функции дыхательной среды.
По теме «Нервная система млекопитающих» затрагиваются вопросы:
Влияние вредных факторов ПАВ на нервные клетки.
На уроках биологии (8-9 класс):
«Дороги, которые мы выбираем».
Цель: дать представления о влиянии алкоголя, наркомании и табакокурения на организм подростка. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения.
«Формула здоровья».
Цель: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.
«Старые истины на новый лад».
Цель: научное обоснование и развитие гигиенических понятий о гигиене кожи, одежды и обуви.
«Человек есть то, что он ест» Г.Гейне.
Цель: обоснование необходимости сбалансированного питания; формирование знаний о роли биологических активных веществ и минеральных компонентов в обмене веществ и их профилактическом значении для здоровья человека.
«Ничто не разрушает так сильно человека, как продолжительное физическое бездействие» Аристотель.
Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения; знакомство с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснение и научное обоснование последствий гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки.
На уроках биологии (10 класс):
«Не убий».
Цель: развитие понятия «беременность»; формирование знаний о вреде аборта; знакомство с современными методами контрацепции.
«Наследственные и врожденные заболевания; заболевания, передаваемые половым путем».
Цель: раскрыть различие между наследственными и врожденными заболеваниями; дать понятия о болезнях передаваемых половым путем, в том числе и венерических, познакомить с симптомами; рассмотреть меры их профилактики. СПИД.
«Каждая крайность – плод ограниченности ума и мелкости духа» Бальзак.
Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения; познакомить с причинами появления человеческих пороков, закрепить знания о воздействии их на организм человека.
На уроках обществознания изучаются вопросы права:
класс: Добродетели. Умение жить в обществе.
класс: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
класс: Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания.
класс: Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
класс Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Предпосылки правомерного поведения. Правоотношения и правонарушения.
Приложение 6
Беседы на классных часах 1-4 классы
Детей интересует все, что связано с наркотиками, — их действие, способы употребления. Для них наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное, он вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, о последствиях употребления наркотиков они либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьёз. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено).
Младший подростковый возраст является сензитивным возрастом к формированию отрицательного отношения к антисоциальному поведению людей (находящихся в состоянии сильного алкогольного опьянения).
Неслучайно этому возрасту мы уделяем особое внимание и усиливаем работу по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Тематика бесед на классных часахАгрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью.
Сопротивление давлению со стороны.
Умение сказать «Нет».
Стресс. Способы борьбы с ним.
Отрицательные эмоции и как справиться с гневом.
Критика, навыки критического отношения.
Умение принимать решения.
Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта путем совместного принятия решения.
Я особенный и себя уважаю.
Как подружиться.
Как поддерживать дружбу.
Как пережить потерю другаКак прервать нежелательную дружбу.
Взаимоотношения с родителями и со взрослыми.
Умение отвечать за себя.
Что такое наркотики.
Правильное и неправильное использование медикаментов.
Употребление, злоупотребление, болезнь.
Употребление табака, табакизм.
Алкоголь.
Наркотизм.
Токсические вещества.
Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики.
Никогда не пробовать и не употреблять наркотики - хорошо.
ТВ, видео, компьютерные игры.
«Викторина веселых и находчивых».
Беседы на классных часах5-7 классы (11 -14 лет)
Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение об их существовании.
О наркотиках знают многое, но информация черпается из рассказов знакомых, отчего знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 12-14 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, появляется аддитивное поведение.
Тематика бесед на классных часахОсторожно - яды: табак и алкоголь.
Осторожно яды: токсические вещества и зависимость от наркотиков.
Развитие навыков противостояния давлению со стороны.
как научиться жить без конфликтов.
Тренинг коммуникативной компетентности.
Встреча миров: мальчики и девочки.
Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.
Раскрытие творческого потенциала.
Беседы на классных часах 8-11 классы (14 -17 лет)
Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, на подворотне — в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный -через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику.
