Контрольно-обощающий урок по истории Древнего мира Жизнь первобытных людей


Урок 7. Контрольно-обобщающий урок по разделу
«Жизнь первобытных людей»
(Путешествие по карте)
Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей»
Оборудование: историч. карта, карта со станциями, флажки разных цветов (по количеству команд), красные фишки (кружки) за правильные ответы.
I. Организационный момент.II. Объявление темы и задачи урока. Постановка проблемы
Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня.
Каковы черты первобытности или первобытного общества?
А я предлагаю отправиться вам в путешествие по станциям. (Каждому ряду выдаю флажки разных цветов). Каждый ряд теперь команда. Если команда успешно справляется с заданием, то дружно отправляется на следующую станцию. В конце нашего путешествия мы подведем итоги. Та, команда, у которой будет больше всех правильных ответов, получит «пятерки». И каждый ученик, который будет активен в нашем путешествии, будет давать правильные ответы, может получить «5». За каждый правильный ответ я выдаю красные кружки, в конце урока подведем итоги.
Итак, в путь!
III.Путешествие по станциям.1-я станция РАССКАЗКИНО. Представитель каждой команды должен подготовить рассказ. Помогут составить красивый рассказ вопросы-помощники на карточке. Рассказ должен быть связанным. Оценивать его будут другие команды.
Карточки № 4,7,8.
А мы пока готовятся выступающие, все дружно отправляемся на следующую станцию КАРТОВО (учитываю, как правильно вы стоите рядом с картой и как показываете.)
1.Покажите материк, на котором найдены кости и ОТ древнейших людей (Африка)
2.Покажите предполагаемую область прародины человечества (Восточная Африка)
3.Покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)
Следующая станция ТЕРМИНОВО. Каждому ряду я называю термин, а вы даете определение, если ряд дает неправильное определение ход переходит к другому ряду.
-История, орудия труда, родовая община, вождь
-Исторический источник, религия, соседская община, идол
-Всеобщая история, искусство, племя, неравенство
Итак слушаем и оцениваем рассказы. Итоги.
Успешно мы достигли станции ЗАДАЧКИНО. Выдаю каждому ряду по 2 задаче, посовещавшись, должны ответить.
Задача 1.
Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова обозначающие «кремень», «копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».Можно ли на этом основании сделать вывод о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.
Задача 2.
Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот.
Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота.
Задача 3.
Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.
При наличии времени Задача 4.
До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб.
Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей).
Мы на станции КРОССВОРДОВО!
Каждому ряду по кроссворду (Один и тот же). Время. Проверяем.
Итак, мы успешно достигли конечного пути в нашем путешествии станция ПЕРВОБЫТНОСТЬ. Задача, которую мы должны были решить на сегодняшнем уроке –Каковы черты первобытности?
Слушаю ответы учеников.
Подведем итоги:
! В тетради: Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором:
А) люди жили небольшими коллективами и все были равны.
Б) имели общее имущество
В) совместно трудились.IV. Итоги урока, подсчет кружков, выставление оценок. Собираю карточки, кружки.
Домашнее задание: Подумайте, что вас удивило при изучении этой темы, какой из уроков был наиболее интересен? Напишите 2-3 предложения в тетради

Приложения:
КартаЗадач-кино
Терми -ново
Картово
Крос-свордово

Перво-
бытность
Расска-зово


СТАРТ ФИНИШ
Кроссворд
По горизонтали: 1. Первое домашнее животное 2. Толстый слой льда 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой 10. Первый металл, открытый человеком 11. Связанные вместе бревна (для передвижения по воде) 12. Знатный человек, возглавлявший войско 13. Несколько родов
По вертикали: 1. Занятие древних людей 3. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам 5. Участок земли в соседской общине
Памятки для устного ответа
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство?»
Для этого вспомни:
- Как была найдена впервые пещерная живопись?
- Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
- Что обозначает понятие «искусство»?
- Почему древние люди чаще всего изображали животное, которое поразил своим копьем человек?
- Почему в могилы люди клали различные предметы? Сделай вывод.
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?»
Для этого вспомни:
- От кого произошел человек?
- Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
- Чем было покрыто его тело?
- Как выглядит современный человек?
- Сравни условия жизни древнего и современного человека.
- Сравни занятия, орудия труда.
Сделай вывод.
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?»
Для этого вспомни:
- Какой металл первым стал использовать человек?
- Какое это имело значение?
- Почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделай вывод.