Контрольно-обощающий урок по русскому языку для 6 класса Имя прилагательное

Контрольно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Имя прилагательное"



Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме: “Имя прилагательное”.
общая – приобщение учащихся к искусству слова;
конкретная – обобщить и систематизировать знания о синтаксических особенностях имени прилагательного на основе его характеристики как части речи;
образовательная – совершенствовать умение опознавать в речи имена прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении;
развивающая – выявить историческое изменение имён прилагательных; отработать видение лингвистики как единой системы;
воспитательная – формирование умения уместного употребления имён прилагательных в речи для придания ей образности и выразительности.

Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя прилагательное”;
- отработать практическое умение образовывать имена прилагательные;
- формировать умение нахождения прилагательных в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными, находить суффиксы имен прилагательных, образовывать имена прилагательные.

Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:
-работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса;
-работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления,, самостоятельности, памяти, воображения.

Оборудование:
тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы, маршрутные листы, перфокарты, толковый словарь русского языка Ожегова, презентация «Имя прилагательное».

Ход урока:

1. Организация класса
2. Сообщение темы урока и его целей

Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужно представить, что имя прилагательное не просто часть речи, а настоящее государство, в котором действуют свои законы и правила.
Как настоящие путешественники, которые, побывав в какой-нибудь стране, стараются приобрести себе что-нибудь на память, так и мы оставим для себя знания об имени прилагательном, ничего не нарушая, никого не оскорбляя.
Путешествуя по государству “Прилагательное”, мы посетим наиболее достопримечательные места этой части речи. Запишите в тетрадь дату отправления, место (классная работа).

1 задание.
Кто из вас выступит в роли экскурсовода и коротко расскажет историю государства “Прилагательное”?
(Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Начальная форма имен прилагательных – именительный падеж в единственном числе мужского рода. В предложении они обычно бывают определениями, могут быть и сказуемым. Они так же бывают в полной и краткой форме.)

2 задание.
У нас есть дракон, охраняющий одну часть государства: “Разряды имён прилагательных по значению”, и чтобы пройти, нужно правильно распределить имена прилагательные по разрядам.

Белый, лисий, робкий, каменный, холодный, сельский, гусиный, отцов, заячий, каменный, синицын, лесистый.

Докажите, что правильно справились с заданием.
Ответ:
Качественные имена прилагательные: робкий, жаркий, холодный, белый
Относительные имена прилагательные: каменный, апрельский, утренний, лесистый
Притяжательные имена прилагательные: синицын, гусиный, лисий, отцов
(Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени, образуются при помощи суффиксов -н-, -к-, при помощи приставок без-, не-, при-, пре-.
Относительные прилагательные обозначают материал из которого сделан предмет, количество, место нахождения, время, назначение, вес, длину, меру и др. Образуются при помощи суффиксов –ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ист-, -ск-, -еск-.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-нибудь лицу или животному и отвечают на вопросы чей?, чья?, чьи?. Образуются при помощи суффиксов-ов(-ев), -ин(-ын), -ий.)

3 задание.
Сейчас каждый из вас пустится в “одиночное плавание”, умело управляя знаниями орфограммы О-Е после шипящих и Ц. Побеждает мудрейший.

Ежвый, лицвой, пищвой, ключвой, пунцвый, каблучк, хорошго, пальцв, под плащм, чужй, со свечй, с мячм, со свежй рыбой, ручнка, большй.
Ответ.
(В суффиксах прилагательных и существительных и в окончаниях имен прилагательных под ударением после шипящих пишется О, без ударения – Я.)

4 задание.
Для того чтобы справиться с данным заданием, нужно хорошо знать правило о написании одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных. Приготовьте карточки-сигналы.

Масляное пятно, песчаный берег, целинный урожай, тыквенные семечки, глиняный горшок, юный герой, оловянный солдатик, комариный укус, безветренный день, торфяное болото, ветреный юноша, чугунные рельсы, кожаный портфель, соломенная крыша, деревянный стол.

Внимательно прослушайте стихотворение. Обо всех ли случаях написания НН и Н в суффиксах прилагательных расскажет Резеда?
Хоть мы умны не по годам, Румяный Дед-Мороз взмахнет
Не все нам ясно и понятно, Серебряной рукавицей.
А сколько Н писать в АН, ЯН? – Здесь Н одно лишь подойдет,
Нас мучит всех невероятно. А два тут вовсе не годится.

Как ни верти, как ни мудри, А где два НН? Простой ответ:
Но с этим суффиксом при встрече В окне с поверхностью стеклянной,
Сперва внимательно смотри, Где оловянный шпингалет
Какая встретилась часть речи. И подоконник деревянный.

