Сохранение и укрепление физического здоровья младших школьников через физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы на уроках

Root Entry
Роль динамических пауз для учащихся начальной школы
В процессе обучения
Тема педагогического опыта «Сохранение и укрепление физического здоровья младших школьников через физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы на уроках».

Условия возникновения опыта.
В современной России нужда в экстренной модернизации здоровьесбережения в школах и дошкольных учреждениях остра как нигде, потому что за последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране катастрофически ухудшилось.
Значительно снизилось число практически здоровых детей: по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым. Растёт число функциональных нарушений и хронических заболеваний у подростков. Половина школьников 7-9 лет и более 60 % учащихся 10-11-х классов имеют хронические заболевания. Среди выпускников школ число здоровых детей не превышает 5 %.
За период школьного обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пишеварения, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60 % учащихся плохо засыпают.
Отмечен рост учащихся, страдающих одновременно несколькими заболеваниями. По материалам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, дети 7-8 лет имеют в среднем два диагноза, 10-11 лет – три, 16-17 лет – три-четыре диагноза, а 20 % старшеклассников – пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние годы снизилась численность практически здоровых детей, в начальных классах доля учащихся I группы снизилась до 10%; доля учащихся II группы здоровья снизилась до 30%, а доля детей III группы здоровья возросла до 20%.
Эти неблагоприятные тенденции накладываются на отмеченные в последние 10-20 лет явления децелерации (снижение темпов развития): чаще стали появляться дети с общей задержкой физического развития, низкорослостью, у 10-15% детей наблюдается дефицит массы тела.
Среди причин, влияющих на здоровье, более 20% составляют факторы внутришкольной среды. В первый класс приходят уже больные или ослабленные дети, неспособные овладеть в полном объёме учебной программой. Школа предъявляет ученику достаточно жёсткие требования. Это усугубляется ещё и тем, что дети занимаются и за пределами школы также чаще в помещениях и в основном в сидячем положении (музыкальные школы, художественные школы, занятия с репетиторами). Всё это способствует прогрессу уже имеющихся заболеваний ребёнка и появлению новых.
В результате наше общество получает подрастающее поколение не только с отсутствием достаточного потенциала здоровья, но и с отягощённостью в виде множества заболеваний.
В связи с таким положением я решила провести диагностику здоровья физического развития первоклассников. В основе диагностики лежат результаты медицинского обследования.
По данным диагностики: 18 человек (67%) имеют отклонения в состоянии здоровья;
8 чел. (30%) – понижение остроты зрения;
6 чел. (22%) – нарушение осанки 1 степени;
6 чел. (22%) – нарушение осанки 2 степени;
1 чел . (3,7%) – сколиоз I степени;
2 чел. (7,4%) – плоскостопие;
6 чел. (22%) имеют не менее 2 отклонений в состоянии здоровья.

Актуальность опыта.
Актуальность здоровьесбережения определяется необходимостью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивают, направляют и организуют родители, учителя, психологи. Знание основ здорового образа жизни гарантирует их использование, так как оно становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и в образовательном учреждении. «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми,» - так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М. Громбах.
Здоровье детей – самая высокая социальная ценность. Те, кто сегодня за школьной партой, в ближайшее время будут определять уровень благосостояния страны, её экономический, научный и культурный потенциал, обеспечивать национальную безопасность государства. Для обеспечения динамического и поступательного развития системы образования необходима организационная модель управления инновационными процессами и технологиями образования, в том числе здоровьесберегающими технологиями. Последние представляют собой комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Что такое здоровье? Понятие «здоровье» имеет множество определений. Всемирная организация здравоохранения трактует это понятие как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда, физическая активность - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.
Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отсюда, психическая активность – потребность нормально развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребёнка в познании самого себя.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Отсюда, социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащихся, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребёнка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ученика.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
В своей педагогической деятельности я уделяю внимание преимущественно физическому компоненту здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух,» - так говорил великий русский полководец Александр Суворов.

