Программа эколого-туристической экспедиции на 2014-2015 уч.г


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Натора
Программа школьной эколого-туристической экспедиции
на лето – 2015 год
Натора, 2015
Общество озабочено проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Экологические проблемы можно решить только с участием каждого из нас. Поэтому экологические взгляды и поведение нужно начинать прививать с ранних лет. Неплохие результаты даёт обучение вопросам экологии на уроках и внеклассных мероприятиях. Ещё больший эффект получается от экскурсий, походов, экспедиций и лагерей экологической направленности.
Одной из эффективных форм работы по изучению биологии является вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Ведь часто в школах уроки природоведения, биологии, экологии ограничиваются стенами классной комнаты. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображённых на картинках, но не знают их в природе. А входе научно-исследовательской деятельности происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических и биологических вопросов.
Таким образом, основной целью данной деятельности является выработка и развитие у ребят современной, экологически ориентированной системы ценностей, ответственного и компетентного подхода к изучению окружающей природы.
Цели:
- сформировать у детей экологическое сознание;
- внести посильный вклад в сохранении природы.
Задачи:
- привить навыки экологического поведения и природоохранной деятельности;
- видеть и ценить прекрасное в окружающем мире;
- изучать природные и краеведческие особенности родного края;
- организовать активный летний отдых за счёт круглосуточного пребывания на природе;
- укрепить здоровье, закалиться, привить навыки личной гигиены;
- применить на практике знания, полученные в курсе «ОБЖ»;
- приобщиться к самостоятельности;
- познакомиться с флорой и фауной нашей местности;
- воспитывать патриотизм путём изучения родного края.
Ведущие принципы:
- личностно-ориентированный подход;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- понимание ценности каждого природного организма;
- организация экологического воспитания в условиях палаточного лагеря и жизни в лесу.
Участники похода
Программа ориентирована на учащихся 5-9 классов. Продолжительность похода 5 дней. Количество детей 15 человек.

Время и место проведения
Экспедиция будет проходить в июне (ориентировочно от 10 до 15 июня в зависимости от погодных условий).
Условия жизни в походе
Быт и условия проживания в походе очень простые. Живут дети в палатках. На пол стелются ватные маты. Имеются спальные мешки. Пища готовится на костре в котелках. Дети готовят сами пищу под руководством вожатых. Еда простая, калорийная, полезная.
В ходе работы предусматривается практическое обучение учащихся к навыкам ориентирования, оказания первой помощи, обустройства базы и зон отдыха, установки палаток, разжигания костров разного вида.
Распорядок дня
700 – 800 – Подъём, утренняя зарядка, туалет
800 – 900 – Завтрак
900 – 1300 – Экскурсии, практические занятия, познавательные и спортивные игры
1300 – 1400 – Обед, отдых
1400 – 1800 – Экскурсии, походы, викторины, спортивные игры
1600 – Полдник
1800 – 1900 – Ужин
1900 – 2200 – Отдых, спортивные игры, викторины, песни у костра
2200 – Отбой
Кадровое и методическое обеспечение
В экспедиции задействованы 2 учителя. Тимофеева О.В. – руководитель экспедиции, Дьячковская С.В. – воспитатель (учитель биологии и химии)
Распределение обязанностей:
Тимофеева О.В. – (начальник экспедиции) – спортивная деятельность, природоохранная. Проведение инструктажей по Т. Б. и оформление журнала по Т. Б. Съёмка на фотокамеру. Культурная программа (песни у костра под гитару)..Дьячковская С.В. – (воспитатель) – организация экскурсий и походов, знакомство с представителями флоры и фауны, краеведческим материалом. Природоохранная деятельность. Съёмка на фотокамеру
Имеются инструктажи по Т. Б. в походе, осторожному обращению с опасными и ядовитыми животными, клещами. Краеведческий материал биологии и истории родного края.
Содержание деятельности и ожидаемые результаты.

а) Подготовительный этап
- Создание программы экологического похода;
- Разработка маршрута;
- Обеспечение необходимым оборудованием, инвентарём и материалом;
- Получение участниками экспедиции необходимых знаний и навыков;
- Работа с родителями (получение разрешения на экспедицию).
- Приобретение продуктов питания;
- Проведение с учащимися инструктажей по технике безопасности
- Нахождение дежурного транспорта для экстренной эвакуации.
Основные направления деятельности и ожидаемые результаты
Направления деятельности Формы работы Ожидаемый результат
Познавательная Экскурсии, походы.
Рассказы о представителях флоры и фауны.
Беседы о правилах поведения в природе.
Знакомство с краеведческим материалом нашей местности. Практические занятия с компасом и картами. Интеллектуально-познавательные игры и викторины. Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков.
Формирование убеждений беречь и охранять природу.
Расширение кругозора
Трудовая Заготовка дров для костра из сухостоя и валежника.
Установка палаток.
Дежурство по кухне.
Уборка территории лагеря. Постройка скамеек для отдыха из сухостоя около водоёмов. Приобретение трудовых навыков.
Ответственность за поручения.
Формирование экологической культуры.
Спортивная Зарядка.
Спортивные игры.
Экскурсии и походы.
Воздушные и солнечные ванны. Укрепление здоровья детей.
Пропаганда здорового образа жизни.
Природоохранная Очистка берегов водоёмов, родника и опушки леса от мусора.
Уборка остатков летних пастбищ Улучшение экологического состояния окружающей среды.
Диагностическая Диагностический тест по экологии. Получение информации о экологическом сознании детей.
Виды отчётности.
- Создание альбома экологических операций;
- Создание презентации о походе;