Для прилагательных давно Туман одно имеет Н,
Записано в ученых книжках: Но если город стал туманный,
Когда АН, ЯН, то Н одно, В основе Н и суффикс Н,
И больше никаких излишков. И получается два Н.
Запомни этот случай странный.
(Резеда не сказала об образовании имен прилагательных при помощи суффиксов –онн-(-енн-). В словах с этими суффиксами пишется НН.)
Какое-нибудь незнакомое слово встретилось вам в этом стихотворении? Давайте обратимся к великому старцу Ожегову. (Шпингалет - французское слово. 1. Задвижка для запирания окон, дверей. 2. О маленьком бойком мальчишке (прост.) 1. Эшерм‰, бик. 2. Шаян малай). Сколько значений имеет данное слово? Значит, оно..? Запись слова в тетради.

5 задание.
Физкультминутка.
Все встали. Уже устали. Смотрите, солнце стоит высоко. Потянемся к солнцу. Еще-еще. Посмотрим, не видно ли вдали берегов? (Руку – к глазам: наклоны вправо, влево.)
Держим курс на остров безмолвия. Здесь тихо-тихо. Давайте и мы попробуем. Покажем жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
(Не)ряшливый человек, (не)красивый, а безобразный поступок, (не)настная погода, (не)брежный почерк, далеко (не)удачный ответ, (не)уклюжий малыш, совсем (не)внимательный ученик, (не)добрый взгляд, ничуть (не)трудная задача, (не)лёгкая походка, вовсе (не)интересная книга, ответ (не)удачен;
(НЕ с прилагательными пишется слитно, если слово с НЕ может быть заменено близким по значению словом без НЕ, если слово без НЕ не употребляется.
НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом А, если к прилагательным относятся слова: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не).

6 задание.
Держим курс на неизвестный остров. Но что это за бортом? Бутылка. А в ней послание. Некоторые слова размыло водой. Понятен ли текст? Интересен ли он? Каких слов не хватает? Постарайтесь восстановить текст ближе к авторскому.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, тёплый ветерок!
Здравствуй, миленький дружок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую!

7 задание.
Путешествуя, мы забрели на “островок ошибок”. Прочитайте слова, правильно ли они записаны? О какой категории имени прилагательного нужно помнить, чтобы исправить неверно записанные слова? Записать в исправленном виде.

Дешевше, здоровше, мягше, красивше, тяжельше, крепше, легшее, громше, слабше, громчее, хужее.
(Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени. Образуется при помощи суффиксов –ее(-ей), -е, -ок (-ек), -к-, -ше, слов более, менее.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. Образуется при помощи суффиксов -айш-, -ейш-, приставки наи- и суффикса -ш-, от других основ, слов самый, наиболее, наименее всех (лучше всех);

8 задание.
Приближается гроза. Надо место, где можно укрыться от дождя. Давайте всем миром построим себе жилище. Дом, можно и шалашик. Поможет нам Сюмбел.
Поставьте перфокарты на листок бумаги и начали Отмечаем сложные имена прилагательные, которые пишутся через дефис.
Вам предлагается вспомнить правило написания таких слов и выполнить задание.



----------------





----------------

----------------


----------------
--------
--------
--------
----------------


--------
--------
--------


------
----



------
----

------
----



------
----

------
----



------
----

------
--
--------
--------
--------
---
--


--
--------
--------
--------
---
--

1. Сельскохозяйственный, пароходный, журнально-газетный, вертолетный, древнерусский;
2. Водопроводный, северо-западный, вагоноремонтный, садово-огородный, белокаменный;
3. Алма-атинский, горько-соленый, русско-татарский, черно-бурый, дозорно-сторожевой;
4. Желтовато-красный, многонациональный, полноводный, пятиэтажный, археолого-архитектурный;
5. Русско-французский, вагоноремонтный, белокаменный, двухголовый, мясо-молочный;
6. Физико-математический, прошлогодний, многолюдный, конноспортивный, темно-каштановый;
7. Белорусско-болгарский, учебно-воспитательный, добродушно-хитрый, официально-деловой, иссык-кульский.
(Сложные имена прилагательные образуются путем сложения основ. Они могут писаться через дефис (если обозначает оттенки цветов, образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис, образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно поставить союз И) и слитно (если образованы на основе подчинительного сочетания слов).

9 задание.

Молодцы, хороший дом построили! Давайте в спокойной обстановке выполним тестовые задания по теме. Удачи вам!