Теоретическая база опыта.
По выражению академика Н.М. Амосова, «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.». Какая же наука может указать нужное направление «собственным усилиям»? Такой наукой в конце ХХ века стала валеология (наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья). Термин «валеология» был введён И.И. Брехманом. В ходе анализа возможностей и способов сохранения здоровья школьников Н.К. Смирновым введено понятие «валеологизация»(1994), подразумевающее «воспитание культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в общеобразовательном учреждении». В отношении сохранения, укрепления и формирования здоровья детей в процессе обучения наиболее перспективными являются гуманистические теории и системы воспитания. Так, в «Школе радости» В.А. Сухомлинского и в «Школе жизни» Ш.А. Амонашвили, которые были оценены как «очаги гуманистической педагогической культуры в российском образовании», значительное внимание уделялось здоровью воспитанников. Хрестоматийным стало замечание В.А.Сухомлинского о том, что «примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца врача и учителя».
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов.
В Законе РФ “Об образовании” сказано:
– статья 3: “Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...”
Закон «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения» (ст.28): “ В образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся”.
В Концепции модернизации Российского образования отмечено: “...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся”.
В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Министерством образования РФ проводится работа по введению новых Стандартов с включением здоровьесберегающих технологий. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образование может помочь преодолеть противоречие, заключающееся в несоответствии организационно-педагогических условий возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся и состоянию их здоровья. Внедрение ЗСТ следует проводить по этапам: первый – усвоение понятий о здоровье, второй – оценка эффективности технологоий о здоровье, третий – проведение технологий здоровьесбережения.



Новизна опыта
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Ее главная отличительная особенность приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Сохранение здоровья детей стало возможным сейчас, когда уровень знаний о человеке, его биологической, физиологической, психологической сущности стал достаточно высоким для создания систем диагностики, прогноза и управления состоянием систем организма и их взаимодействием.

Ведущая педагогическая идея.
Главной идеей опыта служит представление здоровья как «единого целого», состоящего из взаимозависимых частей. Схематически эта идея представлена в виде стилизованного цветка, стебель и стержень которого отражает духовный аспект здоровья, а пять лепестков – соответственно физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный и личностный аспекты.
Под физическим аспектом понимаются в первую очередь физиологические процессы, протекающие в организме, под интеллектуальным – то, как усваивается информация, касающаяся здоровья. Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект подразумевает осознание себя как полезной части социума, личностный – осознание себя в качестве самореализующейся личности.

Технология опыта
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для гармоничного развития младших школьников в процессе обучения и формирование навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.
Основными задачами своей работы считаю:
Укрепление физического здоровья учащихся, профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию через физкультминутки, подвижные игры, динамические паузы.
Повышение с помощью средств физической активности умственной работоспособности.
Снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
Принцип ненанесения вреда «No nocere!»
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
Принцип многоаспектного представления о здоровье
Принцип непрерывности и преемственности
Принцип постепенности
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
Принцип отсроченного результата.
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые я изучала:
Физкультминутки на уроках в начальной школе.
Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Различают следующие образовательные здоровьесберегающие технологии:
организационно-педагогические технологии
психолого-педагогические технологии
учебно-воспитательные технологии
социально адаптирующие и личностно развивающие технологии
лечебно-оздоровительные технологии

Здоровьесберегающие технологии (по характеру действия) делятся на:
Защитно-профилактические технологии
Компенсаторно-нейтрализующие технологии
Стимулирующие технологии
Информационно-обучающие технологии.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, я использовала организационно-педагогические технологии (способствующие предотвращению дезадаптационных состояний – переутомления, гиподинамии и т. д.).
В моей педагогической деятельности это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в работе с семьёй (родительский лекторий).
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Для физкультминуток выделяются небольшие перерывы в процессе учебного труда. Тем не менее они носят деятельностный характер, так как в ходе их проведения меняется характер деятельности, происходит переключение, способное предотвратить снижение или несколько повысить уровень оперативной работоспособности. Особенно эффективны физкультминутки в периоды, когда начинает проявляться утомление.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала.
Физкультминутка - лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственного. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем четкий механизм мышления. Отсюда можно сделать вывод: нужны рифмованные упражнения, стихотворения, сказки. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, иногда с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
·         упражнения для формирования правильной  осанки;
·         упражнения для укрепления зрения;
·         упражнения для укрепления мышц кистей рук;
·         упражнения для развития межполушарного взаимодействия
     Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф. Базарным.
Один из способов расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами.
В последние годы,  в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры.
В своей работе я использую материалы библиотеки Сети творческих учителей. Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, окружающего мира, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.
Упражнение для глаз
П.п. - сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо - вверх.
- глаза влево - вверх.
- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
3.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.
Этот комплекс упражнений влияет на глазное яблоко, окологлазные мышцы. Необходимо придерживаться нескольких правил:
- каждое упражнение выполнять не менее 5 раз;
- после выполнения несколько раз моргнуть и для отдыха закрыть глаза;
- упражнение заканчивать прикрыванием глаз ладонями: сидя у стола, локти поставить на книгу, спина прямая;
- глаза прикрываются ладонями, причём сами глаза закрыты, пальцы правой руки лежат на пальцах левой руки, находящихся на лбу.
Гимнастика снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение.
Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.
(Другие упражнения для глаз см. в приложении 1).
Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.
Упражнения для правильной осанки
Эти упражнения помогут укрепить мышцы плечевого пояса, ног, спины, увеличить гибкость фигуры.

