План урока по праву на тему Отрасли Российского права (8 класс)


Методическая разработка урока права в 8 классе «ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА».
Автор: Гриненкова Татьяна Николаевна, учитель права
Организация: МБОУ Лицей № 7
Населенный пункт: город Саяногорск

ЦЕЛЬ УРОКА
углубить представления школьников о системе права
помочь им ориентироваться в основных отраслях российского права
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
проблемный
частично- поисковый
ПЛАН УРОКА
Организационный момент.
Повторение материала «Структура нормы права».
Объяснение нового материала с помощью опорных схем, учебника стр.20-21, работая с понятиями темы, основываясь на знаниях учеников по праву. (Схемы прилагаются)
Закрепление материала с помощью решения правовых задач.
6.Итог урока, выставление оценок.
Повторение пройденного материала:
Что такое система права. Из каких элементов она состоит? (Это внутренняя организация права, которая обеспечивает его единство и непротиворечивость. Элементы: норма права и отрасль права).Что такое правовая норма? Из каких частей она состоит? (Это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, охраняемое государством. Гипотеза, диспозиция, санкция).Дайте характеристику элементам нормы права и приведите примеры?
Домашняя работа: Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Если собственник будет лишен своего имущества без решения суда. То виновное лицо при достижении ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей.
Изучение нового материала:
1этап - Определение темы урока.
1.Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
( «Структура нормы права», «Норма права»).
2. Какое понятие является главным в этой теме.
( «Право»)
3. Задание: за одну минуту написать не менее 10 терминов по теме «право»
(правонарушение, закон, мораль, уголовное право, семейное право, Конституция, уголовное право, и т. д. 4. Попробуйте систематизировать те термины, которые вы написали.
(систематизируются понятия отраслей права)
Озаглавьте этот ряд терминов.
(отрасли права).
Какова тема сегодняшнего урока
Тема сегодняшнего урока «ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА»
Подумайте, какова цель нашего занятия.(Ученики определяют цель занятия, учитель уточняет ответы)
2 этап
Объяснение материала с помощью опорных схем, работая с понятиями темы, основываясь на знания учащихся по праву.
Отрасль права – совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Деление норм права по отраслям происходит в зависимости от вида общественных отношений (семейные, трудовые и т.д.). Этот критерий называют предметом правового регулирования (то на что направлено действие норм). Предмет правового регулирования определяет, какой именно вид общественных отношений регулирует та или иная отрасль права.
Следующий критерий, который положен в основу деления правовых норм – метод правового регулирования, т.е. способ воздействи на конкретную сферу отношений (показывает как возникают права и обязанности, имеют ли участники права и обязанности).
Выделяют два основных метода:
Диспозитивный (автономный) – устанавливая права и обязанности субъектов предоставляет им возможность выбора варианта поведения.
Императивный (категоричный) - основан на подчинении, субординации.
546100-93980 ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО
00 ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО
ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА


2606040100965
ПРАВО ЗАКОН
44329355397500
252793450165
СИСТЕМА ПРАВА
(Внутреннее строение права)
- отрасли
- подотрасли- институты
НОРМЫ ПРАВА
(регулируют правоотношения)
ОТРАСЛЬ ПРАВА
(Совокупность норм права,регулирующих однородные общественные отношения)
2286000615950029718006159500
Материальные отрасли права Процессуальные отрасли права
(регулируют права (объединяют нормы права,и обязанности участников) которые регулируют отношения, возникающие
- конституционное в судебном процессе)
- административное - административно - процессуальное
- предпринимательское - уголовно-процессуальное
- гражданское - гражданско-процессуальное
- уголовное - др.
- семейное и др.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – определяет, какими основными правами
и свободами обладает человек и какие обязанности в этой связи возлагаются
на государство.
ТРУДОВОЕ ПРАВО - устанавливает права и обязанности
работника и работодателя.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО - регулирует взаимные права и обязанности
супругов, родителей, детей.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - регулирует главным образом имущественные отношения между гражданами,
организациями, а также личные неимущественные отношения.
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - расписано, каким образом
должно проходить привлечение
правонарушителя к административной ответственности.
ГРАЖДАНСКО-
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - регулирует порядок рассмотрения
судом гражданских дел ( допрос свидетелей , составление протокола , сроки для обращения в суд с жалобой и т.д.)


УГОЛОВНО-
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - нормы, регулирующие права и обязанности
подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей
защитников, сроки заключения под стражу,
порядок допроса, очной ставки и т. д.
Задача 1
Двое старшеклассников переходили улицу, как положено на зеленый свет светофора и, оказавшись на середине дороги, решили перебежать ее, несмотря на то, что светофор переключился на красный. Водитель «Жигулей», ехавший быстрее положенной скорости, резко затормозил, и его вынесло на встречную полосу, по которой шел автобус. Шофер автобуса, отвлеченный перебранкой в салоне, вызванной дебошем пьяного хулигана, на мгновение переключил внимание, и машины столкнулись. К счастью никто не пострадал. Тем не менее виновные в дорожно-транспортном происшествии были привлечены к ответственности.
Задача 2
Какими нормами российского права будут регулироваться нижеприведенные действия:
а)ученик 11 класса поздним вечером на улице приставал к прохожим, грубо и нецензурно выражался;
б)16-летний К. пришел в сбербанк, чтобы заключить договор банковского вклада, т.е. положить деньги на депозитный счет;
в)18-летняя работница одного из государственных учреждений во время обеденного перерыва отлучилась с места работы;
г)гражданин С. Позвонил в квартиру пожилого человека и, угрожая пистолетом, заставил его отдать дорогостоящую картину?
Задача 3
Ночной клуб опубликовал объявление с приглашением на работу в летнее время в качестве официанток молодых девушек в возрасте 16-17 лет. При этом гарантировалась высокая оплата труда.
Домашнее задание: §2 стр. 21-23, задания для самостоятельной работы № 1-5 на стр.25
Список литературы:
Володина С.И., Спасска В.В., Полиевктова А.М. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классы общеобразовательных учреждений. – М., 2014г.
Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»