Тест «Имя прилагательное»
7 класс

1. Найдите верный ответ
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает
А) признак предмета.
Б) предмет
В) действие предмета
Г) признак как предмет
2. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.
А) самый быстрый
Б) красивейший В) ярче
Г) более легкий
3. Укажите относительное прилагательное
А) лисий след
Б) знакомый человек В) железная дверь
Г) сестрина книга
4. В каком из указанных случаев не - приставка
А) (не) взрачный кустарник
Б) (не) знакомый маршрут
В) (не) здоровый, а больной человек
Г) дом (не) большой, а маленький
5. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н
А) листв..ый лес
Б) глиня..ый сосуд
В) деревя..ый дом
Г) подли..ая правда
6. Укажите прилагательное с суффиксом – ов-
А) плюш..вый
Б) ситц..вый
В) ключ..вой
Г) свинц..вый
7. Найдите прилагательное, которое пишется слитно
А) (юго) западный
Б) (ярко) красный
В) (средне) вековый
Г) (научно) фантастический.


Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока: «Что дают человеку знания об имени прилагательном?» Кто хочет ответить на этот вопрос? Можно прочитать на компьютере. Значит, имя прилагательное надо знать, имя прилагательное надо понимать!



Ход урока.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

Вхождение в систему: определение темы и цели урока

На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужно представить, что имя прилагательное не просто часть речи, а настоящее государство, в котором действуют свои законы и правила.
Как настоящие путешественники, которые, побывав в какой-нибудь стране, стараются приобрести себе что-нибудь на память, так и мы оставим для себя знания об имени прилагательном, ничего не нарушая, никого не оскорбляя.
Путешествуя по государству “Прилагательное”, мы посетим наиболее достопримечательные места этой части речи. Запишите в тетрадь дату отправления, место (классная работа).





















Дети делают записи в рабочих тетрадях.























На доске число, классная работа и тема записаны заранее учителем.


Повторение ранее изученного материала

Кто из вас выступит в роли экскурсовода и коротко расскажет историю государства “Прилагательное”?

Кто-то из учащихся дает определение имени прилагательного:
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Начальная форма имен прилагательных – именительный падеж в единственном числе мужского рода. В предложении они обычно бывают определениями, могут быть и сказуемым. Они так же бывают в полной и краткой форме


У нас есть дракон, охраняющий одну часть государства: “Разряды имён прилагательных по значению”, и чтобы пройти, нужно правильно распределить имена прилагательные по разрядам.

Учащиеся распределяют имена прилагательные по разрядам, доказывают, что правильно справились с заданием:
Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени, образуются при помощи суффиксов -н-, -к-, при помощи приставок без-, не-, при-, пре-.
Относительные прилагательные обозначают материал из которого сделан предмет, количество, место нахождения, время, назначение, вес, длину, меру и др. Образуются при помощи суффиксов –ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ист-, -ск-, -еск-.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-нибудь лицу или животному и отвечают на вопросы чей?, чья?, чьи?. Образуются при помощи суффиксов-ов(-ев), -ин(-ын), -ий.


Слайд 4

Слайд 5

Сейчас каждый из вас пустится в “одиночное плавание”, умело управляя знаниями орфограммы О-Е после шипящих и Ц. Побеждает мудрейший.

Учащиеся выполняют задание, опираясь на правило: в суффиксах прилагательных и существительных и в окончаниях имен прилагательных под ударением после шипящих пишется О, без ударения – Я.

Слайд 6


Для того чтобы справиться со следующим заданием, нужно хорошо знать правило о написании одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных. Приготовьте карточки-сигналы.
Внимательно прослушайте стихотворение. Обо всех ли случаях написания НН и Н в суффиксах прилагательных расскажет ?

























Какое-нибудь незнакомое слово встретилось вам в этом стихотворении? Давайте обратимся к великому старцу Ожегову.

Сколько значений имеет данное слово? Значит, оно..?
Один из учеников рассказывает стихотворение.

Хоть мы умны не по годам,
Не все нам ясно и понятно,
А сколько Н писать в АН, ЯН?
Нас мучит всех невероятно.

Как ни верти, как ни мудри,
Но с этим суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри,
Какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно
Записано в ученых книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно,
И больше никаких излишков.

Румяный Дед-Мороз взмахнет
Серебряной рукавицей.
Здесь Н одно лишь подойдет,
А два тут вовсе не годится.

А где два НН? Простой ответ:
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.

Туман одно имеет Н,
Но если город стал туманный,
В основе Н и суффикс Н,
И получается два Н.
Запомни этот случай странный.