1.Кисти к плечам, свести лопатки – вдох, опуская руки –выдох.
2. Руки в стороны, свести лопатки – вдох, опуская руки – выдох.
3. Левую руку вверх, правую в сторону – вдох, опуская руки – выдох. То же с движением вверх правой рукой.
4.Руки назад, отставляя назад левую ногу на носок –вдох, приставляя ногу – выдох. То же, отставляя назад другую ногу.
5. С поворотом туловища влево, кисти к плечам – вдох, опуская руки – выдох. То же в другую сторону.
6. Повернуть туловище влево, руки в стороны – вдох, опуская руки – выдох.
То же в другую сторону.
7. Наклонить туловище влево – вдох, выпрямить – выдох. То же в другую сторону.
8.Наклониться вперёд, руки в стороны – выдох, выпрямиться – вдох.
9. Поставить ноги врозь, кисти в «замок». Имитировать движения дровосека.
(Другие упражнения для формирования правильной осанки см. в приложении 2).
Среди оздоровительных методик восстановления можно выделить игровой стрейчинг. Методика упражнений стрейчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её. Стрейчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения. Упражнения стрейчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. в результате воздействия на позвоночник, органы, мышцы, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Данные упражнения необходимо выполнять в спортзале, т.к. для их выполнения требуется необходимое пространство.
(Виды упражнений см. в приложении 3.).

Развитие мелкой моторики.
Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость. (Виды упражнений см. в приложении 4).
Несомненные плюсы пальчиковой гимнастики в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует центр речи.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвижные игры на переменах, особенно на больших, проводимых на воздухе. Игры – хороший отдых между уроками они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В своей педагогической деятельности я использую такие игры, как «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Удочка», «Воробьи, вороны» и др. Подвижные игры в младших классах необходимо использовать для формирования основных физических качеств, для профилактики простудных заболеваний, закаливающих мероприятий.
Подвижные игры с малой и средней двигательной активностью можно использовать на уроках для снятия статичного напряжения и повышения общего тонуса организма. К таким играм относятся «Карлики, великаны», «Сантики, фантики, лимпопо» и др.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей.  Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни
     (проведение тематических родительских собраний и конференций,
     в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,
     приглашения на классные часы.).
2. Участие в творческих работах (коллаж « Правильное питание», плакат «Мои любимые витамины»).
3.   Организация досуга учащихся (Семейный день отдыха).
Такие мероприятия не только формируют потребность в здоровом образе жизни, но объединяют родителей и детей, формируют положительный климат в семье.
Таким образом, рассмотренные формы здоровьесберегающих технологий позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики - так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить здоровье детей и сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Результативность опыта.
Результатом педагогической деятельности являются изменения в развитии ребёнка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом. Для более глубокого понимания влияния образовательного процесса на показатели здоровья учащихся мной изучены данные состояния здоровья школьников своего  класса на протяжении  последних трёх лет.
В данной диаграмме представлено общее количество пропусков занятий по болезни.



Данные диаграмм показывают положительную динамику в состоянии здоровья школьников. Однако мы видим, что показатель 3 класса превышает показатели 2-го и 4-го классов. Это говорит о необходимости продолжения работы по сохранению и укреплению здоровья, особенно интенсивно в периоды массовой заболеваемости. Возможно, в данных случаях необходимо применять и другие приёмы здоровьесбережения.
Следующие диаграммы показывают динамику физического здоровья детей, подверженных простудным заболеваниям.


Анализ динамики физического здоровья детей группы риска показал, что состояние здоровья во 2-ом классе (по сравнению с 1-ым) улучшилось. У двоих учеников показатель 3-его класса имеет положительную динамику. У одного ученика показатели 2-го и 3-его класса одинаковые.
Таблица показателей состояния здоровья

Критерии
1 класс
2 класс
3 класс

1
Часто и длительно болеющие дети
9 чел
5 чел
7 чел

2
Отклонения в состоянии здоровья:
понижение остроты зрения
нарушение осанки 1ой степени
нарушение осанки 2 степени
сколиоз 1 степени


8 чел
6 чел
6 чел
1 чел


8 чел
5 чел
6 чел
1 чел


5 чел
5 чел
5 чел
0 чел

Таким образом, можно сделать вывод, что экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике позволяют сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся,  вовремя заметить отклонения в показателях здоровья учащихся и своевременно предпринять необходимые шаги для их ликвидации или коррекции. Но вместе с тем, существует ряд проблем (снижение зрения, нарушение осанки, профилактика заболеваний), над которыми ещё предстоит работать.
Состояние здоровья ребёнка напрямую связано с процессом обучения.
Следующие диаграммы показывают качество обученности детей по предметам.





Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Адресная направленность.
Данный опыт могут использовать в своей педагогической деятельности не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники среднего звена, т.к. проблема здоровьесбережения актуальна для любого класса образовательного учреждения. Кроме этого, данный опыт будет полезен и для родителей не только школьников, но и детей дошкольного возраста.









Приложение 1
Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали. Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Бабочка.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Руки за спину, головки назад.
Руки за спину, головки назад.
{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.
{Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?
{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.
{По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.

Игра «Буратино».
Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

Комплекс разминки для глаз 1
Сидеть с закрытыми глазами расслабив мышцы лица 10-15 сек
Выполнить движение глазными яблоками: вправо-вверх, влево –вверх, вправо-вниз, влево-вниз.
Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами лёгкие круговые поглаживающие движения от носа наружу.

Комплекс разминки для глаз 2
Сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15 сек
Не открывая глаз, выполнить круговые движения глазными яблоками, по 2-3 раза в каждую сторону.
С напряжением зажмурить глаза, раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 3-5 раз.

Комплекс для разминки глаз 3
Смотреть вдаль 2-3 сек., перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см и смотреть на него 3-5 сек. Повторить 10-12 раз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6 раз
Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 сек.
Быстрые моргания в течение 15-20 сек.















Приложение 2
Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два, три,четыре.
Три, четыре, раз, два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз, два, три, четыре,
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.

Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)

Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)

Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

















Приложение 3
Упражнение «Зёрнышко»
И.п.- сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.
Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
Руки через стороны опустить вниз.

Упражнение «Собачка»
И.п. – сесть на пятки. Руки в упоре сзади, параллельно бокам. Пальцы рук обращены в противоположную от тела в сторону.
Выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться в данном положении.
Вернуться в Исх. п.

Упражнение «Колечко»
И.п. – встать на колени, руки сзади(«полочкой»)
Медленно наклониться назад, пока голова не коснётся ног. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.

Упражнение «Рыбка»
И.п.- лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч.
Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.

Упражнение «Кошечка»
И.п.- встать на колени, прямые руки поставить на пол на уровне плеч (четвереньки)
Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая кошечка)
Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая кошечка)


Упражнение «Птица»
И.п. – сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной за локти (полочкой)
Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.
Вернуться в исх. пол.
То же повторить в левую сторону.
Вернуться в исх. пол.

Упражнение «Веточка»
И.п.- лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз.
Не сгибая ног в коленях, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться.
Медленно вернуться в исх. пол.

Упражнение «Морская звезда»
И. п. – встать прямо, ноги поставить чуть шире плеч, руки развести в стороны на уровне плеч ладонями вниз.
Медленно наклониться вправо. Не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.
3, 4 Повторить всё в левую сторону.

Упражнение «Маятник»
И.п. – лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны, ладонями вниз.
Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение.
Наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90%
Вернуться в вертикальное положение
Вернуться в исх. пол.
То же проделать с другой ногой.

Упражнение «Хлопушка»
И.п. –сесть в позу прямого угла, руки в упоре за спиной. Согнуть ноги в коленях, прикасаясь пятками к ягодицам.
Поднять вверх правую прямую ногу, вытягивая носок. Правой рукой взять носок правой ноги. Задержаться.
Вернуться в исх. пол.













Приложение 4

Пальчиковая гимнастика
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка, мизинец
Овощи мы собирали, сжимание и разжимание
Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.

Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз - большие
Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются

Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги:
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

«Слоненок» Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

«Зайка и барабан» Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх, они прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

«Семья» Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!

На словах первых двух строчек – поочередное разгибание пальцев из кулачков, начиная с большого пальца. На слова следующих двух строчек – поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять -.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -.
В домик спрятались опять.

«В гости» (Выставляем вверх большие пальцы.)
В гости к пальчику большому
(Соединяем под углом кончики пальцев.)
Приходили прямо к дому
(Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Кулачки стучат друг о дружку.)
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
(Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.)
«Дождик»
Меж еловых мягких лап
(Поглаживаем подушечками пальцев поверхность стола)
Дождик кап-кап-кап.
(Стучим пальцами по столу)
Где сучок давно засох серый мох, мох, мох.
(Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)
Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.
(Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко)
Кто нашёл его, друзья?
(Указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки.)
Это я, я, я!
(Сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его.)

Упражнения для развития мелкой моторики с предметами
1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
2.Расчертить лист бумаги в клетку 2*2см. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам, на каждый ударный слог делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
3.«Клювик» Собрать спички и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними и т.д. (подушечками)
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
4.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.

5.Не слишком тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается больно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

6. Упражнение с горохом или с любой крупой. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.
Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.

7.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательным и средним пальцами встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!
8.Ребенок комкает, начиная с уголка предмет прямоугольной формы (носовой платок, кусок полиэтилена, тетрадный лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в его кулачок.