Пальчиковая гимнастика как способ организации динамической паузы в урочной деятельности.


Методическая разработка
Пальчиковая гимнастика как способ организации динамической паузы в урочной деятельности
Автор разработки: Панова Вера Викторовна

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр на динамической паузе в урочной деятельности.
Задачи проекта:
1. Подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;
2. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
3. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
4. Развивать зрительно-моторные координации.
5. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
7.Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
9 Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
10. Воздействовать на биологически активные точки при помощи самомассажа и системы су джок.
Упражнения рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Методика может применяться как в общеобразовательных классах так и в классах коррекции.
1 Упражнение.
Как в любой спортивной деятельности, так и на физ. минутках начинаем с разминки наших рук (растирание, разминание, встряхивание).
2 Упражнение.
Самомассаж ладоней и пальцев.
Не выпуская ручку, повернуть ладони так что бы она была сверху, а другая - снизу. Ручка находиться в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед - назад, совершая энергичные плавающие движения от начало ладони до кончиков пальцев.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус.
3 Упражнение.
Цепочка - соединяем указательный и большой палец на обеих руках, образуя звенья цепочки и поочередно, всеми пальчиками касаемся большого пальца. Можно усложнять меняя положение рук.

4 Упражнение.
Пианино - руки лежат на столе ладонями вниз, пальцы разведены в стороны. Поочередно поднимаем и опускаем каждый пальчик, затем парные. Можно усложнить поднимая и опуская поочередно каждый пальчик, а крайние дважды.

То же самое можно делать соединив ладони.

5 упражнение.
Крючок - Руки лежат на столе ладонями вниз, поочередно сгибаем и разгибаем пальцы.

6 Упражнение.
Карусель - Руки вытянуты вперед, соединяем большой палец правой руки с мизинцем левой рук, делаем разворот рук на 180 градусов, оставляя одну точку соприкосновения, и снова соединяем пальчики. Можно усложнить упражнение при каждом повороте меняем пальцы касающиеся большого.

7 Упражнение.
Замок - руки сжимаем в замок, ладони вместе. Разжимаем все пальчики, ладони вместе. Поочередно разжимаем пальчики, ладони вместе.

8 упражнение.
Паутина - Руки вытянуты вперед, ладони соединены. Разводим ладони в максимально в стороны, пальцы не разъединяем.

9 упражнение.
Пружинка - берем карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальца. Сжимаем силой пружиня ,как бы желая расплющить. Напряжение мышц при сжатии чередуется с расслаблением. Упражнение делаем правой и левой рукой.

10 упражнение.
Братья - руки вытянуты вперед, ладонями друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечки мизинца левой руки. Либо Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми Пальцами правой руки. Либо подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.

11 Упражнение.
Обруч - берем обычную резиночку для волос, вставляем в нее указательные пальцы, растягиваем и начинаем вращать по и против часовой стрелки. Можно усложнить, при вращении менять пальцы.

12 Упражнение.
Ножницы - надеваем резиночку на указательный и средний палец и разводим их в сторону, затем меняем пальцы. Упражнение делаем с каждым пальчиком на обеих руках.

13 Упражнение.
Бутон - складываем кисть в виде закрытого бутона цветка, надеваем резинку на кончики пальцев и разводим пальчики в стороны, имитируя раскрытие бутона. Упражнение делаем правой и левой рукой.

14 упражнение.
Волна - руки вытянуты вперед, надеваем резиночку на большой палец обеих рук и при помощи остальных пальцев пытаемся переодеть резиночку на следующий палец. Правая рука не может помогать левой.

15 упражнение.
Су - джок - берем мячик су - джок и активно раскатываем его между ладонями, затем верхнюю поверхность кисти, круговые движения подушечками пальцев

16 упражнение.
Колечко - пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним , массируя каждый палей до его покраснения и появления ощущения тепла.

17 Упражнение
Упражнения на расслабление
Руки согнуты в локтях, кисти свободно опущены. Выполняем потряхивание расслабленными кистями. 2-3 раза
Руки подняты вверх. Уронить с последующим покачиванием. 2-3 раза
Пальцы переплетены. Свободные круговые движения расслабленными кистями. 2-3 раза.
Так же не забываем и про дыхательные упражнения - на 5 счетов делаем глубокий вдох и на 5- выдох.3 раза.
на 5 счетов делаем глубокий вдох и на 1-выдох . 2-3 раза.
Для мотивации ребенка выполнять данную гимнастику, необходимо присутствие взрослого, который сможет помочь, указать на ошибки и конечно же похвалить.