Ученик: не сказал об образовании имен прилагательных при помощи суффиксов –онн-(-енн-). В словах с этими суффиксами пишется НН.)

(Шпингалет - французское слово. 1. Задвижка для запирания окон, дверей. 2. О маленьком бойком мальчишке (прост.) 1. Эшерм‰, бик. 2. Шаян малай).

Это слово многозначное.
Учащиеся записывают слово в тетрадь для словарных работ.









































Перед каждым учеником «Толковый словарь русского языка» Ожегова

Физкультминутка.
Все встали. Уже устали. Смотрите, солнце стоит высоко. Потянемся к солнцу. Еще-еще. Посмотрим, не видно ли вдали берегов? (Руку – к глазам: наклоны вправо, влево.)
Держим курс на остров безмолвия. Здесь тихо-тихо. Давайте и мы попробуем. Покажем жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
Учитель читает словосочетания: (Не)ряшливый человек, (не)красивый, а безобразный поступок, (не)настная погода, (не)брежный почерк, далеко (не)удачный ответ, (не)уклюжий малыш, совсем (не)внимательный ученик, (не)добрый взгляд, ничуть (не)трудная задача, (не)лёгкая походка, вовсе (не)интересная книга, ответ (не)удачен;

















Учащиеся показывают жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
После физкультминутки проговаривают правило: НЕ с прилагательными пишется слитно, если слово с НЕ может быть заменено близким по значению словом без НЕ, если слово без НЕ не употребляется.
НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом А, если к прилагательным относятся слова: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.



Держим курс на неизвестный остров. Но что это за бортом? Бутылка. А в ней послание. Некоторые слова размыло водой. Понятен ли текст? Интересен ли он? Каких слов не хватает? Постарайтесь восстановить текст ближе к авторскому.


Учащиеся восстанавливают текст, называют прилагательные.


Слайд 8, 9

Путешествуя, мы забрели на “островок ошибок”. Прочитайте слова, правильно ли они записаны? О какой категории имени прилагательного нужно помнить, чтобы исправить неверно записанные слова? Записать в исправленном виде.










Учащиеся вспоминают правило: Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени. Образуется при помощи суффиксов –ее(-ей), -е, -ок (-ек), -к-, -ше, слов более, менее.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. Образуется при помощи суффиксов -айш-, -ейш-, приставки наи- и суффикса -ш-, от других основ, слов самый, наиболее, наименее всех (лучше всех);




















Слайд 10


Приближается гроза. Надо место, где можно укрыться от дождя. Давайте всем миром построим себе жилище. Дом, можно и шалашик. Поможет нам ...
Поставьте перфокарты на листок бумаги и начали Отмечаем сложные имена прилагательные, которые пишутся через дефис.
Вам предлагается вспомнить правило написания таких слов и выполнить задание.

Заранее подготовленный ученик читает слова на правило: Сложные имена прилагательные образуются путем сложения основ. Они могут писаться через дефис (если обозначает оттенки цветов, образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис, образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно поставить союз И) и слитно (если образованы на основе подчинительного сочетания слов.
1. Сельскохозяйственный, пароходный, журнально-газетный, вертолетный, древнерусский;
2. Водопроводный, северо-западный, вагоноремонтный, садово-огородный, белокаменный;
3. Алма-атинский, горько-соленый, русско-татарский, черно-бурый, дозорно-сторожевой;
4. Желтовато-красный, многонациональный, полноводный, пятиэтажный, археолого-архитектурный;
5. Русско-французский, вагоноремонтный, белокаменный, двухголовый, мясо-молочный;
6. Физико-математический, прошлогодний, многолюдный, конноспортивный, темно-каштановый;
7. Белорусско-болгарский, учебно-воспитательный, добродушно-хитрый, официально-деловой, иссык-кульский.



Если ученик правильно выполнит задание, то он должен «построить» такой домик:




----------------





----------------

----------------


----------------
--------
--------
--------
----------------


--------
--------
--------


------
----



------
----

------
----



------
----

------
----



------
----









------
--
--------
--------
--------
---
--


--
--------
--------
--------
---
--





Молодцы, хороший дом построили! Давайте в спокойной обстановке выполним тестовые задания по теме. Удачи вам!

Учащиеся выполняют тестовые задания.






Рефлексия

Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока: «Что дают человеку знания об имени прилагательном?» Кто хочет ответить на этот вопрос? Можно прочитать на компьютере.
Значит, имя прилагательное надо знать, имя прилагательное надо понимать!



Слайд 11


Домашнее задание







15