По отношению к наркотикам можно выделить пять групп подростков.
Употребляющие и втягивающие других.
Считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска.
Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).
Употребляющие, но понимающие опасность.
Не стремятся их распространять, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».
Активные противники.
Это самая малочисленная группа, позиция её представителей такова: «Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей». Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще — на эмоциональном отражении. Во втором случае
«грамотный» представитель второй группы может поколебать уверенность активного противника.
Равнодушные противники.
Отказываются от наркотиков при допущении их употреблении другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться - их дело».Не определившие свое отношение к наркотикам.
Выступают потенциальными участниками четырех предыдущих. Реакция группирования со сверстниками играет наиболее существенную роль в адаптивном поведении. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление алкоголя и наркотиков в группе, испытывая её сильное давление. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния наркогенному давлению.
Тематика бесед на классных часахСамоспасение - наиболее перспективная стратегия спасения от наркотиков.
Влияние наркотиков на организм (дыхание, кашель, сердечно-сосудистую систему.пищеварения, психические функции).
Нормальные способы получения удовольствий. Биологическая и социальная сущность удовольствий.
Плата за обман природы. Миф о слабых и безопасных наркотиках.
Особенности личности потенциальных наркоманов. Смена социального окружения.
Смена стратегии поведения и потеря цели жизни. Изменение личности наркоманов.
Отношение людей к наркоманам.
Возможно ли излечение от наркомании. Кто виноват?
Когда возникла проблема наркомании. Наркомания - угроза существования нации.
Экономические и идеологические предпосылки для распространения наркомании.
Косвенная реклама массовой наркотизации населения. Социальные предпосылки для распространения наркомании.
Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за наркотизацию.
Отношение государства к наркомании. Ответ защитникам права на существование наркомании.
Альтернатива наркотикам. Защищайте сами свое психическое здоровье.
Признаки телепродукции, разрушающей здоровье. Отношение молодежи к деструктивной продукции средств массовой информации.
Признаки музыки и танцев, разрушающих психическое здоровье. Можно ли победить наркоманию?
Приложение 7
Тематика родительского всеобуча«Стоит задуматься, или крайне тревожная статистика».
«Опасные заблуждения, или что мы думаем о наркотиках».
«Наркотики и подросток, или педагогические проблемы становления личности подростка».
«Формирование пристрастия к наркотикам, или почему подростки принимают наркотики».
«Этапы приобщения к наркотикам, или как становятся наркоманами».
«Семья и наркотики, или влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию».
«Наркотики и их жертвы, или что нужно знать о наркотиках».
«В преддверии опасности, или как распознать наркоманию».
«Целевая программа «Школа без наркотиков», или «Что может современная школа».
«Профилактика наркомании, или всем миром на борьбу с дурманом».
Приложение 8
Формула программы
Образование и информация:
Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Тренинг общения. Тренинг умения «Сказать наркотику «нет». Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.
Проводят работу: специально приглашенные специалисты, сотрудники социально- психологической службы школы, классные руководители, учителя-предметники.
Деятельность направлена на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов.
Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, видеоматериалов, встречи, диспуты.
2.Общее признание правил и норм неприятия наркотиков
Пресечение и распространение идеи о возможности и допустимости наркотиков, их легализации облегчения доступа к ним.
Чувствительность к сигналам опасностиОзнакомление родителей и педагогов с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Создание «группы доверия» - социально - психологическая служба школы.Убежденность в доступности помощиПредоставление полной информации родителям, детям, педагогам о соответствующих наркологических службах и центрах помощи наркоманам.
Целевая работа с «группой риска»
Выявление и создание индивидуальной программы помощи преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам.
Помощь осуществляет социально — психологическая служба, классные руководители. В особых случаях помощь оказывает квалифицированный специалист.Образованиеи информацияГруппа рискаДоступностьпомощиШкола безнаркотиковНормынеприятияСигналыопасности

ПРИЛОЖЕНИЯ